Социальное обеспечение в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определенных мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей и неработающих слоев населения. Выделяют несколько критериев, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты системы социального обеспечения в РФ.
1.1 Понятие, функции, сущность, виды, принципы социального обеспечения.
1.2 Основные структуры, составляющие основу системы социального обеспечения.
1.3 Роль социального обеспечения в социальной работе.
2.Оценка применения бюджета системы социального обеспечения в РФ на современном этапе.
2.1 Состав и структура расходов бюджетов на социальное обеспечение населения, их значение.
2.2 Методика планирования расходов бюджета на социальное обеспечение населения.
3. Совершенствование использования системы социального обеспечения для решения социальных проблем.
3.1 Совершенствование планирования бюджетных расходов на социальное обеспечение.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 95.80 Кб (Скачать файл)

Необходимым элементом федеральной  системы социального обеспечения  наряду с пенсионной системой и системой обеспечения граждан пособиями  является система социального обслуживания престарелых, нетрудоспособных и семей  с детьми. В комплекс социальных услуг входят услуги, оказываемые в медико-социальных учреждениях, содержание детей в детских учреждениях бесплатно либо со скидкой, профессиональное обучение и трудоустройство лечения как вид профилактическую, реабилитационную, инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами и средствами передвижения, а также протезно-ортопедическая помощь.

Система медицинской помощи и социальной помощи включает: диагностическую, протезно-ортопедическую и зубопротезную  помощь, а также меры социального  характера по уходу за больными, нетрудоспособными, инвалидами, включая  выплаты пособий по временной  нетрудоспособности. Гарантии осуществления  медико-социальной помощи закреплены законодательством. Также в условиях переходного периода большое  значение приобретает такой самостоятельный  вид социального обеспечения  как бесплатная лекарственная помощь, либо со скидкой, и обеспечение нуждающихся  в подобном виде услуг путевками  для санаторно-курортного лечения  либо бесплатно, либо со скидкой.

Система льгот по системе  социального обеспечения предоставляемых  государством адресована ветеранам, военнослужащим и их семьям, работникам МВД и  их семьям и другим некоторым категориям граждан. Эти льготы включают скидки по оплате жилья, коммунальных услуг  и топлива и бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского  транспорта, бесплатный проезд на железнодорожном  и водном транспорте пригородного сообщения  и в автобусах пригородных  маршрутов на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном  транспорте, скидку на установленную  плату за пользование телефоном.

 

 

1.3 Роль социального обеспечения в социальной работе.

 

В Российской Федерации осуществляется государственная социальная политика, направленная на преодоление социального  неравенства и оказание государственной  помощи наиболее незащищённым группам  населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим  гражданам.

Государственное социальное обеспечение - форма солидарной помощи населению, осуществляемая за счет государственного бюджета.

Социальная работа - это  специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального  уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, содействие людям, социальным группам  в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

 

Социальная работа – универсальный  социальный институт: ее носители оказывают  помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе – потребность  в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением.

Социальное обеспечение  – это государственная программа  полного или частичного содержания нетрудоспособных.

Социальное обеспечение - система социально-экономических  мероприятий, гарантирующих:

- материальное обеспечение  граждан в старости, в период  временной нетрудоспособности, при  потере кормильца в семье;

- обеспечение пособиями  и предоставление льгот женщинам-матерям,  семьям со сравнительно низкими  среднедушевыми доходами и др.

В условиях рыночных отношений  проблема социального обеспечения  населения становится особенно острой и актуальной. В Конституции РФ записано, что каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях, установленных  законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и  благотворительность.

Основными видами социального обеспечения являются:

- пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца,  за выслугу лет, социальные;

- пособия по безработице,  по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным  и одиноким матерям, на детей,  инвалидам с детства и др.;

- содержание и обслуживание  детей, престарелых и инвалидов  в стационарных учреждениях;

- профессиональное обучение, трудовое устройство инвалидов,  протезно-ортопедическая и медико-социальная  помощь, льготы и преимущества  инвалидам, медико-социальная экспертиза  и реабилитация и др.

В свете расширения социальной помощи система денежных выплат гражданам  с целью их социальной поддержки  включает и компенсационные выплаты. Такие выплаты адресованы кругу  лиц нуждающихся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим  от гражданина.

Одной из важных социальных функций государства является обеспечение  граждан пенсиями и пособиями.

Пенсия - это регулярная денежная выплата, которая производится в  установленном законом порядке.

Установлены трудовые и социальные пенсии. Так, в связи с трудовой и иной общественно-полезной деятельностью, которая засчитывается в общий  трудовой стаж, назначаются пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Если граждане не имеют по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно-полезной деятельностью, им устанавливается социальная пенсия. Такая пенсия может быть назначена в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии.

При этом должны соблюдаться  два требования: во-первых, размер пенсии не может превышать 75% среднего заработка  и, во-вторых, не может быть ниже установленного законом минимума и не может превышать  предусмотренный им максимум.

Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам  ежемесячно, периодически либо единовременно  в установленных законодательством  случаях с целью возмещения утраченного  заработка либо оказание дополнительной материальной помощи.

Пособия и выплаты могут  носить постоянный, длительный и временный  характер. Возможно предоставление разовой, одномоментной социальной помощи. Пособия  выдаются чаще всего с целью социальной поддержки детей, больных, престарелых, лиц, лишенных средств существования. Проявляется забота о престарелых  людях, не имеющих детей и родных, способных оказать им помощь.

В отличие от пенсий –  постоянного и основного источника  средств к существованию – пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащий дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии).

Особый вид социальной помощи – медицинская помощь. При  заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют  право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную  помощь, а также помощь по уходу  за больными, нетрудоспособными и  инвалидами, включая выплату пособий  по нетрудоспособности.

Неотъемлемой составной  частью социального обеспечения  граждан Российской Федерации является система льгот для особо нуждающихся  категорий населения. Эти льготы включают скидки по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива и бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского  транспорта, бесплатный проезд на железнодорожном  и водном транспорте пригородного сообщения  и в автобусах пригородных  маршрутов на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном  транспорте, скидку на установленную  плату за пользование телефоном.

Особое место в системе  социального обеспечения занимает комплекс мер, направленных на государственную  защиту обездоленных групп населения. Речь идет о группах, наиболее подверженных социальной изоляции. В частности, это  касается детей-сирот, детей из проблемных семей, беспризорных детей, детей-инвалидов, одиноко проживающих людей старшего возраста, не способных к самообслуживанию, а также бездомных.

 

Регулирование уровня жизни  населения является одним из основных направлений деятельности любого государства, поскольку крайняя степень неравенства  способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил, гибели людей.

Следовательно, основная цель государственного социального обеспечения  заключается в поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также  малоимущих одиноко проживающих  граждан, которые не могут обеспечить себя и членов своей семьи самым необходимым. Среди малоимущих, прежде всего, частично или полностью нетрудоспособные, многие из которых не имеют близких родственников, пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, неблагополучные семьи, одинокие пожилые люди.

Важнейшим принципом социальной политики в настоящее время является адресность социальных выплат. Социальные выплаты обычно привязаны к потреблению конкретных благ, которые предоставляются их получателям либо бесплатно, либо со значительной скидкой. Таким образом, сначала выделяются социально значимые категории граждан, а затем они наделяются пакетами насущных, по мнению политиков, благ. В качестве таковых благ фигурируют, прежде всего, услуги жилищно-коммунальных служб, транспорта, связи и здравоохранения.

В развитии социального обеспечения  следует выделить еще один важный этап, когда наряду с государственным  и производственным социальным страхованием наемных работников в странах  с рыночной экономикой начинают формироваться  национальные системы социального  обеспечения, охватывающие все население  и гарантирующие социальную помощь вне связи с уплатой страховых  взносов.

 

2.Оценка применения  бюджета системы социального  обеспечения в РФ на современном  этапе.

 

2.1 Состав и структура расходов бюджетов на социальное обеспечение населения, их значение.

Социальная политика представляет собой систему действий органов  государственного управления и местного самоуправления, обеспечивающих решение  ключевой задачи государства - повышения  уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет эффективного использования общественных (государственных  и муниципальных) финансов.

В целях создания условий  для повышения уровня жизни населения  на основе устойчивого развития российской экономики, а также обеспечения  взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по решению задач в области  социально-экономического развития Российской Федерации Распоряжением Правительства  РФ от 17 ноября 2009 г. N 1663-р были утверждены Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года. Данный документ определяет основные направления и ориентиры социальной политики на среднесрочную перспективу [10, с.7].

Свободный, образованный, здоровый, активный человек - основа конкурентоспособности  страны. Исходя из этого главной целью деятельности Правительства Российской Федерации является создание условий для повышения уровня жизни российских граждан, в том числе для повышения материального благополучия, обеспечения возможности получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, обеспечения безопасности и правопорядка, благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы.

Социальная политика и  экономическая политика должны дополнять  и усиливать друг друга. При этом социальная политика будет гибко  реагировать на изменения в обществе, а социальные институты - развиваться  в соответствии с потребностями  различных групп населения. Важнейшими направлениями формирования новой  социальной модели станут общественный диалог, развитие механизмов социального  партнерства.

Социальная политика будет  ориентирована как на действенную  поддержку людей, в силу объективных  причин оказавшихся в сложной  жизненной ситуации, так и на создание условий для того, чтобы каждый человек мог самостоятельно формировать  стабильные, благополучные социальные позиции для себя и своей семьи.

Вышеуказанный документ предусматривает  сокращение масштабов бедности и  развитие социальной помощи гражданам  России на основе: поддержания высоких  темпов экономического роста; обеспечения  макроэкономической стабильности; увеличения денежных доходов населения; повышения  эффективности программ социальной защиты; совершенствования механизмов социального партнерства. Для достижения поставленных целей используются новые формы предоставления государственной социальной помощи населению с соблюдением принципа адресности; продолжается замена натуральных льгот денежными компенсациями; совершенствуется система социального обслуживания граждан, оказавшихся и сложной жизненной ситуации; ведется работа по повышению качества и увеличению объема государственных социальных услуг, в том числе направленных на реабилитацию и социальную интеграцию инвалидов.

Одной из важнейших проблем  социального развития все еще  остается низкий уровень жизни граждан, измерителем которого является коэффициент  соотношения среднедушевого дохода с прожиточным минимумом. Если величина такого показателя у конкретного  человека составляет менее единицы, то он относится к числу малообеспеченных. Численность россиян с доходами ниже прожиточного минимума составила за три квартала 2011 года 14% против 13,4% за тот же период годом ранее. Всего за чертой бедности находилось 19,7 миллиона россиян, хотя по итогам 2010 года этот показатель составлял 18,9 миллиона человек.

В соответствии с Законом  РФ от 31.03.2006г. № 44-ФЗ «О потребительской  корзине в целом но Российской Федерации» прожиточный минимум  — это стоимостной показатель минимального объема и структуры  потребления материальных благи услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности человека (потребительской корзины), а также обязательные платежи и сборы. Его величина зависит от природно-климатических условий, национальных традиции и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Этот показатель имеет первостепенное значение при предоставлении социальной помощи и социальной поддержки населению. Если реальные доходы на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, то граждане вправе получать субсидии из бюджета па оплату жилья и коммунальных услуг; но многих субъектах РФ выплачивается социальная помощь пенсионерам в размере разницы между получаемой пенсией и прожиточным минимумом и т.п.

Информация о работе Социальное обеспечение в Российской Федерации