Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 10:36, дипломная работа
Профессионализм - это не только развитие способностей, но и глубокие знания о своем виде деятельности, нестандартное мышление, сильная и устойчивая мотивационная заряженность на осуществление конкретной деятельности и на достижение в ней высоких результатов.
Что такое карьера? Кем вы хотите стать? Что вы хотите от жизни? Найти свою нишу и остановиться там? Или расти постоянно? Что вы предпочитаете - жить и строить карьеру или только жить в свое удовольствие и ничего не строить? Одно исключает другое.
Введение 3
1 Государственная поддержка развития местного самоуправления 6
1.1 Государство и местные сообщества 6
1.2 Основные направления государственной поддержки (состояние
и перспективы) 11
1.3 Развитие местных сообществ как основа улучшения качества
жизни населения 20
2 Оценка социально- экономического развития региона 33
3 Образовательная поддержка местного развития в Краснодарском
Крае 44
3.1 Основные направления формирования программ
развития региональных и муниципальных образовательных систем 44
3.2 Система университетской поддержки развития местных
сообществ (эксперимент Кубанского государственного университета) 56
Заключение 61
Список использованных источников 62
Приложение 65
В то же время опережающие темпы экономического роста в регионе, наблюдавшиеся в последние годы, способствовали постепенному сокращению диспаритета показателей, характеризующих благосостояние населения России в целом и Краснодарского края, в частности. Ожидаемый рост экономики в среднесрочной перспективе позволяет говорить о сохранении такой тенденции и формировании потенциала для устойчивого роста потребления и сопутствующего развития сектора услуг и потребительских товаров.
Краснодарский край является одним из крупнейших регионов России по уровню инвестиционной активности: Край занимал третье место по объёму инвестиций в основной капитал, уступая лишь Тюменской области и Москве. Инвестиции стали основным драйвером роста экономики в последние годы. Основная часть инвестиций последних лет была сосредоточена на развитии транспортной инфраструктуры, пищевой промышленности и туристско- рекреационного комплекса.
Рост экономики региона в среднесрочной перспективе также во многом будет поддерживаться существенным повышением инвестиционной активности в связи с проведением зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.
Экономика Края будет расти опережающими темпами относительно страны в целом: средние темпы роста ВРП за период – 4,7% (по сравнению с 3.8% по России), инвестиций – 10,3 % (6,6%) и производительности труда – 4,4% (3,6%).
Рисунок 2. Плановые показатели роста экономики
Первые официальные оценки расходов на подготовку к Олимпиаде составляли 360 млрд. руб. При этом, учитывая опыт других олимпийских городов, можно ожидать значительного превышения фактических расходов над первоначально запланированным уровнем. В преддверии Олимпиады в регионе планируется строительство спортивных сооружений, гостиничных комплексов, новых автомобильных и железных дорог. Это поможет обеспечить значительную часть потребности в развитии инфраструктуры города Сочи и прилегающих территорий.
Помимо «олимпийских» проектов в туристско-рекреационном комплексе также будет реализован и ряд крупных инвестиционных проектов в производственных секторах. Кроме уже упомянутого проекта в секторе нефтепереработки частными инвесторами реализуются следующие крупные проекты:
В транспортно-логистическом комплексе планируется строительство нескольких нефтеперевалочных баз и перевалочного комплекса масложирового сырья и зернового терминала. Совокупный объем инвестиций составит более 60 млрд. руб.
В секторе строительных материалов планируется реконструкция одного и строительство двух цементных заводов совокупной мощностью более 6 млн. тонн (для сравнения: выпуск цемента в Крае в 2010-2012 гг. не превышал 4.5 млн. тонн). Инвесторами выступают Интеко, Новоросцемент и Lafarge, а совокупный объем инвестиций оценивается в 42 млрд. руб.
В пищевой промышленности предусмотрен целый ряд проектов. Швейцарская Nestle расширяет мощности по производству сублимированного кофе. Французская Cecab строит завод по производству консервов.
В животноводческом комплексе крупнейшие проекты включают создание птицеводческого комплекса Югптицепром и мега-фермы крупного рогатого скота. Совокупный объем инвестиций на перечисленные проекты прогнозируется на уровне 17 млрд. руб.
В деревообработке ключевым станет проект по производству древесно- волокнитстых плит на базе ПДК Апшеронск. Этот проект должен стать центром кластера деревообрабатывающих и мебельных предприятий Края. Совокупный объем инвестиций оценивается в 9.5 млрд. руб.
В машиностроительном кластере планируется строительство второй очереди завода «КЛААС» (производство зерноуборочных комбайнов). Будут построены блоки цехов по раскрою, гибке, сварке, окраске, сборке готовой продукции. Локализация производства превысит 50%. Объем инвестиций – более 2 млрд. руб.
В кластер стеклотарного производства в Крымском районе уже инвестировано около 2.5 млрд. рублей. После строительства второй очереди мощность производственного комплекса «Русджам-Кубань» составит 700 млн. стеклотарных единиц в год.
3 Образовательная поддержка местного развития в Краснодарском крае
3.1 Основные направления
формирования программ
В 2010 г. НИИ регионологии продолжил аналитическую работу по региональным программам, сроки реализации которых составляют 2010-2015 г.г. Объектом анализа стали программы развития региональной системы образования 17 регионов России различных статусов – краев, республик, областей. Сделаны следующие выводы об особенностях современных региональных программ развития образовательных систем, ориентированных на реализацию новых образовательных задач:
Анализ этих программ показал, что сегодня на региональном уровне действуют все три модели – программная, проектная и программно-проектная. Например, программная модель представлена в Архангельской, Московской, Сахалинской областях, Краснодарском крае, республиках Башкортостан и Чувашия. Проектная модель выбрана за основу программирования в Астраханской, Ленинградской, Смоленской областях. Во многих рассмотренных нами программах указывается, что они требуют дальнейшего развития на уровне дополнительных программ, подпрограмм и проектов. На основе анализа региональных программ была предложена модель программирования по новой, программно-проектной модели, которая была осуществлена в Республике Мордовия. Данную модель можно охарактеризовать как соответствующую современным условиям и новым требованиям программирования. Исследование возможностей данной модели позволяет сделать вывод, что именно подобные модели могут служить организационной основой для проектирования целей, задач и основных направлений развивающихся систем, их целостности, комплексности и динамичности.
Изучение опыта программирования развития образования в субъектах Федерации дает основание заключить, что в современной экономической и социокультурной ситуации требуются новые принципы и подходы программирования, качественно новые программы второго поколения, соответствующие принципу сохранения единства образовательного пространства, характеру динамично развивающегося общества, жизненно важным направлениям развития региона. Программно-проектная модель позволяет выделить в ней несколько уровней программирования – федеральный и региональный, текущий, среднесрочный и ориентиры долгосрочного (стратегического); отразить развитие образования по образовательным ступеням и уровням; приоритетные, социально-значимые направления регионального развития и т.д.
Методология экспертизы региональных Программ включает в себя ее экспертную оценку по уровням и направлениям анализа, согласно выбранным критериям. В экспертной оценке были выделены следующие уровни анализа Программы: федеральный (базисный) уровень и региональный (вариативный) уровень.
Основной целью анализируемых программ являлось комплексное развитие региональной образовательной системы в интересах всего общества и государства, а также каждого участника образовательного процесса, определение стратегии приоритетного развития системы образования как важного фактора экономического и социокультурного развития регионального социума. Во многих программах должное внимание уделено развитию сельской школы, перспективам ее развития как образовательного комплекса, спроектированы мероприятия, которые поднимают значимость сельской школы как центра развития села.
Общим недостатком анализируемых программ является отсутствие во многих из них конкретных расчетов по финансированию отдельных мероприятий, нечеткость и расплывчатость формулировок в финансовых вопросах, что может отразиться на реализации отдельных направлений. Кроме того, формирование системы независимых служб по контролю и экспертизе реализации Программы могло бы способствовать большей прозрачности и открытости региональной системы образования, формированию демократических начал в управлении ее развитием.
Проведенная разработчиками экспертная работа выявила целый ряд управленческих проблем, в первую очередь разграничение предметов ведения, полномочий и функций ветвей и уровней власти как инструмента реализации региональных программ.
Стратегические принципы разграничения предметов ведения, полномочий и функций между федеральными органами государственной власти, государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления связаны с развитием федеративных отношений.
Полномочия имеют динамический характер. Конкретное их разграничение является постоянным процессом, а не единовременной акцией.
Действующая модель, нацеленная на распределительный бюджетный федерализм, уже не может решить сложных задач развития, она не соответствует идее гражданского общества, не содействует установлению паритетных отношений, организации публичного (общественного) управления системой образования. Кроме того, в каждом регионе действуют в настоящее время различные программы (программа реформирования отношений собственности, социального обеспечения, реформирования здравоохранения). Они, как правило, не скорректированы между собой ни концептуальной общностью, ни организационно, что может приводить к конфликту программ. Отсюда, динамизм распределения полномочий и предметов ведения между уровнями власти в сфере образования должен быть увязан с появлением новых функций в деятельности управленческих структур, обусловленных задачами развития – модернизации и преодоления системных кризисов.
Исходя из указанных задач, определяются следующие функции программ:
– теоретико-методологическая, определяющая векторы развития региональных и муниципальных образовательных систем и комплексов;
– методическая, содержащая методы, приемы, условия достижения ожидаемых результатов
– формирование конкретных моделей региональных и муниципальных образовательных систем и комплексов.
– организационная, содержащая планирование деятельности исполнителей основных направлений программы, сроки, этапы исполнения программ.
Программы должны удовлетворять следующим требованиям:
1. Обоснованность необходимости программы, ее целевых установок, механизмов реализации, конечных результатов.
2. Комплексность, т.е. целостное
отражение единого
3. Взаимосвязь с другими
программами развития
4. Эксплицинтность - ясность,
четкость ее принципов, основных
направлений, целей и задач, адекватное
отражение в них реальных
5. Логическая последовательность
структуры и основных ее
6. Ресурсное обеспечение программы – научно-методическое сопровождение программы, организационно-экономическое обеспечение программы, обоснование механизма управления реализацией программы.
Метод формирования программы – сложный процесс. Наиболее эффективными методами признаны в науке прогнозирование, моделирование, программирование в их органическом единстве дополненные анализом состояния региональной и муниципальной систем образования. В разработке целевых проектов наиболее эффективны следующие методы: прогнозирование, социальная диагностика, экспертиза, мониторинг.
Так как развитие системы образования происходит с разными стартовыми экономическими возможностями, в разных социокультурных условиях, и до сих пор анализ и характеристика региональных образовательных систем осуществляются на средних статистических показателях, в методике предложена своя модель индикаторов образования. Она включает:
1. Блоки показателей по методике их формирования
Факторные – показатели, выведенные на основе анализа факторов (экономических, демографических, культурных, социальных) развития региональной системы образования.
Системные – показатели динамики системы образования. Статистические – данные органов статистики, образовательных учреждений.
Расчетные – расчет показателей на основе первичной информации
2. Разделы анализа социальных
сфер региона, взаимодействующих
с системой образования и