Шпаргалка по "Конституционной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 10:58, шпаргалка

Описание работы

1.1.Понятие конституционной экономики, структура курса.
Конституционная экономика — научное направление, изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве.
Термин «конституционнаяэкономика» имеет четыре значения: отрасль действующего права, раздел экономики,комплексная наука, учебная дисциплина. Как отрасль права она представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм, которые содержаться в различных правовых актах...

Содержание работы

1. Понятие конституционной экономики, структура курса.
2. Этимология понятий «конституция» и«экономика».
3. Особенности конституционной экономики.
4. Библейская доктрина разделения властей.
5. Флорентийская модель разделения властей.
6. Американская доктрина разделения властей.
7. Модели разделения властей в современном мире.
8. Разделение властей по конституции Российской Федерации.
9. Проблемы собственности в трудах учёных античного мира.
10. Теория собственности в системе взглядов представителей различных экономических направлений. Марксистский взгляд на собственность.
11. Современные концепции собственности.
12. Юридическое и экономическое понятие собственности.
13. Права собственности. Теория прав собственности.
14. Экономические формы собственности.
15. Национализация. Приватизация.
16. Конституционная регламентация вопросов собственности.
17. Налоги и налогообложение: основные понятия.
18. Классификации налогов.
19. Основные налоговые теории и их современные интерпретации.
20. Роль налоговой системы и финансов государства в регулировании экономики.
21. Налоги и налогообложение в конституциях разных стран.
22. Нормы налогообложения в конституции РФ.

Файлы: 1 файл

Конституционная экономика.doc

— 1.38 Мб (Скачать файл)

- учета подчиненности  (подведомственности)предприятий, организаций и учреждений при формировании расходов каждого бюджета;

- учета воздействия  (значения) бюджетных мероприятий  на развитие государства и экономики;

- минимальной  бюджетной обеспеченности.

Суть бюджетного кризиса отчетливо прослеживается по динамике показателя, характеризующего долю государства в валовом продукте. На протяжении90-х гг. происходило сокращение доли доходов консолидированного бюджета в ВВП,которая достигла минимума в 34,4% в 1996 г. (34,9% в 1997-м) против 40,4% в 1992-м;соответствующие данные по расходам составили 42,0% (43,5%) против 51,3%. Причем сокращение бюджетного дефицита с 25 до 7— 8% ВВП отнюдь не свидетельствовало об ослаблении бюджетного кризиса;поскольку в 1996—1997 гг. правительство отказалось от эмиссионного источника пополнения своих доходов. Это с особой остротой проявилось в условиях финансового кризиса 1998 г., когда правительство вновь обратилось к эмиссионным источникам финансирования расходов.

Попытка решить проблемы с помощью выпуска государственных ценных бумаг лишь на какое-то время стабилизировала ситуацию (в 1995—1996 гг.),после чего неизбежно должен был последовать новый виток кризиса. Повысить уровень собираемости налогов оказалось невозможным без усиления государства, а государство не могло укрепиться без улучшения ситуации с собираемостью налогов. Теоретически разорвать порочный круг можно двумя способами: или повысить собираемость налогов до уровня,обеспечивающего выполнение бюджетных обязательств, или снизить обязательства до уровня, соответствующего реальным возможностям по сбору налогов. Первым путем пытались идти правительства В.С. Черномырдина — А.Б.Чубайса и СВ. Кириенко в 1997—1998 гг. Второй путь фактически избрало осенью 1998 г. правительство Е.М.Примакова, которому удалось лишь минимально увеличить номинальные бюджетные расходы при резком их обесценении.

Опыт многих стран свидетельствует, что бюджетная  стабилизация сама приносит политические дивиденды. Лидеры могут наращивать свою популярность по мере достижения финансовой стабильности, несмотря на сопровождающие ее тяготы. Именно это и произошло в России в 1999—2000 гг.: напуганные финансовым кризисом граждане были готовы поддержать ответственную финансовую политику. Это объясняет, почему снижение реальной зарплаты сопровождалось в тот период ростом популярности лидеров.

В свою очередь, укрепление политической власти имело  важные последствия для финансовой системы страны. Ряд регионов России, получивших в период крайнего ослабления федеральной власти существенные преимущества в области налоговой политики, был вынужден заявить о своей готовности отказаться от привилегий.

Конституционная экономика обязывает авторов экономических решений не только учитывать при их принятии конституционные принципы и нормы, но и налагает определенные ограничения при принятии и толковании конституционных принципов и норм с точки зрения реальных экономических возможностей при их применении.

Принятие  конституционных норм, которые не вполне обеспечены экономическими ресурсами в момент принятия, в принципе, является нормальным с точки зрения конституционного права, поскольку принятие последующих законодательных и подзаконных актов определяется уровнем экономических возможностей по реализации конституционных прав.

При этом очевидно, что улучшение общих экономических  возможностей государства ведет в первую очередь к расширению реализации конституционных прав.

Кроме того, крайне важен принцип прозрачности(транспарентности)при принятии решений и изменении законодательных актов, реализующих основные конституционные права.

В Бюджетном  послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2002 год» отмечалось, что бюджеты субъектов РФ перегружены обременениями, возложенными на них федеральным законом без предоставления источников финансирования («нефинансируемые федеральные мандаты»). В связи с этим в 2002 г. предлагалось отменить действия законодательных норм, не обеспеченных источниками финансирования, а также предоставление субъектам РФ целевой финансовой помощи на реализацию федеральных законов социальной направленности.

Без преувеличения  можно утверждать, что данная мера, предусмотренная в Бюджетном послании, является примером высокой эффективности Определения КС РФ от 18 апреля 2000 г. № 98-0 и достойного для подражания образца того, как должны реализовываться правовые позиции Конституционного Суда РФ.

Заключая  вопрос о бюджетной системе и  бюджетной политике в России, следует особо подчеркнуть необходимость их приведения в соответствие с требованиями конституционной экономики с учетом не только экономической, но и социальной и политической значимости этих вопросов.

Резюме по теме

Несмотря  на уменьшение роли государства во многих сферах современной рыночной экономики, оно вынуждено расходовать  все большие средства на социальную сферу, науку и культуру. В результате перераспределяемая через госбюджет доля ВВП, резко увеличившаяся в предвоенные и военные годы,т.е. в период социально-политических потрясений, продолжала расти и в послевоенные десятилетия, несмотря на экономическую, социальную и политическую стабилизацию во всех странах с развитой рыночной экономикой.

7.1. Особенности кредитной системы России

В России, как и в  большинстве других стран мира, действует  двухуровневая кредитная система: Центральный банк — банковские институты и небанковские кредитные организации. Центральный банк РФ (БанкРоссии, Центробанк, ЦБ РФ) является эмиссионным центром страны, обладает монопольным правом выпуска в обращение и изъятия из него наличных денежных знаков в форме банкнот и монет. В качестве банка банков он предоставляет централизованные кредиты коммерческим банкам, является главным банкиром Правительства РФ,выполняет функции управляющего золотовалютными резервами, осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета (прежде всего организацию через свои управления и отделения приема бюджетных платежей в регионах и на местах) и проч.

Коммерческие банки  являются основой кредитной системы России. Некоторые из них возникли на базе ранее функционировавших специализированных государственных банков, имевших устойчивое финансовое положение и обладавших разветвленной сетью филиалов(Сбербанк, Мосбизнесбанк, Промстройбанк и др.), другие создавались практически«с нуля».

В России уже сложилась  кредитная система, отличная от двух основных мировых моделей:американской и немецкой. В стране действуют  универсальные банки (этим она отличается от американской модели), а также  функционирует достаточно развитый сектор специализированных кредитных организаций (этим она отличается от немецкой модели).

7.2. Банковская система России: основные понятия, история развития

Слово "банк" происходит от латинского"банко", что означает лавка, скамья или конторка, за которой меняла оказывал свои услуги.

С древнейших времен потребности общественной жизни  заставляли людей заниматься посреднической деятельностью во взаимных платежах,связанных с обращением монет, различных по весу и содержанию драгоценных металлов. Во многих источниках, дошедших до нас, можно встретить данные о вавилонских банкирах, принимавших процентные вклады (Вклад -денежные средства, внесенные вкладчиком в банк под определенный процент) и выдававших ссуды под письменные обязательства и под залог различных ценностей.Еще в VIII веке до н.э. Вавилонский банк принимал вклады,платил по ним проценты, выдавал ссуды и даже выпускал банковские билеты. В Вавилоне зародилось ростовщичество и меняльное дело.

Корни российских банков уходят в эпоху Великого Новгорода(XII-XVb.b.). Уже в то время выдавались кредиты под залог, принимались денежные вклады. Кредит -денежные средства, которые кредитор (чаще всего банк) предоставляет заемщику, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Кредит выдается на основании письменного договора.

Залог - это имущество, из стоимости которого в случае неисполнения обязательства(например, когда не возвращен кредит или не выплачены проценты по нему) кредитор может получить причитающиеся ему денежные средства.

До 1861 г. банковская система страны была представлена в  основном дворянскими банками и банкирскими фирмами.Первые кредитовали помещиков под залог их имений, вторые - промышленность и торговлю. Процветало ростовщичество, функционировал фондовый рынок. (Фондовый рынок -рынок ценных бумаг. Ценная бумага -документ, удостоверяющий имущественные и неимущественные права (акция, государственная облигация, корпоративная облигация, депозитный сертификат, вексель).Правительственные займы начали обращаться на российской фондовом рынке в 1820 г., а в 1827 г. впервые предметом биржевой торговли стали акции. Заем -получение в собственность денег или других вещей, которые необходимо вернуть в срок (такую же сумму денег или равное количество вещей такого же рода и качества), обычно необходимо также выплатить определенный процент. Акция - ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом.

Акция удостоверяет право ее владельца (акционера) на получение дивидендов и части имущества общества в случае его ликвидации, а также иные права в зависимости от типа акции (владелец обыкновенной акции также участвует в общих собраниях акционеров с правом голоса, а привилегированнаяакция всегда гарантирует владельцу приоритетное получение дивидендов по сравнению с владельцами обыкновенных акций, однако не предоставляет ему права голоса.

Биржевая торговля - торговля различными товарами(ценными бумагами, зерном, сахаром и т.д.),осуществляемая в специальном месте (на бирже), где торги проводятся по установленным правилам на основе принципов гласности и публичности.

После отмены крепостного права (после 1861 г) банковская система начала бурно развиваться.Был создан Государственный банк, возникли общества взаимного кредита. В 1914-1917 гг. кредитная система России включала:

- Государственный банк,

- коммерческие банки,

- страховые компании,

- общества взаимного кредита, городские общественные банки, учреждения 
ипотечного кредита,кредитные кооперативы, сберегательные кассы, ломбарды.

Ведущая роль принадлежала Государственному банку и акционерным  коммерческим банкам.Общества взаимного кредита и городские общественные банки осуществляли кредитование средней и мелкой торгово-промышленной буржуазии. В состав учреждений ипотечного кредита входили два государственных земельных банка (Крестьянский поземельный и Дворянский поземельный), 10 акционерных земельных банков, губернских и городских кредитных обществ. Земельные банки предоставляли преимущественно долгосрочные кредиты помещикам и зажиточным крестьянам. Губернские и городские кредитные общества выдавали ссуды под залог земли и городской недвижимости. Сберегательные кассы, будучи государственными учреждениями,использовали вклады для вложений в государственные ценные бумаги. Деятельность ломбардов, выдававших ссуды под залогвещей, носила ростовщический характер.

В 1917 г. в результате национализации были конфискованы акционерные  капиталы частных банков. Они перешли в государственную собственность, образовалась государственнаямонополия на банковское дело, произошло слияние бывших частных банков и Госбанка России в единый общегосударственный банк РСФСР, ликвидированы ипотечные банки и кредитные учреждения, обслуживающие мелкую и среднюю буржуазию,запрещены операции с ценными бумагами.

В результате национализации сложилась банковская система, основанная на следующих принципах: государственная монополия на банковское дело (все кредитные учрежденияпринадлежали государству), слияние всех кредитных учреждений в единый общегосударственный банк, где был сосредоточен весь денежный оборот страны.

В период НЭПа (НЭП - новаяэкономическая политика) вместе с развитием товарных отношений и рынка произошло частичное возрождение кредитной системы, существовавшей до Октябрьской революции. Она была представлена двумя уровнями: Госбанком в качестве центрального банка и довольно разветвленной сетью акционерных коммерческих банков, кооперативных коммунальных банков, сельхозбанков, кредитных кооперативов,обществами взаимного кредита, сберегательными кассами.

В 30-е годы произошла реорганизация кредитной системы, следствием которой стали ее укрупнение и централизация, то есть все существовавшие до этого банки и другие кредитные организации были слиты в несколько банков. По существу, остался один уровень,включавший Госбанк, Строительный банк, Банк для внешней торговли и систему сберегательных касс. Банковская система была органически встроена в административно-командную систему управления, она находилась в полном подчинении у правительства, прежде всего министерства финансов.

В 1987 г. была проведена  реорганизация банковской системы. Но она имела ограниченный характер. В дополнение к существовавшим банкам были созданы Агропромбанк и Жилсоцбанк, остальные оказались переименованными и реорганизованными прежними банками. Была сохранена неэффективная одноуровневая система, которая не соответствовала потребностям зарождающихся рыночных отношений. Так и не была решена задача создания действенной кредитной системы, существующей в развитых странах. (Кредитная организация - организация, которая для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка имеет право осуществлять банковские операции (например, принимает денежные средства во вклады, открывает и ведет банковские счета, осуществляет расчеты по их банковским счетам клиентов и др.)*

Банк - кредитная организация, которая привлекает во вклады денежные средства, выдает кредиты, открывает и ведет банковские счета и т.д., т.е. проводит банковские операции. Банк может действовать только после получения разрешения Центрального банка.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционной экономике"