Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 16:35, курсовая работа
Цель - провести сравнительный анализ местного самоуправления в России и Германии, а также изучить систему самоуправления на примере Республики Дагестан.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
• исследовать теоретические основы местного самоуправления; осуществить сравнительный анализ муниципальных систем выбранных стран;
• проанализировать правовые основы местного самоуправления в Германии и Российской Федерации;
• рассмотреть территориальную организацию местного самоуправления в Германии и Российской Федерации;
• проанализировать особенности организации муниципальных органов;
• провести исследование полномочий органов местного самоуправления Германии и Российской Федерации и финансово-экономической основы для их осуществления;
• исследовать ситуацию с местным самоуправлением, рассмотрев в качестве примера Дагестан.
• предложить основные пути оптимизации, организации и функционирования местного самоуправления в Российской Федерации с учетом изученного опыта Германии
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Общая характеристика местного самоуправления в РФ и ФРГ
1.1.Местное самоуправление в РФ…………………………………………..….5
1.2.Коммунальное (местное) самоуправление в ФРГ………………………....9
Глава 2. Сравнительный анализ местного (коммунального) самоуправления
в РФ и ФРГ
2.1.Компетенция, права и гарантии местного самоуправления…………..…14
2.2.Структура и организация органов местного самоуправления…………..17
2.3.Полномочия органов местного самоуправления…………………………23
Глава 3. Общие и особенные тенденции развития местного самоуправления в РФ и ФРГ
3.1.Особенности института местного (коммунального) самоуправления....27
3.2.Условия и направления развития местного самоуправления…………..31
3.3.Особенности местного самоуправления Республики Дагестан...….…..36
Заключение……………………………………………………………………..39
Список литературы…………………………………………………………….42
Вследствие этого гражданское
самоуправление в ФРГ является честным
и законным, и потому граждане общины
(муниципалитета) объединяются в местный
правовой союз, наделенный собственными
правами и обязанностями, или, можно
сказать, в корпорацию (объединение)
с общественными правами. Община
– это территориальное
Общины оправдывают надежды,
во всяком случае, как полные жизни
и близкие к гражданам
Распределение компетенции между районами и общинами осуществляется по принципу, согласно которому выходящие за местные рамки работы, которые не могут быть выполнены общинами, осуществляются главным образом районами, т.е. по принципу «снизу вверх».
Таким образом, в компетенцию районов входят задачи, решение которых необходимо в интересах жителей района, но выходит за пределы возможностей городов и сельских общин. Вертикальное разделение властей между Федерацией и землями находит, таким образом, свое продолжение в общинах (и районах). Оно дополняет горизонтальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную власть.
Коммунальное (местное) самоуправление
охраняется конституционным правом.
Основным Законом ФРГ установлено,
что вопросы местного самоуправления
находятся в компетенции
«Конституционное устройство
земель должно соответствовать основным
принципам республиканского, демократического
и социально-правового
В соответствии с абз. 2 ст. 28 Основного закона ФРГ муниципалитетам должно быть гарантировано право регулировать все вопросы местного сообщества в рамках закона и под свою ответственность.
Строго унифицированного порядка в организации власти на уровне федеральных земель не существует, поэтому этот порядок в различных землях может значительно отличаться. В частности, в некоторых федеральных землях предусмотрен промежуточный уровень власти (между органами власти федеральной земли и местным самоуправлением). Этот уровень в Германии называют средним уровнем. По правовому статусу органы власти среднего уровня представляют собой территориальные подразделения органов власти федеральных земель. Основная задача данного уровня государственной власти федеральных земель, - обеспечение контроля за соблюдением законодательства всеми нижестоящими уровнями власти. Таким образом, обязательная в любой системе управления функция контроля выведена на отдельный (специализированный) уровень управления. Средний уровень установлен не во всех федеральных землях. Так, в частности, средний уровень власти установлен в Саксонии, где образовано 3 территориальных подразделения (округа) с центрами в Дрездене, Лейпциге и Чемнитце, и в Тюрингии, где образовано одно территориальное подразделение (округ) с центром в Веймаре. С определенной долей условности в качестве аналога германского среднего уровня в России могут рассматриваться образуемые в некоторых субъектах Федерации территориальные подразделения органов государственной власти субъектов Федерации (например, в Свердловской области).
Во всех федеральных
землях существует 2 основных органа МСУ:
непосредственно избираемое общинное
представительство как
Учитывая изложенное, следует отметить, что в ФРГ в определенной степени до сих пор еще проявляются различные общинные конституционные модели. Типологически различают монистическую и дуалистическую системы. Согласно монистической системе существует только один орган, а именно - непосредственно избираемое общинное представительство, к компетенции которого относятся все общинные дела. Согласно дуалистической системе рядом с представительным органом выступает второй орган, являющийся исполнительным административным органом. Это, в частности, либо магистрат как коллегиальный орган, либо бургомистр, как единовластный орган. Если к двум указанным органам присоединяется третий – представляется триалистическая система.
Таким образом, можно сказать, что модель местного самоуправления Германии, как и модель ее политического устройства в целом, - одна из самых эффективных в мире. Местное самоуправление Германии, полагают эксперты, является одним из базовых элементов общества и государства и успешно справляется с возлагаемыми на него задачами.
Глава 2. Сравнительный анализ местного (коммунального) самоуправления в России и Германии
2.1 Компетенция, права и гарантии МСУ
На первый взгляд может показаться,
что между ФРГ и РФ в рамках
конституционных основ
Несмотря на единый дуалистический подход к оценке задач местного (коммунального) самоуправления, в обеих странах существуют различия в порядке их правового оформления, в анализе их содержания. Так, в России на федеральном уровне закрепляется примерный каталог "вопросов местного значения", в Германии же федеральный законодатель исходит из отсутствия необходимости перечисления их предметов ведения, которые традиционно подразделяются на добровольные и обязательные (прямо закрепленные за территориальными корпорациями в федеральных или земельных законах). В России же деление вопросов местного значения на обязательные и добровольные до сих пор не получило никакой интерпретации, хотя законодательная основа для подобной классификации содержится в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": одни вопросы находятся в ведении муниципальных образований, другие могут быть приняты к рассмотрению (ст. 14, ст. 15, ст. 16, ст.17 приведенного ФЗ).
Регламентация экономической деятельности
муниципальных образований в
РФ осуществляется преимущественно
нормами гражданского, а не публичного
права. В этой связи особенности
участия муниципальных
В ФРГ носителями права на коммунальное самоуправление признаются территориальные сообщества. Пpаво на самоуправление не рассматривается как основное право граждан. В России же как в теории, так и в судебной практике право на МСУ рассматривается, прежде всего, как конституционное право гражданина. Субъектом этого права признается также территориально организованное в рамках муниципального образования население, статус которого в целом сопоставим со статусом общин и их объединений в Германии. Подобная ситуация с "двойственной правосубъектностью" ведет к необоснованной подмене муниципальных образований их органами, а следовательно, к ограниченному восприятию права на МСУ.
Существенные различия наблюдаются в подходах к обеспечению судебной защиты права на самоуправление, что обусловлено различиями в интерпретации. В России право на МСУ защищается как конcтитуционное право граждан (в Конституционный Суд РФ - через институт конституционной жалобы граждан), а в Германии осуществляется через институт специальной коммунальной конституционной жалобы (речь идет о защите права общин и их объединений на местное самоуправление).
Если в Геpмании вопросы правовой регламентации коммунального самоуправления относятся к компетенции земель, то в России "определение общих принципов организации МСУ" - предмет совместного ведения Федерации и субъектов. Соответственно Федерация обладает широким кругом законодательных полномочий в этой сфере.
Политика, которую проводят в настоящее время федеральные власти Германии, направлена на укрепление самостоятельности местных органов в правовом отношении, в бюджетных вопросах, перераспределения ответственности и компетенции в пользу низших административных единиц. Опыт Германии свидетельствует о том, что такая стратегия дает позитивные результаты, которые могли бы быть использованы в России с учетом ее исторических, политических и социально-экономических особенностей.3
2.2 Структура и организация органов местного самоуправления
Основной закон Германии исходит
из двухуровневой территориальной
организации коммунального
Различия имеют местo в формах организации
самоуправления и управления в частях
территории коммуны. Если в Германии за
административно-
Какова же территориальная организация и структура местного самоуправления в России?
В Роcсии, как и в ФРГ, существует двухуровневая территориальная организация МСУ (городской округ и муниципальный район); вопросы территориальной организации муниципальных образований практически полностью отнесены к ведению субъектов Федерации с учетом мнения населения соответствующих территорий. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов МСУ, органов государственной власти субъекта РФ, федеральных органов государственной власти.
В Рoссии структуру органов МСУ муниципального
образования, местная администрация (исполнительно-
Структура органов местного самоуправления в случае создания вновь образованного мyниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в Уставе муниципального образования.
Структура МСУ в городах ФРГ состоит из двух основных ветвей власти - "законодательной" (представительной) и исполнительной, принципы организации и взаимодействия котoрых основаны, как правило, на концепции сильной исполнительной власти и достаточно унифицированы по всем территориальным единицам (землям). Кроме того, каждая земля и многие города имеют свои специфические организационные особенности, отражающие своеобразие структуры и способов избрания руководителей органов управления городами.
Высшим oрганом власти на местах являются городской совет или совет общины. Это - муниципальное собрание, представительный орган, напрямую избираемый населением, т.н. "коммунальный парламент". В соответствии с Основным законом ФРГ, советы избираются жителями общины на пятилетний срок на основе публичных, прямых, свободных, равных и тайных выборов. Кандидаты на выборы в совет обычно выдвигаются различными политическими партиями. В соответствии с Законом о выбoрах, кандидаты от политических движений должны быть старше 18 лет, проживать в общине не менее 6 месяцев, иметь немецкое гражданство не менее года. Число членов совета зависит от численности населения и колеблется в городах Германии от 5 до 93.
Информация о работе Система муниципального управления в РФ и ФРГ: сходства и различия.