Социальное обеспечение в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определенных мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей и неработающих слоев населения. Выделяют несколько критериев, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты системы социального обеспечения в РФ.
1.1 Понятие, функции, сущность, виды, принципы социального обеспечения.
1.2 Основные структуры, составляющие основу системы социального обеспечения.
1.3 Роль социального обеспечения в социальной работе.
2.Оценка применения бюджета системы социального обеспечения в РФ на современном этапе.
2.1 Состав и структура расходов бюджетов на социальное обеспечение населения, их значение.
2.2 Методика планирования расходов бюджета на социальное обеспечение населения.
3. Совершенствование использования системы социального обеспечения для решения социальных проблем.
3.1 Совершенствование планирования бюджетных расходов на социальное обеспечение.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 95.80 Кб (Скачать файл)

Исходя из решаемых социально-экономических  задач, органы власти должны формировать  государственные задания (заказы) на предоставление населению услуг  по социальному обслуживанию. Они  вправе и на конкурсной основе размещать  такие заказы в организациях различных  организационно-правовых форм, имеющих  лицензию на оказание такого рода услуг. При этом осуществляется переход  от финансирования деятельности учреждения к финансированию бюджетных услуг, оказываемых организацией — победителем конкурса. Стоимость каждой услуги регулируется тарифами, утверждаемыми нормативными правовыми актами субъектов РФ. Качество каждой услуги должно соответствовать определенным стандартам, информация о которых должна быть доступна обслуживаемому населению.

Контроль государства  за предоставлением населению бюджетных  услуг осуществляется через систему  сбалансированных показателей, увязывающих  их объем и качество со степенью достижения поставленных целей. В Нижегородской  области в число таких показателей, в частности, включены: снижение заболеваемости, увеличение числа социально-адаптированных граждан пожилого возраста и другие показатели.

Организация — исполнитель  социальных услуг получает средства бюджета исходя из расчета, основанного  на:

• утвержденном тарифе (нормативе стоимости) каждой услуги;

 

• количественном объеме предоставляемых услуг;

 

• численности населения, имеющего право на такие услуги па бесплатной основе за счет бюджета. Как  правило, к этой категории относятся  граждане, чей доход ниже установленного государством уровня, например величины прожиточного минимума;

• численности населения, которому государство предоставляет  социальное обслуживание на частично платной основе. Категории этого  населения также могут быть выбраны  исходя из их среднедушевого дохода, повышенной социальной уязвимости либо значимости, например многодетные семьи.

Под мерами социальной поддержки  понимается комплексная адресная социальная помощь, предоставляемая при определенных условиях отдельным категориям населения  для повышения их социальной защищенности.

Порядок ее оказания рассмотрим на примере предоставления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг  как наиболее массового вида социальной поддержки. Жилищным кодексом РФ определено, что получателями такой субсидии могут являться граждане — пользователи, наниматели, собственники жилого помещения, члены жилищного или жилищно-строительного  кооператив. На одну семью предоставляется  одна субсидия сроком на 6 месяцев.

Размер субсидии исчисляется  помесячно и зависит от размера  расходов на оплату жилого помещения  и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости  жилищно-коммунальных услуг, нормативной  площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий: максимально  допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов  Российской Федерации. Общий порядок исчисления совокупного дохода семьи установлен Законом РФ от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Федеральный стандарт максимально допустимой доли расходов семей на оплату жилья и коммунальных услуг составляет 22%, причём субъекты РФ могут установить более низкие стандарты.

В соответствии с российским законодательством допускается  делегирование полномочий по социальному  обслуживанию и социальной защите населения  органам местного самоуправления с  предоставлением субвенций из вышестоящих  бюджетов на финансовое обеспечение  этих полномочий. Объем субвенции  определяется исходя из норматива расходов, рассчитанного в соответствии с  методикой, утвержденной Законом о  наделении органа местного самоуправления государственным полномочием, и  численностью населения, которому предоставляется  социальное обслуживание или меры социальной поддержки, и утверждается Законом  о бюджете на соответствующий  финансовый год.

Таким образом, формы и  методы планирования и финансирования расходов на реализацию социальной политики зависят от целого комплекса факторов, включая виды расходных обязательств, источники их финансирования, систему  межбюджетных отношений. Социальная политика должна быть эффективной, отвечать принципу адресности, равенства, что предполагает поддержание установленных стандартов, включает в себя помощь малообеспеченным, социальную интеграцию. Важнейшая роль в финансовом обеспечении мероприятий социальной политики отведена федеральному и региональным бюджетам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Совершенствование  использования системы социального  обеспечения для решения социальных  проблем.

3.1 Совершенствование  планирования бюджетных расходов  на социальное обеспечение.

Экономические системы получают статус социально-ориентированных  в тех случаях, когда проводимая государством политика имеет целью  перераспределения национального  дохода в пользу нетрудоспособных и  малоимущих граждан на принципах  социальной солидарности. Именно такая  концепция социального рыночного  хозяйства лежит в основе современного экономического курса Российской Федерации. Целевые установки направлены на последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального  неравенства, восстановление экономической  и политической роли страны в мировом  сообществе на основе синтеза рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетания регулирующей роли государства  и свободного рыночного развития экономики. Безусловными стратегическими  задачами России на предстоящее десятилетие  в области социальных отношений  провозглашены:

-  создание условий для реализации гражданами своих прав на качественное образование, соответствующее потребностям развития рынка;

- улучшение состояния здоровья населения, развития массовой физической культуры, спорта, туризма;

- развитие культурного потенциала страны, доступность культурных ценностей широким слоям населения;

-  создание цивилизованного рынка труда;

- обеспечение адресной и дифференцированной поддержки граждан с доходами ниже прожиточного минимума за счет бюджетных средств;

- повышение финансовой устойчивости пенсионной системы и реального размера пенсий;

- проведение системных изменений в жилищной сфере с целью повышения качества жилищных услуг и соответствия их платежеспособному спросу населения.

Основными задачами в области  планирования бюджетных расходов являются:

- сокращение числа федеральных  целевых программ, обеспечение концентрации  средств бюджета по наиболее  эффективным и социально значимым  проектам;

- снижение расходов на содержание государственного аппарата;

- продолжение децентрализации инвестиционного процесса через расширение государственно-коммерческого финансирования проектов;

- повышение эффективности  использования ассигнований на  национальную оборону и оборонный  комплекс путем концентрации  их на решении социальных проблем,  конверсии и перспективных научно-исследовательских  работах;

- снижение уровня дотаций отдельным отраслям;

- усиление контроля за использованием бюджетных средств;

- обеспечение приоритетного финансирования расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

При реализации расходной  бюджетной политики до сих пор  преобладает экстенсивный подход. За счет бюджетных средств содержится обширная сеть бюджетных учреждений, однако цели ее функционирования, система  оценки результативности и эффективности  до сих пор не разработаны. Условно существующие проблемы, влияющие на финансовый механизм в рассматриваемой, «объединены в четыре крупные группы: историческо-психологические, политические, финансовые, институциональные». К первой группе отнесены проблемы, связанные с восприятием населением проводимых реформ, которые объясняются имеющимся опытом получения социальных услуг (возрастная его часть населения психологически не готова к переходу на новый механизм получения социальных услуг. Во вторую группу объединены проблемы, связанные с деятельностью государства в разработке стратегии развития социальной сферы:

1) отсутствие четкости  в определении статуса государства  в социальной сфере;

2) отсутствие единой концепции  развития социальной сферы;

3)отсутствие взаимосвязи  в выработке решений между  различными сферами деятельности.

К третьей группе проблем  социальной сферы следует отнести  проблемы, связанные с обеспечением отрасли финансовыми ресурсами. В четвертую группу включены проблемы организации финансовых отношений  в части предоставлении социальных услуг и взаимодействия между  различными секторами в данной сфере  деятельности. Институциональные проблемы, характерные для социальной сферы  России, заключаются в следующем:

1) оставшаяся с советского  периода сеть бюджетных учреждений, рассчитанная на всеобщее социальное  обеспечение, является потребителем  значительного количества бюджетных  ресурсов, что необоснованно завышает  затратность социальной сферы без получения необходимой отдачи;

2) социальная сфера по-прежнему  остается в основном государственным  сектором, который развивается экстенсивным  путем. 

Систематизировав (табл. 3.1) проблемы построения эффективного механизма финансирования социального обеспечения расходов с учетом специфики социальных расходов, можно предложить для каждой из проблем возможные пути решения.

Формирование негосударственного сектора в социальной сфере возможно по трем направлениям:

1) сокращение числа государственных  социальных учреждений путем  преобразования государственных  учреждений, способных функционировать  в рыночной среде, в иные  негосударственные организационно-правовые  формы;

2) стимулирование развития  негосударственных организаций,  оказывающих социальные услуги;

3) приобретение социальных  услуг у негосударственных организаций  посредством осуществления социального  заказа.

Для осуществления этого  процесса необходимо вначале произвести инвентаризацию бюджетных учреждений социальной сферы. В рамках данной работы следует выявить государственные  учреждения со следующими характеристиками: оказывающие услуги в объеме, менее  чем 50% от потенциальной мощности; доля внебюджетных доходов в общем объеме которых составляет более 50%; организации со среднесписочной численностью менее 10 человек. Далее, необходимо определить количество государственных учреждений, которые должны оказывать бесплатные социальные услуги за счет средств перераспределяемых через бюджетную систему.

 

Таблица 3.1

Проблемы финансирования бюджетной сферы и пути их решения

 

1.

Недостаточный объем бюджетных  средств для финансирования социальной сферы в полном объеме

1. Переход от всеобщей  социальной  защиты к адресному  социальному обеспечению только  наиболее нуждающихся слоев населения

2. Повышение эффективности  социальных расходов за счет  сокращения непроизводительных  затрат

3. Сокращение сети бюджетных социальных учреждении, финансируемых на основе сметного порядка, но при этом оказывающих платные социальные услуги

4. Контроль за эффективностью и результативностью социальных расходов

2.

Практически все статьи социальных расходов финанси-руются в меньшем объеме, чем это необходимо для действенной социаль-ной поддержки насе-ления (низкая зарплата работников социаль-ной сферы, недофи-нансирование систе-мы здравоохранения, образования и культуры)

1. Необходимо осуществлять  финансирование социальных расходов  в соответствии с приоритетностью  целей: необходимые расходы должны  финансироваться в полном объеме, в соответствие с социальными  стандартами; полезные расходы  финансируются исходя из наличия  бюджетных средств; избыточные  расходы финансируются только  при наличии бюджетных средств  после 100% финансирования полезных  расходов 2. Для гарантированного  полного финансирования необходимых  социальных расходов целесообразно  перевести их на финансирование  из социальных внебюджетных фондов (что позволит использовать преимущества  фондовой формы финансирования); полезные расходы финансировать  из бюджета (используя мобильность  средств внутри бюджета для  первоочередного финансирования  наиболее важных расходов), а избыточные  расходы финансировать посредством  утверждения целевых бюджетных  программ (что позволить увязать  осуществляемое финансирование  с ожидаемым эффектом и не  будет влиять на финансирование  полезных расходов)


 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 3.1

 

3.

Отсутствие равного доступа  всех граждан страны (независимо от территории прожи-вания) к гаранти-рованному уровню социальных услуг, вследствие сосредото-чения социальных функций на терри-ториальном уровне и неравномерности раз-вития регионов

1. Законодательное утверждение  социальных стандартов, действующих  на территории страны

2. Построение межбюджетных  отношений в соответствии с  реальной ценой выполнения социальных функций, рассчитанной на основе социальных стандартов

4.

Отсутствие механиз-ма расчета реальной стоимости обеспе-чения социальных гарантий

1. Законодательное утверждение  социальных стандартов, действующих  на территории всей страны

2. Контроль за результативностью социальных расходов

5.

Отсутствие механиз-мов обеспечения качества предостав-ляемых социальных услуг

1. Внедрение рыночных  механизмов предоставления социальных  услуг, посредством содействия  расширению сети негосударственных  учреждении, оказывающих социальные  услуги

2. Разработка критериев  результативности государственных  социальных расходов 

3. Использование форм  целевого финансирования и социального  заказа для финансирования социальных  расходов. Прекращение финансирования  организации при несоблюдении  критериев результативности социальных  расходов 

4. Перемещение акцента  в контрольной финансовой работе с контроля за процессом исполнения сметы к контролю за результативностью расходов


 

 

Для системы здравоохранения, прежде всего, следует структурировать  контингент получателей социальных услуг по уровню доходности и определить, исходя из платежеспособности, общее  количество населения, нуждающегося в  бесплатной социальной помощи. В данную категорию граждан должны войти  пенсионеры (26,3% всего населения), инвалиды (3,2%), безработные (3,9%) и лица с денежными  доходами ниже прожиточного минимума (20,1 %) и другие категории льготников. Таким образом, как минимум половина населения нуждается в бесплатных социальных услугах. Исходя из данной структуры, необходимо рассчитать количество койко-мест в государственных лечебных учреждениях, которые должны оказывать  только бесплатные медицинские услуги.

В образовательной сфере  при реструктуризации бюджетных  учреждений необходимо учитывать отраслевые особенности. В частности, общеобразовательные учреждения, по законодательству, не оказывают платных услуг. В профессиональном образовании, напротив, наблюдается ежегодный рост числа платных образовательных услуг, причем, чем выше ступень профессионального образования, тем больше доля платных услуг. В данном секторе определенно существует возможность для сокращения государственного финансирования.

Информация о работе Социальное обеспечение в Российской Федерации