Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 16:38, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Мировая экономика".
№31. Всемирная торговая организация (ВТО). Причины и цели создания. Основные принципы.
вступило в силу Соглашение об учреждении ВТО, заключенное в рамках Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров ГАТТ.
Соглашение об учреждении ВТО существенно расширяет сферу применения многосторонних торговых правил. Помимо торговли товарами ВТО регулирует сферу торговли услугами, вопросы инвестиций и защиты интеллектуальной собственности.
Соглашение, учредившее ВТО представляет собой единую институциональную структуру, включающую Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), новые соглашения - Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) и др.
Высшим органом ВТО является министерская Конференция, проводимая не реже, чем один раз в два года. Генеральный Совет выступает в качестве высшего органа для разрешения споров и проведения обзоров торговой политики стран-участниц. Совет по товарам, Совет по услугам и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, связанным с торговлей.
3 части ГАТС - это рамочное соглашение, включающее основные обязательства участвующих стран. Во-вторых, национальные схемы обязательств, включающие специфические обязательства отдельных стран в отдельных секторах по допуску на свои рынки услуг. В-третьих, приложения к ГАТС, предопределяющие условия торговли в отдельных секторах услуг.
К основным обязательствам участников ГАТС относятся обеспечение доступа к национальному рынку и национальный режим в торговле услугами, открытость норм регулирования торговли услугами, постепенность снижения барьеров в торговле услугами.
ТРИПС устанавливает многостороннюю систему единых правил в области защиты интеллектуальной собственности и механизм их защиты в международной торговле.
Основным принципом соглашения является предоставление национального режима в вопросах защиты интеллектуальной собственности другим участникам соглашения. Оно устанавливает обязательства сторон по вопросам - торговых марок и марок обслуживания, географических названий, промышленного дизайна, патентов, топологии интегральных микросхем, торговых секретов и ноу-хау, а также по вопросам предотвращения нарушения конкуренции в лицензионных соглашениях.
№32. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Основные цели и принципы соглашения, механизм его действия.
Благодаря стремительному развитию информационных технологий международная торговля услугами активно развивается и ее уровень может превысить уровень торговли товарами.
было подписано во время Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Оно преломляет принципы, заложенные в основу торговли товарами системы ГАТТ/ВТО применительно к торговле услугами.
ГАТС состоит из:
- основных принципов, правил, применяемых к тем мерам, которые влияют на торговлю услугами, приложения, которые определяют правила и принципы для специфических секторов;
- обязательства стран по либерализации доступа на их рынки иностранных поставщиков услуг в секторах и подсекторах услуг, перечисленных в перечнях специфических обязательств каждой из стран.
Наиболее важными принципами являются:
- принцип применения режима наибольшего благоприятствования (РНБ): так же, как и в области торговли товарами, режим доступа на рынок услуг, который предоставляется государством, должен распространяться на всех стран-участниц.
- принцип прозрачности регулирования торговли услугами;
- принцип взаимного признания стандартов или критериев в отношении лицензирования или сертификации поставщиков услуг
- принцип функционирования монопольных поставщиков услуг - монопольный поставщик услуг должен действовать таким образом, чтобы не нарушался принцип РНБ
- принцип, по которому должны приниматься меры по дальнейшей либерализации доступа на рынок услуг и меры для обеспечения более активного участия развивающихся стран в торговле услугами.
принципа национального режима. национальное регулирование является единственным средством защиты национального производителя услуги, поэтому режим, предоставляемый национальному производителю, может быть лучше, чем для иностранного поставщика услуг.
Приложения о специфических обязательствах стран-участниц являются неотъемлемой частью Соглашения.
№33. Свободные экономические зоны (СЭЗ). Определение, характерные черты, принципы функционирования, характер деятельности.
Развитие СЭЗ получили в развивающихся странах, которые пытаются перейти от импортозамещающей модели экономического роста к модели, основанной на повышении роли внешних факторов (на развитии экспортного производства).
Это могут быть свободные таможенные зоны, свободные беспошлинные зоны, экспортно-производственные зоны.
Свободная экономическая зона - это часть территории страны с выгодным географическим положением, на которой устанавливаются особые режимы и механизмы в области налогообложения, субсидирования, ценообразования, а также особый валютный режим с целью привлечения в эти зоны финансовых, трудовых ресурсов, и как результат – развитие экспортной базы и увеличение валютных поступлений в страну, а также насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами.
По характеру деятельности СЭЗ подразделяются на торговые (свободные таможенные зоны и порты, транзитные зоны (промышленные и функциональные) технополисы, страховые, банковские зоны).
Торговые зоны - для хранения товаров, проведения определенных операций. организуются в портах - местах транзита.
В таких зонах компании, занимающиеся импортом и экспортом, могут беспрепятственно ввозить товары, складировать на срок до одного года без уплаты налогов.
Наибольшее распространение они получили в Западной Европе, в частности, в ФРГ, на территории которой находятся городов-портов (Бремен, Киль, Гамбург). Основной характеристикой свободных портов ФРГ является не взимание торговых пошлин в результате улучшения его потребительских свойств.
Экспортно-производственные зоны получили особенно широкое распространение в странах Латинской Америки и Азии. Цель - содействие развитию отдельных приоритетных отраслей промышленного производства, обеспечение притока иностранной валюты, подготовка квалифицированных кадров для национальной промышленности, содействие социально-экономическому развитию отсталых районов.
В развитых странах распространение получили зоны свободной торговли. первоначально они представляли собой анклавы, свободные от таможенных пошлин, позже - приобрели дополнительную ориентацию на производство товаров для внутреннего рынка. СЭЗ не рассматривались в качестве районов сосредоточения обрабатывающей промышленности, целиком экспортирующей свою продукцию.
СЭЗ по целям и задачам, стоящим перед ними, делятся на два типа; замкнутый, полностью ориентированный на экспорт и интеграционный, тесно связанный не только с внешним рынком, но и национальной экономикой.
действует инвестиционное законодательство, предусматривающее льготы функционирующим в рамках зоны: освобождение от налогообложения на определенный период; свободу от валютного контроля; компенсацию предпринимателям расходов на обучение кадров; упрощение процедуры создания предприятий.
№34. Мировые финансовые центры, основная характеристика.
Различают мировые, региональные, национальные валютные рынки. Мировые валютные рынки сосредоточены в мировых финансовых центрах.
Мировые финансовые центры - располагаются в странах, для которых вывоз капитала представляет неотъемлемую черту экономики. Они выступают как рынки национального капитала и служат, местом сосредоточения международного капитала.
мировые финансовые центры развитых в промышленном отношении стран содержат элементы как национальных рынков, выступающих в роли международных, так и международных. Но соотношение данных элементов в различных финансовых центрах неодинаково: в одних доминируют первые (например, в Нью-Йорке, Токио), в других – вторые (в Лондоне, Люксембурге).
На мировых валютных рынках банки проводят операции с валютами, которые широко используются в мировом платежном обороте, и почти не совершают сделки с валютами регионального и местного значения.
Интернационализация хозяйственной жизни способствует развитию валютных рынков.
Критерием оценки финансового центра служит степень развитости его операций с участием не столько национального, сколько интернационального капитала.
как отдельные элементы мировых финансовых центров, так и их участники ( международные монополии) не имеют географической привязанности в своих операциях к определенному месту. Они могут соединяться практически в любых точках земного шара и образовывать таким образом систему мировых финансовых центров, которая представляет собой международный рынок капитала. финансовые центры являются сосредоточением штабов финансового капитала и финансовой олигархии развитых государств, либо небольшими форпостами или, наоборот, “ тыловыми гарнизонами” этих штабов.
Соответственно финансовые центры выполняют две главные задачи:
- являются каналами движения капитала из развитых стран в развивающиеся и обратно, причем капитала неравноценного по значению
- служат “ своеобразными сейфами или резервными хранилищами, содержимое которых не облагается налогом, а также особого рода операционными залами, в которых заключаются незаконные сделки,
- отличительная черта финансовых центров – отсутствие национальных рынков капитала и почти полное подчинение международному капиталу
№35. Современные международные экономические организации системы ООН; их цели, функции, роль и значение в мировой экономике.
Международные экономические организации можно классифицировать по двум принципам: по организационному принципу и по сфере многостороннего регулирования. 1) предлагает участие или неучастие организации в системе Организации Объединенных Наций, а также принимает во внимание профиль организации и цели их деятельности. При таком подходе международные экономические организации можно разделить на группы.
1. Международные экономические организации системы ООН.
2. Международные экономические организации, не входящие в систему ООН.
3. Региональные экономические организации
2) группы:
1. регулирующие экономическое и промышленное сотрудничество и отрасли мирового хозяйства.
2. в системе регулирования мировой торговли.
3. Региональные экономические организации в системе регулирования мирового хозяйства
4. Международные и региональные экономические организации, осуществляющие регулирование предпринимательской деятельности.
5. Международные неправительственные организации. содействующие развитию международных хозяйственных связей
Целью - содействовать экономическому и социальному прогрессу всех народов, которое зафиксировано в Преамбуле, а осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического характера.
ЭКОСОС – один из шести главных уставных органов ООН. Он уполномочен предпринимать исследования и составлять доклады по широкому спектру международных экономических вопросов (охрана окружающей среды, проблемы продовольствия)
в рамках ЭКОСОС действуют многочисленные межправительственные постоянные и функциональные комиссии и комитеты.
Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК)- проблем экономики, , сельское хозяйство, транспорт.
Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) - наиболее актуальные проблемы стран региона, осуществляются многочисленные проекты.
Экономическая комиссия ООН для Африки (ЭКА) занимается вопросами актуальными для стран этого региона.
Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна /ЭКЛА/. Экономическая комиссия ООН для Западной Азии/ЭКЗА/.
ЭСКАТО, ЭКА, ЭКЛА вносят значительный вклад в налаживание регионального сотрудничества развивающихся стран.
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) - для содействия международной торговле, особенно с целью ускорения экономического развития.
Специализированные учреждения ООН- Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).