Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 16:38, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Мировая экономика".
№21. Государственное регулирование в современном мире, основные формы.
3 формы государственного регулирования экономической жизни:
1) утверждение единых для всех общих правил поведения субъектов хозяйствования;
2) установление различных правовых режимов для отдельных групп хозяйствующих субъектов
3) использование индивидуальных административных актов управления.
применение первой формы необходимо, речь не идет о чрезмерном числе запретительных норм, мешающих свободному обращению товаров на рынке.
Действительно, чрезмерное вмешательство государства в экономическую жизнь подавляет частную инициативу, снижает эффективность частной собственности, лишает конкуренцию динамики, сводя к минимуму эффективность рыночной экономики.
Любая страна в определенный период должна решать рассматриваемый вопрос, исходя из конкретных экономических условий. Например, высокие процентные ставки, резкий рост инфляции и другие факторы приводят к усилению государственного регулирования.
Важнейшая экономическая задача государственных органов - обеспечить условия разработки и реализации государственной инвестиционной и научно-технической политики в стране, способствующей техническому перевооружению производства и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках. Один из путей решения этой задачи - создание крупных инновационно-технологических центров и инновационно-промышленных комплексов.
Создание бюджетов развития в рамках крупных объединений, отдельных отраслей и регионов с участием государственного капитала – одна из целевых программ российского правительства. Информационные технологии одно из главных направлений современной стратегии развития.
Государственное регулирование экономики направлено на развитие предпринимательства и создание конкурентной среды с целью максимального повышения эффективности производства в соответствии с интересами государства и потребностями населения. Усилия центральных и местных органов власти концентрируются на развитии реального сектора экономики, призванного обеспечивать страну материальными ресурсами. Государственные органы признаны решать те задачи, которые неуправляемый рынок решить не способен. Коренная модернизация и перевод производства на принципиально новые технологии не могут осуществляться без помощи государства. Огромные первоначальные расходы на поисковые исследования, экспериментальные и проектные работы посильны только для государства.
Государство должно установить порядок, при котором предприниматели, действуя в условиях рынка, вынуждены и заинтересованы делать именно то, что выгодно не только им самим, но и обществу в целом.
Координация работ, информационное и научное обеспечение товаропроизводителей, регулирование налогов и процедуры банкротства, государственные субсидии, прямое участие в инвестиционных проектах, государственные заказы и форма их оплаты, контроль условий труда и оплаты наемного персонала - это основные рычаги, при помощи которых государство участвует в управлении экономикой страны и ее основными объектами – предприятиями-
№22. Правовое регулирование экономической деятельности в зарубежных странах, антидемпинговое законодательство.
Антидемпинговое законодательство - специальные правовые акты и положения, направленные против продажи товаров на внешнем рынке по ценам более низким, чем на внутреннем рынке. Основными элементами антидемпингового законодательства являются Генеральное соглашение по тарифам и торговле, определяющая понятие демпинга, и Международный антидемпинговый кодекс (регламентирует процедуру выявления и доказательства факта демпинга, а также способы компенсации понесенного ущерба фирмам импортирующей страны, производящей аналогичную продукцию). В случае установления факта демпинга импортирующая страна может ввести антидемпинговые пошлины на ввозимые товары.
Валютный демпинг - расширение экспорта по пониженным ценам в результате падения курса национальной валюты в большей мере, чем уменьшение ее покупательной способности внутри страны. Приобретая товары по относительно низким внутренним ценам, экспортеры реализуют их на международных рынках за более устойчивую валюту. Таким образом, экспортеры получают курсовую прибыль.
В ходе неустойчивого экономического развития валютный демпинг может принимать форму конкурентного обесценения валют. Международный антидемпинговый кодекс предусматривает специальные процедуры и применение санкций. предотвращение демпинга в валютной сфере является одной из важнейших функций Всемирной торговой организации (ВТО), основной целью которой является: либерализация международной торговли на базе роста производства и торговли товарами и услугами, рационального использования источников сырья, сохранения окружающей среды.
Товарный демпинг - экспорт товаров по заниженным ценам, т.е. ниже цен внутреннего рынка. Одно из средств борьбы за рынки сбыта.
По правилам ГАТТ он имеет место в случаях продажи товаров одной страны на рынке другой по цене ниже "нормальной", если такая продажа причиняет или угрожает причинить существенный вред национальному производству аналогичной продукции. Для определения "нормальной" цены используется также уровень экспортных цен. Убытки от тов. демпинга покрываются либо поступлениями от других экспортных операций, либо государственными экспортными субсидиями.
Отличие: Валютный демпинг, будучи разновидностью товарного демпинга, отличается от него, хотя их объединяет общая черта – экспорт товаров по низким ценам. Но если при товарном демпинге разница между внутренними и экспортными ценами погашается главным образом за счет государственного бюджета, то при валютном – за счет экспортной премии (курсовой разницы).
Антимонопольное законодательство — совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену.
№23. Совместные компании в системе МЭО. Основные организационные экономические и финансовые вопросы деятельности.
Совместное предприятие - форма организации компании, объединяющей капиталы партнеров (юридических и физических лиц) из двух и более стран.
Совместная компания в своей деятельности должна принять решение, следует ли удержать прибыль или распределить ее между партнерами.
Прибыли зачастую распределяются, чтобы избежать выплаты специальных налогов с нераспределённой её части.
участники зачастую придерживаются финансовой политики, которая поощряет большее удержание прибылей. Препятствием служит лишь желание кого-либо из партнеров получать надлежащий процент с вложенного им капитала.
пути максимального удержания прибылей:
1.Обязательные резервы - создание обязательного резерва, еще до того как смогут выплачиваться дивиденды.
2.Предварительное использование прибылей. Если партнеры заранее предвидят необходимость использования прибылей с определенной целью.
3.Декларация намерения. участники считают необходимым удержать максимум прибылей для расширения компании и обеспечения ее лучшего финансового положения.
Финансовая деятельность - вопросы бухгалтерской работы, выбора аудиторов и т.д. Особую роль в деятельности компании играет маркетинг.
Неэкономического порядка - территориальные ограничения на продажу товаров, произведенных по этим лицензиям.
Существенный момент в деятельности совместной компании- использование товарных марок и названий.
Ройалти, или сборы за пользование патентами, могут иметь форму люмпсум или оплаты на повременной базе. Люмпсум ройалти призваны возместить расходы зарубежному партнеру до начала использования промышленной собственности. Исчисления ройалти ведутся следующими методами; - Люмпсум ройалти. - Оплата ройалти на повременной базе. - в форме нетто ройалти после вычета всех сборов, оплачиваемых иностранной фирмой.
Ройалти выплачиваются в валюте страны-владельца лицензии или в валюте третьей страны.
На практике от метода платежа зависит место расчетов по ройалти. Для совместной компании обычно легче производить расчеты в принимающей стране.
Участниками соглашений о совместных компаниях могут быть юридические и физические лица, правительства или правительственные учреждения.
Совместные акционерные общества – более распространенная форма совместного предпринимательства.
Важный момент при регистрации совместной компании – выбор страны регистрации.
Различают компании ,в которых; а/ меньшая часть акций принадлежит иностранным участникам; б/ большая часть акций принадлежит иностранным участникам; в/капитал делится поровну между местными и иностранными участниками; г/капитал делится в пропорции 49;49,; д/весь капитал принадлежит одному партнеру, однако другой участник имеет право приобрести часть или все акции первого партнера.
Партнеры сами решают, какого вида акции будут выпускаться совместной компанией и какие права каждый вид акций будет предоставлять их держателям.
Держатели обыкновенных акций являются собственниками имущества совместной компании. именно держатели обыкновенных акций несут основные потери при убыточной деятельности компании.
Если совместная компания решает отменить какую-либо из привилегий обыкновенных акций или прекратить их обязательства в связи с этим, то они могут быть выкуплены по усмотрению совместной компании.
особые виды акций. в ряде стран не разрешается выпускать акции без права голоса
Сама оплата при покупке акций может быть осуществлена ; а/ наличными; б/поставками машин и оборудования; в/предоставлением земельных участков; г/разными услугами.
передача прав собственности, лицензирование рассматривается как взнос в капитал совместной компании, поэтому могут быть выпущены на соответствующую сумму полностью оплаченные акции.
Совет директоров компании отвечает за управление и контроль.
Закон страны о регистрации компании определяет порядок представительства в совете юридических и физических лиц.
Партнеры сами решают, какое число директоров необходимо для совместной компании.
квалифицированное большинство директоров необходимо для решения фундаментальных вопросов.
№24. «Невидимый» экспорт и МЭО. Понятие невидимого экспорта. Структура статей, роль в платёжном балансе.
«Невидимый» экспорт - операции, совершаемые данной страной в процессе обслуживания международных экономических отношений, экспорта и импорта услуг, деятельности правительств и отдельных лиц.
Характерной особенностью современных международных экономических отношений является не только абсолютный рост, но и повышение удельного веса «Н.» э. в международной торговле.
Если данная страна перевозит на своих судах и самолетах иностранных пассажиров и грузы, оказывает загранице телеграфные, телевизионно-кабельные услуги, то она получает за это валюту, и, наоборот, расходует ее, когда пользуется соответствующего рода услугами. Когда величина поступлений больше объема платежей, то данная страна имеет положительное сальдо баланса услуг и, наоборот, дефицит, если платежи превышают поступления. Часто торговый баланс и баланс услуг объединяют в одну статью — баланс товаров и услуг.
Важными составными частями платежного баланса являются баланс трансфертов, который включает в себя баланс некоммерческих платежей и баланс доходов и расходов по заграничным инвестициям.
Баланс некоммерческих платежей включает поступления и платежи, связанные с международным туризмом, с содержанием иностранных дипломатических представительств и военных миссий, обменом делегациями.
Активное сальдо по статьям невидимого экспорта — превышение поступлений от невидимого экспорта над платежами за невидимый импорт.
Международные экономические отношения – система хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, соответствующими субъектами хозяйствования.
Одна из основных форм МЭО – международная торговля - представляет собой множество межстрановых потоков продукции. В этих условиях формируются мировые товарные рынки, где осуществляются операции по купле-продаже товаров, носящие устойчивый, систематический характер.
Платёжный бала́нс — это «статистический отчёт, где в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определённый период времени». Платежный баланс является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, международных экономических связях, установить ее платёжеспособность.
При составлении платёжного баланса используется принятый в бухгалтерском учёте принцип двойной записи. Кредитовые суммы формируются в результате экспорта товаров и услуг и притока капитала, что приводит к поступлению иностранной валюты на счёт. Дебетовые суммы формируются в результате импорта товаров и услуг и оттока капитала, приводящих к расходу иностранной валюты.
ПБ состоит из трех основных разделов:
1) торговый баланс,
2) баланс услуг и некоммерческих платежей,
3) баланс движения капитала и кредитов.
Термин текущие невидимые операции охватывает сделки и переводы денег, включая и такие переводы, которые вообще не связаны с коммерческими сделками.