Шпаргалка по "Региональной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по "Экономике".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 217.33 Кб (Скачать файл)

Многоаспектность структурной  организации является качественным свойством региона. Даже если мы концентрируем  внимание только на экономике, необходимо учитывать ее связи с другими  региональными подсистемами. Схема  функционирования региона должна включать как минимум три взаимосвязанных  блока: «экономика», «население», «природная среда». Кроме того, следует учесть наличие государственных структур, воздействующих на происходящие процессы, а также внешний сектор (для  региона это — не только зарубежная экономика, но и экономика соседнего  региона).

Воспроизводственные циклы в экономике  региона — основа комплексного исследования региональных связей 
Воспроизводственные циклы в экономике региона — части региональной системы, отражающие тот или иной аспект общественного воспроизводства.

К региональным воспроизводственным  циклам относятся: воспроизводство  трудовых ресурсов; кредитно-денежных ресурсов; инвестиционного процесса; природных ресурсов; производственных и социально-бытовых услуг; услуг  рыночной инфраструктуры, информационных услуг. 
Воспроизводственные циклы составляют единую систему и находятся в постоянном взаимодействии. Они представляют собой основу социально-экономического развития региона, обеспечивая условия для взаимодействия всех субъектов региональной экономики .

Рассмотрим наиболее характерные  для регионов страны воспроизводственные циклы.

  1. Воспроизводство трудовых ресурсов региона: процесс восстановления и развития наиболее активной части населения;

трудовых ресурсов региона.

Воспроизводство трудовых ресурсов осуществляется под воздействием демографических, природно-климатических, социально-экономических, экологических, научно-технических  и других факторов.

Изучение процессов воспроизводства  трудовых ресурсов предполагает количественную оценку состояния и динамики трудовых ресурсов, анализ их половозрастной, квалификационной, отраслевой структуры. 
Воспроизводство трудовых ресурсов находится в тесном взаимодействии с воспроизводством инвестиционных ресурсов,

поскольку последние выступают  источником создания новых рабочих  мест, с воспроизводством информации и знаний, которые играют особую роль в подготовке и переподготовке квалифицированных кадров, с воспроизводством кредитно-денежных ресурсов, поскольку  они выступают фактором стимулирования вовлечения трудовых ресурсов в сферу  бизнеса.

2. Воспроизводство кредитно-денежных  ресурсов представляет собой  относительно обособленную сферу  отношений по поводу формирования, купли, продажи и размещения  свободных кредитно-денежных средств,  регулирования потоков этих средств в соответствии с изменением спроса и предложения. 
Воспроизводство кредитно-денежных ресурсов в регионе предполагает наличие временно свободных денежных средств субъектов региональной экономики, потребности в денежных средствах для развития хозяйственной деятельности субъектов, систему финансово-кредитных институтов, занимающихся аккумуляцией и размещением денежных средств. 
Основными источниками формирования кредитно-денежных ресурсов в регионе являются федеральный и местные бюджеты, предприятия и организации различных форм собственности, финансово-кредитные учреждения, население, а также иностранный капитал.

3. Инвестиционный цикл  воспроизводства в регионе отражает  процесс наращивания основной  части производственного потенциала  — капитала.

С макроэкономических позиций он представляет собой процесс трансформации  сбережений в накопление и капиталовложения. На микроэкономическом уровне это взаимодействие проектно-изыскательских работ, подрядных  работ, объема и структуры инвестиций. 
Этот цикл обеспечивает аккумуляцию и перераспределение свободных денежных средств, направляемых на финансирование инвестиций. Формирование инвестиций определяется:•   капиталоемкостью совокупного общественного продукта региона; 
•  степенью сформированности хозяйства региона;•   пространственными особенностями развития производительных сил;

• социально-демографическими факторами, влияющими на развитие социальной инфраструктуры. 
Воспроизводственный инвестиционный цикл тесно связан с воспроизводством основного капитала и финансово-кредитных ресурсов. Формирование характера инвестиционного процесса во многом зависит от соотношения спроса на финансово-кредитные ресурсы и их предложения, нового экономического механизма регулирования инвестиционной деятельности, создания рыночных структур, способствующих проведению региональной инвестиционной политики.

Для нормального осуществления  инвестиционного процесса в регионе  необходимо взаимодействие строительных организаций, инвестиционных посреднических фирм и всей инфраструктуры. 
4. Воспроизводство производственных услуг. Оказанием производственных услуг заняты отрасли производственной инфраструктуры, к которым относятся транспорт всех видов, связь и коммуникационное обслуживание, организации, занимающиеся продвижением товаров и услуг от производителя до потребителя. 
Особенностью сферы оказания производственных услуг является их немобильность, т.е. совпадение места и времени их производства и потребления, поэтому правомерно выделение этих услуг в особый воспроизводственный цикл, функционирующий в рамках региональной экономики. 
Рыночная экономика предъявляет особые требования к производству услуг производственной инфраструктуры региона, поскольку от этого во многом зависят экономическая деятельность всех предприятий и организаций и уровень жизни населения региона. 
Производственная инфраструктура — многоотраслевой комплекс со сложными вертикальными и горизонтальными связями, призванный удовлетворять требования комплексного развития хозяйства и перспективы размещения производительных сил на территории региона.

5. Воспроизводство природных  ресурсов. Этот блок включает  в себя вовлечение в хозяйственный  оборот и использование всего  набора природных ресурсов: земельных  угодий, лесов, воды, воздуха, недр.

В отношении недр вовлечение в хозяйственный  оборот означает разведку запасов полезных ископаемых, подготовку их к использованию, добычу, а также операции, связанные  с восстановлением нарушенных природных  связей.

Разделение функций, ресурсов и ответственности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Функции регионального менеджмента как конкретные формы воздействия на экономические, социальные, экологические, политические и другие процессы в регионе можно дифференцировать по назначению и содержанию. Такая дифференциация опирается на сущность и социальную ориентацию регионального менеджмента как инструмента рыночной экономики.  
Ввыделяют следующие основные функции: целеполагание, регулирование и стимулирование.  
Реализация функции целеполагания обусловлена необходимостью осуществления научного прогнозирования социально-экономического развития региона и разработкой региональных целевых программ. Учитывая, что главной целью социально ориентированной рыночной экономики является воспроизводство условий, обеспечивающих высокий уровень жизнедеятельности человека, функция целеполагания реализуется в процессе экономической и социальной трансформации хозяйства региона, обоснования направлений его реструктуризации.

Функция регулирования в региональном менеджменте реализуется в основном в системе объектов, относящихся к государственной собственности субъектов Федерации, а также объектов федеральной собственности, переданных в собственность регионов. В реализации функции регулирования могут использоваться методы как прямого, так и опосредованного воздействия. При этом степень воздействия субъекта управления на все объекты, в том числе и на объекты региональной собственности, будет постоянно меняться, поскольку объем и полнота реализации функции регулирования находятся в определенной зависимости от степени зрелости рыночных отношений и их внедрения в хозяйство региона.

В условиях перевода хозяйства  регионов на рыночные отношения особое место в региональном менеджменте отводится функции стимулирования. Это связано прежде всего с ограниченностью использования в региональном менеджменте методов непосредственного воздействия. В многоукладном хозяйстве региона функционируют предприятия и организации, относящиеся к самым разным формам и видам собственности —федеральной, региональной, муниципальной, коллективной, частной и др. Но методы непосредственного воздействия регионального менеджмента правомерны лишь в отношении объектов региональной собственности. Для всех других объектов эффективными могут быть только методы опосредованного воздействия, и прежде всего, стимулирования деятельности субъектов хозяйствования.


Стимул, как известно, —  активный побудитель деятельности предприятий  и организаций любых форм собственности. Стимулирующая функция регионального менеджмента дает субъекту управления мощные средства для реализации интересов региона, муниципальных образований, предприятий и организаций, социальных групп. Таким образом, сущность функции стимулирования заключается в целенаправленном воздействии субъекта управления на социально-экономические процессы региона через опосредованное воздействие на все объекты, функционирующие на территории региона. Так, администрация области не может обязать предприятие, относящееся к федеральной, муниципальной или другой форме собственности, выделить средства, например, для строительства какого-либо объекта (даже социально значимого и необходимого) обще регионального значения. Однако администрация области может заключить с этим предприятием договор, в соответствии с которым предприятие обеспечит какую-то часть финансирования строительства, а администрация создаст ему определенные стимулирующие условия хозяйствования — освободит от налога на прибыль (части, причитающейся областному бюджету), предоставит льготные условия водо-, энергопользования и т.д. 

19.Анализ социально-экономического  развития региона: система индикаторов.  Региональная диагностика: сущность, методика. Рейтинги регионов.

Одним из основных и традиционных методов региональной экономики является анализ социально-экономического развития региона. Он основывается на использовании системы статистических показателей, характеризующих основные явления и пропорции, существующие в региональной социально-экономической системе. Методология полной экономической диагностики довольно сложна и пока еще не стандартизирована, поэтому ограничимся рассмотрением только наиболее распространенных приемов анализа. Цель анализа – выявление диспропорций и неиспользуемых возможностей экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегии социально-экономического развития региона. Анализ нацелен на решение следующих задач: • оценка состояния природно-ресурсного потенциала региона;• выявление причин ухудшения состояния окружающей среды;• изучение особенности динамики и половозрастной структуры населения, причины основных миграционных потоков;• оценка использования трудовых ресурсов в разрезе основных отраслей экономики;• раскрытие специфических особенностей незанятости (безработных) в регионе;• оценка достигнутого уровня и качества жизни населения, обеспеченности основными объектами социальной инфраструктуры;• оценка достигнутого уровня экономического развития региона (промышленности, сельского хозяйства, производственной инфраструктуры) с позиций возможности функционирования в условиях рынка;• анализ межрегиональных и внешнеэкономических связей региона;• выявление экспортных резервов производства;• оценка финансового положения территории, имеющихся источников доходной части бюджета и сложившихся направлений расходования финансовых ресурсов региона;• оценка возможностей использования предприятий различных форм собственности в интересах хозяйства и населения региона. Решение всех перечисленных задач анализа нацелено, с одной стороны, на выявление возможностей усиления комплексности в хозяйственном развитии региона (включая его города и района), а с другой стороны – на оценку условий его успешного функционирования в условиях рыночной экономики, исходя из рационального использования трудовых, материальных, природных и финансовых ресурсов.

Структура анализа Анализ необходимо начинать с макроэкономической характеристики региона. На основе имеющейся статистической информации определить показатели уровня экономического развития (ВРП на душу населения), уровня потребления в фактических ценах (конечное потребление на душу населения), уровня производительности труда (ВРП на одного занятого). Кроме того, данные о конечном потреблении следует корректировать с учетом региональных различий покупательной способности доходов. Для этого величину конечного потребления на душу населения необходимо сопоставить с величиной прожиточного минимума.

Базовые индикаторы комплексной  оценки уровня социально-экономического развития регионов 
1. Валовой региональный продукт (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения (тыс. руб.) определяется как отношение валового регионального продукта (VRP) к численности населения (PPL), то есть показателя валового регионального продукта на душу населения, деленное на коэффициент уровня покупательной способности (KPAR): 
2. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения (тыс. руб.) определяется как отношение объема инвестиций за счет всех источников финансирования (/) к численности населения (PPL), деленное на коэффициент удорожания капитальных затрат (CAP): 
3. Объем внешнеторгового оборота на душу населении (долл. США) 
(VTO) определяется как отношение суммарного объема экспорта (ЭХ) и импорта (IM) к. численности населения (PPL): 
4. Финансовая обеспеченность региона (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения (тыс. руб.) определяется как отношение показателя финансовой обеспеченности региона (рассчитывается на основе показателей финансового баланса (в соответствии с методическими рекомендациями по составлению финансовых балансов субъектов Российской Федерации, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 21 апреля 1999 г. № 199, как доходы региона с учетом взаиморасчетов с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами региона) (DREG) к численности населения (PPL), деленное на коэффициент уровня покупательной способности (KPAR): 
5. Доля среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в общей среднесписочной численности работников, занятых на предприятиях и организациях 
(в % ) определяется по формуле: 
где (L^ - численность занятых на малых предприятиях (тыс. чел); И - численность занятых в экономике (тыс. чел). 
6. Уровень зарегистрированной безработицы (в % к экономически активному населению): 
где UE,- численность зарегистрированных безработных (тыс. чел), I! - численность занятых в экономике (тыс. чел). 
7. Соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума: 
где DPPL',- величина среднедушевых денежных доходов населения, PRMIN' -величина среднедушевого прожиточного минимума 
8. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (%) в общей численности населения: 
9. Суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг в расчете (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения (тыс. руб.) определяется как отношение суммы объема розничного товарооборота (RTO) и объема платных услуг ((7") к численности населения (PPL), деленное на коэффициент уровня покупательной способности (КРАЯ): 
10. Основные фонды отраслей экономики (по остаточной балансовой стоимости в среднегодовом исчислении полной балансовой стоимости с учетом степени удорожания капитальных затрат) на душу населения (тыс. руб.) определяются как отношение основных фондов отраслей экономики (OPF) (тыс. руб.) к численности населения (PPL) (тыс. чел.), деленное на районный коэффициент степени удорожания капитальных затрат (ICAP): 
11. Коэффициент плотности автомобильных дорог (коэф. Энгеля) определяется как отношение плотности автодорог (AD) к корню квадратному от плотности населения: 
где PPL - среднегодовая численность населения (тыс. чел); 
S- площадь территории (тыс. км2); 
плотность автодорог (AD) вычисляется как отношение протяженности автодорог (ADP) (тыс. км) к площади территории: 
12. Сводный показатель уровня развития отраслей социальной инфраструктуры, рассчитываемый на основе четырех первичных индикаторов.

Информация о работе Шпаргалка по "Региональной экономике"