Социальное обеспечение в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определенных мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей и неработающих слоев населения. Выделяют несколько критериев, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты системы социального обеспечения в РФ.
1.1 Понятие, функции, сущность, виды, принципы социального обеспечения.
1.2 Основные структуры, составляющие основу системы социального обеспечения.
1.3 Роль социального обеспечения в социальной работе.
2.Оценка применения бюджета системы социального обеспечения в РФ на современном этапе.
2.1 Состав и структура расходов бюджетов на социальное обеспечение населения, их значение.
2.2 Методика планирования расходов бюджета на социальное обеспечение населения.
3. Совершенствование использования системы социального обеспечения для решения социальных проблем.
3.1 Совершенствование планирования бюджетных расходов на социальное обеспечение.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 95.80 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в настоящее  время при проведении мероприятий  государственной социальной политики в Российской Федерации обеспечивается реализация принципов адресности и нуждаемости, а формы предоставления социальной помощи и социального обслуживания взаимосвязаны с экономическими, демографическими, политическими и другими необходимыми факторами.

 

2.2 Методика планирования  расходов бюджета на социальное  обеспечение населения.

 

Расходы являются одной из важнейших характеристик государственного бюджета. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется вмешательство государства в  хозяйственные процессы, реализация экономической и социальной политики государства.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по различным направлениям.

Экономическая сущность расходов государственного бюджета проявляется в том, что они служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Социальная сущность расходов отражается в том, что через них  государство осуществляет политику социального маневрирования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Следовательно, расходы государственного бюджета обеспечивают государству осуществление его главных функций и задач.

Управление процессами создания, распределения, перераспределения  и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового  планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Благодаря  финансовому планированию обеспечивается сбалансированность народно-хозяйственных, межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования  трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

По общественному назначению расходы бюджета государства  могут быть поделены на следующие  группы:

- расходы на социальные  цели;

- внешнеэкономические расходы;

- экономические расходы;

- расходы на оборону  страны;

- расходы на управление.

Выделяют 2 основных метода планирования бюджетных расходов:

- программно-целевой,

- нормативный.

Программно-целевой метод  бюджетного планирования представляет собой системное планирование выделений  бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, которые предназначены для решения экономических и социальных задач. Данный метод планирования финансовых ресурсов позволяет обеспечить единый подход к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов в рамках конкретных программ и проектов, их концентрацию и целевое использование, способствует улучшению контроля. В совокупности это способствует повышению уровня эффективности освоения бюджетных средств.

Объем финансовых ресурсов, выделяемых для реализации отдельных  проектов и мероприятий, определяется на основании сметного порядка планирования и финансирования. Основу расчета  смет бюджетных учреждений составляют физические показатели деятельности (число  койко-мест, число групп, число учащихся и т.п.), финансовые нормы и время  работы учреждений. В ходе планирования расходов на социальную защиту населения (пенсии, пособия и др.) необходимо учитывать как количество получателей  этих средств, так и нормы выплат.

Нормативный метод планирования расходов применяется при формировании смет бюджетных учреждений и планировании средств на финансовое обеспечение  бюджетных мероприятий. Эти нормы  устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Они включают:

- натуральные показатели  удовлетворения социальных потребностей  в денежном выражении (нормы  расходов на питание в бюджетных  учреждениях, обеспеченность медикаментами,  мягким инвентарем и др.);

- нормы индивидуальных  выплат (размеры пособий, стипендий,  ставка заработной платы и  т. д.);

- нормы, которые основываются  на среднестатистических величинах  расходов за предыдущий период  и материально-финансовых возможностях  общества (например, нормы учебных  расходов, расходов на содержание  помещений и т.д.).

Бюджетные нормы делятся  на обязательные (установлены правительством или территориальными органами власти) и факультативные (установлены ведомствами). Нормы могут быть простыми (по отдельным  видам расходов) и укрупненными (по  совокупности расходов или по учреждению в целом). На базе финансовых норм и  натуральных показателей (площадь  помещения, численность обслуживаемых  лиц и т.д.) составляются сметы  бюджетных расходов, которые могут  быть [8, с.115]:

- индивидуальные - разрабатываются  для отдельного мероприятия;

- общие - для совокупности  однотипных учреждений или мероприятий;

- на финансирование централизованных  мероприятий - для финансирования  проводимых в централизованном  порядке мероприятий (закупка  оборудования, строительство, ремонт  и т.д.);

- сводные - сметы по  ведомству, объединяющие индивидуальные  сметы и сметы на централизованные  мероприятия.

В смете бюджетного учреждения отражаются свод расходов, свод доходов, производственные показатели учреждения, обоснование доходов и расходов и др. данные. Утвержденные сметы  являются  финансовыми планами  бюджетных учреждений на определенный период времени.

Для расчета финансирования отдельных мероприятий используются следующие формулы:

- обеспечение деятельности  государственных органов управления:

 

= ,                                                                                                          (2.1)

где:  i = 1;

P1 - число звеньев (органов), составляющих аппарат управления государства;

Sр1 - сумма расходов, необходимая  на содержание одного звена  (органа) управления государства.

 

 

- обеспечение аппарата  управления судебной системы  РФ:

 

= ,                                                                                                          (2.2)

где:  i = 1;

Р2 - количество звеньев, входящих в федеральную судебную систему, оплата которых осуществляется за счет средств федерального бюджета;

Sр2  - сумма расходов на одно звено федеральной судебной системы.

 

 

- обеспечение международной  деятельности:

 

= ,                                                                                                          (2.3)

где:  i=1;

Р3 - количество операций, проводимых государством в соответствии с планом международного сотрудничества в финансовом году;

Sрз - сумма расходов, необходимая на проведение одной операции в сфере международного сотрудничества.

Аналогично рассчитываются объемы финансирования фундаментальных  исследований и мероприятий по содействию научно-техническому прогрессу и  использованию космического пространства, поддержки железнодорожного, воздушного и морского видов транспорта и  атомной энергетики, мероприятий  по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и  т.п., за исключением:

- обеспечения обслуживания:

 

= + ,                                                                                            (2.4)

 где:  i = l...P4;

 i = 1;

Р5 - количество внешних заимствований и внутренних долговых обязательств, которые по срокам необходимо выплатить в данном финансовом году соответственно;

Sрв3 - сумма внутреннего  долга (заимствования);

Sрвд - сумма внешнего долга.

 

- обеспечение выделения  финансовых средств, представляемых  юридическим и физическим лицам  в виде трансфертов, субсидий, субвенций и кредитов.

 

 

= ,                                                                                                         (2.5)

где:  i = 1;

K - вид платежа, предусматриваемый бюджетом к выплате,

 n - количество предполагаемых однородных элементов (видов) получателей платежей;

 Sib – суммы платежей, предусматриваемых для обеспечения i-го однородного элемента платежа.

 

- обеспечения финансовыми  средствами юридических и физических  лиц, выполняющих работы и услуги  по государственным контрактам,

 

= ,                                                                                              (2.6)

где: i = 1;

K - количество заключенных контрактов; m, n - количество юридических и физических лиц, с которыми заключены контракты;

Si1, Si2 - суммы i-x контрактов, по которым организованы сделки.

 

 

2.3 Расходы бюджета на социальное обслуживание и социальную поддержку населения.

 

Расходы бюджета на социальное обслуживание и социальную поддержку  населения.

Любой гражданин, оказавшийся  в сложной жизненной ситуации, имеет право на социальную защиту, которая реализуется по двум направлениям: социального обслуживания и предоставления мер социальной поддержки. Полномочия в сфере социального обслуживания населения федеральным законодательством  возложены на субъекты РФ. Социальное обслуживание представляет собой деятельность по оказанию нуждающимся гражданам  различных видов услуг па дому или в учреждениях социального  обслуживания бесплатно или на льготной основе. К числу таких услуг  относится уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической  и натуральных видов помощи, содействие в организации ритуальных услуг  и т. д.

Принципы социального  обслуживания:

  1. соблюдение прав человека;
  2. предоставление государственных гарантий;
  3. обеспечение равных возможностей;
  4. получение социальных услуг и их доступности;
  5. преемственность всех видов социального обслуживания;
  6. ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности инвалидов;
  7. ответственность органов власти за обеспечение прав инвалидов в области социального обслуживания.

 

 

Система социального обслуживания включает в себя:

1.     Нестационарное  социальное обслуживание

 

             - социальное обслуживание на  дому;

 

             - социально-медицинское обслуживание  на дому;

 

             - срочное социальное обслуживание;

 

             - социально-консультативная помощь;

 

2.     Полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного, ночного пребывания;

3.     Стационарное  обслуживание в социальных учреждениях  социального обслуживания (дома-интернаты,  пансионаты, и др.).

Средства учреждений социального  обеспечения направляются на:

1) на выплату:

 

- пенсий по возрасту, в  том числе для работающих пенсионеров,  по инвалидности, по случаю потери  кормильца, за выслугу лет,  социальных пенсий;

 

- пособий по социальному  страхованию (пособия по временной  нетрудоспособности, по беременности  и родам, по случаю рождения  ребенка, на погребение);

 

- расходов на оздоровление  трудящихся (санаторно-курортное лечение  и отдых трудящихся и их  детей, дотации на содержание  санаториев-профилакториев, детских  оздоровительных лагерей и детско-юношеских  спортивных школ);

 

-  ежемесячных пособий  и надбавок к ним семьям, воспитывающим  детей;

 

- ежемесячных пособий  по уходу за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте  до 16 лет, пенсионером, достигшим  80-летнего возраста;

 

- ежемесячных пособий  на детей в возрасте до 16 лет,  инфицированных вирусом иммунодефицита  человека или больных СПИДом;

 

- пенсий гражданам, выезжающим  за пределы Республики Беларусь, в соответствии с действующим  законодательством и международными  договорами Республики Беларусь;

 

2) повышение социальных  пенсий в связи с изменением  индекса стоимости жизни и  ростом заработной платы;

 

3) оказание материальной  помощи престарелым и нетрудоспособным  гражданам;

 

4) возмещение расходов  по оформлению регрессных исков;

 

5) обеспечение текущей  деятельности и содержание органов  управления Фонда.

 

В соответствии с Федеральным  законом от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» государственные учреждения социального обслуживания являются юридическими лицами и действуют  на основании уставов, в которых  определены основные направления деятельности и порядок ее финансирования. Финансовое обеспечение государственных учреждений социального обслуживания осуществляется за счет средств областного бюджета  в соответствии с бюджетным законодательством  Российской Федерации и области. Дополнительными внебюджетными  источниками финансирования учреждений и предприятий государственного сектора социального обслуживания являются:

  1. средства государственных внебюджетных фондов;
  2. благотворительные взносы и пожертвования;
  3. другие источники, не запрещенные федеральным и областным законодательством.

Среди перечисленных источников финансового обеспечения социального  обслуживания наибольший удельный вес (свыше 90%) приходится на средства бюджета, выделяемые государственным (муниципальным) учреждениям на «сметной» основе, которая до настоящего времени остается наиболее распространенной формой финансового  обеспечения деятельности системы  социального обслуживания. Порядок  формирования смет расходов является стандартным независимо от вида и  типа государственного или муниципального учреждения, поэтому сосредоточим внимание на более прогрессивной форме  финансового обеспечения социального  обслуживания, которая приобретает  все более широкое распространение  благодаря проводимой бюджетной  реформе, предусматривающей реализацию принципов бюджетирования, ориентированного на результат.

Информация о работе Социальное обеспечение в Российской Федерации