Система муниципального управления в РФ и ФРГ: сходства и различия.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель - провести сравнительный анализ местного самоуправления в России и Германии, а также изучить систему самоуправления на примере Республики Дагестан.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
• исследовать теоретические основы местного самоуправления; осуществить сравнительный анализ муниципальных систем выбранных стран;
• проанализировать правовые основы местного самоуправления в Германии и Российской Федерации;
• рассмотреть территориальную организацию местного самоуправления в Германии и Российской Федерации;
• проанализировать особенности организации муниципальных органов;
• провести исследование полномочий органов местного самоуправления Германии и Российской Федерации и финансово-экономической основы для их осуществления;
• исследовать ситуацию с местным самоуправлением, рассмотрев в качестве примера Дагестан.
• предложить основные пути оптимизации, организации и функционирования местного самоуправления в Российской Федерации с учетом изученного опыта Германии

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Общая характеристика местного самоуправления в РФ и ФРГ
1.1.Местное самоуправление в РФ…………………………………………..….5
1.2.Коммунальное (местное) самоуправление в ФРГ………………………....9
Глава 2. Сравнительный анализ местного (коммунального) самоуправления
в РФ и ФРГ
2.1.Компетенция, права и гарантии местного самоуправления…………..…14
2.2.Структура и организация органов местного самоуправления…………..17
2.3.Полномочия органов местного самоуправления…………………………23
Глава 3. Общие и особенные тенденции развития местного самоуправления в РФ и ФРГ
3.1.Особенности института местного (коммунального) самоуправления....27
3.2.Условия и направления развития местного самоуправления…………..31
3.3.Особенности местного самоуправления Республики Дагестан...….…..36
Заключение……………………………………………………………………..39
Список литературы…………………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

СМУ КУРСОВАЯ!!!! - ГОТОВая !.docx

— 78.47 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава 1. Общая характеристика местного самоуправления в РФ и ФРГ

1.1.Местное самоуправление в РФ…………………………………………..….5

1.2.Коммунальное (местное) самоуправление в ФРГ………………………....9

Глава 2. Сравнительный анализ местного (коммунального) самоуправления

 в РФ и ФРГ

2.1.Компетенция, права и гарантии местного самоуправления…………..…14

2.2.Структура и организация органов местного самоуправления…………..17

2.3.Полномочия органов местного самоуправления…………………………23

Глава 3. Общие и особенные тенденции развития местного самоуправления в РФ и ФРГ

3.1.Особенности института местного (коммунального) самоуправления....27

3.2.Условия и направления развития  местного самоуправления…………..31

3.3.Особенности местного самоуправления Республики Дагестан...….…..36

Заключение……………………………………………………………………..39

Список литературы…………………………………………………………….42

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях, когда мировое сообщество объективно ощущает на себе воздействие  исторически неизбежных процессов  глобализации и интеграции, особую актуальность приобретают вопросы  взаимопроникновения национальных политических и правовых культур, установления общих демократических стандартов государственного и общественного  устройства. Для России, относительно недавно вступившей на путь демократизации и взявшей курс на интеграцию с  Европой, весьма важной является выработка  собственной концепции организации  и осуществления публичной власти. Эта концепция в свою очередь  должна базироваться на знании накопленных  человечеством прогрессивных форм демократической государственности, конкретных способов образования, организации  и функционирования политических институтов. Таким образом, объективно возрастает потребность в сравнительно-правовых исследованиях. Необходимо тщательное изучение проблем адаптации апробированных в демократических странах норм и стандартов властеотношений к российской теории и практике, а также поиск на этой основе новых форм, отвечающих требованиям современного этапа развития государства.

Особое значение в рамках российской концепции организации власти в  условиях федеративного государства  имеет реализация идеи местного самоуправления как важнейшего инструмента формирования гражданского общества, с одной стороны, и как властного института, с  другой. Пока не раскрыты в полной мере богатый демократический и управленческий потенциал, который несут в себе федерализм и местное самоуправление Германии. Для решения этой задачи необходимо тщательное изучение и творческое использование правового опыта  Германии.

Указанными обстоятельствами и  предопределяется выбор мною темы - сравнительный анализ конституционных  основ деятельности органов местного самоуправления на примере Германии и России.

Интерес к немецкому опыту организации  публичного управления и местного самоуправления, определяется не только тем, что Германия имеет глубокие демократические  традиции и в ней уже реализованы  многие идеи, которые для России представляются пока программными конституционными ориентирами (развитое гражданское  общество и т.п.). Германию и Россию отличают также близость правовых систем, историческая связанность, общность федеративной формы государственного устройства.

В Германии накоплен обширный опыт организации  и функционирования органов местного самоуправления, который, зачастую, недостаточно учитывается в практике местного самоуправления в Российской Федерации. Вместе с тем, сравнительно-правовое исследование имеет свои границы, обусловленные  неповторимостью исторических условий  в практике формирования государственности  в Германии и Российской Федерации, поскольку в данном случае существует общепризнанная тенденция определенного  сближения их государственных и  правовых систем на базе общих принципов  организации государственной власти.

Объектом исследования являются муниципальные  системы в федеративных государствах Германии и Российской Федерации, а  также общественные отношения, возникающие  в сфере организации и функционирования местного самоуправления в федеративных государствах.

Для раскрытия данной темы мною была поставлена цель - провести сравнительный анализ местного самоуправления в России и Германии, а также изучить систему самоуправления на примере Республики Дагестан. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  • исследовать теоретические основы местного самоуправления; осуществить сравнительный анализ муниципальных систем выбранных стран;
  • проанализировать правовые основы местного самоуправления в Германии и Российской Федерации;
  • рассмотреть территориальную организацию местного самоуправления в Германии и Российской Федерации;
  • проанализировать особенности организации муниципальных органов;
  • провести исследование полномочий органов местного самоуправления Германии и Российской Федерации и финансово-экономической основы для их осуществления;
  • исследовать ситуацию с местным самоуправлением, рассмотрев в качестве примера Дагестан.
  • предложить основные пути оптимизации, организации и функционирования местного самоуправления в Российской Федерации с учетом изученного опыта Германии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика системы самоуправления в России и Германии

1.1 Местное самоуправление в РФ

Изучая данный вопрос, нужно учитывать, что местное самоуправление в России настоящего периода - это медленное движение к эталону, отраженному в принятой Советом Европы 15 октября 1985 года Европейской Хартии местного самоуправления, где устанавливается, что принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в Конституции страны.

Гарантии местного самоуправления определены Конституцией РФ, Федеральным  законом “Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ”, ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в РФ”, Федеральным законом “Об основах муниципальной службы в РФ” и т.д.

Гарантии местного самоуправления можно разделить на экономические, организационные и правовые.

Экономические гарантии заложены в становлении и развитии экономической  и финансовой основ МСУ, создании муниципальной собственности, формировании достаточной налогооблагаемой базы за счет развития местного производства и внедрения новых современных  технологий. Такое право закреплено за местным самоуправлением Конституцией РФ, законодательством о местном  самоуправлении, другими нормативно-правовыми  актами.

Организационные гарантии создают условия для осуществления  гражданами местного самоуправления с  использованием форм непосредственной и представительной демократии. Органы местного МСУ для реализации функций  наделены соответствующей компетенцией, гарантирующей выполнение задач  местного значения.

Правовые гарантии МСУ представляют собой совокупность правовых норм, обеспечивающих деятельность всей системы местного самоуправления. Они устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами и др.

В соответствии со ст. 72 Конституции  РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ относится  установление общих принципов организации  МСУ. Федеральный законодатель не дает конкретного перечня общих принципов организации местного самоуправления: эта задача невыполнимая, так как любой законодательно закрепленный перечень был бы неполным. Большинство авторов, рассматривающих этот вопрос, относят к числу общих принципов местного самоуправления следующие:

1) самостоятельность МСУ в пределах  своих полномочий;

2) организационную обособленность  местного самоуправления в системе  управления государством и взаимодействие  с органами государственной власти  в осуществлении общих задач;

3) многообразие организационных  форм осуществления МСУ с учетом  исторических, национальных, культурных  и иных особенностей;

4) сочетание представительной демократии  с формами прямого волеизъявления  населения;

5) соответствие материальных и  финансовых ресурсов местного  самоуправления его компетенции;

6) законность в организации и  деятельности местного самоуправления;

7) соблюдение прав и свобод  человека и гражданина;

8) ответственность органов и  должностных лиц МСУ перед  государством, населением, предприятиями,  учреждениями, организациями;

9) гласность деятельности местного  самоуправления;

10) государственная гарантированность  местного самоуправления.1

Представительный орган  состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании в соответствии федеральными законами и законами субъектов РФ. Представительный орган МО может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов.

Депутаты представительного  органа муниципального образования  осуществляют свои полномочия, как  правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10%  депутатов от установленной численности  представительного органа муниципального образования.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом МО полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления  отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ федеральными законами.

Главой местной администрации  является глава муниципального образования  либо лицо, назначаемое на должность  главы местной администрации  по контракту, заключаемому по результатам  конкурса на замещение указанной  должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Иные органы МСУ, должностные  лица местного самоуправления осуществляют оперативное, текущее управление муниципальной  собственностью и местными финансами. Они в соответствии с законом  вправе передавать объекты муниципальной  собственности во временное или  постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать  в аренду, а также отчуждать в установленном порядке. Они обеспечивают исполнение местного бюджета, управляют средствами муниципальных внебюджетных фондов.

Вопросы, связанные с  управлением муниципальной собственностью, местными финансами, могут в соответствии с законодательством о МСУ, уставами МО выноситься на местный референдум. Население муниципального образования должно получать информацию об управлении и распоряжении муниципальной собственностью, финансовыми ресурсами в целях осуществления действенного контроля над этой стороной муниципальной деятельности.

Местное самоуправление укрепляет  основы народовластия, создает условия  для обеспечения жизненных интересов  населения, стабилизирует политическую систему, является важным механизмом обеспечения  единства страны. Именно развитое МСУ может быть одной из наиболее надежных гарантий обеспечения целостности государства. Оно - тот «цементирующий раствор», который скрепляет государственную целостность России. Создание надлежащих условий для эффективного развития местного самоуправления и местной власти в целом - это сложная задача, решение которой потребует времени и объединения усилий органов центральной власти и субъектов Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Коммунальное (местное) самоуправление в ФРГ

Управление через общины (муниципалитеты) в ФРГ основывается на принципе самоуправления: граждане должны самостоятельно регулировать и  управлять делами своего местного сообщества. Благодаря этому сознательность, чувство ответственности граждан  и их готовность к действию для  достижения общего блага в доступной  и понятной им местной области  активизируются, и, кроме того, используются знания местных особенностей и компетентность граждан относительно общих дел. В идеале самоуправление в ФРГ  означает управление посредством собственной  озадаченности и под свою ответственность.

В целом муниципальное право  континентальных европейских государств тяготеет к кодификации, законодательной  основой местного самоуправления является либо классический кодекс (Кодекс коммун во Франции и пришедший ему  на смену Общий кодекс территориальных  сообществ), либо общий закон, систематически излагающий базовые положения по организации местного самоуправления (Положение об общинах немецкой земли  Баден-Вюртемберг и т.д.).

Основной закон ФРГ принимался как временная конституция, а  потому не был назван "Конституция". В Преамбуле было указано, что  он действует вплоть до объединения  страны. Однако опыт конституционного строительства доказал, что Основной закон - один из самых удачных конституционных  документов в истории Германии. Он обеспечил создание и функционирование жизнеспособной системы местного самоуправления и демократии в целом на немецкой земле. Поэтому после объединения  страны положение о временном  характере Основного закона было удалено.2

Информация о работе Система муниципального управления в РФ и ФРГ: сходства и различия.