Социальное обеспечение в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определенных мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей и неработающих слоев населения. Выделяют несколько критериев, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты системы социального обеспечения в РФ.
1.1 Понятие, функции, сущность, виды, принципы социального обеспечения.
1.2 Основные структуры, составляющие основу системы социального обеспечения.
1.3 Роль социального обеспечения в социальной работе.
2.Оценка применения бюджета системы социального обеспечения в РФ на современном этапе.
2.1 Состав и структура расходов бюджетов на социальное обеспечение населения, их значение.
2.2 Методика планирования расходов бюджета на социальное обеспечение населения.
3. Совершенствование использования системы социального обеспечения для решения социальных проблем.
3.1 Совершенствование планирования бюджетных расходов на социальное обеспечение.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 95.80 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Социальное обеспечение  всегда занимало и занимает одно из ключевых, определенных мест в жизни  государства и общества. Оно непосредственно  зависит от развития экономики и  теснейшим образом связано с  политикой и социальным благополучием  людей и неработающих слоев населения.

Выделяют несколько критериев, в соответствии с которыми тот  или иной вид обеспечения следует  называть социальным:

    1. Первый критерий – источники финансирования.

В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: Фонда социального страхования, Федерального Фонда обязательного  медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных  фондов социальной поддержки населения.

    1. Второй критерий – круг лиц, подлежащих обеспечению.

С юридической позиции  установлено, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан. А лишь для  определенных их категорий, установленных  в законе. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица; имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от радиации; лица награжденные и т. д.

    1. Третий критерий – условия предоставления обеспечения.

Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается  для определенных групп вышеперечисленных  граждан только при наступлении  соответствующих обстоятельств, указанных  в законе (достижение определенного  возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.)

    1. Четвертый критерий – цель предоставления обеспечения.

Следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения  является выравнивание социального  положения отдельных категорий  граждан с остальными членами  общества.

Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время  следует понимать форму выражения  социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств  госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально-значимыми, с целью  выравнивания социального положения  этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Исходя из этого определения, к системе социального обеспечения  современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.

Целью написания данной работы является более глубокое изучение составляющих социального обеспечения, а точнее вышеуказанных критериев, которым соответствует определение социального обеспечения.

При формировании понятия  социального обеспечения необходимо учитывать также, что оно является выражением социальной политики государства  на данном этапе его развития. Изменение  социальных приоритетов неизбежно  влечет за собой и изменения в  содержании понятия социального  обеспечения. Если в советский период система социального обеспечения была органическим составным элементом перераспределительной системы в обществе государственного социализма, позволяя государству частично сокращать несоответствие заработной платы и условий труда, смягчать недостатки системы пенсионного обеспечения, улучшать условия жизни уязвимых слоев населения, привлекать население для работы в особо тяжелых климатических условиях, перераспределять прибыль, полученную от использования государственной собственности, среди верхушки работников госаппарата, то теперь, в условиях рыночной экономики она претерпела кардинальные изменения. Рассмотрение проблемы реформирования видов социального обеспечения также является целью написания данной работы.

В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи: сформулировать понятие социального обеспечения и выделить его виды; определить его предмет и метод, а также рассмотреть систему социального обеспечения.

Теоретической основой исследования являются труды советских и российских ученых, среди которых можно выделить труды М.Ю. Барщевского, К.Н. Гусова, К.В. Добромыслова, Р.И. Ивановой, С.И. Кобзевой, В.А. Тарасовой, Э.Г. Тучковой и других авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты системы социального обеспечения в РФ.

         

1.1 Понятие, функции,  сущность, виды, принципы социального  обеспечения.

 

Человеческая жизнь очень  хрупка. В процессе жизни каждый человек находится в опасности  перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии  его здоровья и привести к утрате заработной платы - основного источника  средств существования. К таким  обстоятельствам относятся: болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца  и другие. Преодолеть их самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку  они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят  от воли отдельного человека. Но они  прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает  на себя определенную долю ответственности  за их наступление и создает систему  социальной защиты, предоставляет государственные  пенсии, социальные пособия и услуги.

Конституция РФ определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека.

Конституцией  охраняются труд и здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на воспитание детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение представляет собой систему экономических отношений, направленных на формирование и использование фондов денежных средств государства для материального обеспечения граждан в старости, по инвалидности, предоставление пособий и льгот семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и иных случаях, предусмотренных законодательством.

В 20-30-е годы изучением  социального обеспечения и социального  страхования занимались H.A. Вигдорчик, Л.В. Забелин, В. Дурденевский, З.Р. Теттерборн и др.

В. Дурденевский рассматривал социальное обеспечение как деятельность публичной администрации, направленную на устранение социальных опасностей, угрожающих жизни и уровню существования различных слоев населения, путем предоставления им денежной или социальной помощи. А социальное страхование - как систему ослабления риска посредством разложения его на участников общественного процесса производства, составную часть трудового права.

Л.В. Забелин считал социальное обеспечение родовым понятием по отношению к социальному страхованию. Поэтому, с его точки зрения, все  особенности социального обеспечения  в равной степени характерны и  для социального страхования.

В 50-60-е годы большой вклад  в развитие теории социального обеспечения  и социального страхования внесли Н.Г. Александров, B.C. Андреев, Е.И. Астрахан, Β.Α. Ачаркан, К.С. Батыгин, М.В. Баглай, А.Д. Зайкин, М.Л. Захаров, В.И. Усенин, P.M. Цивилев и др.

B.C. Андреев называл социальным  обеспечением проводимую государством  или им поддерживаемую совокупность  определенных социально-экономических  мероприятий по обеспечению граждан  в старости и при нетрудоспособности, обеспечению детей, медицинскому  обслуживанию и лечению граждан.

В дальнейшем исследования в области социального обеспечения  проводили такие крупные ученые-юристы, как Р.И. Иванова, A.C. Пашков, М.И. Полупанов, В.В. Рогожин, А.И. Ставцева, Β.Α. Тарасова, Э.Г. Тучкова, В.Ш. Шайхатдинов и др.

Важное теоретическое  значение имеет разработка понятия  социального обеспечения как  категории, имеющей общечеловеческую ценность, произведенная Р.И. Ивановой. По ее мнению, социальное обеспечение это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых, нормах.

Данное определение является универсальным и отражает сущность социального обеспечения независимо от конкретно-исторических условий (экономического и политического строя), в которых  оно организуется. В его основе лежат следующие устойчивые признаки: - объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты, направленной на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения; - особые фонды, источники социального обеспечения; - особые способы предоставления средств к существованию; - закрепление правил предоставления социального обеспечения в социальных, в том числе правовых нормах.

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.

 

Экономическая функция социального обеспечения заключается в замещении заработка (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Источником финансирования для ее осуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды  социального назначения, которые  образуются по территориальному принципу. К внебюджетным фондам социального  назначения относятся: пенсионный, занятости, обязательного медицинского страхования, социального страхования, социальной поддержки.

Политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать  себя полноценными членами общества.

Таким образом, социальное обеспечение  представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования  и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях  утраты заработка или трудового  дохода, несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержке  других членов семьи, нуждающихся в  уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным  социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию.

Удовлетворение потребностей может осуществляться с помощью: - назначения денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций) на безэквивалентной, но нормированной основе, либо бесплатно (алиментарно) вне связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов; - предоставление бесплатных для потребителя медицинских услуг по программам ОМС; - оказания бесплатных для потребителя социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов, а сверх них - по льготным тарифам.

Существование указанного комплекса  отношений обусловлено объективными причинами, поэтому государство  заинтересовано в их развитии и осуществляет их правовое регулирование.

Что касается соотношения  государственных систем социальной защиты и социального обеспечения, то вторую следует рассматривать  как составную часть первой. Помимо социального обеспечения, социальная защита включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.

            В состав социального обеспечения входит социальное страхование и социальная помощь.

Базу социального страхования  обычно составляют следующие элементы:

а) пенсионное страхование

б) медицинское страхование

в) страхование несчастных случаев на производстве

г) страхование по безработице.

            Социальная помощь подразделяется следующим образом:

а) охрана жизни

б) медицинская помощь

в) поддержка военным инвалидам

г) спасение от стихийных бедствий.

Исходя из вышесказанного, можно выделить сущностные признаки социального обеспечения на современном этапе:

1) государственный характер  устанавливаемых в обществе организационно - правовых способов распределения  совокупного общественного продукта  через систему социального обеспечения;

2) законодательное закрепления перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления различных видов социального обеспечения.

Информация о работе Социальное обеспечение в Российской Федерации