Социальное обеспечение в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определенных мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей и неработающих слоев населения. Выделяют несколько критериев, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты системы социального обеспечения в РФ.
1.1 Понятие, функции, сущность, виды, принципы социального обеспечения.
1.2 Основные структуры, составляющие основу системы социального обеспечения.
1.3 Роль социального обеспечения в социальной работе.
2.Оценка применения бюджета системы социального обеспечения в РФ на современном этапе.
2.1 Состав и структура расходов бюджетов на социальное обеспечение населения, их значение.
2.2 Методика планирования расходов бюджета на социальное обеспечение населения.
3. Совершенствование использования системы социального обеспечения для решения социальных проблем.
3.1 Совершенствование планирования бюджетных расходов на социальное обеспечение.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 95.80 Кб (Скачать файл)

3) закрепление в нормах  права либо в договорах, санкционированных  государством, круга лиц, подлежащих  обеспечению;

4) нормирование государством  социального стандарта обеспечения,  ниже которого оно не может  быть, путем законодательного закрепления  видов обеспечения, его уровня и условий предоставления.

Выделив признаки социального  обеспечения, можно дать его определение. Однако однозначного определения данного  понятия не выработано. Это объясняется  тем, что социальное обеспечение - это  явление многоаспектное и любое данное определение не может быть универсальным, так как оно не способно одновременно охватить все сущностные стороны.

Основные виды расходов по социальному  обеспечению — пенсии и пособия.

Пенсия — это денежная выплата гражданам в целях компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение которой определяется по условиям и нормам, установленным законодательством Российской Федерации.

К основным видам пенсий по государственному пенсионному  обеспечению относятся пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу  лет.

Пособие — это денежная выплата гражданам в случаях, предусмотренных законодательством, одна из форм материального обеспечения в старости, при болезни и потере трудоспособности, а также в некоторых других случаях.

В отличие  от пенсии назначение и выплата этих пособий не обусловлены прежней  трудовой или иной общественно полезной деятельностью, они устанавливаются  лишь в связи с наступлением нетрудоспособности с тем, чтобы материально обеспечить граждан, которые по каким-либо причинам не получают пенсию, но в силу старости либо плохого состояния здоровья нуждаются в заботе общества.

Основные виды пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам;
  • при рождении ребенка;
  • на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • на погребение и т.д.

Существуют  и другие виды социального обеспечения: выплата пособий по безработице, профессиональная переподготовка безработных, обучение и трудоустройство инвалидов, предоставление инвалидам индивидуальных средств передвижения, выплата пособий  многодетным и одиноким матерям, оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода  за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель) и т.д.

Обязательное  социальное страхование. Это государственная система материального обеспечения граждан в старости, в случае временной или постоянной потери трудоспособности, а также охраны их здоровья. Обязательное социальное страхование — одна из форм социального обеспечения; его специфика заключается в осуществляемом в соответствии с федеральным законом страховании работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Осуществляется за счет особых фондов, образуемых из обязательных взносов организаций, а также дотаций из бюджетных средств на материальное обеспечение рабочих, служащих и членов их семей. Основными составляющими финансового механизма социального страхования служат взносы, целевые фонды и социальные выплаты. Выполнение основных функций государства в сфере социального страхования возложено на Фонд социального страхования РФ, а также на Пенсионный фонд РФ.

Источники финансирования социальной защиты населения. Социальное обеспечение, социальное страхование и социальная помощь формируют единый механизм финансового обеспечения социальной защиты населения и должны рассматриваться вместе как часть финансовых отношений.

Финансовое обеспечение социальной защиты населения представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет налогов и специальных взносов формируются централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы, направленные на социальное обеспечение, социальное страхование и оказание социальной помощи всем членам общества. Финансовое обеспечение социальной защиты населения предусматривает оценку и планирование объемов необходимых денежных средств, формирование доходов и финансирование расходов, осуществление социальных выплат и. контроль за эффективным использованием средств, направляемых на социальную защиту, социальное страхование и социальное обеспечение. В основе механизма финансирования социальной защиты населения лежит социальный контракт, который заключается между государством, организациями и домохозяйствами. В соответствии с этим контрактом государство берет на себя обязательство выполнять определенные социальные функции перед обществом и определяет тем самым объем предоставляемых благ, которые теоретически должно определять само общество.

Таким образом, можно выделить три источника  финансирования социальной защиты населения:

  • средства налогоплательщиков, за счет которых формируются доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • страховые средства работодателей и работников;
  • общественные и частные пожертвования на благотворительность.

Развитие социального  обеспечения в России. В советский период социальные пособия и льготы должны были частично компенсировать населению низкую заработную плату, служить дополнительным стимулом к работе во вредных и тяжелых условиях труда, а также признанием особых заслуг перед государством определенной категории населения. Таким образом, советская система социальной защиты населения решала следующие основные задачи:

  1. оказание помощи нетрудоспособным гражданам, лишенным поддержки со стороны семьи, в том числе выплата пособий на детей, многодетным и одиноким матерям и т.д.;
  2. обеспечение поддержки граждан с особыми заслугами перед обществом;

3) выплата пенсий и социальных  пособий, в том числе трудовых  пенсий, пособий по временной  нетрудоспособности, предоставление  льгот, связанных с работой  во вредных и тяжелых условиях  труда.

Однако, несмотря на то, что в целом в  этой системе применялись отдельные  инструменты выравнивания уровня жизни  населения, существовавшая система  социальной защиты была основана на категориальном принципе социальных выплат и льгот. Это приводило к тому, что социальная помощь предоставлялась не тем, кто  в ней действительно больше нуждался, а по другим критериям: по трудовому стажу, по возрасту, профессиональной деятельности. В результате помощь поступала как в бедные, так и в небедные семьи, что, в свою очередь, усугубляло социально-экономическое неравенство в стране.

В результате реформ, проведенных в Российской Федерации в начале 1990-х годов, были заложены основы новой системы  социального обеспечения населения, а также созданы государственные  социально-страховые внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (1991), Фонд социального  страхования РФ (1992), Фонд занятости  населения РФ (1993), Федеральный и  территориальные фонды обязательного  медицинского страхования РФ (1993).

В принятом в 1999 г. Федеральном законе "О государственной социальной помощи" №178-ФЗ были сформулированы основные цели предоставления государственной социальной помощи: "...поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума". Закон устанавливает получателей государственной социальной помощи — только тех граждан, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, а также адресное и рациональное использование бюджетных средств, направляемых в данную сферу.

В федеральных  законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и других нормативных  законодательных актах, принятых в 1990-х годах, предусматривается выплата  различных пособий, льгот и компенсаций  определенным категориям населения, к  которым относятся: беженцы и  переселенцы; лица, пострадавшие от репрессий; лица, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; Герои Советского Союза и Герои  России; доноры; военнослужащие, участвовавшие в разрешении вооруженных конфликтов на территории России и за ее пределами; граждане, пострадавшие вследствие аварии на ПО "Маяк", Семипалатинском полигоне, Чернобыльской АЭС; ВИЧ-инфицированные и обслуживающие их медицинские работники, а также другие категории граждан.

Таким образом, реформы, проведенные в  социальной сфере в 1990-х годах, практически  не коснулись базовых принципов  предоставления социальной помощи советского периода. Многие из нормативных актов, направленных на социальную защиту населения, принимались накануне избирательных  кампаний и носили ярко выраженный политический характер. Их существенный недостаток заключается в том, что  большинство социальных пособий, выплат и льгот продолжают предоставляться  на основе категориального признака, а следовательно, социальная помощь не достигает малоимущих граждан. Повышение адресности социальной поддержки населения невозможно до тех пор, пока не будут решены проблемы с финансированием уже принятых государством расходных обязательств, касающихся социальной помощи.

В настоящее  время необходимость реформирования системы финансового обеспечения  социальной защиты населения в России общепризнанна. На правительственном  уровне принимаются концепции реформирования пенсионной системы, модернизации системы  обязательного медицинского страхования, однако отсутствует целостная концепция  финансового обеспечения защиты населения.

Можно выделить следующие основные направления  развития финансового обеспечения  социальной защиты населения в Российской Федерации:

  • обеспечение адресности социальной помощи;
  • приведение расходных обязательств в соответствие с доходными возможностями органов власти, которые уполномочены финансировать социальную помощь населению;
  • повышение эффективности социальной помощи.

Повысить  эффективность социальной помощи можно  обеспечением адресности и предоставлением равных возможностей доступа к социальной поддержке тех граждан, которые реально в ней нуждаются.

Предоставление  социальной помощи семьям с доходами ниже официального прожиточного минимума, т.е. соблюдение принципа адресности, позволит сократить контингент получателей и повысить долю социальных трансфертов в доходах малообеспеченных слоев населения. Таким образом достигается вертикальное равенство, т.е. происходит перераспределение дохода или потребления от богатых слоев населения в пользу малообеспеченных.

Предоставление  равных возможностей доступа к социальной поддержке тех граждан, кто реально  в ней нуждаются, обеспечивает горизонтальное равенство и исключает доступ к ней прочих категорий населения.

На  эффективность социальной помощи также  влияет отношение объема трансфертов, достигающих тех граждан, которые  реально в ней нуждаются, к  общему объему социальной помощи.

В конечном итоге эффективность социальной политики зависит от адекватности принципов  социального обеспечения.

Принципы социального  обеспечения. Система социального обеспечения основывается на следующих главных принципах.

  1. Солидарность. Принцип распределения социальной помощи только в зависимости от нуждаемости, без учета размеров уплачиваемых гражданами налогов и страховых взносов.
  2. Всеобщность. Социальное обеспечение распространяется на всех трудящихся, без каких-либо исключений и независимо от расы, пола, политических, религиозных и иных убеждений, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, языковых или иных признаков.
  3. Адресность. Социальная помощь предоставляется только семьям с доходами ниже официального прожиточного минимума, при этом:
  • помощь оказывается не категориям населения, а семьям и гражданам;
  • проводится выявление и учет малоимущих слоев населения;
  • проводятся проверки обеспеченности населения.
  1. Общедоступность. Означает, что условия, которые дают право на получение социальных пособий и льгот, доступны каждому.
  1. Многообразие. Принцип закрепляет разные формы и виды социального обеспечения: государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, индивидуальные средства передвижения инвалидам, пособия многодетным семьям и одиноким матерям и т.д.

Именно  от полной реализации этих принципов  зависит эффективность новой  системы социального обеспечения.

 

 

1.2 Основные структуры,  составляющие основу системы  социального обеспечения.

Одним из важных факторов, влияющих на эффективность социального обеспечения, является такой социальный норматив как бюджет прожиточного минимума. К сожалению, этот принцип в настоящее  время существует больше теоретически, нежели практически, так как ухудшающееся социально экономическое положение  не позволяет окончательно определить эту константу. Считается также, что минимум пенсии должен соответствовать  минимуму заработной платы, но, однако уровень минимальной зарплаты оказался величиной непостоянной, да и практика показала, что финансово-экономическое  положение страны не позволяет прогрессивно увеличивать эти важнейшие социальные показатели.

Государство уделяет значительное внимание вопросам охраны материнства  и детства. Специальные пособия, связанные с этими вопросами, а также пособия по временной нетрудоспособные и некоторые другие выплачиваются за счет фонда социального страхования, Пенсионного Фонда и других внебюджетных фондов. Современная система социального обеспечения предусматривает новый вид социальной помощи населению - пособие по безработице. В свете расширения социальной помощи система денежных выплат гражданам с целью их социальной поддержки включает новые виды дополняющие систему пособий, такие как компенсационные выплаты. Такие выплаты адресованы пока еще узкому кругу лиц нуждающихся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от гражданина.

Информация о работе Социальное обеспечение в Российской Федерации