Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 10:36, дипломная работа
Профессионализм - это не только развитие способностей, но и глубокие знания о своем виде деятельности, нестандартное мышление, сильная и устойчивая мотивационная заряженность на осуществление конкретной деятельности и на достижение в ней высоких результатов.
Что такое карьера? Кем вы хотите стать? Что вы хотите от жизни? Найти свою нишу и остановиться там? Или расти постоянно? Что вы предпочитаете - жить и строить карьеру или только жить в свое удовольствие и ничего не строить? Одно исключает другое.
Введение 3
1 Государственная поддержка развития местного самоуправления 6
1.1 Государство и местные сообщества 6
1.2 Основные направления государственной поддержки (состояние
и перспективы) 11
1.3 Развитие местных сообществ как основа улучшения качества
жизни населения 20
2 Оценка социально- экономического развития региона 33
3 Образовательная поддержка местного развития в Краснодарском
Крае 44
3.1 Основные направления формирования программ
развития региональных и муниципальных образовательных систем 44
3.2 Система университетской поддержки развития местных
сообществ (эксперимент Кубанского государственного университета) 56
Заключение 61
Список использованных источников 62
Приложение 65
3. Варианты сценариев развития региональной системы образования:
I вариант – стабилизационный – сохранение, выживание системы как фактор ее развития;
II вариант – инновационный
– как переход региональной
системы образования в новое
качественное состояние, становление
образования как технологии
Структура и содержание региональной и муниципальной программ развития образовательных систем.
Структура программ формируется вариативно, в зависимости от модели.
Программная модель – структура региональной и муниципальной программ воспроизводит структуру Федеральной Программы развития образования, Закона РФ «Об образовании». В ней определяются и программируются основные направления, механизм реализации национально-регионального компонента, учитывающий национальные, региональные социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности; отражаются вопросы, отнесенные к ведению субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, отраслевых ведомств.
Основные разделы программы.
Введение
1. Духовно-мировоззренческие
основы программы развития
Идеология современного образования.
Гуманитаризация образования.
2. Социальные основы
Социально-демографические, национальные особенности динамики занятости населения и рынок труда.
Образование как фактор стабилизации и социального развития региона и муниципалитета.
Реализация права детей, подростков и молодежи на образование.
3. Прогноз динамики структуры
и содержания общего
Государственные и негосударственные образовательные учреждения.
Дошкольное образование.
Общее образование, его ступени: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.
Национальное образование, его структура; национальная школа.
Сельская школа.
Вечерняя (сменная) школа; экстернат.
Специальные (коррекционные) и реабилитационные образовательные учреждения.
Дополнительное образование.
Государственный образовательный стандарт основного общего образования, его структура.
4. Профессиональное образование: структура, содержание, развитие.
Начальное профессиональное образование.
Среднее профессиональное образование.
Высшее профессиональное образование. Университетизация высшего образования.
Послевузовское профессиональное образование.
5. Интеграция региональных
и муниципальных
Формы интеграции образовательных учреждений.
Региональный учебный окру.г
6. Информатизация
7. Учебники.
8. Развитие социокультурной инфраструктуры образования.
9. Кадровый потенциал системы образования: структура, прогноз.
10. Правовое обеспечение,
социальная защита учащейся
11. Управление системой образования на региональном уровне.
11.1. Структура и субъекты управления образованием и их функции.
11.2. Советы ректоров вузов
субъектов Федерации, их взаимодействие
с Союзом ректоров вузов
11.3. Структуры профессиональных общественных объединений, ассоциаций; региональный учебный округ.
11.4. Региональные, отраслевые Советы директоров ссузов.
12. Муниципальный, местный
уровень управления
13. Попечительский совет при Управлении образования.
14. Совет образовательного учреждения.
15. Система финансирования
развития материально-
15.1. Новые принципы финансирования
образовательных систем и
15.2. Приоритетные направления
развития материально-
Проектная модель формирования региональных и муниципальных программ – проектирование приоритетных направлений развития образовательных систем и комплексов - целевых проектов.
Целевые проекты (программы) по приоритетным направлениям развития образовательных систем и комплексов.
1. Проект: Регионализация и интеграция образования
- Прогнозирование и стратегия
развития региональных и
- Дальнейшая интеграция
образовательных учреждений
- Вариативность и
- Создание и развитие интегрированных типов учебных заведений.
- Разработка новых программ
(домашнего, дистанционного, компенсирующего,
дополнительного и
2. Проект: Инновационные технологии
- Внедрение новых
- Разработка образовательных программ, ориентированных на новые информационные технологии в системе образования.
- Внедрение учебной техники,
компьютерных средств и
- Развитие научно-технического парка, обновление экспериментальной научной базы вузов.
- Создание инновационных бизнес – центров в высшей школе.
3. Проект: Национальное образование
- Формирование системы
национального образования
- Удовлетворение
- Разработка и внедрение
национально-регионального
- Совершенствование и
разработка методик
- Обеспечение финансово-
4. Проект: Сельская школа
- Дифференциация структуры и содержания образования в сельских школах.
- Оптимизация финансовых условий деятельности сельских школ.
- Разработка оптимальной модели малочисленной сельской школы.
5. Проект: Дополнительное образование
- Разработка комплексных, модульных, интегрированных программ дополнительного образования.
- Поиск путей сближения основного и дополнительного образования.
- Создание условий деятельности
учреждений дополнительного
- Внедрение государственных
стандартов дополнительного
- Организация системы
повышения квалификации
6. Проект: Дистанционное образование
- Создание системы
- Совершенствование и
внедрение методик организации
систем дистанционного
7. Проект: Учебники
- Разработка и создание
новых учебников с учетом
- Разработка долгосрочных
и краткосрочных программ
- Сохранение и развитие книгоиздательской базы.
8. Проект: Одаренные дети
- Развитие отечественных
традиций в работе с
- Решение проблем выявления и обучения одаренных детей.
- Совершенствование системы
и практики работы с
- Создание регионального,
муниципального фондов
9. Проект: Охрана здоровья детей и молодежи
- Предоставление социальных
гарантий, льгот, организация и осуществление
комплекса мер по охране
- Разработка нормативно-
10. Проект: Педагогические кадры
- Разработка концепции рынка педагогического труда, подготовки и переподготовки кадров для удовлетворения новых запросов в системе образования региона, муниципалитета.
- Совершенствование содержания
и форм повышения квалификации
педагогов с учетом их
- Обеспечение социальной защиты, создание и реализация системы мер, обеспечивающих на государственном уровне права и социальные гарантии для работников образования.
11. Проект: Инфраструктура образования
- Анализ состояния
- Разработка и реализация
мер по созданию условий для
развития материально-
- Развитие социокультурной инфраструктуры образования.
12. Проект: Модель управления
системой образования на
- Развитие механизма
- Оптимизация структуры
управления образованием на
- Развитие государственно-
13. Проект: Ассоциация «Региональный учебный округ».
- Университетский комплекс
как региональный центр
- Разработка концепции
формирования Ассоциации «
- Анализ организационных форм регионального учебного округа (РУО).
- Стратегия развития РУО.
14. Проект: Модель многоканального
финансирования системы
- Разработка методики
обоснования региональных, муниципальных
нормативов бюджетного
- Разработка механизма
многоканального
Программно-проектная модель структурно воспроизводит первую и вторую модели. В проектировании программ согласно третьей модели могут использоваться основные разделы Федеральной программы развития образования, которые конкретизируются или дополняются целевыми проектами. При формировании проектов, как правило, обосновывается актуальность, цели, задачи проекта, анализируется состояние на момент исследования, проектируются мероприятия и ожидаемые результаты. Кроме того, проекты, могут включать механизмы осуществления деятельности, план мероприятий, сроки, исполнителей, источники финансирования.
С принятием Федеральной программы развития образования обозначился новый этап ее развития. Федеральная Программа, явившаяся организационной основой государственной политики в области образования, определила стратегию развития этой важнейшей сферы, ее приоритетность, необходимость государственной поддержки и реального финансирования. Федеральная Программа, опирающаяся на Законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», нацелена на среднесрочную перспективу (до 2005 года). Необходимость ее подкрепления республиканскими, региональными и отраслевыми программами развития образования определяется их ориентацией на учет национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей, разработку и реализацию конкретных мероприятий, отнесенных к ведению субъектов РФ и органов местного самоуправления, обеспечение целевым финансированием из средств бюджетов всех уровней, внебюджетных источников.