Социальное обеспечение в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определенных мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей и неработающих слоев населения. Выделяют несколько критериев, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты системы социального обеспечения в РФ.
1.1 Понятие, функции, сущность, виды, принципы социального обеспечения.
1.2 Основные структуры, составляющие основу системы социального обеспечения.
1.3 Роль социального обеспечения в социальной работе.
2.Оценка применения бюджета системы социального обеспечения в РФ на современном этапе.
2.1 Состав и структура расходов бюджетов на социальное обеспечение населения, их значение.
2.2 Методика планирования расходов бюджета на социальное обеспечение населения.
3. Совершенствование использования системы социального обеспечения для решения социальных проблем.
3.1 Совершенствование планирования бюджетных расходов на социальное обеспечение.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 95.80 Кб (Скачать файл)

В целом система социальной зашиты населения нашей страны и  ее финансового обеспечения построена  на принципах разграничения полномочий и расходных обязательств между  федеральным бюджетом, бюджетами  субъектов РФ и местными бюджетами, а также государственными внебюджетными  фондами. В этих фондах аккумулируются средства на реализацию важнейших социальных гарантий: пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам и т.д. Основным источником формирования данных фондов является единый социальный налог, плательщиками  которого в соответствии с гл. 24 Налогового кодекса РФ являются все работодатели независимо от формы собственности. Если налоговая база в расчете  на каждое физическое лицо составляет до 280 тыс. руб. в год, то ставка такого налога составляет 26%, из которых 20%, зачисляется в федеральный бюджет. Оставшиеся средства но установленным пропорциям распределяются между государственными внебюджетными фондами: социального страхования — 2,9%, обязательного медицинского страхования — 3,1%, из которых 1,1% поступает в Федеральный фонд ОМС, а 2,0% — в территориальные фонды ОМС.

В обшей сумме расходов федерального бюджета на 2011 г. расходы по разделу 1000 «Социальная политика» составляют 3,7%. К числу основных расходных обязательств федерального бюджета но этому разделу относится пенсионное и социальное обеспечение граждан, что следует из таблицы 1.1.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.1

Структура расходов федерального бюджета на 2011 г. по      разделу 1000     «Социальная политика» [15, с.134]

 

Код

Наименование расходов

Сумма, тыс.рублей

Удельный вес, (%)

1000

Социальная политика

328 751 096,0

 

1001

Пенсионное обеспечение

240 811 848,6

73,7

1002

Социальное обслуживание населения

6 326 211,0

1,9

1003

Социальное обеспечение  населения

75 030 403,3

4,8

1004

Охрана семьи и детства

2 145 705,4

0,6

1005

Прикладные научные исследования в области социальной политики

132 556,6

0,04

1006

Другие вопросы в области  социальной политики

4 304 371,1

1,3


 

 

В 2003-2011 гг. расходы консолидированного бюджета РФ возросли с 2 трлн. руб. до 8,8 трлн. руб., т.е. более чем в 2 раза в реальном выражении. Увеличение объема расходов происходило в целом адекватно темпам роста ВВП и не сопровождалось значительным повышением зависимости бюджета от конъюнктуры мировых сырьевых рынков (рис. 1.1).Объем расходов федерального бюджета РФ увеличился я с 11, 7% к ВВП в 2003г. до 18% к ВВП в 2007 г., затем сократился до 16,3% ВВП в 2008 г и в 2010 г. достиг уровня 2007г. Суммарная величина расходов по отношению к ВВП по основным разделам и подразделам в 2011 г. заметно выросла по сравнению с предшествующим годом. Расходы консолидированного бюджета на образование выросли в 2,4 раза в реальном выражении, на здравоохранение - в 3,4 раза.

 

 

 

Рис. 1.1. Динамика расходов консолидированного бюджета РФ (в %), за 2004-2011 годы.

 

С 2005 г. началась реализации национальных проектов, т.е. проектов в социально-значимых сферах экономики, поэтому целесообразно проанализировать динамику бюджетных расходов на финансирование отраслей социальной сферы именно за 2007-2011 гг., чтобы оценить существенность произошедших изменений в данной области.

Анализ бюджетных расходов за 2007-2011 гг. свидетельствует о повышении расходов на социальные цели. Наиболее заметные изменения в сторону повышения коснулись таких разделов как «Жилищно-коммунальное хозяйство» (рост с 2,2 до 2,4% ВВП), «Образование» (с 3,7 до 3,8% ВВП) и «Здравоохранение и спорт» (рост с 2,6 до 2,8% ВВП). Вместе с тем, по оценкам экспертов, данная благоприятная тенденция в значительной степени нивелируется из-за все еще сохраняющегося высокого уровня инфляции, а также увеличения тарифов на энергоносители, услуги ЖКХ, возрастающей стоимости медицинской помощи и образования.

Рост среднего размера  трудовой пенсии в реальном выражении  за период 2008-2011 годы составил около 34%. Продолжился процесс перевода натуральных льгот в денежные выплаты, что повысило за 2008-2011 годов в 1,64 раза общий размер социальных трансфертов населению.

Как свидетельствует структура  расходов консолидированного бюджета, Россия относится к числу стран, в которых посредством государственных  финансов перераспределяется сравнительно невысокая доля ВВП. Расходы на финансирование отраслей социальной сферы (образование, культура, здравоохранение, ЖКХ и  социальная политика) в федеральном бюджета 2010 года составили 616,4 млрд. рублей, что на 38,3% выше соответствующего показателя 2009 года. Следует отметить, что по показателю доли в ВВП увеличение социальных расходов составило 2 процентных пункта и достигло 2,3% ВВП. В общих расходах федерального бюджета доля расходов на финансирование отраслей социальной сферы уменьшилось на 6 процентных пунктов: с 15,0 до 14,4%, что, по крайней мере, в три раза меньше доли среднемирового показателя бюджетных расходов на социальные функции государства.

 

Таблица 1.2

Структура расходов на социальное обеспечение и здравоохранение  в ряде западных стран и России в 2011 году

 

Страна

Доля общих расходов на социальное обеспечение в ВВП

Доля пенсий в ВВП

Доля расходов на здравоохранение  в ВВП

Все страны

14,5

6,6

4,9

Европа

26,2

14,9

5,8

США

16,5

7,2

7,6

Венгрия

22,3

9,3

5,4

Польша

25,1

14,3

5,2

Чехия

18,8

8,1

6,8

Россия

10,2

6,5

2,5


 

 

Удельный вес расходов на образование в России  в 2011 г. составил 4,1%. Одновременно с этим в США они за последние годы расходы на образование составляли порядка 8%, а в Австралии, например, стабильно превышали 14%. Несмотря на значительные темпы роста расходов на образование о достаточности выделяемых сумм говорить пока не приходится. По подразделу «Социальное обслуживание населения» ассигнования федерального бюджета в 2011 г. составили 3,6 млрд. рублей (108,4% к уровню 2010 года). Удельный вес расходов раздела «Социальная политика» в общих расходах федерального бюджета на 2011 г. составляет 3,86%, против 5,03% в 2010 г. Столь существенное сокращение объема расходов по данному разделу связано с тем, что средства на финансирование мероприятий в сфере занятости населения, в том числе расходы по их администрированию, с 2010 г. передаются на уровень субъектов Российской Федерации и отражаются по разделу «Межбюджетные отношения». Важнейшей особенностью бюджета 2010 года выступает существенное увеличение ресурсов на реализацию четырех приоритетных национальных проектов: «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и «Развитие АПК», расходы на финансирование которых составят 230,9 млрд. рублей, что на 114,4 млрд. рублей, или почти в 2 раза больше объемов 2009 года (табл. 1.3)

 

 

 

 

 

Таблица 1.3

Финансирование приоритетных национальных проектов в социальной сфере

 

 

Национальные проекты

2010 г.

2011 г.

Намечено в декабре 2010г., млрд. руб.

Утверждено

Намечено в декабре 2011г., млрд. руб.

Утверждено

млрд. руб.

% к намеченному

млрд. руб.

% к намеченному

Образование

25,3

9,3

115,8

31,2

8,9

156,7

Здоровье

88,4

2,6

70,8

120,5

107,7

89,4

Жилье

35,4

7,2

105,1

46,2

50,78

110,0

Итого:

149,1

29,1

86,6

197,9

207,4

104,8


 

 

Что касается расходов на социальное обеспечение, то в России за последние  три года они составляли примерно 25% совокупных правительственных расходов и чуть больше 9% ВВП. В странах  ЕС они повсеместно выше 22%.

Анализ расходов на социальную сферу свидетельствует об их приросте в бюджете на 2011 г. в реальном выражении (в сопоставимых ценах) по образованию, здравоохранению, спорту, культуре, кино, СМИ. По блокам ЖКХ и социальная политика фиксируется снижение затрат в относительном выражении на 10,3% и на 5%.

Незначительные темпы  роста расходов на социальное обеспечение  в федеральном бюджете во многом можно объяснить все большей  передачей полномочий на территориальный  уровень. В целом расходы на социальные цели в федеральном бюджете составят в 2011 г. 9,4% ВВП, а в консолидированном – около 12% ВВП. Это больше, чем в 2010 году, однако существенно меньше (приблизительно на 40%) от минимального уровня расходов на социальные нужды, рекомендованного Копенгагенской декларацией о социальном развитии (1995 г.), в соответствии с которой уровень расходов на социальные нужды должен составлять не менее 20% ВВП.

Социальное обслуживание осуществляется как на «бесплатной» основе (т. е. за счет средств бюджета), так и на платной. Его предоставление может быть организовано в учреждениях  любой организационно-правовой формы  —негосударственных, муниципальных и государственных. Под негосударственным сектором подразумеваются учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на негосударственной форме собственности, а также лица, осуществляющие частную деятельность в данной сфере. К негосударственному сектору можно также отнести общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов.

В соответствии с Законом  РТ от 5 февраля 2010г. № 170-ОЗ «О социальном обслуживании населения в РТ»  в области гарантируется право  на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном секторе системы  социального обслуживания в порядке  и на условиях, установленных законами и иными нормативными правовыми  актами области.

Основными видами социальных услуг в зависимости от их назначения являются:

- социально-бытовые, направленные  на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;

- социально-медицинские,  направленные на поддержание  и улучшение здоровья граждан;

- социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан в целях их социальной адаптации;

- социально-педагогические, направленные на профилактику  отклонений в поведении и аномалий  личного развития клиентов социальных  служб, формирование у них позитивных  интересов, в том числе в  сфере досуга, на организацию  их досуга, оказание содействия  в семейном воспитании детей;

- социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;

- социально-правовые, направленные  на поддержание или изменение  правового статуса, оказание юридической  помощи, защиту законных прав  и интересов граждан.

Социальное обслуживание осуществляется в следующих формах:

- обслуживание в стационарных  учреждениях социального обслуживания;

- предоставление временного  приюта;

- реабилитационные услуги;

- полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

- социальное обслуживание  на дому (включая социально-медицинское  обслуживание);

- дневное пребывание в  учреждениях социального обслуживания;

- социально-консультационная  помощь;

- материальная помощь;

- срочное социальное обслуживание;

- предоставление жилого  помещения в специальных домах  для одиноких престарелых граждан.

К категориям граждан и  группам населения, имеющим право  на социальное обслуживание в государственном  и негосударственном секторах системы социального обслуживания РТ, относятся:

1) дети (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, беспризорные, дети-инвалиды, дети, имеющие отклонения в умственном, психическом и физическом развитии, дети семей беженцев и вынужденных переселенцев, безнадзорные);

2) семьи (малообеспеченные, неполные, многодетные, имеющие в  своем составе инвалидов, в  том числе детей-инвалидов; с  несовершеннолетними родителями);

3) отдельные граждане (безработные, бездомные, оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных или приравненных к ним бедствий, беженцы и вынужденные переселенцы);

4) женщины (подвергшиеся психофизическому насилию, одинокие матери с несовершеннолетними детьми, несовершеннолетние матери, беременные женщины, кормящие матери);

5) граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины  старше 60 лет) и инвалиды (в том  числе дети-инвалиды), нуждающиеся  в постоянной или временной  посторонней помощи в связи  с частичной или полной утратой  возможности самостоятельно удовлетворять  свои основные жизненные потребности  вследствие ограничения способности  к самообслуживанию и (или)  передвижению;

6) граждане без определенного  места жительства и занятий;

7) другие категории граждан,  попавших в трудную жизненную  ситуацию.

Особую социальную значимость имеют вопросы опеки и попечительства над детьми сиротами и детьми, оставшимися  без попечения родителей, детской  беспризорности, отражаемые в подразделе бюджетной классификации 1004 «Охрана  семьи и детства».

Информация о работе Социальное обеспечение в Российской Федерации