Шпаргалка по "Конституционной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 10:58, шпаргалка

Описание работы

1.1.Понятие конституционной экономики, структура курса.
Конституционная экономика — научное направление, изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве.
Термин «конституционнаяэкономика» имеет четыре значения: отрасль действующего права, раздел экономики,комплексная наука, учебная дисциплина. Как отрасль права она представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм, которые содержаться в различных правовых актах...

Содержание работы

1. Понятие конституционной экономики, структура курса.
2. Этимология понятий «конституция» и«экономика».
3. Особенности конституционной экономики.
4. Библейская доктрина разделения властей.
5. Флорентийская модель разделения властей.
6. Американская доктрина разделения властей.
7. Модели разделения властей в современном мире.
8. Разделение властей по конституции Российской Федерации.
9. Проблемы собственности в трудах учёных античного мира.
10. Теория собственности в системе взглядов представителей различных экономических направлений. Марксистский взгляд на собственность.
11. Современные концепции собственности.
12. Юридическое и экономическое понятие собственности.
13. Права собственности. Теория прав собственности.
14. Экономические формы собственности.
15. Национализация. Приватизация.
16. Конституционная регламентация вопросов собственности.
17. Налоги и налогообложение: основные понятия.
18. Классификации налогов.
19. Основные налоговые теории и их современные интерпретации.
20. Роль налоговой системы и финансов государства в регулировании экономики.
21. Налоги и налогообложение в конституциях разных стран.
22. Нормы налогообложения в конституции РФ.

Файлы: 1 файл

Конституционная экономика.doc

— 1.38 Мб (Скачать файл)

Обе эти формы тесно  связаны друг с другом, однако эта  связь в рыночной и централизованной экономике существенно различается. Страны с рыночной экономикой, начавшей формироваться два-три столетия назад, постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма.Страны со сложившейся централизованной экономической системой пытаются в ходе разгосударствления возродить с помощью государства (как это ни парадоксально звучит) тот самый мощный животворящий частный интерес, без которого не может быть рынка. Главная проблема при этом - не убить в объятиях государства этот животворящий интерес.

Эффективность ГЭП при  прочих равных условиях тем выше, чем  выше государственные расходы, чем большая доля ВВП перераспределяется государством,чем большую роль в экономике играет государственный сектор.

Границы применения государственного экономического программирования зависят  от финансовых возможностей государства  в деле обеспечения частному капиталу достаточной прибыли в качестве мотивации для деятельности в соответствии с государственными программами.

Главная граница ГРЭ - возможное несовпадение его целей  с частными интересами собственников  капитала в условиях относительной  свободы принятия хозяйственных решений.

В смешанной экономике, где макроэкономический регулятор  соединяет преимущества частного и  государственного регуляторов, государство  при проведении своей экономической  политики должно придерживаться следующих  принципов:

1) брать на себя  лишь то, что не способен осуществить  частный бизнес;

2) не конкурировать  с бизнесом, а лишь помогать  ему;

3) брать на себя  убытки, чтобы обеспечить прибыль  частному капиталу;

4) смешаннаяэкономика нужна лишь во имя укрепления капитализма.

Органы государственного управления являются исполнителями  экономических интересов (субъектами ГРЭ).

Структура органов государственного управления - законодательная власть (президент, парламент); исполнительная власть (министерства и ведомства);судебная власть (конституционный, верховный, арбитражный  суды);институциональные структуры. Институциональные структуры государственного управления - банковская система, в первую очередь национальный центральный банк, кредитная и финансовая системы,налоговая и таможенная службы.

Достижение целей экономической  политики и реализация основных ее направлений обеспечиваются различными инструментами (административными и экономическими) ГРЭ.

Административные средства базируются на силе государственной  власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Так, меры запрета  и разрешения могут принимать  форму выдачи лицензий на занятие  тем или иным видом деятельности. Когда власти заинтересованы, например, в прекращении нового промышленного строительства в историческом центре города, они просто прекращают выдачу лицензий на новое промышленное строительство вместо взимания штрафов и повышения налогов.

Инструменты государственной экономической политики (ГЭП) -фискальная и бюджетная политика, кредитно-денежная, внешнеэкономическая и социальная, а также политика регулирования доходов, ускоренная амортизация, индикативное планирование, экономическое программирование, договорная (контрактная) система,государственные закупки.

Основные средства кредитно-денежной политики - это регулирование учетной  ставки, размеров обязательных резервов кредитных институтов в центральном  банке, операции на рынке ценных бумаг.Фискальная политика -это государственное регулирование с помощью налогов,изменения их ставок, предоставления скидок, отсрочек, налоговых льгот.Бюджетная политика позволяет осуществлять прямое хозяйственное регулирование путем финансирования из средств государственного бюджета тех или иных сфер экономики.

Социальная политика государства предусматривает перераспределение доходов через налоговую систему,разнообразную помощь малоимущим, безработным в рамках специальных государственных программ, деятельность в области образования, здравоохранения,культуры и т.д.

Внешнеэкономическая политика - это набор специальных инструментов непосредственного воздействия на связи с зарубежными странами, стимулирование экспорта товаров, услуг, капитала, кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов, изменение пошлин и количественных ограничений во внешней торговле, регулирование валютного курса, участие в международных экономических организациях и пр.

11.3. Законодательная база территориального регулирования

В вопросах законодательного территориального регулирования можно  выделить группы:

I. Общеправовые основы регулирования. Она включает в себя:

1) Задачи и условия  территориального регулирования

2) Полномочия, права и средства государственного регулирования и контроля за размещением и региональным развитием производительных сил, предоставленные федеральным,региональным и местным органам власти.

II.Система и механизмы регулирования. Включает в себя подгруппы:

1) Система научно-проектных  обоснований и организация работ  по региональному развития производительных  сил

2) Права и обязанности  юридических и физических лиц  при выборе вида и дислокации  деятельности предприятий

3) Порядок и механизм  решения вопросов регионального развития, регистрации и лицензирования хозяйственной деятельности

III.Законодательное регламентирование в отдельных сферах территориального развития

Резюме по теме

Вся мировая экономика обнаруживает чёткую тенденцию к взаимодействию механизмов рыночного саморегулирования и целенаправленного планомерного развития.

Рационализация территориальной  структуры хозяйства представляет важнейшую сферу его государственного регулирования и поэтому требует  твёрдой и отлаженной законодательно-нормативной базы, регламентирующей его цели, задачи,механизмы.

Государственное регулирование  экономики до сих пор не имеет  чёткого, завершённого организационного механизма. Этот вопрос нуждается в  серьёзном изучении.

12.1. Характеристика и  структура мирового хозяйства

Структура современного мирового хозяйства  представляет собой систему рыночного  мирового хозяйства, которая складывается из национальных рынков товаров, услуг, капиталов различных стран, интернационализации производств и интернациональных объединений отдельных групп стран, международных финансовых центров. Особенностью современного мирового рынка является его полицентрической характер, который проявляется в отсутствии единого центра и наличии сплетения рынков различных регионов и стран. Развитие мирового хозяйства происходило скачкообразно от разделения единого мирохозяйственного организма, его торговой, трудовой,кредитно-финансовой, валютных сфер с конца XIX в. и до середины 50 гг. XX в.под воздействием дележа экономических ресурсов монополистическими группировками промышленно развитых стран к объединению выше указанных сфер в результате государственного регулирования, стремления к общей стабилизации экономик, преодоления циклических и структурных кризисов во второй половине XX в.

Современное мировое хозяйство характеризуется движением потоков товаров, сырья, топлива, продовольствия, золота, денег, капиталов и различных услуг. До начала 90-х гг. мировое хозяйство базировалось на двух системах общественно-производственных отношений — социализма и капитализма,возникших как следствие окончания Второй мировой войны. В результате сложился рынок социалистических стран и рынок капиталистических стран, что определило распад структуры мирового хозяйства на элементы, которые, однако, были связаны между собой торговлей, услугами, кредитами, валютой. Но связи эти носили спорадический характер, определяемый политикой отдельных государств.

В результате отхода стран Восточной  и Центральной Европы от социализма и перехода к рыночной экономике произошла их объективная интеграция в капиталистическое мировое хозяйство через торговлю, приватизацию,услуги, кредиты и инвестиции. Другая особенность мирового хозяйства заключается в том, что на его развитие, структуру и эволюцию большое влияние оказал рост производительных сил и научно-технической революции. Особое место в эволюции мирового хозяйства заняла научно-техническая революция, которая заставила пересмотреть методы ведения торговли, производства, валютного и денежно-кредитного регулирования. В условиях фундаментальных научных открытий и бурного научно-технического прогресса существование промышленных национальных анклавов стало нерентабельным,относительно замкнутая национальная валютная, инвестиционная, кредитная политика оказалась неэффективной и расточительной, а внешняя торговля становилась все более дефицитной для ряда западных стран. В рамках всемирного хозяйства все это обусловило развитие интеграционных процессов отдельных стран (особенно Западной Европы, АТР), развитие транснациональных корпораций, создавших интернациональные производства, выпуск конкурентоспособных товаров, инвестиций, рост транснациональных кредитно-финансовых институтов, обеспечивших финансирование мировой экономики за счет кредитов и вложения евробумаги.

С помощью интеграционных процессов от компаний до государств в рамках всемирного хозяйства промышленно развитым странам удалось преодолеть взаимные противоречия, повысить общую эффективность национальных экономик,осуществить упрочение материально-технической базы рыночного хозяйства,добиться сглаживания социальных конфликтов, продвижения национальных товаров и услуг на рынки других стран, обновления основного капитала и развертывания новых технологических процессов, увеличить эффективность миграционных потоков рабочей силы, преодолеть валютно-финансовые трения.

Усиление макроэкономических и  микроэкономических интеграционных процессов в рамках всемирного хозяйства позволило подтянуть и стабилизировать экономику ряда малых стран Западной Европы (например, Португалии, Греции,Испании, Ирландии), а также сделать более устойчивым политико-экономическое положение некоторых стран Азии и Латинской Америки. В то же время эти процессы продолжали оказывать негативное воздействие на развивающиеся страны, особенно Африки, которые до сих пор остаются сырьевыми придатками всемирного хозяйства.

12.2. Формы международных  экономических отношений

В настоящее время формы международных  экономических отношений существенно  расширились. При этом основное их расширение произошло в основном в период с конца 60-х до середины 80-х гг. В то же время продолжают действовать формы международных экономических отношений, которые сложились в конце XIX—начале XX вв. Прежде всего это касается внешней торговли, вывоза капитала, валютных отношений.

В современных условиях основными формами международных экономических отношений являются следующие:

1) внешняя и мировая торговля;

2) кредитные отношения;

3) валютные и платежно-расчетные  отношения;

4) миграция и вывоз капитала;

5) международная миграция рабочей силы;

6) международные интеграционные  процессы;

7) создание и развитие транснациональных  корпораций и кредитно-финансовых  институтов;

8) межгосударственное регулирование  международных экономических отношений (регулирование валютно-финансовых, торговых отношений);

9) деятельность международных кредитно-финансовых  институтов (МВФ, МБРР) в сфере международных экономических отношений;

10) научно-техническое и производственное  сотрудничество.

Внешняя и мировая  торговля. Внешняя торговля занимает видное место в системе международных экономических отношений. Для многих стран Запада в последнее время она стала основным фактором развития экономики. Это касается прежде всего промышленно развитых стран, которые значительную часть продукции экспортируют в другие страны. Широкий обмен товаров между странами в результате роста внешней торговли создает условия для развития мирового рынка и мировой торговли. Современный мировой рынок — это сфера обмена, которая охватывает совокупное товарное обращение различных стран, являющихся его составными органическими элементами. Сегодня нельзя представить ни одной страны, ни одной нации, которые бы обходились без внешней торговли, и даже самые небольшие страны.

Необходимость роста мировой торговли обусловлена рядом причин.

Во-первых, развитием национальных товарных производств и обмена,в том числе и внешней торговли.

Во-вторых, продолжающейся неравномерностью развития отдельных отраслей общественного производства, которая присуща рыночному хозяйству.

В-третьих, это свойственная странам с рыночной экономикой тенденция постоянного расширения производства в целях получения прибыли. Стремление к получению прибыли и сравнительно узкие рамки национальных рынков для реализации продукции заставляют корпорации, компании, предприятия выходить за пределы своего рынка, что в итоге ведет к поискам внешних рынков. В70-х—80-х—90-х гг. значение внешних рынков для различных стран существенно возросло. Для ряда промышленных стран нужны рынки для промышленных товаров,оборудования, новых технологий. Развивающиеся страны нуждаются в рынках для сырья и сельхозпродукции.

Поэтому в современных условиях отдельные страны стали звеньями мирового хозяйства, а их экономики  попали в сильную зависимость от внешнего рынка. В этом отношении США, ФРГ, Япония сильно зависят от экспорта своей промышленной продукции. И наоборот, такие страны, как Голландия, Швеция,имеющие большой экспорт, зависят от импорта продукции из других стран. В сильной зависимости от экспорта своей сельскохозяйственной продукции находится Новая Зеландия.

Велика также степень зависимости  от внешних рынков развивающихся стран. Дело в том, что длительное время они развивались как аграрно-сырьевые придатки индустриальных стран Запада. Поэтому данные страны имеют слабую экономику и зависят от стран Запада, поставляя им сырье и сельскохозяйственную продукцию. Растущая зависимость различных стран от внешней торговли и внешних рынков отражает объективно действующую тенденцию к хозяйственному сближению различных государств. Это нашло свое отражение в создании различных торговых союзов, объединений, в развитии интеграционных процессов в Западной Европе,Азии, Америке в 70—80-е гг.

Кредитные отношения. В сфере международных экономических отношений кредитные отношения возникают в трех случаях: во-первых, в связи с кредитованием внешней торговли; во-вторых, в результате движения ссудного капитала в рамках мирового рынка; в-третьих, в связи с проведением международных расчетов.

Кредитование внешней торговли включает кредитование экспорта и кредитование импорта. Кредитование экспорта осуществляется: в форме покупательских взносов, которые выдаются экспортерами той или иной страны иностранным производителям в виде банковского кредитования в качестве кредитов под товары в стране экспортера; в виде ссуд под товары, находящиеся внутри страны; кредитов под товары и товарные документы в стране экспорта, бланковые кредиты без обеспечения. Значение первых трех кредитов заключается в ускорении кругооборота капитала экспортера, т.е. трансформация его части из товарной в денежную.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционной экономике"