Система муниципального управления в РФ и ФРГ: сходства и различия.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель - провести сравнительный анализ местного самоуправления в России и Германии, а также изучить систему самоуправления на примере Республики Дагестан.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
• исследовать теоретические основы местного самоуправления; осуществить сравнительный анализ муниципальных систем выбранных стран;
• проанализировать правовые основы местного самоуправления в Германии и Российской Федерации;
• рассмотреть территориальную организацию местного самоуправления в Германии и Российской Федерации;
• проанализировать особенности организации муниципальных органов;
• провести исследование полномочий органов местного самоуправления Германии и Российской Федерации и финансово-экономической основы для их осуществления;
• исследовать ситуацию с местным самоуправлением, рассмотрев в качестве примера Дагестан.
• предложить основные пути оптимизации, организации и функционирования местного самоуправления в Российской Федерации с учетом изученного опыта Германии

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Общая характеристика местного самоуправления в РФ и ФРГ
1.1.Местное самоуправление в РФ…………………………………………..….5
1.2.Коммунальное (местное) самоуправление в ФРГ………………………....9
Глава 2. Сравнительный анализ местного (коммунального) самоуправления
в РФ и ФРГ
2.1.Компетенция, права и гарантии местного самоуправления…………..…14
2.2.Структура и организация органов местного самоуправления…………..17
2.3.Полномочия органов местного самоуправления…………………………23
Глава 3. Общие и особенные тенденции развития местного самоуправления в РФ и ФРГ
3.1.Особенности института местного (коммунального) самоуправления....27
3.2.Условия и направления развития местного самоуправления…………..31
3.3.Особенности местного самоуправления Республики Дагестан...….…..36
Заключение……………………………………………………………………..39
Список литературы…………………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

СМУ КУРСОВАЯ!!!! - ГОТОВая !.docx

— 78.47 Кб (Скачать файл)

В новом законе определена также  процедура передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, исключающая возникновение не финансируемых мандатов и предусматривающая необходимые меры, включая ответственность органов местного самоуправления по эффективному исполнению указанных полномочий.

Поселения, муниципальные районы, городские округа решают теперь неодинаковые по содержанию вопросы. Это позволяет учесть особенности условий и возможностей их деятельности, приблизить МСУ к населению и повысить его эффективность. Другими словами, восторжествовал принцип субсидиарности.

Закон 2004 года более детально определяет систему местных органов власти. В перечень органов МСУ ст. 33 нового закона включает представительный орган, главу муниципального образования, местную администрацию и контрольный орган. Глава муниципального образования избирается либо населением муниципального образования, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава. Совмещение функций председателя представительного органа местного самоуправления и главы местной администрации не допускается.

Право определения порядка избрания главы в уставе муниципального образования является одной из немногих диспозитивных норм нового закона в части регулирования «общих принципов» системы органов местного самоуправления.

Правда, следует признать, что в  Дагестане, в отличие от большинства субъектов Российской Федерации, представительным органам и главам администраций муниципальных образований предоставлено право обращаться в Конституционный суд РД с соответствующими запросами.

Важным событием в деле становления МСУ в РД стало также преобразование 12 января 2006 года Союза местных властей Дагестана в Совет муниципальных образований Республики Дагестан, куда уже входят не только представители городов и районов, но и сельских и городских поселений в составе муниципальных районов.

Для эффективного рассмотрения вопросов и принятия решения по кругу полномочий определенного типа муниципальных  образований советом образованы следующие палаты: палата городских округов,палата муниципальных районов и палата сельских и городских поселений.

Лоббирование интересов местного самоуправления в республиканских  органах государственной власти реализуется через активное участие представителей Совета муниципальных образований в комиссиях, советах при президенте РД, председателе Народного собрания РД, председателе правительства РД, рабочих группах и комиссиях, создаваемых республиканскими органами по различным вопросам, имеющим отношение к местному самоуправлению.

В целом реформирование МСУ в РД, как и в РФ, идет медленно, экономическая и финансовая база большинства муниципальных образований сегодня недостаточна для осуществления функций МСУ. Не все руководители муниципальных образований работают с полной отдачей и знанием дела.

Очень актуальны вопросы совершенствования  межбюджетных отношений. Эффективность в этой сфере во многом сдерживается отсутствием муниципальной статистики, что не позволяет просчитать налоговый потенциал каждого поселения.

Несмотря на трудности, встречаемые  на пути реформирования местной власти, нам видится, что становление местного самоуправления в Республике Дагестан проходит в правильном направлении, положительный опыт накапливается и с каждым этапом совершенствуется.9

 

 

 

 

 

Заключение

На основании исследования развития теоретических концепций местного самоуправления в ФРГ, можно сделать  вывод о том, что в настоящее  время в ее конституционно-правовой доктрине господствует дуалистическая теория местного самоуправления, в  соответствии с которой МСУ, с одной стороны, признается продолжением государственного управления на местном уровне, а с другой - является легитимным выразителем интересов местного сообщества. Воплощение данной теории в муниципальном законодательстве ФРГ позволило преодолеть противопоставление государственного, публично-правового и локального начал в местном самоуправлении и способствовало успешному проведению муниципальных реформ в конце XX - начале XXI в.

Изучение моделей МСУ, реализованных в зарубежных государствах, позволило сделать вывод о том, что федеративное устройство государства обуславливает разнообразие организационных форм осуществления МСУ, соответствие историческим и национальным традициям местного управления в многонациональных государствах, а также позволяет распределить полномочия между государственными органами субъектов Федерации и муниципальными органами в соответствии с имеющимся уровнем финансово-экономической обеспеченности местного самоуправления.

Имеются общие тенденции развития МСУ в федеративных государствах: 1) повышение самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения; 2) расширение перечня государственных полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления; 3) предоставление гарантий международной защиты местному самоуправлению.

Проведенный сравнительно-правовой анализ местного самоуправления в ФРГ и РФ показывает, что в федеративных государствах более предпочтительным является установление основ местного самоуправления федеральными конституциями и детальное регулирование местного самоуправления законодательством субъектов федерации.

На основании исследования опыта реформирования территориальной организации местного самоуправления в ФРГ, полагаю, что возможно установить в российском муниципальном законодательстве различные (в т.ч. налоговые, бюджетные) методы поощрения объединения малочисленных муниципальных образований. Целесообразно также использовать объединения муниципальных образований по территориальному признаку (федерации и агломерации поселений) в качестве формы поощрения укрупнения муниципальных образований.

Опыт реализации институтов непосредственной демократии (таких как местный  императивный и консультативный  референдум, народная правотворческая  инициатива) в местном самоуправлении ФРГ полезен для российского местного самоуправления, так как он способствует привлечению местного населения к решению вопросов местного значения.

Как бы ни оценивались различия в  подходах к оценке соотношения МСУ в России и Германии, ясно одно: демократические традиции местного самоуправления в России находятся лишь в стадии формирования.

При подготовке законодательной базы МСУ в РД за основу взяты модель МСУ, закрепленная в Конституции РФ, и общие принципы организации местного самоуправления, широко используется опыт традиционных систем народовластия, национальные, а также этнические особенности нашей республики.

В результате огромной и планомерной работы 21 декабря 2004г. был принят новый базовый закон «О местном самоуправлении в Республике Дагестан», главная цель которого заключалась в преодолении проблем, мешающих практическому становлению МСУ.

Как известно, главной проблемой, характерной для всех муниципальных образований, является недостаточность собственных доходных источников, не позволяющая органам местного самоуправления осуществлять в полном объеме и качественно свои полномочия.

Однако несмотря на трудности, встречаемые на пути реформирования местной власти, становление местного самоуправления в Республике Дагестан, как и в целом по регионам России, проходит в правильном направлении, положительный опыт накапливается и с каждым новым этапом совершенствуется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. ФЗ № 131 от 6 октября 2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"
  2. Закон от 21 декабря 2004г. «О местном самоуправлении в Республике Дагестан»
  3. «Актуальные проблемы территориальной организации публичной власти: опыт России и зарубежных стран. Часть 2», Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2003. -№ 19 (212)
  4. Бутов В.И. Местное самоуправление: Российская практика и зарубежный опыт. СПб, 2009
  5. Добрынин Н.М. Российский Федерализм: проблемы и перспективы // Государство и право. -2010.- №4. С. 85-89.
  6. Гриценко Е. В. Местное самоуправление и государство в условиях федерализма: Сравнительно-правовое исследование на примере Германии и России. Государственный институт регионального законодательства. Иркутск, 2008.
  7. Бялкина Т.М. О системности законодательного регулирования местного самоуправления //Журнал российского права.2002, №4; Система муниципального управления: учебник для вузов/Под ред. В.Б.Зотова. М.,2006. С.17
  8. Васильев В.И. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. - М., 2008. -С. 177;
  9. Глотов С.А., Мазаев В.Д. Европейская Хартия. М, 2009.-С. 345-387.
  10. Дементьев А. Тенденции формирования территорий муниципальных образований и обеспечения их устойчивости // Муниципальное право. - 2009. - № 3. - C. 5-16
  11. Кудилинский М.Н. Конституционное право зарубежных стран. СПбГУ, 2010.
  12. Актуальные вопросы территориальной организации местного самоуправления / Сборник материалов под ред. Э. Маркварта. М., 2002.
  13. Выдрин И.В. Муниципальное право России. М, 2008
  14. Дубровин Ю.И. Административно-государственные реформы в странах Европы: сравнительный анализ // Сибирский институт международных отношений и регионоведения. - Новосибирск, 2009.
  15. Эбзеев Б.С. Государственная власть. Местное самоуправление. М.: Юристъ,2009.
  16. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. -М.: Юрист, 2007.
  17. Прудников А.С. Местное самоуправление в зарубежных странах. М.,2009
  18. Лапин В.А Реформа местного самоуправления и административно-территориальное устройство России.- М.: Дело, 2008;
  19. Бондарь Н.С. Гражданская и публичная власть: конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении: учебное пособие.- М.: Городец, 2009.
  20. Зуева Ю.А. Институты местного самоуправления в процессе политико-правовой модернизации Российского государства и общества // Юрист - правовед. - 2009. - № 1. - C. 6-9
  21. Левин С. А. Местное самоуправление в федеративных государствах Европы: Сравнительно-правовое исследование. - М.. Изд-во МосГУ. 2008.
  22. Журнал "Проблемы местного самоуправления" статья "Предмет ведения и полномочия местного самоуправления".
  23. Юсуп Джабраилов. Становление местного самоуправления в Дагестане.//Власть, 2007.-№3

1 Бялкина Т.М. О системности законодательного регулирования местного самоуправления //Журнал российского права.2002, №4; Система муниципального управления: учебник для вузов/Под ред. В.Б.Зотова. М.,2006. С.17

2  Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юрист, 2007.

3 Нагорная Н.В. Реформы местного самоуправления в России и Германии: территориальные и функциональные аспекты (сравнительно-правовое исследование)  - КГУ. 2005г.

4 «Актуальные проблемы территориальной организации публичной власти: опыт России и зарубежных стран. Часть 2», Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2003. -№ 19 (212)

5  Актуальные вопросы территориальной организации местного самоуправления / Сборник материалов под ред. Э. Маркварта. М., 2002.

6  Гриценко Е. В. Местное самоуправление и государство в условиях федерализма: Сравнительно-правовое исследование на примере Германии и России. Государственный институт регионального законодательства. Иркутск, 2008.

7 Дементьев А. Тенденции формирования территорий муниципальных образований и обеспечения их устойчивости //Муниципальное право №3, 2009, с.4-16

8  Закон от 21 декабря 2004г. «О местном самоуправлении в Республике Дагестан»

9 . Юсуп Джабраилов. Становление местного самоуправления в Дагестане.//Власть, №3,2007

 


Информация о работе Система муниципального управления в РФ и ФРГ: сходства и различия.