Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 16:35, курсовая работа
Цель - провести сравнительный анализ местного самоуправления в России и Германии, а также изучить систему самоуправления на примере Республики Дагестан.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
• исследовать теоретические основы местного самоуправления; осуществить сравнительный анализ муниципальных систем выбранных стран;
• проанализировать правовые основы местного самоуправления в Германии и Российской Федерации;
• рассмотреть территориальную организацию местного самоуправления в Германии и Российской Федерации;
• проанализировать особенности организации муниципальных органов;
• провести исследование полномочий органов местного самоуправления Германии и Российской Федерации и финансово-экономической основы для их осуществления;
• исследовать ситуацию с местным самоуправлением, рассмотрев в качестве примера Дагестан.
• предложить основные пути оптимизации, организации и функционирования местного самоуправления в Российской Федерации с учетом изученного опыта Германии
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Общая характеристика местного самоуправления в РФ и ФРГ
1.1.Местное самоуправление в РФ…………………………………………..….5
1.2.Коммунальное (местное) самоуправление в ФРГ………………………....9
Глава 2. Сравнительный анализ местного (коммунального) самоуправления
в РФ и ФРГ
2.1.Компетенция, права и гарантии местного самоуправления…………..…14
2.2.Структура и организация органов местного самоуправления…………..17
2.3.Полномочия органов местного самоуправления…………………………23
Глава 3. Общие и особенные тенденции развития местного самоуправления в РФ и ФРГ
3.1.Особенности института местного (коммунального) самоуправления....27
3.2.Условия и направления развития местного самоуправления…………..31
3.3.Особенности местного самоуправления Республики Дагестан...….…..36
Заключение……………………………………………………………………..39
Список литературы…………………………………………………………….42
В новом законе определена также процедура передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, исключающая возникновение не финансируемых мандатов и предусматривающая необходимые меры, включая ответственность органов местного самоуправления по эффективному исполнению указанных полномочий.
Поселения, муниципальные районы, городские округа решают теперь неодинаковые по содержанию вопросы. Это позволяет учесть особенности условий и возможностей их деятельности, приблизить МСУ к населению и повысить его эффективность. Другими словами, восторжествовал принцип субсидиарности.
Закон 2004 года более детально определяет
систему местных органов
Право определения порядка избрания главы в уставе муниципального образования является одной из немногих диспозитивных норм нового закона в части регулирования «общих принципов» системы органов местного самоуправления.
Правда, следует признать, что в Дагестане, в отличие от большинства субъектов Российской Федерации, представительным органам и главам администраций муниципальных образований предоставлено право обращаться в Конституционный суд РД с соответствующими запросами.
Важным событием в деле становления МСУ в РД стало также преобразование 12 января 2006 года Союза местных властей Дагестана в Совет муниципальных образований Республики Дагестан, куда уже входят не только представители городов и районов, но и сельских и городских поселений в составе муниципальных районов.
Для эффективного рассмотрения вопросов и принятия решения по кругу полномочий определенного типа муниципальных образований советом образованы следующие палаты: палата городских округов,палата муниципальных районов и палата сельских и городских поселений.
Лоббирование интересов
В целом реформирование МСУ в РД, как и в РФ, идет медленно, экономическая и финансовая база большинства муниципальных образований сегодня недостаточна для осуществления функций МСУ. Не все руководители муниципальных образований работают с полной отдачей и знанием дела.
Очень актуальны вопросы
Несмотря на трудности, встречаемые на пути реформирования местной власти, нам видится, что становление местного самоуправления в Республике Дагестан проходит в правильном направлении, положительный опыт накапливается и с каждым этапом совершенствуется.9
Заключение
На основании исследования развития
теоретических концепций
Изучение моделей МСУ, реализованных в зарубежных государствах, позволило сделать вывод о том, что федеративное устройство государства обуславливает разнообразие организационных форм осуществления МСУ, соответствие историческим и национальным традициям местного управления в многонациональных государствах, а также позволяет распределить полномочия между государственными органами субъектов Федерации и муниципальными органами в соответствии с имеющимся уровнем финансово-экономической обеспеченности местного самоуправления.
Имеются общие тенденции развития МСУ в федеративных государствах: 1) повышение самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения; 2) расширение перечня государственных полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления; 3) предоставление гарантий международной защиты местному самоуправлению.
Проведенный сравнительно-правовой анализ местного самоуправления в ФРГ и РФ показывает, что в федеративных государствах более предпочтительным является установление основ местного самоуправления федеральными конституциями и детальное регулирование местного самоуправления законодательством субъектов федерации.
На основании исследования опыта реформирования территориальной организации местного самоуправления в ФРГ, полагаю, что возможно установить в российском муниципальном законодательстве различные (в т.ч. налоговые, бюджетные) методы поощрения объединения малочисленных муниципальных образований. Целесообразно также использовать объединения муниципальных образований по территориальному признаку (федерации и агломерации поселений) в качестве формы поощрения укрупнения муниципальных образований.
Опыт реализации институтов непосредственной демократии (таких как местный императивный и консультативный референдум, народная правотворческая инициатива) в местном самоуправлении ФРГ полезен для российского местного самоуправления, так как он способствует привлечению местного населения к решению вопросов местного значения.
Как бы ни оценивались различия в подходах к оценке соотношения МСУ в России и Германии, ясно одно: демократические традиции местного самоуправления в России находятся лишь в стадии формирования.
При подготовке законодательной базы МСУ в РД за основу взяты модель МСУ, закрепленная в Конституции РФ, и общие принципы организации местного самоуправления, широко используется опыт традиционных систем народовластия, национальные, а также этнические особенности нашей республики.
В результате огромной и планомерной работы 21 декабря 2004г. был принят новый базовый закон «О местном самоуправлении в Республике Дагестан», главная цель которого заключалась в преодолении проблем, мешающих практическому становлению МСУ.
Как известно, главной проблемой, характерной для всех муниципальных образований, является недостаточность собственных доходных источников, не позволяющая органам местного самоуправления осуществлять в полном объеме и качественно свои полномочия.
Однако несмотря на трудности, встречаемые на пути реформирования местной власти, становление местного самоуправления в Республике Дагестан, как и в целом по регионам России, проходит в правильном направлении, положительный опыт накапливается и с каждым новым этапом совершенствуется.
Список литературы
1 Бялкина Т.М. О системности законодательного регулирования местного самоуправления //Журнал российского права.2002, №4; Система муниципального управления: учебник для вузов/Под ред. В.Б.Зотова. М.,2006. С.17
2 Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юрист, 2007.
3 Нагорная Н.В. Реформы местного самоуправления в России и Германии: территориальные и функциональные аспекты (сравнительно-правовое исследование) - КГУ. 2005г.
4 «Актуальные проблемы территориальной организации публичной власти: опыт России и зарубежных стран. Часть 2», Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2003. -№ 19 (212)
5 Актуальные вопросы территориальной организации местного самоуправления / Сборник материалов под ред. Э. Маркварта. М., 2002.
6 Гриценко Е. В. Местное самоуправление и государство в условиях федерализма: Сравнительно-правовое исследование на примере Германии и России. Государственный институт регионального законодательства. Иркутск, 2008.
7 Дементьев А. Тенденции формирования территорий муниципальных образований и обеспечения их устойчивости //Муниципальное право №3, 2009, с.4-16
8 Закон от 21 декабря 2004г. «О местном самоуправлении в Республике Дагестан»
9 . Юсуп Джабраилов. Становление местного самоуправления в Дагестане.//Власть, №3,2007
Информация о работе Система муниципального управления в РФ и ФРГ: сходства и различия.