Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 10:58, шпаргалка
1.1.Понятие конституционной экономики, структура курса.
Конституционная экономика — научное направление, изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве.
Термин «конституционнаяэкономика» имеет четыре значения: отрасль действующего права, раздел экономики,комплексная наука, учебная дисциплина. Как отрасль права она представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм, которые содержаться в различных правовых актах...
1. Понятие конституционной экономики, структура курса.
2. Этимология понятий «конституция» и«экономика».
3. Особенности конституционной экономики.
4. Библейская доктрина разделения властей.
5. Флорентийская модель разделения властей.
6. Американская доктрина разделения властей.
7. Модели разделения властей в современном мире.
8. Разделение властей по конституции Российской Федерации.
9. Проблемы собственности в трудах учёных античного мира.
10. Теория собственности в системе взглядов представителей различных экономических направлений. Марксистский взгляд на собственность.
11. Современные концепции собственности.
12. Юридическое и экономическое понятие собственности.
13. Права собственности. Теория прав собственности.
14. Экономические формы собственности.
15. Национализация. Приватизация.
16. Конституционная регламентация вопросов собственности.
17. Налоги и налогообложение: основные понятия.
18. Классификации налогов.
19. Основные налоговые теории и их современные интерпретации.
20. Роль налоговой системы и финансов государства в регулировании экономики.
21. Налоги и налогообложение в конституциях разных стран.
22. Нормы налогообложения в конституции РФ.
Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.При этом имеется в виду деятельность населения, проживающего на определенной территории - муниципальном образовании. Органы местного самоуправления избираются населением, проживающим на территории данного муниципального образования,и обладают относительной самостоятельностью в руководстве делами местного значения. К числу вопросов местного значения относятся, в частности: принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;организация, содержание и развитие муниципальных образовательных учреждений;организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения,обеспечение санитарного благополучия населения; охрана общественного порядка,организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка,осуществление контроля за их деятельностью; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения и др.
Муниципалитеты могут наделяться отдельными государственными полномочиями, причем в этом случае для их реализации им должны передаваться соответствующие материальные и финансовые ресурсы. Более того, местному самоуправлению должна предоставляться компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Это весьма важный момент, существенным образом отличающий положение муниципалитетов от положения региональных органов власти,по отношению к которым по Конституции также возможно делегирование полномочий,но никакие компенсации не предусматриваются (ст. 78). На практике именно на долю муниципалитетов приходится основная часть социальных расходов государства.Однако их собственные налоговые источники не превышают и 10 процентов расходных обязательств. Соответствующие средства поступают в виде федеральных трансфертов и (или) путем закрепления части федеральных налогов за муниципалитетами. Этих средств, правда, часто не хватает на решение соответствующих социальных проблем.
Заключая вопрос о развитии федерализма в Российской Федерации, следует подчеркнуть, что решение проблем федерализма должно осуществляться не только и не столько политическими или административными, сколько конституционно-экономическими методами.Только в этом случае можно добиться устойчивости и вместе с тем динамичного развития федеративной формы российской государственности.
Федерализм является
важнейшим принципом
Цели и задачи изучения темы
5. Понять причины ослабления государства.
6. Выделить ограничители, препятствующие решению проблем в государстве.
7. Рассмотреть историю
современной России в
Задачи:
4. Показать взаимосвязь конституций и революций .
5. Выделить признаки революции.
6. Охарактеризовать кризис конституционного строя
Под переходной экономикой понимается процесс перехода от командно-административной к рыночной экономике. Особенностью переходной экономики является то, что ни один из механизмов координации намерений хозяйственных субъектов не является доминирующим: централизованное планирование уже не действует, а рыночные механизмы еще не заработали в полной мере. Рыночные реформы включают в себя три этапа:макроэкономическое регулирование, приватизацию и структурные реформы.
Независимо от программы проведения рыночных преобразований, они не могут осуществиться без макроэкономической стабилизации экономики. Она заключается в поддержании объема производства и занятости на естественном уровне. Правительство должно по возможности нейтрализовать колебания (шоки) совокупного спроса или совокупного предложения, не допускать перегрева экономики или глубокого спада.
Это,однако, характерно для стран с уже сформировавшейся рыночной экономикой. В странах, переходящих к рынку или восстанавливающих его функционирование под макроэкономической стабилизацией понимается прежде всего преодоление кредитно-денежной и налогово-бюджетной диспропорциональности. Самое яркое ее проявление - высокая инфляция (галопирующая или гиперинфляция). Во всех странах, переходящих к рынку – в России, странах СНГ,государствах Восточной Европы, а также Чили, Мексике, Бразилии – наблюдается (или наблюдалось) сильнейшее расстройство финансовой системы, обесценение национальной валюты и спад производства.Причина таких явлений – гипертрофия государственного вмешательства в экономику.
Часто можно встретиться с утверждением, что финансовая и кредитно-денежная система СССР была сбалансированной, а инфляция – это результат начатой в 1992 г. реформы. Однакоинфляция может проявляться как в открытом, явном росте цен, так и быть подавленной.Подавленная инфляция выражается в дефиците, ухудшении качества товаров, очередях.Из-за постоянного дефицита товаров у населения появляются вынужденные сбережения,ввиду невозможности потратить деньги. Это способствует образования денежного навеса - избыточной денежной массы, что способствует инфляции. Таким образом, в январе 1992 г.,в связи с либерализацией цен инфляция в России перешла из подавленной формы в открытую.
При разнообразии теоретических подходов и программ экономической стабилизации,можно выделить два основных сценария: ортодоксальный и неортодоксальный.
Ортодоксальный сценарий стабилизации – совокупность макроэкономических мероприятий, включающих минимизацию бюджетного дефицита, проведение жесткой кредитно-денежной политики и фиксирование номинальной денежной массы или обменного курса валюты в качестве«якоря» для уровня цен. Если эти мероприятия проводятся быстро, то они называются«шоковой терапией».
Согласно этому сценарию, данные меры должны не растягиваться на много лет, а проводиться за 1-2 года, чтобы не дать сформироваться устойчивым инфляционным ожиданиям. Во-вторых, предполагается устранение или минимизация дефицита государственного бюджета. Опасен не только сам дефицит, но и инфляционные методы его финансирования. Этот подход предполагает отказ от эмиссионного покрытия дефицита. В-третьих, предполагается проведение жесткой кредитно-денежной политики, контроль над объемом денежного предложения,прекращение раздачи льготных кредитов. В-четвертых, предполагается вести борьбу с инфляцией и инфляционным ожиданием при помощи так называемого номинального«якоря». Номинальный «якорь» – это макроэкономический показатель, который фиксируется на определенном уровне при осуществлении стабилизационных программ.В качестве «якоря» могут фиксироваться обменный курс валюты, предложение денег«номинальная денежная масса», номинальная заработная плата.
Однако ортодоксальный подход далеко не всегда оказывается эффективным. Это зависит от экономических особенностей стран. В связи с этим необходимо рассмотреть другой сценарий макроэкономической стабилизации.
Неортодоксальный подход к макроэкономической стабилизации – это жесткая кредитно-денежная политика в сочетании с регулированием цен и доходов. В сущности, этот подход включает в себя методы ортодоксального сценария, но она дополняется контролем над заработной платой и ценами, т.е. использование зарплатного «якоря»(фиксируется уровень номинальной заработной платы).
При переходе к рыночной экономике наряду с макроэкономической стабилизацией и структурными реформами важнейшим элементом является приватизация – переход государственного имущества в частный сектор экономики.
В странах с развитой рыночной экономикой приватизация осуществляется в случае кризиса государственного сектора экономики, т.е. неэффективного распределения ресурсов при помощи государственного вмешательства. Приватизация Проходит только в тех секторах экономики, где после перехода собственности в частный сектор эффективность экономики возрастает (так неразумно, например,приватизировать железнодорожный транспорт).
В бывших социалистических странах иная ситуация. Здесь речь идет даже не о государственном секторе, а о монополизме государственной собственности – тотальном огосударствлении всех сторон хозяйственной жизни. Вот следствия этого явления:
- затратный характер материального производства;
- снижение или отсутствие стимулов к повышению производительности труда;
- застой в развитии техники и технологии;
- иждивенчество, патернализм, как в сфере производственной деятельности,так и на уровне домашних хозяйств;
- разрастание теневой экономики.
Таким образом, приватизация в переходной экономике служит реализации нескольких целей:
1. Экономической(повышение эффективности функционирования хозяйства)
2. Фискальной(увеличение
доходов госбюджета за счет
продажи государственных
3. Социальной(обеспечение социального мира, особенно когда идет речь о бесплатной приватизации)
При проведении приватизации
в России выделяют два основных подхода:
платная и бесплатнаяприватизац
Бесплатнаяприватизация. Практическая реализация ее состоит в том, что каждый гражданин страны наделяются приватизационными чеками – «ваучерами».
Платнаяприватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Главная идея – продажа государственного имущества на аукционах за деньги.
В экономике России за годы господства командно-административной системы Советского Союза произошли серьезные структурные деформации:
- практически полная
монополизация всех отраслей
предприятиями
- милитаризация промышленности и гипертрофия тяжелой индустрии;
- отсутствие ценовых
и прочих рыночных индикаторов,
- административная система
распределения инвестиционных
Таким образом,реформирование экономики осуществляется с целью ликвидации этих дисбалансов.Основные разногласия возникают, когда идет речь о методах реформирования. Есть два подхода: в первом упор делается на сформировавшиеся рыночные механизмы,которые и без государственного вмешательства определят направление структурных реформ. Этот подход критикуют за то, что рыночные механизмы в переходной экономике весьма слабые и часто искажены пережитками командно-административной системы.Поэтому, если пустить на самотек процессы переориентации экономики на производство потребительских товаров и услуг, демилитаризацию, повышение эффективности использования ресурсов, формирование новой экспортной базы, то это может привести к катастрофическим последствиям: глубокому спаду производства, массовой безработице, потере страной научного потенциала,криминализации общества. В конечном итоге это приведет к консервации еще недоразвитой рыночной структуры и свертыванию реформ.
Согласно второму подходу, государство должно принимать активное участие в проведении структурных реформ. Оно должно взять на себя разработку и решительное проведение в жизнь мер по приданию рыночным процессам направленного характера. Являясь единственным мощным институтом в постсоветском обществе, государство должно принять ответственность по выполнению следующих задач:
1. поддержание производства
на жизнеспособных
2. антимонопольное регулирование и содействие предпринимательству;
3. стимулирование экономически
прогрессивных структурных
4. поддержание частных
инвестиций и банковского
5. содействие формированию
внутренних инвесторов и привле
6. организация эффективного
использования иностранных
7. постепенное сближение
структуры мировых и
8. сохранение научно-технического потенциала и закладывание основ дальнейшего экономического роста.
Таким образом,государство должно проводить весьма жесткую политику для последующего осуществления рыночных преобразований
Под переходной экономикой понимается процесс перехода от командно-административной к рыночной экономике. Особенностью переходной экономики является то, что ни один из механизмов координации намерений хозяйственных субъектов не является доминирующим:централизованное планирование уже не действует, а рыночные механизмы еще не заработали в полной мере. Рыночные реформы включают в себя три этапа:макроэкономическое регулирование, приватизацию и структурные реформы.
При разнообразии теоретических подходов и программ экономической стабилизации, можно выделить два основных сценария: ортодоксальный и неортодоксальный.
Общественное производство развивается по восходящей линии. В основе прогрессивной эволюции экономики лежат производительные силы, научно-технический прогресс,совершенствование организационной структуры производства, развитие интеллектуального потенциала общества. Они придают хозяйству деловую активность. Благодаря действию названных факторов общественное производство,рассматриваемое в пространстве и во времени, всегда динамично. Если же анализировать экономику в более узких временных границах, положение меняется.Здесь мы сталкиваемся и с периодами подъема, и с периодами спада, иногда весьма продолжительного застоя. Причин этому множество. Экономисты разных времен предлагали различные теории колебаний в экономике. Одни авторы связывали это с нововведениями в народном хозяйстве, утверждая, что время от времени осуществляются крупномасштабные мероприятия, такие, как строительство железных дорог, производство синтетических волокон, аэрокосмическое производство и т.д.,которые требуют больших инвестиций, продолжительных сроков отдачи фондов и оказывают существенное воздействие на занятость населения и уровень цен.Поскольку такие крупные действия осуществляются нерегулярно, они способствуют появлению нестабильности в экономике.
Информация о работе Шпаргалка по "Конституционной экономике"