Ситуационный анализ на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

В последние годы в связи с развитием в нашей стране рыночных отношений, расширением возможностей внешнеэкономической деятельности значительно возрос интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления. После осознания руководством предприятия того, что в условиях рынка управлять предприятием на основе прежних принципов невозможно, начинается переориентация деятельности предприятия на использование концепции маркетинга как философии и совокупности практических приемов управления предприятием в условиях рыночных отношений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………..3
1. Краткая характеристика предприятия ……………………………………………….4
2. Внутренний анализ……………………………………………………………………………..6
2.1 Производство ………………………………………………………………………………………10
2.2 Финансы………………………………………………………………………………………………12
2.3 Маркетинг……………………………………………………………………………………………18
2.4 Персонал……………………………………………………………………………………………..21
3. Внешний анализ…………………………………………………………………………………23
3.1 Спрос……………………………………………………………………………………………………24
3.2 Предложение……………………………………………………………………………………..25
3.3 Макросреда…………………………………………………………………………………………29
4. Анализ возможностей и угроз, сильных и слабых сторон фирмы……30
5. Предложения и рекомендации………………………………………………………….33
6. Выводы………………………………………………………………………………………………..34
7. Список литературы………………………………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

marketing.docx

— 89.27 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА

 

 

 

 

Курсовая  работа

на  тему:

Ситуационный анализ на предприятии

 

 

 

                                          Проверил препдователь:Ольгаренко Д. Г

                                                   Выполнил студет543 гр.Петров ВА.

 

 

 

 

 

 

2012

                                    Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………………………..3

  1. Краткая характеристика предприятия ……………………………………………….4
  2. Внутренний анализ……………………………………………………………………………..6
    1. Производство ………………………………………………………………………………………10
    2. Финансы………………………………………………………………………………………………12
    3. Маркетинг……………………………………………………………………………………………18
    4. Персонал……………………………………………………………………………………………..21
  3. Внешний анализ…………………………………………………………………………………23
    1. Спрос……………………………………………………………………………………………………24
    2. Предложение……………………………………………………………………………………..25
    3. Макросреда…………………………………………………………………………………………29
  4. Анализ возможностей и угроз, сильных и слабых сторон фирмы……30
  5. Предложения и рекомендации………………………………………………………….33
  6. Выводы………………………………………………………………………………………………..34
  7. Список литературы………………………………………………………………………………35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последние годы в связи с  развитием в нашей стране рыночных отношений, расширением возможностей внешнеэкономической деятельности значительно возрос интерес к  маркетингу как к концепции рыночного  управления. После осознания руководством предприятия того, что в условиях рынка управлять предприятием на основе прежних принципов невозможно, начинается переориентация деятельности предприятия на использование концепции  маркетинга как философии и совокупности практических приемов управления предприятием в условиях рыночных отношений. Огромными  темпами развивается конкуренция  и состязательность рыночного процесса. Это создает условия для активного  использования маркетингового подхода  к решению управленческих и производственно  – сбытовых задач с целью укрепления конкурентоспособности фирмы. Именно соотношение запросов рынка и  возможностей предприятия должно быть положено в основу разработки магистральных  направлений, целей и стратегий  предпринимательской деятельности, а также маркетинговых программ и стратегических планов на микроуровне.

Актуальность выбранной темы заключается  в том, что в условиях ускорения  и усложнения процессов, происходящих на рынке, предприятию необходимо вырабатывать качественно новые приемы решения  возникающих проблем управленческого  и иного характера. В предпринимательской  деятельности фирмы постоянно возникают  проблемы, обусловленные целесообразностью  более полного удовлетворения потребностей существующих и потенциальных покупателей  в необходимых товарах. Проблема стратегического успеха предприятия, создания и удержания конкурентных преимуществ – одна их самых актуальных. Решению таких проблем и призван  способствовать маркетинг, как основа повышения эффективности деятельности торгового предприятия.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

   1.Краткая характеристика предприятия

 

28 апреля 2006 года в Краснодаре  открылся первый супермаркет  сети универсамов «Перекресток».  Таким образом, Краснодарский  край стал девятым регионом, в  котором представлена сеть.

Общество с ограниченной ответственностью “Фирма «Перекресток», зарегистрированного 15 сентября 2000 года Московской регистрационной  палатой, регистрационный номер 001.155.839, внесенного в Единый государственный  реестр юридических лиц, в соответствии с Федеральным законом №129-ФЗ от 8 августа 2001 года «О государственной  регистрации юридических лиц» за основным государственным регистрационном  номером 102770372930, принимается на основании  решения участника № 02 от 25 марта 2006 года.

В своей деятельности Общество руководствуется  Конституцией Российской Федерации, Гражданским  кодексом Российской Федерации, Федеральным  законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08 февраля 1998 года, другими законодательными и нормативными актами, уставом.

 

Рисунок 1 - Организационная структура ООО «Фирма «Перекресток»

Как видно из рисунка 1, во главе ООО «Фирма «Перекресток» стоит директор, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояние и деятельность перед государством и трудовым коллективом. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия. Директор является посредником между владельцами предприятия и управленческим персоналом с одной стороны и гостями с другой. Принципиально эта функция может быть охарактеризована как функция перевода общих постановочных задач, определяемых владельцами в конкретные управленческие решения. Кроме того, на генеральном директоре лежит решение огромного числа задач, например, принятие ориентированных на выбранный сегмент рынка решений, направленных на удовлетворение потребностей клиентов, определение общих направлений политики предприятия в рамках поставленных целей и задач, в том числе проведение финансовой политики, к которой могут быть отнесены такие вопросы, как определение лимитов расходов на содержание персонала, предельных ассигнований на административные и хозяйственные нужды. Владельцы предприятия и генеральный директор вправе определить круг поставщиков, деловые отношения с которыми супермаркет будет поддерживать в первую очередь. Высшее руководство вправе решать также какая система расчетов с клиентами наиболее предпочтительна, какие кредитные карточки будут приниматься в первую очередь и т.д. Часть этих вопросов может быть передана на решение нижестоящим управленческим звеньям, если объем полномочий и обязанностей генерального директора велик, и он в силу объективных причин не в состоянии все их выполнять. Директору подчиняются отдел кадров, коммерческий директор, специалист по маркетингу, отдел приема товара, администраторы торгового зала, служба безопасности и бухгалтерия. Все эти отделы подчиняются непосредственно лично директору и между собой никаких подчинительных связей не имеют.

Как видно из Приложения  отчета о продажах, продукция поделена на группы. Наибольший удельный вес за все время работы предприятия  занимает гастрономия молочная, которая  в среднем занимает 30%, а за ней  гастрономия мясная, вес которой  в среднем 14%. Наименьшие удельные веса занимают группа чай, кофе, какао (0,001%), изделия салатного цеха (0,001%). В 2007 и 2008 годах ситуация кардинально  не изменилась – те же самые группы занимают примерно такие же удельные веса.

Из данных Приложения  следует, что как в 2006, так и в 2007 годах  в составе основных средств предприятия  большую долю занимает остров низкотемпературный двойной G7W6-6 с удельным весом 0,182 и 0,089 соответственно и горка среднетемпературная (3 штуки) с удельным весом 0,099 и 0,088 в 2006 и 2007 годах соответственно. Это и понятно, так как их без сомнении можно отнести к главным основным средствам, которые занимают около 17% места в торговом зале и обеспечиваю т выкладку более 15% товара. В структуре основных средств предприятия большую часть занимают агрегаты для поддержания низкой температуры свежезамороженных продуктов и полуфабрикатов, в совокупности они составляют 78.2%. Это объясняется их высокой стоимостью. Структура и удельные веса основных средств не поменялись в течении всего времени работы предприятия, так как новых средств не поступало и использующиеся средства не выводились из оборота, и никаких переоценок не проводилось.

 

 

 

                                      2.1 Внутренний анализ

 

На изучаемом  предприятии как такового отдела маркетинга не существует, а все  его обязанности выполняет специалист по маркетингу. Необходимо также заметить, что он занимается в основном реализацией  маркетинговой программы, которую  ему предоставляет отдел маркетинга, находящегося в штабе сети супермаркета «Перекресток» в городе Москве. Главной  задачей маркетолога является своевременная  реализация намеченный мероприятий  и промакций и создание благоприятных  для их осуществления условий. Само предприятие не проводит каких-либо маркетинговых исследований, которые  носят эпизодический характер и  заказываются у сторонних организаций. Подавляющим большинством исследований на изучаемом предприятии являются кабинетными, а в частности - классический анализ документов. То есть маркетолог совместно с категорийными менеджерами  изучают документы отчетности с  целью выявления товаров пользующихся наибольшей популярностью, а также  проблемных товаров. Также маркетологу  из Москвы приходят образцы рекламной  продукции, которая должна к определенному  сроку быть выставлена в торговом зале. Он обязан размножить ее и проконтролировать  правильность и своевременность  ее размещения. В конце отчетного  периода маркетолог обязан отправлять в центральный офис отчетную документацию о проделанной им работе.

По данным, полученным в ходе непосредственного  наблюдения и опроса покупателей  в торговом зале и информации полученной от работников исследуемого предприятия  мы можем составить заключение об основных категориях покупателей, данные о которых представлены в Приложении . Основной категорией покупателей  являются люди в возрасте от 20 до 25, за ней группа в возрасте от 25 до 30 лет. Две эти группы в общей  сумме дают 51%, то есть можно утверждать что основной группой покупателей  исследуемого предприятия являются молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет.

Главными  конкурентами являются другие крупные  гастрономы и супермаркеты города, в частности, гастроном «Пушкинский», гастроном «Флагман», гастроном  «Океан», гастроном «Пеликан», гипермаркет  «Гармония». Главный конкурент гастроном  «Флагман», находящийся в непосредственной близости к изучаемому предприятию. Более наглядное представление  занимаемых долей рынка конкурентов  в Краснодаре представлено в Приложении 10, получены из документов исследуемого предприятия, которые показывают что  доли всех наиболее значимых супермаркетов  города примерно одинаковы. Это объясняется  тем, что они расположены друг от друга на таком расстоянии, которое  равномерно распределяет количество покупателей  между ними. Однако, каждый из конкурентов  не останавливается на достигнутом, а стремится расширить сферу  своего влияния и увеличить количество покупателей, поэтому конкуренция  на данном сегменте рынка сильная.

 

Таблица 1 - Информационный массив для расчета ИК ООО "Фирма"Перекресток"

Показатель

 

 

 

Предприятие

Удобство расположения в торговом зале

0,6

Удобство расположения ассортимента продукции

0,3

Получение полной и точной информации о продукте у продавцов-консультантов

0,2

Удобство извлечения продукции с  прилавка

0,1

Супермаркет «Флагман»

6

9

6

9

Супермаркет «Перекресток»

6

9

6

9

Гастроном «Пушкинский»

6

9

5

8

Гастроном «Океан»

6

8

5

7

Гипермаркет «Гармония»

7

9

8

9


 

По данным таблицы 6 рассчитаем ИК для исследуемого предприятия и всех его конкурентов:

1. Супермаркет  «Флагман»: 0,6*7+0,3*8+0,2*6+0,1*9=8,7

2. Супермаркет  «Перекресток»: 0,6*7+0,3*8+0,2*6+0,1*9=8,7

3. Гастроном  «Пушкинский»: 0,6*6+0,3*9+0,2*5+0,1*8=8,1

4. Гастроном  «Океан»: 0,6*6+0,3*8+0,2*5+0,1*7=7,7

5. Гипермаркет  «Гармония»:0,6*7+0,3*9+0,2*8+0,1*9=9,4

Рассчитаем  конкурентоспособность товара данного  предприятия по сравнению с сильнейшим конкурентом: = 0,92

В таблице 6 приведены  данные для расчета интегрального  показателя конкурентоспособности  исследуемого предприятия и его  главных конкурентов. Из таблицы  видно что супермаркет «Перекресток»  занимает второе место по уровню конкурентоспособности, но супермаркет «Флагман» имеет  точно такие же показатели, что  говорит об острой конкурентной борьбе, эти данные также подтверждаются тем, что эти конкуренты имеют  одинаковую рыночную долю.

Во время  прохождения практики было сделан ряд  выводов. Изучаемая организация  представляет собой рыночного претендента. Также необходимо заметить что на рынке розничной продажи продуктов  питания нет явно выраженного  рыночного лидера – вследствие этого  все конкуренты представляют собой  рыночных претендентов в той или  иной степени опережая и или отставая друг от друга. Таким образом, можно  сделать заключение, что конкуренция  на этом рынке довольна острая. Появление  на рынке товаров-заменителей не может кардинальным образом повлиять на положение дел на рынке, так  как все предприятия-конкуренты торгуют примерно одинаковыми товарами, и появление товара-заменителя может  изменить ситуацию лишь на какое то время, пока этим же товаром не начнут торговать другие предприятия. Появление  новых конкурентов может вызвать  изменение в сложившейся ситуации на рынке, но только если появление  нового конкурента будет правильно  продуманным и реализованным. В  противном же случая на благоприятный  исход дела надеяться не приходится. Одним из ключевых моментов в конкурентной борьбе являются взаимоотношения и  взаимозависимость предприятия  и его поставщиков. Чем более  предприятие зависит от поставщиков, тем более трудным и дорогостоящим  будет отказ от их услуг. Исследуемое  предприятие имеет большое количество поставщиков даже одной и той  же продукции. Это дает большие гарантии отсутствия перебоев в снабжении  товаром, нежели в случае с одним  поставщиком. Также это дает возможность  найти наиболее подходящего поставщика с наиболее выгодными условиями  поставки. Исследуемое нами предприятие  функционирует на рынке несовершенной  конкуренции. Можно также сделать  вывод что на рынке присутствуют все три вида конкуренции –  функциональная, так как предприятия-конкуренты продают товары удовлетворяющие  одни и те же потребности (потребность  в питье можно удовлетворить  соком, нектаром, обычной водой, сиропом, пивом и т.д.); видовая, так как  на рынке присутствует соперничество  между различными товарами удовлетворяющими одну и туже потребность (пиво различных  марок); предметная, так как предприятия-конкуренты продают идентичные товары (товары, которые пользуются особенно повышенным спросом). В конкурентной борьбе на рынке доминирует неценовая политика, так как запас резерва понижения  цены у продавцов-конкурентов или  исчерпан или на грани исчерпания. Такое положение дел характерно для современного рынка, так как  в большинстве случаев покупатель ориентируется на цену товара, а  затем на все остальное. Поэтому  изучаемое предприятие к снижению цен, как к методу конкуренции, прибегает  нечасто, а в основном пользуется неценовыми методами. Сильнейшим оружием  неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы изучаемое  предприятие не только доносит до покупателей информацию о потребительских  свойствах своих товаров, но и  формирует доверие к своей  отварной, ценовой, сбытовой политике. Элементов незаконной конкуренции  во время прохождения практики обнаружено не было.

Информация о работе Ситуационный анализ на предприятии