Шпаргалка по "Конституционной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 10:58, шпаргалка

Описание работы

1.1.Понятие конституционной экономики, структура курса.
Конституционная экономика — научное направление, изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве.
Термин «конституционнаяэкономика» имеет четыре значения: отрасль действующего права, раздел экономики,комплексная наука, учебная дисциплина. Как отрасль права она представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм, которые содержаться в различных правовых актах...

Содержание работы

1. Понятие конституционной экономики, структура курса.
2. Этимология понятий «конституция» и«экономика».
3. Особенности конституционной экономики.
4. Библейская доктрина разделения властей.
5. Флорентийская модель разделения властей.
6. Американская доктрина разделения властей.
7. Модели разделения властей в современном мире.
8. Разделение властей по конституции Российской Федерации.
9. Проблемы собственности в трудах учёных античного мира.
10. Теория собственности в системе взглядов представителей различных экономических направлений. Марксистский взгляд на собственность.
11. Современные концепции собственности.
12. Юридическое и экономическое понятие собственности.
13. Права собственности. Теория прав собственности.
14. Экономические формы собственности.
15. Национализация. Приватизация.
16. Конституционная регламентация вопросов собственности.
17. Налоги и налогообложение: основные понятия.
18. Классификации налогов.
19. Основные налоговые теории и их современные интерпретации.
20. Роль налоговой системы и финансов государства в регулировании экономики.
21. Налоги и налогообложение в конституциях разных стран.
22. Нормы налогообложения в конституции РФ.

Файлы: 1 файл

Конституционная экономика.doc

— 1.38 Мб (Скачать файл)

Другие исследователи  нестабильность связывают с политическими  событиями или стихийными явлениями в природе. Войны, например, вызывают структурные сдвиги в производстве. Резко возрастает спрос на продукцию военного характера, но с окончанием войны многие отрасли приходят в упадок, а часть производств разоряется. Столь же катастрофичны последствия засух, наводнений.

Чтобы устранить причиненный урон, необходимо перепрофилировать многие производства, переориентировать материальные ресурсы и финансовые средства. Все  это сказывается на механизме  функционирования хозяйственных структур, отражается на темпах развития, и как следствие этого -колебание рыночной конъюнктуры.

Имеют место рассуждения  о том, что макроэкономическая нестабильность обусловлена монетарной политикой  государства. В тот период, когда  правительство выпускает в обращение  много денег, возникает инфляция, вызывающая спад производства. Если в обороте находится мало денег, это вызывает сокращение инвестиций, ограничение производства и расширение безработицы. Мероприятия по стабилизации денежного обращения вызывают подъем экономики.

Конечно,названные факторы  влияют на экономическую активность, но называть какой-то из них определяющим, наверное, не следует. Не случайно большинство исследователей считает, что определяющим моментом, с которым связано колебание общественного производства, является объем общих или совокупных расходов. Высокий уровень совокупных расходов обусловливает прибыльное ведение производства и поэтому поднимает деловую активность. Если же общие расходы падают, деловая активность снижается,производство сужается. На этой основе возникает цикличность в экономике.

10.2. Экономический цикл и его фазы

Экономический цикл охватывает время от момента пиковой ситуации в предыдущем подъеме до момента достижения этой точки в последующем объеме производства. Экономические циклы отличаются друг от друга по продолжительности и интенсивности, но все они имеют одни и те же фазы, хотя последние также отличаются от своих"собратьев" в предыдущих и последующих экономических циклах.Выделяются четыре фазы экономического цикла: пик, спад, нижняя точка спада,оживление. На графике это выглядит следующим образом (рис. 4.1),

 
Рис. 4.1. Экономический цикл

Прохождение фаз экономического цикла неоднозначно для разных отраслей экономики. Прежде всего различным  бывает сам, экономический цикл.В  судостроении он, например, продолжается несколько лет, а в текстильной  промышленности он короче. В зависимости от общей рыночной конъюнктуры различаются фазы экономического цикла. При благоприятной конъюнктуре рынка фаза оживления будет продолжительной, более длительный отрезок времени займет фаза пика деловой активности, но при неблагоприятной конъюнктуре оживление продолжается меньший отрезок времени и в пиковой ситуации экономика будет находиться короткий промежуток. Однако нижняя точка спада может растянуться на весьма длительное время и спад будет затяжным. Здесь сказывается результативность множества факторов, в силу этого экономический цикл по-разному воздействует на отдельно взятые сектора экономики. Но общая тенденция такова, что от спада в большей степени страдают отрасли, производящие средства производства, но меньше -производящие потребительские товары, хотя отрасли, создающие товары длительного пользования, в фазе подъема получают максимальные стимулы для развития. Ввиду этого экономический цикл весьма ощутимо действует на отрасли, производящие средства производства и товары длительного пользования. В тот период, когда начинает ощущаться спад, многие производители перестают обновлять технику,покупать технологии, заниматься строительством, не увеличивают инвестиционные товары. Они предпочитают пока экономить и пользоваться устаревшим оборудованием. Подобные рассуждения справедливы и в отношении товаров длительного пользования. В условиях спада в экономике и напряженности в семейных бюджетах от многих плановых покупок приходится отказываться, а это касается в первую очередь товаров длительного пользования. Иное дело, если речь заходит о пищевых изделиях. Они должны потребляться все время, поэтому если ограничение здесь и проявляется, то не столь значительно.

Спад производства резко  отражается на общеэкономических показателях. Речь идет о занятости населения, совокупном его спросе, безработице, размере инвестиций.Правительство, ощущая спад производства, предпринимает шаги по предотвращению возможного снижения экономических показателей, сокращению занятости, росту безработицы, и первым шагом здесь выступает эмиссия денег. Поэтому спад производства дает о себе знать прежде всего в форме инфляции.

10.3. Причины циклических колебаний

Рассуждения о причинах циклических колебаний начали появляться после того, как реальностью экономической жизни стали экономические кризисы. Они же заставили о себе говорить в первой четверти XIX в., после того как в 1825 г. кризисные процессы охватили экономику Великобритании - первой страны, где капиталистические отношения стали господствующими. Очередной экономический кризис 1836 г. охватил уже Великобританию и США, чьи экономики были тесно связаны между собой. Кризис 1847 г. потряс страны Западной Европы, он был близок к мировому. Тем не менее первым мировым кризисом считается кризис 1857 г.Именно с этого момента была признана не только сама возможность кризисов, но и то, что они носят периодический характер. До этого исследователи придерживались концепции Ж.Б. Сэя, согласно которой предложение товаров создает свой собственный спрос, а значит, экономических кризисов не могло быть, хотя отдельные диспропорции внутри определенных сфер экономики могли появляться. Цикличность экономического развития после фиксирования экономических кризисов быстро набрала своих сторонников. Современной экономической науке известны более 1380типов цикличности. Причины экономических циклов виделись в разнообразных обстоятельствах: периодичности обновления основного капитала, инвестиционного процесса, нарушении законов денежного обращения, неравномерности накопления капитала, недопотреблении населения и даже чрезмерном его размножении. В качестве причины экономических циклов называлась даже 11-летняя цикличность солнечной активности. Марксизм главную причину экономических кризисов видел в развивающемся при капитализме противоречии между общественным характером производства и частной формой присвоения, проявляющемся через три основных вида противоречий: между производством и потреблением, между организацией производства на отдельных предприятиях и анархией производства в обществе в целом, между трудом и капиталом. Последнее усугублялось ростом богатства на стороне капитала и нищеты на стороне наемных работников.

Резюме по теме

Как известно,современное  общество стремится к постоянному  улучшению уровня и условий жизни,которые  может обеспечить только устойчивый экономический рост. Однако наблюдения показывают, что долговременный экономический рост не является равномерным,а постоянно прерывается периодами экономической нестабильности. Подъёмы и спады уровней экономической активности, следующие один за другим принято называть деловым или экономическим циклом. Термин “цикл” употребляется в биологии и других науках для обозначения таких событий, которые постоянно повторяются, но не обязательно в одинаковой степени. Поэтому есть все основания полагать, что движения деловой жизни общества протекает в форме циклов, сущность которых заключается в наличии повторяющейся последовательности изменений.

11.1. Необходимость государственного регулирования развития

В условиях смешанной экономики макроэкономический регулятор должен соединять положительные черты и рыночного,и государственного регуляторов и в то же время сглаживать их отрицательное воздействие.

Причины, обусловившие усиление действия именно государственного регулятора:

Во-первых, государство  обеспечивает определенность и целостность  территориального пространства хозяйствования, а также международные связи, защищает положение своих субъектов  на мировом рынке.

Во-вторых, государство  определяет долговременные интересы населения в целом, и бизнес обязан уважать эти цели и интересы.

В-третьих, государство  поддерживает баланс экономических  интересов в стране, что делает общество устойчивой,равновесной и  развивающейся системой.

В-четвертых, расширение общественного воспроизводства, означающее поступательное развитие производительных сил общества, требует определенного институционального целеполагания и государственной корректировки диспропорций, возникающих между фазами воспроизводства.

В-пятых, создание и поддержание  развитой инфраструктуры (в широком смысле слова) по силам только государству.

В-шестых, только в рамках конкретного государства возможно совершенствование институциональной  среды (юридической базы, институтов права, систем информации, аппарата контроля и управления).

Ряд сфер находится вне  пределов досягаемости рыночного конкурентного  механизма. Это касается, прежде всего, так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно и где предельные издержки производства не зависят от количества потребителей (национальная оборона, образование, связь, транспортная система и т.п.). Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.

К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные, эффекты(экстерналии). Внешние эффекты(экстерналии) - издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Отрицательные экстерналии - издержки одного экономического агента, вызванные деятельностью другого. Положительные экстерналии - выгоды одного экономического агента,вызванные деятельностью другого. Когда производство какой-либо продукции приводит к загрязнению окружающей среды, то, как правило, требуются дополнительные затраты (очистка воды для населения, расходы на поддержание здоровья и т.п.).При этом на цене продукта, производство которого повлекло за собой подобные побочные эффекты, это может и не сказаться. Механизм рынка зачастую не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние,или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства, которое должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив и решать их. Государство субсидирует здравоохранение, образование,различные благотворительные программы, поскольку от реализации мероприятий в этих сферах выигрывают не только непосредственные получатели блага, но и общество в целом.

Таким образом, возможности  государственного регулированияопределяются существованием сфер, находящихся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. А необходимость государственного регулирования связана с правовым обеспечением функционирования экономики, производством общественных товаров, минимизацией экстерналий, минимизацией трансакционных издержек.

Государственное регулирование  экономики в рыночном хозяйстве -система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего  характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Государственное регулирование  экономики (ГРЭ) является составной  частью процесса воспроизводства. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

11.2. Система государственного регулирования: цели и основные направления

Под системой государственного регулирования экономики понимается совокупность отдельных элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность - это субъекты, объекты, цели и направления, методы и инструменты регулирования.

Следует отметить, что  в настоящее время в одинаковом значении используются два термина: государственное регулирование  экономики (ГРЭ) и государственная экономическая политика (ГЭП).Теоретически последний термин шире, так как сохраняет свою силу даже тогда,когда государство не вмешивается в хозяйственную жизнь и, стало быть, государственное регулирование отсутствует. Государственная экономическая политика имела место в условиях чистого капитализма и подразумевала решение проблем, которые не могли быть решены на базе частной собственности (массовая безработица, нарушения денежного обращения, конкуренция на мировых рынках и пр.). В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости государственного регулирования экономики, а о его масштабах,формах и интенсивности. Поэтому термины “государственное регулирование экономики”и “государственная экономическая политика” в наше время идентичны.

Субъектами экономической  политики являются носители, выразители и исполнители экономических  интересов.

Носители экономических  интересов - экономически активное население.Это  социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков:имущественному положению, доходам, видам деятельности, местам проживания и пр.и имеющие свои интересы. Различные обращения представителей этих социальных групп в государственные учреждения, ответственные за экономическую и социальную политику, образуют первую линию связи хозяйственных интересов с государственным аппаратом.

Вторую линию связи  образуют рекомендации,советы, консультации, различные каналы влияния выразителей  экономических интересов -союзов предпринимателей и профсоюзов,осуществляющих собственные  концепции социально-экономической политики и стремящихся оказать максимальное воздействие на государственную экономическую политику.

Третья линия трансформации  частных экономических интересов  в ГЭП -программы политических партий, выступающих под знаменем общенациональных интересов, особенно их социально-экономические разделы, формирующие основу правительственной программы при победе на парламентских выборах.

Исполнители экономических  интересов - органы трех ветвей власти:законодательной, исполнительной, судебной, построенные по иерархическому принципу, а также национальный центральный банк.

На ГЭП оказывают  воздействие различные частно-государственные  органы - консультативные советы, комитеты по отраслям или сферам деятельности, в которых соединены различные  субъекты государственной и частной  экономической политики. Их рекомендации относятся к принципиальной ориентации ГЭП. Это - четвертая линия связи между носителями экономических интересов и ГРЭ. По этой линии происходит корректировка интересов частного хозяйства в соответствии с интересами других социальных, профессиональных,общественных групп.

Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации,явления  и условия социально-экономической  жизни страны, где возникли или  могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически, или  разрешаемые в отдаленном будущем, причем снятие этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

В самом общем виде объектами воздействия экономической  политики являются микроэкономика и макроэкономика.

Генеральной целью ГРЭ  является благосостояние общества, экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего строя внутри страны,адаптация его к изменяющимся условиям. При смешанной экономике ГРЭ должно обеспечить эффективное функционирование национального хозяйства в тех направлениях, которые не могут быть решены с помощью рыночного механизма.

Экономической основой  ГРЭ является часть ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эта основа определяет формы вмешательства государства в экономику -прямое и косвенное вмешательство. Прямое государственное вмешательство в экономику - расширение государственной собст-венности на материальные ресурсы,законотворчество, управление производственными предприятиями. Косвенное государственное вмешательство в экономику - управление экономикой с помощью различных мер экономической политики.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционной экономике"