Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 10:36, дипломная работа
Профессионализм - это не только развитие способностей, но и глубокие знания о своем виде деятельности, нестандартное мышление, сильная и устойчивая мотивационная заряженность на осуществление конкретной деятельности и на достижение в ней высоких результатов.
Что такое карьера? Кем вы хотите стать? Что вы хотите от жизни? Найти свою нишу и остановиться там? Или расти постоянно? Что вы предпочитаете - жить и строить карьеру или только жить в свое удовольствие и ничего не строить? Одно исключает другое.
Введение 3
1 Государственная поддержка развития местного самоуправления 6
1.1 Государство и местные сообщества 6
1.2 Основные направления государственной поддержки (состояние
и перспективы) 11
1.3 Развитие местных сообществ как основа улучшения качества
жизни населения 20
2 Оценка социально- экономического развития региона 33
3 Образовательная поддержка местного развития в Краснодарском
Крае 44
3.1 Основные направления формирования программ
развития региональных и муниципальных образовательных систем 44
3.2 Система университетской поддержки развития местных
сообществ (эксперимент Кубанского государственного университета) 56
Заключение 61
Список использованных источников 62
Приложение 65
В отношении обеспечения развития муниципальных образований программы должны быть скоординированы со стратегическими интересами отраслей, сформировавших градообразующие факторы для соответствующих муниципальных образований.
Для этого должны быть сформулированы государственные приоритеты развития соответствующих отраслей, а также направлений науки и технологий, обеспечивающих эти отрасли. Задача обеспечения гармонии во взаимодействии отрасли и территории также является приоритетной задачей региональной политики.
Эти задачи не могут быть решены без достаточной координации Министерства экономики Российской Федерации, Министерства науки и технологий Российской Федерации, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, других отраслевых министерств и ведомств.
В соответствии с решением Совета по местному самоуправлению в Российской Федерации от 29 мая 1998 года в Администрации президента создается Межведомственная комиссия (МВК) по подготовки решения Президента по развитию муниципальных образований и местного самоуправления в Российской Федерации. Необходимость в такой комиссии давно назрела. С ней связана реальная надежда на формирование государственной идеологической позиции в отношении местного самоуправления.
При формировании стратегии в осуществлении реформы местного самоуправления необходимо учитывать и то обстоятельство, что для успешного ее проведения нужен достаточно высокий уровень координации деятельности всех ветвей и уровней власти и установление их компетенции.
Узким местом и, одновременно, необходимым условием обеспечения устойчивости процесса государственного строительства является формирование (разделение) собственной компетенции каждого уровня управления. Особое внимание при этом должно быть уделено сбалансированности доходных и расходных полномочий всех уровней. Решение этой задачи предполагает соответствующие изменения в бюджетном и налоговом законодательстве. Ведущим принципом при определении объема и содержания компетенции должен стать принцип наиболее эффективного использования каждым уровнем управления его потенциальных возможностей.
К сожалению, ни Конституция Российской Федерации, ни принятое следом за ней федеральное законодательство не решили эту задачу в полном объеме. Особенно сложно обстоят дела с определением компетенции субъектов Российской Федерации, поскольку вопросы разграничения предметов ведения так и не урегулированы законодательно.
Заключение договоров между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации также не решает этой проблемы, поскольку многие вопросы должны решаться через законодательное регулирование.
Единственный уровень власти, для которого в федеральном и региональном уровне определены рамки его компетенции, является уровень местного самоуправления (В 6 статье Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” определен минимальный набор состоящий из 30 предметов ведения местной власти).
При определении стратегии развития России необходимо исходить, из того, что отношения властей (местного самоуправления и государственной) необходимо строить на качественно новой основе. Эти отношения должны быть основаны не на административном диктате, а в большей мере опираться на принципы партнерства и Закон.
В этой связи, особую тревогу вызывает формирование отношений между органами государственной власти и местного самоуправления. Здесь нередки острые конфликты.
В большинстве случаев основанием для конфликта является недостаточное законодательное обеспечение процесса разделения полномочий, особенно в сфере бюджетных полномочий, а также спорные вопросы по установлению территориальной основы местного самоуправления. Причем речь идет о разграничении полномочий на всех уровнях власти (между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами, а также между органами государственной власти и местного самоуправления).
Особенно остро встает вопрос взаимодействия в отношениях между главами местного самоуправления столичных городов и руководителями соответствующих субъектов Российской Федерации. Необходимо согласится с предложениями мэров ряда столичных городов об обязательном участии федерального центра в преодолении конфликтов (главным образом посредством совершенствования законодательства и оказания методической и юридической помощи).
1.3 Развитие местных сообществ как основа улучшения качества жизни населения
Сообщество или община — один из самых старых социальных институтов в истории развития человечества. Как отмечал Рене Дюбо»[1], более 100 миллиардов людей проживало на Земле со времен позднего Палеолита, и подавляющее большинство из них провели свою жизнь, будучи интегрированными в небольшие группы, редко превышающие несколько сотен человек. Необходимость в общине присутствовала так долго, что она закрепилась в генах людей, «современный человек, ‒ утверждал Дюбо – все еще имеет биологическую потребность быть частью [небольшой] группы»[2].
Принадлежность к определенной социальной группе при этом долгое время была обусловлена проживанием людей на той или иной территории. Так, они были частью племени, деревенской общины, городской ремесленной корпорации. Под воздействием процессов индустриализации и урбанизации, а также централизации государственной власти такие жестко привязанные к территории формы социальной самоорганизации людей (племя, деревенская община, городская ремесленная корпорация) в большой степени остались в прошлом. В современном постиндустриальном мире с его уровнем разделения труда, информационными и не только технологиями, глобализацией, протекающих социально-экономических процессов принадлежность человека к той или иной социальной группе приобрела зачастую новую экстратерриториальную форму. Социальные связи между людьми, проживающими на одной территории стали ослабевать и распадаться. Общность места как основа социальной интеграции человека была вытеснена общностью интересов. Таким образом, границы сообщества места и сообщества интересов, казалось бы, перестали совпадать.
Однако наряду с развитием глобализации
и другими процессами, способствовавшими
переходу от сообществ места к сообществам
интересов, протекали также иные процессы,
обеспечившие, в свою очередь, возрождение
местных сообществ. Так, результатом распространения
принципов децентрализации государственного
управления, а также принципов партисипативной
демократии и идеи необходимости вовлечения
гражданского общества в процесс принятия
решений стало осознание объективной
общности интересов людей, проживающих
в рамках одной территориально-
В развитых странах выявление связи между формированием (и/или укреплением) местных сообществ, способностью людей к самоорганизации и их качеством жизни стало важной идейной основой для распространения во второй половине XX века проблематики развития местных сообществ. Таким образом, установление двойной корреляции ‒ между уровнем развития местного сообщества и способностью людей к самоорганизации на локальном уровне, а также между способностью людей к самоорганизации на локальном уровне и их качеством жизни – легла в основу возрождения сообщества места.
В мировой практике деятельность по развитию местных сообществ (community development) с одной стороны подразумевает объединение людей, проживающих на одной территории, и продуцирование у них чувства принадлежности к одной социальной группе, обладающей общими интересами. С другой стороны, деятельность по развитию местных сообществ подразумевает деятельность по развитию хозяйственной инфраструктуры (создание рабочих мест, развитие системы здравоохранения, образования и т.д.) для комфортного проживания людей на соответствующей территории. Реализуемость второго, утверждают теоретики и практики развития местных сообществ, невозможна без успешности первого. Так, например, в Западной Европе внедрение практик по развитию местных сообществ стало результатом поиска эффективных механизмов развития бедных, неблагоустроенных, социально неблагополучных районов. Вовлечение людей в работу по благоустройству места своего проживания, в создание на своей территории развитой как хозяйственной, так и социальной инфраструктуры было определено в качестве залога успеха в деле развития неблагополучных районов. Отсутствие благоустроенности территории во многом стало рассматриваться как следствие неспособности людей к самоорганизации, обусловленной в свою очередь слабостью или отсутствием социальных связей между людьми. Социальная изоляция и маргинализация жителей стали восприниматься как препятствие к улучшению качества жизни через инфраструктурное благоустройство территории. Таким образом, развитие конкретной территории стало рассматриваться как неразрывно связанное с развитием местного сообщества, то есть воссозданием социальных связей между проживающими на территории людьми или наращиванием так называемого социального капитала.
Под социальным капиталом здесь понимается уровень социальной связности группы людей, проживающих на одной территории. Чем более развиты социальные сети, в которые интегрированы люди, или, иначе говоря, чем более развиты горизонтальные связи и отношения доверия между людьми, тем выше уровень социального капитала группы. Высокий уровень социального капитала является важным условием формирования и укрепления местных сообществ.
Наращивание социального капитала и тем самым структурирование взаимоотношений между людьми является, таким образом, важной основой для эффективной самоорганизации людей на локальном уровне. При этом, способность к самоорганизации понимается как способность к коллективному утверждению направлений развития территории, к совместному принятию решений и осуществлению совместных действий, направленных на реализацию этих решений. Рассматриваемая через призму государственного управления способность людей к самоорганизации может быть определена как основа для выработки локальных ответов на локальные проблемы. Все более популярным среди представителей государственной власти на локальном уровне стало так называемое интерактивное управление, подразумевающее привлечение жителей к процессу принятия управленческих решений на ранних стадиях. В этом контексте, развитие местного сообщества представляет собой развитие способности людей к инициативе, к участию в выработке коллективных решений по вопросам местного значения.
Главными задачами, которые ставят перед собой практики развития местных сообществ, являются:
– наращивание способностей населения (к совместным позитивным действиям)
– наделение населения властью (над условиями своей жизни), превращение местных жителей из субъектов воздействия в субъекты действия, развитие партисипативной демократии и вовлечение жителей в развитие территории
– продуцирование отношений доверия, солидарности, партнерства, взаимного уважения между людьми на локальном уровне, укрепление готовности людей к сотрудничеству, формирование у жителей чувства принадлежности, осознания общности интересов, генерирование социальных связей (наращивание социального капитала), противодействие социальной изоляции.
Для решения этих задач необходимо понимание механизмов развития местных сообществ. То есть механизмов наращивания социального капитала, формирования у местных жителей чувства принадлежности и общности интересов, а также способности людей коллективно отстаивать эти интересы.
Механизмы развития местных сообществ.
На сегодняшний день наиболее эффективным и получившим наибольшее распространение инструментом развития местных сообществ стало вовлечение людей в совместную деятельность, направленную на достижение общественного блага или обоюдной пользы для всех участников. Такой деятельностью может быть, участие людей в мероприятиях, направленных на благоустройство территории проживания людей (например, экологические акции). Это может быть также вовлечение людей в волонтерскую деятельность, направленную, например, на оказание помощи социально незащищенным группам населения. Особенно эффективным в деле создания и укрепления местных сообществ показало себя привлечение людей к участию в мероприятиях культурного характера, таких, например, как местные тематические фестивали, концерты, ярмарки, так называемые гаражные распродажи и т.д. Еще одной важной рамкой для совместной деятельности людей, проживающих на одной территории, являются на сегодняшний день ассоциативные организации (ассоциации и клубы, объединяющие людей, разделяющих интересы и увлечения, спортивные команды и т.д.). Ассоциативные организации построены на основе личных симпатий, взаимной привязанности, общих интересов.
Такая совместная деятельность обладает удивительной способностью формировать местные сообщества. Она формирует фундамент для объединения людей, а также для генерирования их способности к совместному действию на локальном уровне. Этот фундамент состоит при этом из двух элементов:
– создание и укрепление социальных связей между людьми
– формирование способности людей формулировать общие цели и самоорганизовываться для достижения поставленных целей.
Таким образом, совместная деятельность, направленная на достижение общественного блага или обоюдной пользы для всех участников, позволяет создавать социальную инфраструктуру (социальные связи между людьми, отношения партнерства, солидарности, доверия, взаимного уважения), формировать у жителей навыки кооперации, инициативности, коллективного действия. Также такая совместная деятельность позволяет формировать понимание у людей общности их интересов, а также эффективности применения коллективной формы действия для отстаивания общих интересов.
Можно предположить, что именно отсутствие навыков кооперации и низовой организации коллективного действия, а также отсутствие понимания общности интересов и эффективности их коллективного отстаивания являются причинами частого отсутствия или слабости местных сообществ в России. Достаточно развитые в обществе социальные связи используются людьми не для коллективной самоорганизации и отстаивания общих интересов, а для достижения индивидуальных целей. Попытки изоляции от окружающей общественной среды и создания отдельными людьми «островов» развитой инфраструктуры не способны обеспечить долгосрочного и стабильного сохранения достигнутого ими качества жизни.
Отторжение идеи общности интересов может рассматриваться как результат наследия советского периода развития российского государства, когда общие интересы граждан не формулировались самими людьми, и, будучи насаждаемыми сверху, не отвечали истинным потребностям людей. В этой связи, именно осознание людьми недостаточности и неэффективности индивидуальных действий для преобразования как хозяйственной, так и социальной инфраструктуры, а соответственно и улучшения собственного качества жизни является важным условием, как для построения местных сообществ, так и для общего стабильного социально-экономического развития России в целом.
Особенно важным следствием вовлечения людей в совместную позитивную деятельность в рамках развития местного сообщества является появление у людей веры в собственные возможности, в способность сделать что-то хорошее, красивое, интересное, доброе вместе, в способность изменять окружающий, находящийся в непосредственной близости мир к лучшему. При этом формирование местного сообщества и совместная деятельность входящих в него людей способствуют развитию экономической и социальной среды их проживания, подтверждая тем самым веру людей в собственные возможности. Деятельность по развитию местных сообществ, таким образом, глубоко позитивна, она направлена на обретение людьми силы.