Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:14, курсовая работа
Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определенных мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей и неработающих слоев населения. Выделяют несколько критериев, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты системы социального обеспечения в РФ.
1.1 Понятие, функции, сущность, виды, принципы социального обеспечения.
1.2 Основные структуры, составляющие основу системы социального обеспечения.
1.3 Роль социального обеспечения в социальной работе.
2.Оценка применения бюджета системы социального обеспечения в РФ на современном этапе.
2.1 Состав и структура расходов бюджетов на социальное обеспечение населения, их значение.
2.2 Методика планирования расходов бюджета на социальное обеспечение населения.
3. Совершенствование использования системы социального обеспечения для решения социальных проблем.
3.1 Совершенствование планирования бюджетных расходов на социальное обеспечение.
3) закрепление в нормах
права либо в договорах,
4) нормирование государством
социального стандарта
Выделив признаки социального обеспечения, можно дать его определение. Однако однозначного определения данного понятия не выработано. Это объясняется тем, что социальное обеспечение - это явление многоаспектное и любое данное определение не может быть универсальным, так как оно не способно одновременно охватить все сущностные стороны.
Основные виды расходов по социальному обеспечению — пенсии и пособия.
Пенсия — это денежная выплата гражданам в целях компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение которой определяется по условиям и нормам, установленным законодательством Российской Федерации.
К основным видам пенсий по государственному пенсионному обеспечению относятся пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет.
Пособие — это денежная выплата гражданам в случаях, предусмотренных законодательством, одна из форм материального обеспечения в старости, при болезни и потере трудоспособности, а также в некоторых других случаях.
В отличие от пенсии назначение и выплата этих пособий не обусловлены прежней трудовой или иной общественно полезной деятельностью, они устанавливаются лишь в связи с наступлением нетрудоспособности с тем, чтобы материально обеспечить граждан, которые по каким-либо причинам не получают пенсию, но в силу старости либо плохого состояния здоровья нуждаются в заботе общества.
Основные виды пособий:
Существуют
и другие виды социального обеспечения:
выплата пособий по безработице,
профессиональная переподготовка безработных,
обучение и трудоустройство инвалидов,
предоставление инвалидам индивидуальных
средств передвижения, выплата пособий
многодетным и одиноким матерям,
оплата дополнительных выходных дней
одному из родителей для ухода
за детьми-инвалидами и инвалидами
с детства до достижения ими возраста
18 лет, единовременного пособия
Обязательное социальное страхование. Это государственная система материального обеспечения граждан в старости, в случае временной или постоянной потери трудоспособности, а также охраны их здоровья. Обязательное социальное страхование — одна из форм социального обеспечения; его специфика заключается в осуществляемом в соответствии с федеральным законом страховании работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Осуществляется за счет особых фондов, образуемых из обязательных взносов организаций, а также дотаций из бюджетных средств на материальное обеспечение рабочих, служащих и членов их семей. Основными составляющими финансового механизма социального страхования служат взносы, целевые фонды и социальные выплаты. Выполнение основных функций государства в сфере социального страхования возложено на Фонд социального страхования РФ, а также на Пенсионный фонд РФ.
Источники финансирования социальной защиты населения. Социальное обеспечение, социальное страхование и социальная помощь формируют единый механизм финансового обеспечения социальной защиты населения и должны рассматриваться вместе как часть финансовых отношений.
Финансовое обеспечение социальной защиты населения представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет налогов и специальных взносов формируются централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы, направленные на социальное обеспечение, социальное страхование и оказание социальной помощи всем членам общества. Финансовое обеспечение социальной защиты населения предусматривает оценку и планирование объемов необходимых денежных средств, формирование доходов и финансирование расходов, осуществление социальных выплат и. контроль за эффективным использованием средств, направляемых на социальную защиту, социальное страхование и социальное обеспечение. В основе механизма финансирования социальной защиты населения лежит социальный контракт, который заключается между государством, организациями и домохозяйствами. В соответствии с этим контрактом государство берет на себя обязательство выполнять определенные социальные функции перед обществом и определяет тем самым объем предоставляемых благ, которые теоретически должно определять само общество.
Таким образом, можно выделить три источника финансирования социальной защиты населения:
Развитие социального обеспечения в России. В советский период социальные пособия и льготы должны были частично компенсировать населению низкую заработную плату, служить дополнительным стимулом к работе во вредных и тяжелых условиях труда, а также признанием особых заслуг перед государством определенной категории населения. Таким образом, советская система социальной защиты населения решала следующие основные задачи:
3) выплата пенсий и социальных пособий, в том числе трудовых пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, предоставление льгот, связанных с работой во вредных и тяжелых условиях труда.
Однако, несмотря на то, что в целом в этой системе применялись отдельные инструменты выравнивания уровня жизни населения, существовавшая система социальной защиты была основана на категориальном принципе социальных выплат и льгот. Это приводило к тому, что социальная помощь предоставлялась не тем, кто в ней действительно больше нуждался, а по другим критериям: по трудовому стажу, по возрасту, профессиональной деятельности. В результате помощь поступала как в бедные, так и в небедные семьи, что, в свою очередь, усугубляло социально-экономическое неравенство в стране.
В результате
реформ, проведенных в Российской
Федерации в начале 1990-х годов,
были заложены основы новой системы
социального обеспечения
В принятом в 1999 г. Федеральном законе "О государственной социальной помощи" №178-ФЗ были сформулированы основные цели предоставления государственной социальной помощи: "...поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума". Закон устанавливает получателей государственной социальной помощи — только тех граждан, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, а также адресное и рациональное использование бюджетных средств, направляемых в данную сферу.
В федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и других нормативных законодательных актах, принятых в 1990-х годах, предусматривается выплата различных пособий, льгот и компенсаций определенным категориям населения, к которым относятся: беженцы и переселенцы; лица, пострадавшие от репрессий; лица, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; Герои Советского Союза и Герои России; доноры; военнослужащие, участвовавшие в разрешении вооруженных конфликтов на территории России и за ее пределами; граждане, пострадавшие вследствие аварии на ПО "Маяк", Семипалатинском полигоне, Чернобыльской АЭС; ВИЧ-инфицированные и обслуживающие их медицинские работники, а также другие категории граждан.
Таким образом, реформы, проведенные в социальной сфере в 1990-х годах, практически не коснулись базовых принципов предоставления социальной помощи советского периода. Многие из нормативных актов, направленных на социальную защиту населения, принимались накануне избирательных кампаний и носили ярко выраженный политический характер. Их существенный недостаток заключается в том, что большинство социальных пособий, выплат и льгот продолжают предоставляться на основе категориального признака, а следовательно, социальная помощь не достигает малоимущих граждан. Повышение адресности социальной поддержки населения невозможно до тех пор, пока не будут решены проблемы с финансированием уже принятых государством расходных обязательств, касающихся социальной помощи.
В настоящее
время необходимость
Можно выделить следующие основные направления развития финансового обеспечения социальной защиты населения в Российской Федерации:
Повысить эффективность социальной помощи можно обеспечением адресности и предоставлением равных возможностей доступа к социальной поддержке тех граждан, которые реально в ней нуждаются.
Предоставление социальной помощи семьям с доходами ниже официального прожиточного минимума, т.е. соблюдение принципа адресности, позволит сократить контингент получателей и повысить долю социальных трансфертов в доходах малообеспеченных слоев населения. Таким образом достигается вертикальное равенство, т.е. происходит перераспределение дохода или потребления от богатых слоев населения в пользу малообеспеченных.
Предоставление равных возможностей доступа к социальной поддержке тех граждан, кто реально в ней нуждаются, обеспечивает горизонтальное равенство и исключает доступ к ней прочих категорий населения.
На эффективность социальной помощи также влияет отношение объема трансфертов, достигающих тех граждан, которые реально в ней нуждаются, к общему объему социальной помощи.
В конечном итоге эффективность социальной политики зависит от адекватности принципов социального обеспечения.
Принципы социального обеспечения. Система социального обеспечения основывается на следующих главных принципах.
Именно
от полной реализации этих принципов
зависит эффективность новой
системы социального
1.2 Основные структуры, составляющие основу системы социального обеспечения.
Одним из важных факторов, влияющих
на эффективность социального
Государство уделяет значительное внимание вопросам охраны материнства и детства. Специальные пособия, связанные с этими вопросами, а также пособия по временной нетрудоспособные и некоторые другие выплачиваются за счет фонда социального страхования, Пенсионного Фонда и других внебюджетных фондов. Современная система социального обеспечения предусматривает новый вид социальной помощи населению - пособие по безработице. В свете расширения социальной помощи система денежных выплат гражданам с целью их социальной поддержки включает новые виды дополняющие систему пособий, такие как компенсационные выплаты. Такие выплаты адресованы пока еще узкому кругу лиц нуждающихся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от гражданина.
Информация о работе Социальное обеспечение в Российской Федерации