Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 16:38, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Мировая экономика".
№16. Современные средства торговой политики. Таможенные пошлины, таможенные тарифы, их виды и структура.
Контроль импорта.
1.Изменение тарифа. 2.ограничения количеств (контингенты по импорту и импортные лицензии).3.Полное запрещение. 4. Валютное регулирование.
Контроль экспорта.
1. Экспортные кредиты. 2. Государственное регулирование рынка. 3.Субсидии. 4.Смягчение внутреннего регулирования в отношении экспортных товаров. 5. Регулирование судоходства. 6. Запрещения.
Таможенные пошлины представляют собой косвенный налог, взимаемый с товаров, ввозимых в данную страну и возмещается в конечном счете потребителями. Таможенные пошлины поступают в государственный бюджет и являются значительным источником дохода государства.
Ввозные пошлины взимаются с иностранных товаров на пограничных таможенных пунктах или при выпуске товаров с таможенных складов, расположенных внутри страны.
Вывозные пошлины взимают при экспорте товаров за границу.
Транзитные пошлины взимаются за провоз иностранных товаров через таможенную территорию страны.
Фискальные пошлины являются обычно низкими, Фискальными считают ввозные пошлины, установленные на потребительские товары, которые в данной стране не производятся
Специфические пошлины взимают с веса, объема, штуки товара
Пошлины с цены устанавливаются в виде процента с цены облагаемого товара.
Пошлины смешанного типа применяют как дополнительные к специфическим в случае недостаточности их эффективности.
Генеральная или общая пошлина является наивысшей ставкой, если в данной стране таможенный тариф имеет несколько ставок на один и тот же товар.
Минимальные пошлины применяют наряду с генеральными, когда данное государство на основе заключенного торгового договора или в одностороннем порядке предоставляет по всем или по некоторым группам товаров уступке другой стране. Конвенционные (договорные) пошлины устанавливаются в целях расширения торговых отношений с другими странами или для получения встречных уступок. Преференциальные пошлины являются особо льготными ( и их обычно применяли во взаимной торговле метрополии и зависимые страны).
Антидемпинговые пошлины взимают сверх обычных пошлин. Они были введены зарубежными государствами в качестве средства, противодействующего мероприятиям по форсированию экспорта при помощи экспортных премий, товарного или валютного демпинга и субсидирования экспорта.
Карательные пошлины используют в тех случаях, когда одно государство осуществляет репрессию, дискриминацию или “ недружественный акт” против другой страны.
Кроме акциза в ряде стран с импортных товаров взимается налог с оборота (например, на предметы роскоши), лицензионные сборы, мелкие статистические сборы за производство операций по досмотру грузов, за оформление документов и т. п.
Ввозным таможенным тарифом называют систематизированную сводку таможенных пошлин на все товары, подлежащие обложению при импорте на территорию данной страны. Тарифы бывают одноколонные, дву- и многоколонные.
Простые тарифы состоят из одной колонки таможенных пошлин, применяемых к товарам всех стран. Сложные тарифы состоят из двух, трех и даже четырех рядов таможенных пошлин. Каждый ряд применяется к товарам определенных стран или группы стран. Сложные таможенные тарифы в свою очередь бывают двух видов: автономные и автономно – конвенционные. Автономные тарифы содержат как высокие пошлины, так и более.
Автономно- конвенционные тарифы содержат одну или несколько колонок автономных пошлин и еще одну колонку или ряд колонок конвенционных.
№17. Качественные ограничения и другие формы регулирования импорта и экспорта
Протекционизм, являющийся одним из основных принципов торговой политики находит свое выражение в запретах и ограничениях, применяемых в массовом масштабе и в самых разнообразных формах. Наиболее распространены следующие виды ограничений: контингентирование ввоза, лицензионный ввоз и вывоз, валютное регулирование, государственные экспортные и импортные монополии, косвенные ограничения.
Контингентирование ввоза означает ограничение ввоза товаров определенным количеством или суммой на установленный период времени.
Лицензионная система ввоза и вывоза - ввоз или вывоз запрещен и разрешается лишь по получении лицензий. Эти лицензии выдают правительственные органы отдельным импортерам, монополиям или импортным монопольным органам.
Лицензионную систему частично использует государство и в качестве источника фискальных доходов, поскольку при выдаче лицензий взимаются лицензионные сборы, размер которых в некоторых случаях превышает размер таможенной пошлины.
Лицензии на ввоз или вывоз товаров подразделяются на открытые генеральные и индивидуальные. Открытая генеральная лицензия – это опубликованное в печати разрешение соответствующего правительственного органа на ввоз того или иного товара в течение квартала, полугода или года. Индивидуальная лицензия – это письменное разрешение, выдаваемое правительственным органом на ввоз или вывоз каждого товара в отдельности и на строго установленный период времени.
Важным средством торговой политики являются валютные ограничения. Введение валютного контроля имеет целью добиться равновесия платежного баланса и тем самым устойчивости курса валют, сохранения золотого запаса и не допущения бегства капитала из страны. если банк ограничивает выдачу валюты импортеру, то закупки товаров им сокращаются или прекращаются вообще.
Государственные импортные и экспортные монополии представляют собой форму регулирования внешней торговли, которая состоит в том, что в некоторых странах устанавливается государственная монополия на ввоз или вывоз отдельных товаров или целой группы товаров.
К средствам косвенного ограничения относятся: санитарно-ветеринарные мероприятия в отношении импорта скота, обязательное применение определенной доли национального сырья при производстве какого-либо товара, закрытие для провоза иностранных товаров некоторых пограничных пунктов, стеснительные таможенные формальности.
Нетарифные ограничения в большинстве случаев носят скрытый характер и представляют собой проведение экономических, технических и административных мероприятий, ограничивающих использование иностранных товаров на внутреннем рынке (Налоги по существу выполняют роль таможенных пошлин)
Правительственные закупки товаров. В некоторых странах существуют законы, на основе которых преимущество предоставляется товарам национального производства при закупке государственными организациями, что несомненно создает режим дискриминации для импорта иностранных товаров.
№18. Средства форсирования экспорта. Товарный и валютный демпинг.
Зарубежные страны широко используют многочисленные торгово-политические средства, прямо направленные на расширение экспорта своих товаров, на вытеснение конкурентов на внешних рынках. К их числу относятся государственные гарантии по экспортным кредитам, государственные экспортные кредиты, кредиты международных валютно-финансовых организаций, экспортные премии, товарный демпинг, валютный демпинг, условно- беспошлинный ввоз товаров и возврат пошлин.
Среди средств, направленных на форсирование экспорта из зарубежных государств, значительная роль отводится государственной гарантии экспортных кредитов, которая состоит в том, что правительство в целях поощрения экспорта принимает на себя риск за определенное вознаграждение в случае неплатежа иностранными покупателями по векселям, трассированным экспортерами данной страны. организованные для этой цели государственные учреждения: США, Япония - Экспортно-импортный банк, в Италии – Национальный институт страхования и т.д.
Гарантии экспортных кредитов способствует не только расширению, но и продаже товаров за границу по повышенным ценам.
Одним из способов содействия развитию экспорта являются экспортные премии – финансовые льготы, предоставляемые правительством или частными организациями фирмам- экспортерам за вывоз определенных товаров за границу. Премии могут быть следующих видов: освобождение от акциза и каких–либо налогов, выплата определенных сумм за экспорт, выплата денег за вырученную иностранную валюту от экспорта товаров в национальной валюте по более выгодному курсу
Товарный демпинг - экспорт товаров по заниженным ценам, т.е. ниже цен внутреннего рынка. Одно из средств борьбы за рынки сбыта.
Демпинг есть экспорт товаров по ценам ниже цены производства или даже по бросовым ценам. При этом убыток компаний покрывается за счет реализации этих или других товаров на внутреннем рынке по монопольно высоким ценам.
Валютный демпинг представляет собой экспорт товаров по ценам ниже цен конкурентов в результате использования экспортером дополнительной прибыли, получаемой от обесценения валюты в силу ее девальвации, т.е. падения курса валюты данной страны по отношению к валютам других стран.
При валютном демпинге в отличие от товарного товары не продаются по ценам ниже цены производства и тем более ниже цены издержек производства, выручаемые на внешних рынках цены могут быть даже выше цен внутреннего рынка. Характерно, что валютный демпинг распространяется автоматически на все товары.
Действие валютного демпинга может продолжаться до тех пор, пока внутренние цены на сырье, материалы, предметы потребления и услуги в национальной валюте не повысятся до размеров девальвации валюты данной страны по отношению к иностранной валюте. Вторым условием действия валютного демпинга является отсутствие девальвации валюты в той стране, куда вывозятся товары, или, если девальвация импортирующей страны происходит в меньших размерах.
Главным стимулом для форсирования экспорта является дополнительная прибыль, получаемая экспортерами товаров за счет разрыва между курсом национальной валюты по отношению к валютам других стран и покупательной силой денег внутри данной страны.
№19. Средства торговой политики в области транспорта
Развитие внешней торговли зависит в определенной степени от условий перевозки товаров по морю, железным дорогам и другим и видами транспорта. Зарубежные государства проводят мероприятия, направленные на создание благоприятных условий для перевозки товаров, которые охватывают режим морских портов, оказание содействия национальному судоходству, установление льготных железнодорожных тарифов для экспортных, импортных и транзитных грузов.
Режим морских портов имеет существенное значение, поскольку международная торговля в подавляющей части осуществляется морским путем. Обычно зарубежные государства имеющие морские порты, предоставляют возможность иностранным судам и товарам пользоваться портами и их услугами наравне с собственными судами. Поэтому существует одинаковый режим портов для торговых судов всех государств- участников Женевской международной конвенции, а также для их товаров и пассажиров. В целях увеличения товарооборота практикуют отмену или снижение специальных налогов и сборов, взимаемых портами, Для поощрения национального торгового флота, который имеет важное военно-стратегическое значение и одновременно является источником получения иностранной валюты или сокращения расходов по оплате фрахта, что необходим для улучшения платежного баланса страны, многие зарубежные страны применяют меры протекционистского характера (субсидии, и т.п.). Наряду с этим судоходные компании зарубежных стран пользуются всякого рода специальными льготами и преимуществами (монопольное право на каботажные перевозки, премии за перевозку почты и т.п.).
№20. Торговые договоры и соглашения: формы и принципы.
Торговые договоры и соглашения являются одним из самых важных торгово-политических средств борьбы за внешние рынки. Объектами торговых договоров могут быть хозяйственные вопросы: осуществления торговой и промышленной деятельности, обложение внутренними налогами и сборами, судоходство. Основным вопросом является установление торгово-политических условий для ввоза товаров одной договаривающейся стороны на территорию другой.
Прежде всего торговые договоры преследуют экономические интересы сторон: их реализация обеспечивается соотношением сил договаривающихся сторон. Торговые договоры общего типа заключаются на длительный период, обычно на три- пять лет, с условием продления этого срока с согласия обеих сторон.
Формы разнообразны. К ним относятся: договоры о поселении, о торговле и мореплавании, торговые конвенции, соглашения о товарных поставках, платежные соглашения и другие виды хозяйственных соглашений по отдельным вопросам.
Торговые договоры общего типа или договоры о торговле, мореплавании, а также соглашения обычно базируются на принципе наибольшего благоприятствования или на принципе национального режима.
Этот принцип может быть распространен на область торговли, промышленности, мореплавания, правового положения юридических и физических лиц, ввоза и вывоза товаров, таможенных пошлин. Он может охватить или все положения данного договора, или только часть.