Шпаргалка по "Конституционной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 10:58, шпаргалка

Описание работы

1.1.Понятие конституционной экономики, структура курса.
Конституционная экономика — научное направление, изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве.
Термин «конституционнаяэкономика» имеет четыре значения: отрасль действующего права, раздел экономики,комплексная наука, учебная дисциплина. Как отрасль права она представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм, которые содержаться в различных правовых актах...

Содержание работы

1. Понятие конституционной экономики, структура курса.
2. Этимология понятий «конституция» и«экономика».
3. Особенности конституционной экономики.
4. Библейская доктрина разделения властей.
5. Флорентийская модель разделения властей.
6. Американская доктрина разделения властей.
7. Модели разделения властей в современном мире.
8. Разделение властей по конституции Российской Федерации.
9. Проблемы собственности в трудах учёных античного мира.
10. Теория собственности в системе взглядов представителей различных экономических направлений. Марксистский взгляд на собственность.
11. Современные концепции собственности.
12. Юридическое и экономическое понятие собственности.
13. Права собственности. Теория прав собственности.
14. Экономические формы собственности.
15. Национализация. Приватизация.
16. Конституционная регламентация вопросов собственности.
17. Налоги и налогообложение: основные понятия.
18. Классификации налогов.
19. Основные налоговые теории и их современные интерпретации.
20. Роль налоговой системы и финансов государства в регулировании экономики.
21. Налоги и налогообложение в конституциях разных стран.
22. Нормы налогообложения в конституции РФ.

Файлы: 1 файл

Конституционная экономика.doc

— 1.38 Мб (Скачать файл)

В 1990 г. на основе Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" и Закона"О Центральном Банке РСФСР (Банке России)" была сформирована двухуровневая банковская система,которая включила в себя:

- Центральный банк РФ,

- коммерческие банки  и другие кредитные организации.

На верхнем  уровне находится Центральный банк РФ (Банк России). В настоящее время его статус и полномочия регулируются новым Федеральным законом, который вступил в силу 10 июля 2002 г.Банк России осуществляет эмисиию наличных денег, координирует и контролирует процесс денежного обращения и общий объем денежных знаков в обращении,осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.

Банковская  система России основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали.

По вертикали  это отношения подчинения между  Центральным банком как управляющим центром и низовыми звеньями - коммерческими банками и иными кредитными организациями, а по горизонтали ~ отношения равноправного партнерства.

Центральный банк остается банком в полном смысле этого слова только для двух категорий клиентов - коммерческих банков и правительственных структур, причем преобладающими становятся функции регулирования и контроля за функционированием банков и иных кредитных организаций. Центральныйбанк не обслуживает другие организации, предприятия и граждан. БанкРоссии контролирует процесс создания новых кредитных организаций и принимает решение об их государственной регистрации, а также выдает лицензии на проведение банковских операций. Чтобы обеспечить эффективную бесперебойную работу банков Центральный банк в своих документах устанавливает специальные требования (нормативы),которым банки должны соответствовать и определяет.правила осуществления банковских операций и расчетов.

Особое значение имеет  функция банковского надзора. В  том случае, если банки и иные кредитные организации не выполняют  нормативы либо их деятельность не соответствует законам и актам  Центрального банка, Центральный банк может применить к ним мерыответственности, вплоть до полного прекращения их деятельности.

Вместе с  тем, банковский надзор не умаляет экономической  независимости коммерческих банков. Сохраняются такие принципы их организации,как свобода создания банков, равноправие во взаимоотношениях друг с другом, свобода в привлечении вкладов и распоряжении ресурсов. В своей деятельности банки обязаны соблюдать Конституцию, законы и акты Центрального банка.

7.2. Основы независимости центральных  банков.

В настоящее  время большая часть центральных банков обладает независимым конституционно-правовым статусом. Они не входят в структуру органов государственной власти, вмешательство в их деятельность недопустимо.Они наделены правом самостоятельно определять политику в денежно-кредитной сфере и принимать решения без консультаций с какими-либо иными государственными органами. Такой статус центральных банков позволяет обеспечивать устойчивость национальных валют и стабильность цен, что в свою очередь придает мощный импульс для общего экономического роста.

Идея независимости  центральных банков была выдвинута  в XIXв., но конституционной реальностью она стала только во второй половине XXв. как средство противодействия инфляционным механизмам пополнения бюджета.

Опыт многих стран показывает, что эмиссия для финансирования дефицита бюджета ведет к финансовой ловушке. Деньги все более обесцениваются,что побуждает правительства применять стандартный набор насильственных действий:требование принимать денежные знаки по указанному на них номиналу, запрет на использование металлических денег, в том числе в качестве меры стоимости (для индексации цен), запрет на торговлю основными потребительскими товарами по рыночным ценам. Но столь же стандартна и ответная реакция на эти меры экономических агентов, которые даже под угрозой смертной казни (как это было в якобинской Франции)отказываются принимать подобные «правила игры». Высокая инфляция приводит к постепенному исчерпанию эмиссионного источника наполнения бюджета. Эмиссия, вызванная ограниченностью или отсутствием других средств финансирования, и прежде всего налогов, еще более подрывает налоговую базу — поэтому доля неинфляционных источников госбюджета по мере развития инфляционных процессов неуклонно снижается. Соответственно,количество бумажных денег в обращении увеличивается по нарастающей, и все стремительнее падает их стоимость.

С учетом этих уроков все большее число стран предоставляет своим центральным банкам независимый статус, тем самым лишая политические ветви власти (правительство и парламент) права решать вопросы денежной эмиссии,кредитования, контроля за банковской сферой. В результате практически во всех этих странах укрепились позиции национальных валют, существенно снизился уровень инфляции. В подтверждение сказанному можно привести пример Великобритании. В 1997 г. правительство лейбористов предоставило Банку Англии независимый статус, что позволило решить многие экономические задачи — обеспечить устойчивость валюты, низкий уровень инфляции, сокращение государственного долга, создание более привлекательного инвестиционного климата. К маю 2001 г. уровень безработицы в стране упал до самой низкой отметки за последние 25 лет. Успешное решение экономических задач не только укрепило положение правительства Т. Блэра, но и позволило партии лейбористов в июне 2001 г. одержать победу на парламентских выборах.

В уже упоминавшемся отчете Всемирного Банка было отмечено:«Центральные банки часто продолжают эффективно работать и сохраняют свой уровень компетентности, даже когда все остальные государственные институты пришли в упадок... Они меньше испытывают политическое вмешательство и имеют ограниченный, но в то же время четкий круг задач, получают адекватные ресурсы, а их кадры — подготовку.И наконец, их сотрудники обычно зарабатывают больше, чем их коллеги из других государственных органов».

Анализируя  статус центральных банков,целесообразно обратиться к опыту Европейского Сообщества, который обобщил и практически реализовал тенденции мирового развития. В Договоре об учреждении Европейского Сообщества принцип независимости Европейского центрального банка и центральных банков государств- участников Сообщества закреплен в следующей формуле: «При исполнении полномочий и при осуществлении задач и обязанностей,возложенных на них настоящим Договором и Уставом Европейской системы центральных банков, ни Европейский центральныйбанк, ни национальные центральные банки, ни какой-либо член их руководящих органов не должны испрашивать или получать указания от институтов или органов Сообщества, от любого правительства государства - участника Сообщества, а также от каких-либо иных органов. Институты и органы Сообщества, а также правительства государств - участников Сообщества принимают на себя обязательства уважать этот принцип и не пытаться влиять на членов руководящих органов Европейского центрального банка или национальных центральных банков при осуществлении ими своих задач» (ст. 108).

При этом Договор  требует, чтобы национальное законодательство государств — участников Сообщества было приведено в соответствие с установленными требованиями: «Каждое из государств — участников Сообщества обязуется обеспечить...соответствие национального законодательства, а также уставов национальных центральных банков требованиям настоящего Договора и Устава Европейской системы центральных банков» (ст. 109). Эти требования были реализованы в конце XX в. как в конституционных, так и в законодательных нормах государств Европейского Сообщества.

Так, в Законе от 1 июня 1994 г. «Об автономии Банка Испании» е только провозглашен принцип независимости Центрального анка, но и введен ряд дополнительных гарантий его соблюдения, преамбуле Закона установлено: «Казначейство не может превышать свой кредит на счетах в Банке даже на временной основе, поскольку это лишает Банк его инициативы в процессе эмиссии денег... В области денежной политики Банк не должен получать указаний от Правительства или министра экономики и финансов, что позволит ему осуществлять свою политику в интересах главной цели — поддержания стабильности цен... Срок полномочий руководителя Банка должен быть достаточно продолжительным и не должен пересматриваться; основания его возможного смещения должны быть строго определены». Закон от 27марта 1998 г.«О Банке Финляндии» закрепляет: «БанкФинляндии является независимым органом, который учрежден в соответствии с публичным правом и... действует как часть Европейской системы центральных банков».

Независимый статус был предоставлен центральным  банкам не только в государствах Европейского Сообщества, но и во многих других странах мира.

В Мексике  статус Центрального банка регламентирован  Конституцией и Законом «О Банке Мексики». В соответствии со ст. 28 Конституции «государство учреждает Центральный банк, который обладает автономией при выполнении своих функций и управлении делами Банка» (ст. 28).Этот принцип конкретизирован в ст. 1 названного Закона, где, в частности, предусмотрено, что «Центральный банк является юридическим лицом, который учрежден в соответствии с публичным правом и обладает автономией».

Статус Центрального банка Чили установлен Конституцией 
1980 г. (в ред. 1997 г.) и Законом от 25июня 1975 г.«О Центральном 
банке Чили». Основные принципы его организации определены в 
ст. 87 Конституции: «Настоящим учреждается независимый орган 
с правами юридического лица, который имеет неограниченный срок 
полномочий и именуется — Центральныйбанк Чили; порядок его 
образования, организация, функции и полномочия определяются 
органическим законом». Указанный Закон содержит дополнитель 
ные гарантии независимости Центрального банка.

Более подробно рассмотрим статус центральных банков на примере Федеральной резервной системы США.

Федеральная резервная система была создана  в соответствии с Законом от 23 декабря 1913 г. как самостоятельный орган макроэкономического (Макроэкономика -экономика не отдельного предприятия, а целой страны, региона страны или отрасли хозяйства) регулирования, который отвечал бы за стабильность национальной валюты и мог действовать без вмешательства федерального правительства.

В настоящее  время Федеральная резервная  система включает Совет управляющих, 12 региональных резервных банков, 25 отделений региональных резервных банков, Федеральный комитет по вопросам открытого рынка.

Совет управляющих - это главный орган управления Федеральной резервной системы, он состоит из семи членов, которые назначаются на должность Президентом по совету и с согласия Сената на 14 лет. Такой продолжительный срок пребывания в должности служит одной из гарантий независимости этого органа. В соответствии с законом управляющие могут пребывать в должности не более одного срока,что препятствует возможной "узурпации" финансовой власти.Руководит работой Совета управляющих Председатель Совета управляющих и его заместитель, которые назначаются на должности Президентом по совету и с согласия Сената из числа членов Совета управляющих.

Совету управляющих  предоставлены широкие полномочия. Он разрабатывает основные направления  денежно-кредитной политики; осуществляет руководство и контроль за деятельностью федеральных резервных банков;регулирует финансовый рынок; обеспечивает систему расчетов; гарантирует защиту прав и законных интересов вкладчиков кредитных учреждений; устанавливает учетные ставки; осуществляет контроль за деятельностью не только национальных банков (т.е. тех, которые входят в Федеральную резервную систему), но и всех иных кредитных учреждений и др.

В осуществление указанных  полномочий Президент и Конгресс вмешиваться не могут.

Совет управляющих самостоятельно распоряжается колоссальными активами. Так, в октябре 2000 г. их стоимость составила 65,257 млрд.долл. Такие резервы позволяют Совету управляющих не только обеспечивать стабильность всей денежно-кредитной системы, но и при необходимости направлять их на решение многих макроэкономических задач.

На следующей  ступени стоят 12 федеральных резервных  банков, которые созданы в каждом из 12 округов Федеральной резервной системы. В их задачи входит проведение в жизнь решений Совета управляющих; осуществление денежной эмиссии; распределение денежной массы;обеспечение системы расчетов; выполнение функций банков Федерального казначейства; осуществление текущего контроля за деятельностью тех банков,которые входят в Федеральную резервную систему.

Особое место  в Федеральной резервной системе занимает Федеральный комитет по вопросам открытого рынка. Этот орган отвечает за разработку стратегических программ развития финансового рынка, денежной эмиссии, участия США на международных финансовых рынках.Федеральный комитет по вопросам открытого рынка формируется в составе семи членов Совета управляющих и президентов пяти из двенадцати федеральных резервных банков. Президенты федеральных резервных банков становятся членами Комитета поочередно, за исключением Президента Федерального резервного банка Нью-Йорка, который по должности является его постоянным членом.

На низшей ступени Федеральной резервной  системы стоят входящие в ее состав коммерческие банки и иные кредитные учреждения. Тем самым решается задача формирования общенациональной банковской системы страны как единого механизма, где каждое из звеньев взаимосвязано и действует в рамках, установленных Советом управляющих Федеральной резервной системы.

В последнее  десятилетие в отечественной  литературе появился ряд работ,в которых рассматривается вопрос о критериях независимости центральных банков.

Можно выделить следующие  критерии независимости центральных  банков:

1. Продолжительный(по общему правилу - не менее 8 лет) срок пребывания в 
должности председателя и членов совета директоров центрального банка.

2. Ограниченные возможности правительства или парламента назначать на 
должности либо отстранять от должности председателя и членов совета 
директоров центрального банка.

3. Четкое закрепление приоритетов центрального банка. Его основной задачей 
должно быть обеспечение устойчивости национальной валюты и стабильности 
цен.На центральный банк не должны возлагаться обязанности, не совместимые 
с указанной задачей.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционной экономике"