Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:14, курсовая работа
Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определенных мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей и неработающих слоев населения. Выделяют несколько критериев, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты системы социального обеспечения в РФ.
1.1 Понятие, функции, сущность, виды, принципы социального обеспечения.
1.2 Основные структуры, составляющие основу системы социального обеспечения.
1.3 Роль социального обеспечения в социальной работе.
2.Оценка применения бюджета системы социального обеспечения в РФ на современном этапе.
2.1 Состав и структура расходов бюджетов на социальное обеспечение населения, их значение.
2.2 Методика планирования расходов бюджета на социальное обеспечение населения.
3. Совершенствование использования системы социального обеспечения для решения социальных проблем.
3.1 Совершенствование планирования бюджетных расходов на социальное обеспечение.
В целом система социальной
зашиты населения нашей страны и
ее финансового обеспечения
В обшей сумме расходов федерального бюджета на 2011 г. расходы по разделу 1000 «Социальная политика» составляют 3,7%. К числу основных расходных обязательств федерального бюджета но этому разделу относится пенсионное и социальное обеспечение граждан, что следует из таблицы 1.1.
Таблица 1.1
Структура расходов федерального бюджета на 2011 г. по разделу 1000 «Социальная политика» [15, с.134]
Код |
Наименование расходов |
Сумма, тыс.рублей |
Удельный вес, (%) |
1000 |
Социальная политика |
328 751 096,0 |
|
1001 |
Пенсионное обеспечение |
240 811 848,6 |
73,7 |
1002 |
Социальное обслуживание населения |
6 326 211,0 |
1,9 |
1003 |
Социальное обеспечение населения |
75 030 403,3 |
4,8 |
1004 |
Охрана семьи и детства |
2 145 705,4 |
0,6 |
1005 |
Прикладные научные |
132 556,6 |
0,04 |
1006 |
Другие вопросы в области социальной политики |
4 304 371,1 |
1,3 |
В 2003-2011 гг. расходы консолидированного бюджета РФ возросли с 2 трлн. руб. до 8,8 трлн. руб., т.е. более чем в 2 раза в реальном выражении. Увеличение объема расходов происходило в целом адекватно темпам роста ВВП и не сопровождалось значительным повышением зависимости бюджета от конъюнктуры мировых сырьевых рынков (рис. 1.1).Объем расходов федерального бюджета РФ увеличился я с 11, 7% к ВВП в 2003г. до 18% к ВВП в 2007 г., затем сократился до 16,3% ВВП в 2008 г и в 2010 г. достиг уровня 2007г. Суммарная величина расходов по отношению к ВВП по основным разделам и подразделам в 2011 г. заметно выросла по сравнению с предшествующим годом. Расходы консолидированного бюджета на образование выросли в 2,4 раза в реальном выражении, на здравоохранение - в 3,4 раза.
Рис. 1.1. Динамика расходов консолидированного бюджета РФ (в %), за 2004-2011 годы.
С 2005 г. началась реализации национальных проектов, т.е. проектов в социально-значимых сферах экономики, поэтому целесообразно проанализировать динамику бюджетных расходов на финансирование отраслей социальной сферы именно за 2007-2011 гг., чтобы оценить существенность произошедших изменений в данной области.
Анализ бюджетных расходов за 2007-2011 гг. свидетельствует о повышении расходов на социальные цели. Наиболее заметные изменения в сторону повышения коснулись таких разделов как «Жилищно-коммунальное хозяйство» (рост с 2,2 до 2,4% ВВП), «Образование» (с 3,7 до 3,8% ВВП) и «Здравоохранение и спорт» (рост с 2,6 до 2,8% ВВП). Вместе с тем, по оценкам экспертов, данная благоприятная тенденция в значительной степени нивелируется из-за все еще сохраняющегося высокого уровня инфляции, а также увеличения тарифов на энергоносители, услуги ЖКХ, возрастающей стоимости медицинской помощи и образования.
Рост среднего размера трудовой пенсии в реальном выражении за период 2008-2011 годы составил около 34%. Продолжился процесс перевода натуральных льгот в денежные выплаты, что повысило за 2008-2011 годов в 1,64 раза общий размер социальных трансфертов населению.
Как свидетельствует структура
расходов консолидированного бюджета,
Россия относится к числу стран,
в которых посредством
Таблица 1.2
Структура расходов на социальное обеспечение и здравоохранение в ряде западных стран и России в 2011 году
Страна |
Доля общих расходов на социальное обеспечение в ВВП |
Доля пенсий в ВВП |
Доля расходов на здравоохранение в ВВП |
Все страны |
14,5 |
6,6 |
4,9 |
Европа |
26,2 |
14,9 |
5,8 |
США |
16,5 |
7,2 |
7,6 |
Венгрия |
22,3 |
9,3 |
5,4 |
Польша |
25,1 |
14,3 |
5,2 |
Чехия |
18,8 |
8,1 |
6,8 |
Россия |
10,2 |
6,5 |
2,5 |
Удельный вес расходов на образование в России в 2011 г. составил 4,1%. Одновременно с этим в США они за последние годы расходы на образование составляли порядка 8%, а в Австралии, например, стабильно превышали 14%. Несмотря на значительные темпы роста расходов на образование о достаточности выделяемых сумм говорить пока не приходится. По подразделу «Социальное обслуживание населения» ассигнования федерального бюджета в 2011 г. составили 3,6 млрд. рублей (108,4% к уровню 2010 года). Удельный вес расходов раздела «Социальная политика» в общих расходах федерального бюджета на 2011 г. составляет 3,86%, против 5,03% в 2010 г. Столь существенное сокращение объема расходов по данному разделу связано с тем, что средства на финансирование мероприятий в сфере занятости населения, в том числе расходы по их администрированию, с 2010 г. передаются на уровень субъектов Российской Федерации и отражаются по разделу «Межбюджетные отношения». Важнейшей особенностью бюджета 2010 года выступает существенное увеличение ресурсов на реализацию четырех приоритетных национальных проектов: «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и «Развитие АПК», расходы на финансирование которых составят 230,9 млрд. рублей, что на 114,4 млрд. рублей, или почти в 2 раза больше объемов 2009 года (табл. 1.3)
Таблица 1.3
Финансирование приоритетных национальных проектов в социальной сфере
Национальные проекты |
2010 г. |
2011 г. | ||||
Намечено в декабре 2010г., млрд. руб. |
Утверждено |
Намечено в декабре 2011г., млрд. руб. |
Утверждено | |||
млрд. руб. |
% к намеченному |
млрд. руб. |
% к намеченному | |||
Образование |
25,3 |
9,3 |
115,8 |
31,2 |
8,9 |
156,7 |
Здоровье |
88,4 |
2,6 |
70,8 |
120,5 |
107,7 |
89,4 |
Жилье |
35,4 |
7,2 |
105,1 |
46,2 |
50,78 |
110,0 |
Итого: |
149,1 |
29,1 |
86,6 |
197,9 |
207,4 |
104,8 |
Что касается расходов на социальное обеспечение, то в России за последние три года они составляли примерно 25% совокупных правительственных расходов и чуть больше 9% ВВП. В странах ЕС они повсеместно выше 22%.
Анализ расходов на социальную сферу свидетельствует об их приросте в бюджете на 2011 г. в реальном выражении (в сопоставимых ценах) по образованию, здравоохранению, спорту, культуре, кино, СМИ. По блокам ЖКХ и социальная политика фиксируется снижение затрат в относительном выражении на 10,3% и на 5%.
Незначительные темпы роста расходов на социальное обеспечение в федеральном бюджете во многом можно объяснить все большей передачей полномочий на территориальный уровень. В целом расходы на социальные цели в федеральном бюджете составят в 2011 г. 9,4% ВВП, а в консолидированном – около 12% ВВП. Это больше, чем в 2010 году, однако существенно меньше (приблизительно на 40%) от минимального уровня расходов на социальные нужды, рекомендованного Копенгагенской декларацией о социальном развитии (1995 г.), в соответствии с которой уровень расходов на социальные нужды должен составлять не менее 20% ВВП.
Социальное обслуживание осуществляется как на «бесплатной» основе (т. е. за счет средств бюджета), так и на платной. Его предоставление может быть организовано в учреждениях любой организационно-правовой формы —негосударственных, муниципальных и государственных. Под негосударственным сектором подразумеваются учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на негосударственной форме собственности, а также лица, осуществляющие частную деятельность в данной сфере. К негосударственному сектору можно также отнести общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов.
В соответствии с Законом
РТ от 5 февраля 2010г. № 170-ОЗ «О социальном
обслуживании населения в РТ»
в области гарантируется право
на социальное обслуживание, осуществляемое
в государственном секторе
Основными видами социальных услуг в зависимости от их назначения являются:
- социально-бытовые,
- социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
- социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан в целях их социальной адаптации;
- социально-педагогические,
направленные на профилактику
отклонений в поведении и
- социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
- социально-правовые, направленные
на поддержание или изменение
правового статуса, оказание
Социальное обслуживание осуществляется в следующих формах:
- обслуживание в стационарных
учреждениях социального
- предоставление временного приюта;
- реабилитационные услуги;
- полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
- социальное обслуживание
на дому (включая социально-
- дневное пребывание в
учреждениях социального
- социально-консультационная помощь;
- материальная помощь;
- срочное социальное
- предоставление жилого
помещения в специальных домах
для одиноких престарелых
К категориям граждан и группам населения, имеющим право на социальное обслуживание в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания РТ, относятся:
1) дети (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, беспризорные, дети-инвалиды, дети, имеющие отклонения в умственном, психическом и физическом развитии, дети семей беженцев и вынужденных переселенцев, безнадзорные);
2) семьи (малообеспеченные,
неполные, многодетные, имеющие в
своем составе инвалидов, в
том числе детей-инвалидов; с
несовершеннолетними
3) отдельные граждане (безработные, бездомные, оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных или приравненных к ним бедствий, беженцы и вынужденные переселенцы);
4) женщины (подвергшиеся психофизическому насилию, одинокие матери с несовершеннолетними детьми, несовершеннолетние матери, беременные женщины, кормящие матери);
5) граждане пожилого возраста
(женщины старше 55 лет, мужчины
старше 60 лет) и инвалиды (в том
числе дети-инвалиды), нуждающиеся
в постоянной или временной
посторонней помощи в связи
с частичной или полной
6) граждане без определенного места жительства и занятий;
7) другие категории граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Особую социальную значимость
имеют вопросы опеки и
Информация о работе Социальное обеспечение в Российской Федерации