Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 16:38, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Мировая экономика".
№11. Цели создания Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Органы ОЭСР и их функции.
(ОЭСР) — одна из ведущих международных экономических организаций, призванных координировать и разрабатывать единую экономическую политику капиталистических стран. Она стала преемницей Организации европейского экономического сотрудничества в целях оптимального использования американской экономической и финансовой помощи восстановлению Европы.
Цели:
1. Оказание помощи странам-членам в достижении наивысших устойчивых темпов экон. роста и занятости, повышение жизненного уровня при одновременном поддержании фин. устойчивости;
2. Содействие стабильному экон. росту как стран-членов, так и не членов ОЕЭС в процессе экон. развития;
3. Содействие развитию мировой торговли на многосторонней недискриминационной основе в соответствии с существующими международными обязательствами.
Текущие цели включают совершенствование и расширение практики ОЕЭС по консультированию стран-членов по вопросам экон. политики, при этом особое внимание уделяется гармонизации нац. политики и общих интересов. ОЭСР
Особый упор ОЭСР делает на экон. рост и развитие. Комитет содействия развитию, деятельность к-рого связана с определением политики и направлений помощи наименее развитым странам. Её членами являются все 18 европейских стран, участвующих ранее в ОЕЭС. РФ сотрудничает с ОЭСР на основании Соглашения о привилегиях и иммунитетах.
Структуру ОЭСР составляют Совет, Исполнительный комитет. Исполнительный комитет в особом составе. Комитеты, рабочие группы, экспертные комиссии. Комитет содействия развитию. Международный секретариат, департаменты, Центр по сотрудничеству с европейскими экономиками в переходный период, автономные и полуавтономные органы. Совет, состоящий из представителей государств-членов, является высшим органом ОЭСР. Он заседает обычно один раз в год на уровне министров под председательством одного из государств-членов. На уровне постоянных представителей Совет собирается не менее двух раз в месяц под председательством генерального секретаря. Решения Совета (резолюции, рекомендации) принимаются консенсусом. Исполнит. комитет координирует деятельность ОЭСР и готовит заседания Совета, который может привлекать комитет к выполнению специальных заданий. Исполнительный комитет в особом составе предоставляет высшим должностным лицам возможность междисциплинарного обсуждения актуальных проблем: экономическая политика, экономика и развитие, торговля, страхование, рыболовство и др. В Комитет содействия развитию входят в более двадцати государств-членов и Европейская комиссия; статус наблюдателя имеют Всемирный банк и Международный валютный фонд. Комитет является центральным органом по координации помощи, оказываемой странами ОЭСР развивающимся странам. В его задачи входит повышение эффективности этой помощи, содействие созданию в развивающихся странах жизнеспособных экономических систем и их включение в мировую экономику. Секретариат разделен на ряд департаментов, направления деятельности которых соответствуют тематике комитетов. Штаб-квартира ОЭСР находится в Париже.
№12. НИС в мировом хозяйстве. Особенности развития, положение на мировых рынках, концентрация производства и капитала. Особенности экспорта предпринимательского капитала.
Новые индустриальные страны (НИС) — группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой.
Существует две основные модели НИС:
- Азиатская модель: развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок.
- Латиноамериканская модель: развитие национальной экономики с ориентацией на импортозамещение.
Классификация стран в мировой экономике
Для этого используют несколько основных показателей и критериев:
- абсолютный и относительный ВВП (ВНП);
- НД и доход на душу населения;
- отраслевую структуру национальной экономики;
- структуру экспорта и импорта страны;
- уровень и качество жизни населения и некоторые другие.
По уровню других важных показателей (глубина социальных контрастов, неравномерность регионального развития и др.) они традиционно еще относятся к группе развивающихся стран.
Государственная политика этих стран включает ориентацию на привлечение частных (отечественного и иностранного) капиталов, сокращение государственного сектора за счет расширения частнопредпринимательского. Общегосударственные меры включают подъем уровня образования населения, распространение компьютерной грамотности. Для них характерно интенсивное развитие промышленности, в том числе и наукоемких производств, ориентированных на экспорт. Промышленная продукция их в значительной степени отвечает уровню мировых стандартов, Эти страны все более укрепляют свое место на мировом рынке, о чем свидетельствуют многочисленные современные производства, возникшие и динамично развивающиеся в этих странах при участии иностранного капитала и транснациональных корпораций. Так называемые новые транснационалы, конкурирующие с ТНК США, появились в таких странах, как Южная Корея, Индия, Индонезия, Мексика, Бразилия и др.
Новые индустриальные страны развиваются за счет умелого заимствования, отбора неоспоримых достижений западной цивилизации и умелого их применения к национальным традициям и укладу.
Наиболее развитые в промышленном отношении развивающиеся страны образовали группу ''новых индустриальных стран'' (НИС): Аргентина, Бразилия, Гонконг, Р.Корея, Мексика, Сингапур, Тайвань, Турция. Однако эти обстоятельства сами по себе еще не объясняют этот вариант капиталистического развития. Как справедливо подчеркивал российский исследователь В.Л.Шейнис :» он возник на скрещении сравнительно недавнего, но массивного притока высокотехнологичного иностранного капитала и социальных традиций азиатского общества».
Их выбор в качестве таких объектов определяется как чисто экономическими, так и географическими и политическими факторами. Все эти страны и территории расположены вблизи важнейших торговых коммуникаций. Гонконг служит крупным перевалочным пунктом в региональной и межрегиональной торговле, а Сингапур, кроме того, играет большую роль в финансовых отношениях стран Юго-Восточной Азии.
факторы:
- выгодное географическое расположение;
- развитие импортозамещающих отраслей;
- развитие наукоемких отраслей;
- эффективность использования иностранных инвестиций и современных технологий, т.е. иностранный капитал является сильным катализатором развития экономики;
- вывоз предпринимательского капитала, создание сети филиалов и дочерних компаний ;
- вывоз ссудного капитала;
- вывоз наукоемкой продукции;
- роль и развитие обрабатывающей промышленности;
- концентрация производства и капитала, слияние банковского и промыш- ленного капитала ;
- расширение деятельности ТНК в экономике стран;
- наличие дешевой рабочей силы;
- низкие издержки производства.
- международный характер деятельности, производство новейших конкурентоспособных товаров.
№13. МВФ в современном мире. Структура, цели, задачи, капитал, эволюция.
МВФ – межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно - кредитных отношений между государствами – членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко -и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООНв Бреттон- Вудсе (США).
Высший руководящий орган МВФ – Совет управляющих, в котором каждая страна - член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на пять лет.
МВФ устроен по образцу акционерного предприятия, поэтому возможность каждого участника оказывать воздействие на его деятельность с помощью голосования определяется долей в капитале. каждое государство имеет 250 “ базисных” голосов независимо от величины взноса в капитал и дополнительно по одному голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР (специальные права заимствования).
Капитал Фонда складывается из взносов – государств, производимых по подписке. Каждая страна-участница имеет квоту, которая определяет, с одной стороны, сумму подписки на капитал МВФ, а с другой - возможности использования ресурсов фонда. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством.
В Уставе Фонда для идентификации его кредитной деятельности используются два понятия: 1) сделка – предоставление валютных резервов странам из его ресурсов, 2) операция – оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами- казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики стран-членов.
МВФ взимает со стран - заемщиц разовый комиссионный сбор в размере 0,5 процента от суммы сделки и определенную плату, или процентную ставку.
После истечении установленного периода времени страна-член обязана произвести обратную операцию - выкупить национальную валюту у Фонда.
Специальные фонды. В целях расширения своих кредитных возможностей МВФ практикует создание специальных фондов.
1.Фонд компенсационного и непредвиденного кредитования предназначен для кредитования стран-членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса обусловлен внешними, не зависящими от них факторами (стихийное бедствие, непредвиденное падение мировых цен и т.п.).
2.Фонд кредитования буферных (резервных) запасов для оказания помощи странам, участвующим в создании подобных запасов сырьевых товаров в соответствии с международными соглашениями, если это ухудшает их платежный баланс.
3 .Фонд финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга. Это объясняется активной ролью МВФ в урегулировании долгового кризиса развивающихся стран в 80-х годах и еще ряд различного рода фондов , направленных на расширение кредитной деятельности организации.
Рекомендуемые странам-должникам корректирующие меры, направленные на оздоровление платежных балансов, которыми МВФ обычно обусловливает предоставление своих кредитов, включают:
- сокращение правительственных расходов, в том числе на нужды образования, здравоохранения, пенсионное обеспечение и другие социальные цели;
- увеличение налогов на личные доходы;
- отмену или уменьшение государственных субсидий на продовольственные и товары широкого потребления, что ведет к повышению цен на эти товары. сдерживание роста или “ замораживание” заработной платы;
- повышение учетных ставок, разного рода шаги, направленные на ограничение объема кредита, включая потребительский.;
№14. Наднациональный характер торговой политики и внешних связей ЕС.
Механизм функционирования ЕС основывается на политико-правовой системе управления, которая состоит как из общих наднациональных или международных органов, так и из элементов национально-государственного регулирования,
Преимущества « наднационализации» как для государств ЕС, так и особенно для экономических агентов сводится к следующему:
- на макроэкономическом уровне единая бюджетная политика и унификация денежных рынков ЕС под мониторингом наднациональных финансовых институтов позволяют надежнее бороться с инфляцией, снижать процентные ставки, а со временем и налоги, что должно способствовать росту производства, занятости и стабильности государственных финансов ;
- для экономических агентов единая валютная политика и валюта означает единство денежно-кредитных денежно - кредитного и валютного регулирования, в том числе фондового, на всей территории ЕС;
- для физических лиц удешевятся ведение счетов и поездки в пределах ЕС, ибо при существовавших обязательных обменах купюр их первоначальная стоимость заметно снижалась;
- единая валюта (евро) должна гораздо устойчивее противостоять доллару и иене;
- с введением евро ужесточаются требования к состоянию финансов вновь вступающих в ЕС стран, особенно стран Восточной Европы, что снижает для Евросоюза бремя, связанное с его потенциальным расширением.
Существуют нормы, директивы, если они международные - то они главенствующие.
В организационной структуре ЕС нашел отражение традиционный для западной политической системы принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной функций, хотя в своеобразных формах. В число основных институтов Союза входят:
- Европейский Парламент
- Совет
- Европейская Комиссия
- Европейский Суд, или Суд ЕС
- Счетная палата ( или Палата аудиторов)
- Европейский Совет.
№15. Средства торговой политики ЕС. Антитрестовское законодательство.
Таможенный союз предполагает установление единого внешнего тарифа для торговли с третьими странами.
Целью общей торговой политики является:
- установление и управление общим таможенным тарифом в торговле с третьими странами;
- заключение общих торговых соглашений с третьими странами;
- единообразное применение инструментов торговой политики.
Европейская комиссия имеет исключительное право готовить предложения по вопросам общей торговой политики, решения в этой сфере принимаются Советом квалифицированным большинством голосов.
Общая торговая политика основывается на противоречивых принципах: она предусматривает либерализацию международной торговли и одновременно проводит протекционистскую политику поддержки своих экономических субъектов.