Шпаргалка по "Конституционной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 10:58, шпаргалка

Описание работы

1.1.Понятие конституционной экономики, структура курса.
Конституционная экономика — научное направление, изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве.
Термин «конституционнаяэкономика» имеет четыре значения: отрасль действующего права, раздел экономики,комплексная наука, учебная дисциплина. Как отрасль права она представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм, которые содержаться в различных правовых актах...

Содержание работы

1. Понятие конституционной экономики, структура курса.
2. Этимология понятий «конституция» и«экономика».
3. Особенности конституционной экономики.
4. Библейская доктрина разделения властей.
5. Флорентийская модель разделения властей.
6. Американская доктрина разделения властей.
7. Модели разделения властей в современном мире.
8. Разделение властей по конституции Российской Федерации.
9. Проблемы собственности в трудах учёных античного мира.
10. Теория собственности в системе взглядов представителей различных экономических направлений. Марксистский взгляд на собственность.
11. Современные концепции собственности.
12. Юридическое и экономическое понятие собственности.
13. Права собственности. Теория прав собственности.
14. Экономические формы собственности.
15. Национализация. Приватизация.
16. Конституционная регламентация вопросов собственности.
17. Налоги и налогообложение: основные понятия.
18. Классификации налогов.
19. Основные налоговые теории и их современные интерпретации.
20. Роль налоговой системы и финансов государства в регулировании экономики.
21. Налоги и налогообложение в конституциях разных стран.
22. Нормы налогообложения в конституции РФ.

Файлы: 1 файл

Конституционная экономика.doc

— 1.38 Мб (Скачать файл)

4. Исключительные права центрального банка по осуществлению денежной 
эмиссии и управлению денежно-кредитной политикой.

5. Жесткие ограничения по кредитованию правительства и государственного 
сектора. В отсутствие таких ограничений центральный банк вынужден 
осуществлять дополнительную эмиссию.

6. Возможность центрального банка действовать в качестве юридического лица. 
(Юридическое лицо - организация, имеющая обособленное имущество, 
зарегистрированная в соответствующих государственных органах, которая 
имеет право совершать сделки и защищать свои права в суде.)

7. Закрепление имущества в собственности центрального банка.

8. Самостоятельное финансирование аппарата и деятельности центрального банка.

9. Неприкосновенность резервов центрального банка.

10. Осуществление функций банковского контроля. Банковский контроль - 
контроль за соблюдением коммерческими банками тебований законов и 
нормативных актов Центрального банка. Нормативный акт - документ, 
который содержит првила поведения, обязательные для всех банков.

7.3. Конституционно-правовой статусБанка России

Конституция Российской Федерации устанавливает целый ряд норм, регламентирующих конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации. Особое значение имеют нормы ст. 75:

«1. Денежной единицей в Российской Федерации  является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации.Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и  обеспечение устойчивости рубля  —основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти».

Таким образом, Конституция закрепляет за Банком России особый и самостоятельный конституционно-правовой статус. Только он обладает правом осуществления денежной эмиссии в стране. Только ему передана функция защиты и обеспечения устойчивости рубля.При этом какое-либо вмешательство в его деятельность по осуществлению указанной конституционной функции недопусти- мо. На это, в частности, особое внимание обратил Конституционный Суд РФ в Определении от 14 декабря 2000 г. № 268-0.

Конституционно-правовой статус Банка России обеспечивается и иными нормами Конституции.

В соответствии с требованиями п. «ж» ст. 71денежная эмиссия отнесена к ведению Российской Федерации, т.е. Конституция устанавливает дополнительную гарантию исключительного права Центрального банка на осуществление денежной эмиссии (ч. 1 ст. 75). Субъекты Российской Федерации правом денежной эмиссии не обладают. При этом Конституция относит федеральные банки, и среди них Центральный банк, к числу федеральных экономических служб (п. «ж» ст. 71), тем самым указывая на то, что основной их задачей является регулирование экономики соответствующими механизмами денежно-кредитной политики.

По Конституции установлен усложненный порядок назначения и освобождения Председателя Центрального банка от должности. Кандидатуру на должность Председателя Центрального банка в Государственную Думу представляет Президент Российской Федерации. Он же ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении Председателя Центрального банка от должности (п. «г» ст. 83). Само же назначение на должность и освобождение от должности производятся Государственной Думой (п. «в» ч. 1 ст. 103).

Таким образом, непосредственно в самой Конституции установлены такие гарантии независимости Банка России, которые исключают возможность назначения либо освобождения Председателя Центрального банка от должности по решению лишь одного из органов государственной власти.

Центральный банк Российской Федерации имеет — что весьма важно— самостоятельный конституционный статус. Он не входит в систему ни одной из ветвей государственной власти и осуществляет особые по своей правовой природе функции государственной власти. Другие органы не могут вмешиваться в осуществление конституционных функций Центрального банка. Статус Банка России установлен непосредственно самой Конституцией и может быть изменен только в порядке ее пересмотра. Центральный банк является постоянно действующим конституционным органом. Его деятель-

ность не может  быть прекращена либо приостановлена до изменения самой Конституции.

Основной характеристикой  Банка России является независимое осуществление конституционных функций.Закрепляя принцип независимости Центрального банка, авторы Конституции стремились решить следующие задачи: обеспечить самостоятельность и защиту денежно-кредитной системы Российской Федерации,исключить вторжение в конституционную компетенцию Центрального банка, оградить его от конъюнктурных требований и сиюминутных запросов других органов государственной власти.

При этом авторы Конституции стремились устранить угрозы независимости Центрального банка со стороны как Федерального Собрания, так и Правительства Российской Федерации.

Дело в том, что многие законодатели видят панацею от всех экономических бед в эмиссии  денег. Они считают, что достаточно «включить печатный станок» и все проблемы будут решены. При этом в расчет не принимаются те экономические последствия, к которым приведет выпуск ничем не обеспеченных денег.

Именно эти  факторы предопределили в свое время  необходимость столь безоговорочного признания в Конституции принципа независимости Центрального банка.

Сложные вопросы ставит анализ конституционной нормы о функциях Центрального банка по защите и обеспечению устойчивости рубля. Действующим законодательством предусмотрены следующие полномочия Банка России, которые имеют отношение к реализации его конституционной функции:

определение и регулирование объема находящейся  в обращении денежной массы;

организация обращения наличных денег;

формирование  золотовалютных резервов;

осуществление валютного регулирования;

осуществление валютного контроля;

купля-продажа  иностранной валюты в наличной и  безналичной форме;

установление  правил осуществления расчетов;

организация системы рефинансирования;

регистрация кредитных учреждений и осуществление  контроля за их деятельностью;

участие в  капиталах кредитных организаций.

Приведенный перечень не является и не может  быть исчерпывающим.Более того, следует подчеркнуть недопустимость какого-либо его ограничения,поскольку применение тех или иных мер должно быть продиктовано в каждом конкретном случае реальными потребностями защиты и обеспечения устойчивости рубля. В противном случае Центральный банк будет лишен возможности обеспечивать наиболее эффективное регулирование в этой сфере государственной жизни.

ском секторе  вызван не экономическими, а скорее административными причинами»10.

Далее, как  правильно отмечает тот же автор: «Сто шесть документов Базельского комитета по банковскому надзору уже стали фактически обязательными не только для развитых банковских стран, но и для таких стран, как Румыния, Болгария, государства Прибалтики.Россия же в качестве сверхзадачи на 2004—2008 гг. рассматривает соблюдение лишь одного из них. Но в таком случае скоро мы будем отставать не только от развитых государств, но практически от всех.

Нам, безусловно, как правильно пишет В.Д. Зорькин, нужно больше внимания уделять изучению и применению европейских правовых стандартов.

Банковская реформа  в России, основанная на формировании двухуровневой банковской системы, включающей БанкРоссии и коммерческие банки, была начата более 12 лет назад, но говорить о достижении тех результатов, которые необходимы для эффективного развития экономики страны, пока еще рано.Несмотря на то что за последний год активы банков выросли на 33%, капитал на 38%, а кредитование реального сектора экономики на 42%, банковская система продолжает развиваться как второстепенная, зависимая, а не как системообразующая и ведущая отрасль экономики России. Экономический рост и инвестиции продолжают поддерживаться прежде всего за счет энерго-сырьевого экспорта. Этим объясняется и повышенное внимание к энерго-сырьевым рынкам со стороны Правительства, зачастую в ущерб развитию банковского сектора».

Резюме по теме

Коммерческие банки  являются основой кредитной системы  России. Некоторые из них возникли на базе ранее функционировавших  специализированных государственных банков, имевших устойчивое финансовое положение и обладавших разветвленной сетью филиалов(Сбербанк, Мосбизнесбанк, Промстройбанк и др.), другие создавались практически«с нуля».

В России уже сложилась  кредитная система, отличная от двух основных мировых моделей:американской и немецкой. В стране действуют универсальные банки (этим она отличается от американской модели), а также функционирует достаточно развитый сектор специализированных кредитных организаций (этим она отличается от немецкой модели).

Тема 8. Экономические  проблемы федерализма

Цели и задачи изучения темы

1. Изучить конституционные  механизмы обеспечения общего  экономического пространства.

2. Охарактеризовать основы  российского федерализма.

4. Охарактеризовать интеграционный союзы мирового хозяйства.

Задачи:

1. Понять конституционные  основы процессов экономической  интеграции.

2. Выделить параметры  общего экономического пространства.

3. Определить баланс  централизации и децентрализации. 

Федерализм является важнейшим принципом организации и функционирования российской государственной и общественной системы, что находит отражение в положениях Конституции 1993 года, начиная с ее преамбулы и первой статьи. Основной закон определяет состав и основные характеристики федерации, разграничивает предметы ведения между федерацией и ее субъектами, устанавливает компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления.

Три момента Конституции  особенно важны для понимания  экономических проблем федерализма.

Во-первых,признание единства экономического пространства в качестве фундаментального принципа. Статья 8 Конституции гласит: "В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности". Сформулированное в главе 1, это положение позволяет федеральному правительству противодействовать любым попыткам введения внутренних таможенных границ и обособления регионов.Подобного рода действия, начиная с рубежа 1980 - 1990-х годов периодически предпринимались руководителями отдельных регионов, что, правда, зачастую объяснялось не сепаратистскими настроениями, но стремлением ограничить влияние экономического кризиса на отдельно взятые регионы. Вместе с тем, указанное положение Конституции имеет отношение и к деятельности федеральной власти. Принцип единства экономического пространства содержит в себе требование о недопущении каких-либо преимуществ или привилегий для отдельных регионов, а также принятия таких экономико-политических мер, которые подталкивают регионы к закрытию своего внутреннего рынка. Указанный общий конституционный принцип подкрепляется положениями части 1 ст. 74, в соответствии с которыми "на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств".

Во-вторых,признание в  качестве основополагающего принципа федерализма равенства субъектов  Российской Федерации. К субъектам Российской Федерации относятся республики,края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. По Конституции все они являются равноправными субъектами федерации(часть 1 ст. 5). Более того, Конституция особо подчеркивает, что "во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны" (часть 4 ст. 5). Основной закон закрепляет ряд особенностей статуса субъектов федерации. В частности,республикам предоставлено право иметь собственный государственный язык, а также конституции, а не уставы. Автономные округа входят в состав края или области.На вопросы экономики такие различия не оказывают какого-либо заметного влияния и ни в коей мере не нарушают основополагающего принципа равноправия субъектов федерации. Все они наделены равными правами и возможностями, что, в частности,подтверждается тем фактом, что Конституция устанавливает общий для всех субъектов федерации перечень предметов их ведения (ст. 71 - 73).

В-третьих,еще одним основополагающим принципом федерализма является единство денежно-кредитной системы страны. По Конституции рубль является денежной единицей Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег не допускаются. За Центральным банком признается монопольное право на денежную эмиссию. При этом, как отмечалось выше, Конституция запрещает вмешательство каких-либо органов в осуществление конституционной функции Банка России по защите и обеспечению рубля (ст. 75). Особо важным моментом для федеративных отношений является провозглашение независимости Центрального банка. Не менее важным является то, что с точки зрения федеративных отношений Центральный банк в равной мере отдален как от федеральных, так и от региональных властей. Фактически ему отводится роль одного из основных системообразующих или связующих элементов российского федерализма, который обеспечивает не только единство общего экономического пространства, но и сохранение баланса власти между федерацией и ее субъектами.

О некоторых проблемах  бюджетного федерализма было сказано  выше. Здесь же мы вновь должны подчеркнуть  необходимость самой тщательной их проработки, прежде всего в вопросе  о расходных и доходных полномочиях  федерации и ее субъектов. Только при этом условии федеративные отношения в полной мере будут отвечать требованиям конституционной экономики.

Особым вопросом является организация и роль местного самоуправления, которое Конституцией Российской Федерации  выведено из системы органов государственной  власти (статьи 132, 133), то есть органы местного самоуправления не являются органами государственной власти. Таким образом, управление на местах осуществляется двумя видами органов: органами государственной власти и органами местного самоуправления. Местное самоуправление в Российской Федерации - это признаваемая и гарантируемая

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционной экономике"