Шпаргалка по "макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 13:41, шпаргалка

Описание работы

шпаргалка по макроэкономике для экономических специальностей

Файлы: 1 файл

Shpory_po_makroekonomike_1.docx

— 420.70 Кб (Скачать файл)

• в использовании достижений НТП, обновлении производства;

•в  повышении квалификации работников;

•в  повышении качества выпускаемой  продукции, обновлении ассортимента.

Экстенсивный  и интенсивный типы экономического роста могут сочетаться, когда  увеличение масштабов производства происходит на новой технологической  и технической основе.

Экономический рост определяется множеством факторов, причин и условий, среди которых  обычно выделяют основные. Основные факторы  делят на две группы.

• К первой группе относятся факторы, непосредственно влияющие на физический объем производства. В экономической  литературе их называют факторами предложения. Они делают возможным само производство и тем самым обеспечивают предложение  разнообразных товаров и услуг. К факторам предложения причисляют:

1. количество и качество природных  ресурсов, без которых невозможно  любое производство. При прочих  равных условиях страна, обладающая  лучшими по качеству природными  ресурсами (земля, полезные ископаемые, запасы нефти, газа и т.п.) и  в большем количестве, потенциально  имеет лучшие возможности для  экономического роста, чем другая;

2. количество и качество трудоспособного  населения, которое в экономике  называют трудовыми ресурсами,  несомненно, также существенно определяет  темпы экономического роста;

3. наличие основного капитала, капитализированных  благ или физического капитала, состоящего из зданий, машин, оборудования  и т.п.;

4 .уровень технологии, применяемой  для производства продукции. Это  в свою очередь зависит от  состояния не только прикладных  и технических исследований, но  и от достижений фундаментальных  наук; идеи, которые в них разрабатываются,  нередко оказываются главным  двигателем технического прогресса.  Достаточно напомнить, что именно  исследования в области атомной  энергии, космонавтики, автоматики  и телемеханики определили лицо  технической цивилизации нашего  века.

• Ко второй группе относятся факторы  спроса и распределения. Способность  к росту экономики не ограничивается факторами предложения, так как  для реализации потенциального объема производства необходимо, чтобы на ней) существовал совокупный спрос  для обеспечения расширяющегося объема продукции и рационального  его использования. Кроме того, растущий объем необходимых ресурсов следует  распределить таким способом, чтобы  получить наибольшее количество готовой  продукции. В реальном процессе экономического роста все эти факторы взаимодействуют  и влияют друг на друга, и поэтому  мы их выделяем отдельно, чтобы лучше  разобраться в вопросе. В связи  с этим целесообразно рассмотреть  кривую производственных возможностей , показывающую взаимосвязь этих факторов. Она иллюстрирует, как можно получить максимальное количество двух типов  товаров: потребительских и инвестиционных в результате наиболее эффективного использования всех материальных и  трудовых ресурсов при существующей технологии производства. Экономический  рост с этой точки зрения можно  представить как сдвиг кривой производственных возможностей вправо. Такой сдвиг достигается за счет количественного и качественного  роста всех ресурсов и улучшения  технологии производства, т.е. факторов предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44. Сущность социальной  политики государства и ее  направления.

 

Социальная политика – это согласованная деятельность институтов государства, экономических субъектов, направленная на управление социальным развитием, обеспечение благоприятных условий жизни и труда членов общества.

Социальная  политика пронизывает все уровни общественной  и экономической  деятельности. На микроуровне социальная политика является одним из направлений  создания благоприятных и достаточных  условий по обеспечению наёмных  работников доходами, необходимыми как  для удовлетворения первичных потребностей, так и для воспроизводства, поддержания  работоспособности труженика, воспитания и обучения детей, создания нормальных условий семье. На макроуровне осуществляется региональная и общегосударственная  социальная политика, котороя является неотъемлемо важной составляющей социально-экономической  политики государства. Материальное обеспечение  социальной политики в целом не складывается само по себе, автоматически, а требует  создания определенных макроэкономических предпосылок. Этот процесс является одной из главных задач государственного регулирования.

Социальная  политика помогает достижению социального  согласия, рынкам лучше функционировать  при обеспечении устойчивых доходов  и снижения риска, перераспределением доходов сглаживать проблемы и решать социальные и экономические задачи.

Объекты социальной политики – отдельные граждане, группы граждан, объединенные конкретными связями, деловыми, экономическими и трудовыми отношениями, население всей страны.

Субъекты социальной политики – те, кто определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую основу социальной политики, осуществляет действия по ее реализации. К субъектам следует отнести органы государственного управления на республиканском и местном уровнях, негосударственные объединения, коммерческие организации, отдельных граждан, действующих в рамках гражданской и общественной инициативы. Основным субъектом, координирующим деятельность по осуществлению социальной политики, является государство.

Цель социальной политики государства – формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, способного обеспечивать достойный уровень жизни и ее качество при достаточной степени общественного согласия, без противоречий и социальных конфликтов нейтрализовать негативные последствия рыночной экономики. Следовательно, субъекты социальной политики призваны выполнять стабилизирующую и стимулирующую функции. Реализация первой функции достигается посредством перераспределения доходов, развития системы социальных гарантий и социальной защиты всех членов общества и определенных социальных групп. Выполнение второй функции субъектами социальной политики предполагает поддержание и стимулирование экономической активности общества в рамках законодательства, формирование высокой трудовой мотивации работников к высокопроизводительному труду и учету трудового вклада каждого трудоспособного члена общества в создание национального продукта.

Реализация  перечисленных функций требует  определенных усилий, решения целого комплекса сложных и, порой, противоречивых задач, а также принципов, на  которых  базируется социальная политика.

Важнейшими  принципами формирования и функционирования социальной политики являются:

    • принцип социальной справедливости, имеющий исторические особенности и предполагающий как равенство всех членов общества независимо от их индивидуальных и социальных различий, так и дифференциацию населения по практическому вкладу их труда в создание благ. В соответствии с этим принципом социальной политики государство должно стремится обеспечить гражданам равенство стартовых условий существования и удовлетворения важнейших социальных потребностей (предполагает уравнительный тип справедливости) и в тоже время для наиболее активных, способных и результативных членов общества государство призвано создавать возможность получать за свой труд большее вознаграждение в форме дохода (характерен распределительный тип справедливости);
    • принцип социальных гарантий предусматривает предоставление гражданам обязательного минимума социальных физических и духовных благ и услуг, потребление которых обеспечивает подготовку индивида к самостоятельной жизни;
    • принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества призван прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Если по независящим от индивида обстоятельствам удовлетворить первичные потребности не представляется возможности, государство должно оказать помощь своим гражданам в соответствии с положениями национального законодательства;
    • принцип всеобщности состоит в том, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества на основе дифференцированного подхода /23,с.198/

Социальная  политика с точки зрения субъектов  осуществляется на общегосударственном  и региональном уровнях.

На государственном  уровне определяются цели, задачи и  приоритеты социального развития, принимаются  нормативно правовые акты, устанавливаются  минимальные социальные гарантии в  области:

  • оплаты труда;
  • пенсионного обеспечения;
  • стипендий;
  • медицинского обслуживания, образования, культуры;
  • определяется порядок предоставления гражданам льгот и социального обслуживания;
  • разрабатываются целевые социальные программы.

На региональном уровне принимаются решения, регулирующие социально-экономические отношения  на определенной территории, разрабатываются  социальные программы, направленные на решение конкретных проблем населения  региона.

Основные  направления государственной социальной политики включают:

  • развитие отраслей социально-культурного комплекса;
  • общие вопросы политики доходов населения;
  • политику в сфере труда и трудовых отношений;
  • социальную защиту нетрудоспособных и малоимущих слоев населения;
  • демографическую и миграционную политику;
  • охрану окружающей среды.

Таким образом, социальная политика направлена на обеспечение  соответствующих условий для  удовлетворения потребностей, повышения  благосостояния населения, адресной поддержки  малообеспеченных групп населения, создание условий воспроизводства  рабочей силы и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45. Механизм социальной  защиты населения в Республике  Беларусь.

 

Одним из главных вопросов развития любого государства является создание эффективной и действенной системы  социальной защиты населения. Для Республики Беларусь имеет большое значение изучение опыта других стран по решению  социальных задач, адаптация его  к национальным принципам социальной политики.

 Понятие социальной защиты  по-разному рассматривается в  разных странах и международных  организациях. В одних случаях  в данное понятие включается  все, что затрачивает социальные  условия жизни человека (например, благоприятную экологическую среду,  заботу о детях, решение жилищных  проблем). В других случаях данное  понятие ограничивается вопросами  пенсионного обеспечения и помощи  безработным. По уровню гарантий, предоставленных населению, все  системы социальной защиты, существующие  в разных странах мира, можно  разделить на 2 группы: немецкая (Бисмарк)  и английская (Беверидж). Первая система  устанавливает связь между уровнем  социальной защиты и успешностью  профессиональной деятельности. Социальные  права обуславливаются теми выплатами,  которые выплачиваются на протяжении  всей активной жизни. Таким  образом, социальные выплаты принимают  форму отложенных доходов государства,  которые можно отнести к данной  системе (Германия, Франция) главной  политической задачей считают  охрану доходов. Вторая система  исходит из того, что любой  человек имеет право на минимальную  защиту от болезней, старости  и других причин снижения своих  трудовых способностей. В тех  странах, которые выбрали эту  модель, действует система общественного  страхования по болезням, а пенсионные  системы обеспечивают минимальный  доход всем пожилым, независимо  от уровня выплат из заработной  платы. Такие системы социальной  защиты финансируются за счет  налогов из государственного  бюджета (Англия, Ирландия). Главное,  за что несет ответственность  государство – охрана минимальных  доходов. Названные модели имеют  разные варианты. Наиболее распространены  в мировой практике либеральная,  социал-демократическая и консервативная  модели. Общими для всех моделей  социальной защиты являются принципы  социальной справедливости (равные  для всех граждан возможности  получения социальной полощи) и  принципы компромисса между государственным  управлением и рыночным механизмом.

 В Республике Беларусь приоритетной  в области социальной защиты  является борьба с бедностью,  в силу чего социальная защита  населения направлена, в первую  очередь, на поддержку преимущественно  нетрудоспособных и малообеспеченных  граждан. Формирование и развитие  системы социальной защиты в  Республике Беларусь основывается  на следующих подходах и принципах: 

- праве граждан республики на  социальную защиту от объективно  установленных рисков (болезни, старости, безработицы и др.);

- адресности социальной помощи;

- разнообразии форм и видов  социальной помощи;

- предоставлении трудоспособному  населению возможности получения  достаточного дохода через зарплату;

- реформировании пенсионной системы; 

- реформировании гибкой системы  программ по поддержке малообеспеченных  и многодетных семей, одиноких  граждан, детей и т. д. 

 Происходящие перемены в  экономике, политике, духовной сфере  Республики Беларусь повлекли  за собой существенные перемены  в системе социальной защиты  населения. В республике складывается  обновленная национальная модель  соц. защиты, направленная на гуманизацию  и стабилизацию социальных отношений.  Появились новые формы работы  с различными группами населения,  стали разворачиваться негосударственные  формы социальной помощи, обозначилась  социальная направленность всей  государственной политики, осуществляется  принцип помощи и т. д. В  республике идет поиск наиболее  эффективных организационно-управленческих  построений системы социальной  защиты, совершенствуется деятельность ее структурных подразделений, разворачивается подготовка профессиональных кадров социальной сферы. Современной организационно-управленческой деятельности в социальной сфере характерны следующие тенденции:

1 Интернационализация (взаимопроникновение  теоретических идей и практического  опыта);

2 Усиление внимания к различным  формам демократизации, организационно-управленческой  деятельности.

3 Совершенствование всех сторон  организационно-управленческой деятельности (техническое, технологическое обеспечение,  развитие инновационных технологий).

4 Системно-комплексный характер  социальной работы.

5 Совершенствование кадрового  потенциала организационно-управленческой  деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "макроэкономике"