4.3. Cоциально-экономические
аспекты влияния членства в ВТО на регионы.
Вхождение в ВТО даст регионам
возможность полнее участвовать в процессах
глобализации и будет способствовать
росту внешнеторгового оборота, притоку
иностранных инвестиций. 84 Регионы и города с наиболее
развитым сектором услуг и те регионы,
которые решат проблемы корпоративного
управления и защиты прав инвесторов получат
больше прямых иностранных инвестиций
и расширят занятость.
Другим важным аспектом присоединения
России к ВТО в инвестиционной сфере является
доступ к западным технологиям. Для регионов
это означает возможность более активного
участия в международном разделении труда
за счет более полного использования российского
научного потенциала.
При вступлении в ВТО более
ожидаемым является рост территориального
неравенства, в том числе доходов населения.
Повышение экономической эффективности
отдельных регионов увеличит разрыв в
экономическом развитии между ними, но
в долгосрочной перспективе вступление
России в ВТО будет способствовать более
равномерному распределению доходов населения
регионов.
Говоря о зависимости региональных
и местных бюджетов от крупнейших предприятий-плательщиков,
которыми обычно являются металлургические
и нефтегазовые предприятия, то таких
регионов относительно мало. Можно выделить
Самарскую (АвтоВАЗ) и Нижегородскую области
(ГАЗ), Хабаровский край (авиационный завод
в Комсомольске-на-Амуре), в меньшей степени
Владимирскую и Ярославскую области.85 В случае ухудшения экономических
условий неизбежны налоговые потери бюджетов
в данных регионах и сокращение социальных
расходов. В большинстве остальных регионов
с преобладанием импортозамещающих производств
разрушительных последствий не будет,
так как бюджетные доходы более диверсифицированы.
На региональном уровне рост
безработицы в первую очередь ожидается
в регионах, где высокая концентрация
моногородов и импортозамещающих производств. 86
Согласно исследованиям
Центра экономических и финансовых разработок
(ЦЕФИР) влияние на занятость в большинстве
регионов будет минимально.87 Лишь в нескольких регионах
прямым эффектом может стать сокращение
занятости в промышленности более чем
на 1% (Ивановская и Курганская области,
Еврейская автономная область и Адыгея
и другие регионы Северного Кавказа). 87
В исследовании Независимого
института социальной политики (НИСП)
была выделена группа регионов с повышенным
риском безработицы из-за проблемной специализации
экономики. Это регионы автомобильной
и авиационной промышленности (Нижегородская,
Самарская, Ульяновская области, Хабаровский
край), других видов машиностроения (Владимирская,
Калужская, Пензенская, Курганская, Новосибирская
области, Мордовия), легкой промышленности
(Ивановская, Владимирская области), пищевой
промышленности (Краснодарский, Ставропольский,
Алтайский края, республики Северного
Кавказа), сельскохозяйственные регионы
Черноземного Центра, Поволжья, Северного
Кавказа, юга Урала и Сибири. К проблемным
были отнесены и слаборазвитые республики
с неконкурентоспособной экономикой,
плохо адаптирующейся к изменениям институциональных
условий.88
Выводы
по главе
По совокупности критериев наиболее
проблемными по последствиям вступления
в ВТО могут считаться следующие регионы: республики: Адыгея, Алтай, Бурятия,
Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия,
Карачаево-Черкесская, Коми, Мордовия,
Северная Осетия-Алания, Тыва, Удмуртия,
Хакасия, Чувашия; края: Алтайский, Краснодарский,
Приморский, Ставропольский, Хабаровский; области: Архангельская, Брянская,
Владимирская, Ивановская, Калужская,
Калининградская, Камчатская, Костромская,
Курганская, Курская, Московская, Мурманская,
Нижегородская, Новосибирская, Пензенская,
Самарская, Свердловская, Тульская, Ульяновская;
Еврейская автономная область.
Большая часть потенциально уязвимых
регионов находятся в: Приволжском федеральном
округе (Республики Мордовия, Удмуртия, Чувашия; Нижегородская,
Пензенская, Самарская, Ульяновская области), Центральном (Владимирская, Ивановская,
Калужская, Курская, Костромская, Московская,
Тульская области), Северо-Кавказском (Республики
Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская,
Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Ставропольский
край), Сибирском (Республики
Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Новосибирская
область, Алтайский край).
В данных регионах велика концентрация
импортозамещающего машиностроения, развита
пищевая и легкая промышленность, значительна
аграрная занятость при слабом развитии
малого бизнеса и слабом экономическом
развитии. Таким образом, слаборазвитость,
«закрытость» экономики регионов, локализация
проблемных отраслей, концентрация моногородов
являются главными факторами риска при
вступлении в ВТО.
Вхождение в ВТО будет способствовать
росту внешнеторгового оборота, притоку
иностранных инвестиций прежде всего
в более развитые и «открытые» регионы
с отраслями экспортной экономики и растущим
сектором услуг. В ходе исследования среди
регионов, выигрывающих от вступления
были выделены: города федерального
значения: Москва, Санкт-Петербург; республики: Башкортостан, Марий
Эл, Карелия, Татарстан, Хакасия; края: Красноярский,
Приморский и Пермский; области: Белгородская,
Вологодская, Воронежская, Кировская,
Курганская, Ленинградская, Липецкая,
Новгородская, Оренбургская, Орловская,
Псковская, Рязанская, Саратовская, Свердловская,
Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская,
Тюменская, Челябинская, Ярославская; автономные округа: Ямало-Ненецкий
и Ханты-Мансийский.
Большая часть регионов находятся в Уральском федеральном округе (Курганская
Свердловская, Тюменская, Челябинская
области, Ямало-Ненецкий АО и Ханты-Мансийский
АО), Центральном (Москва, области: Белгородская,
Воронежская, Липецкая, Орловская, Рязанская,
Смоленская, Тамбовская, Тверская, Ярославская), Приволжском (республики: Башкортостан,
Марий Эл, Татарстан, области: Кировская,
Оренбургская, Саратовская, Пермский край), Северо-Западном (Санкт-Петербург,
Республика Карелия, Вологодская, Ленинградская,
Псковская области).
Подводя итог, можно сказать,
что последствия вступления в ВТО будут
регионально дифференцированными. Сценарий
позитивного развития, а именно сбалансированности
регионального развития вероятен в достаточно
долгосрочной перспективе, когда начальные
трудности, вызванные макроэкономическими
деформациями, замещаются фундаментальными
факторами географического положения
регионов и их производственным потенциалом.89
Позитивные и негативные результаты
вступления в ВТО будут следствием не
столько внешнего влияния, сколько внутренней
политики России, в том числе приоритетов
в региональной политике. Помимо финансовой
помощи в ряде случаев более эффективной
может быть поддержка миграций и переподготовка
занятых.
Глава
5. Опыт Китая в присоединении в ВТО
Для понимания проблем, с которыми
может столкнуться Россия после вступления
в ВТО, необходимо проанализировать положительный
опыт членства в ВТО Китая, так как условия
вступления, проблемы а также ситуация
в стране по многим параметрам похожи
на российские.
Применимость опыта других
стран связана с ограничениями. Опыт большинства
стран СНГ не предоставляет особого интереса,
так как сущетсвуют значительные отличия
условий вступления (более либеральные,
нежели у России). Отрицательный опыт Украины
для России может использоваться только
в качестве предостережения от ошибок.
Украина вступила в ВТО в крайней спешке,
по политическим мотивам, непродуманно
и не учитывая мнение бизнес-сообщества.
Опыт экономик, имеющих меньший размер
внутреннего рынка, чем российский, также
неинтересен, так как важным преимуществом
от либерализации торговли является рост
эффективности производств, связанный
с экономией от масштаба.
5.1. История
вступления, обязательства и меры адаптации
Ранее
в Китае в условиях социализма основу
внешней торговли составляли госпредприятия,
то есть торговля осуществлялась под контролем
государства, это демонстрирует высокий
уровень схожести с СССР того времени.
Очевидно, что такая система содержит
в себе многочисленные изъяны. Развитие
народного хозяйства, глобализационные
экономические тенденции предопределили
необходимость интеграции Китая в систему
международных экономических отношений.
После 15 лет трудных переговоров,
в 2001 году 11 декабря Китай стал членом
Всемирной торговой организации. Членство
в ВТО позволило китайским производителям
получить доступ к зарубежным
рынкам на более выгодных условиях, нежели
раньше.
Вступление
в ВТО для страны было стимулом для дальнейшего
проведения рыночных реформ. Более того,
Китай получал права голоса на международной
арене в экономических вопросах.
Для
Китая вступление в ВТО было сложным процессом:
особо напряженные переговоры велись
с ЕС и США. Страна приняла большой набор
обязательств. Но Китай добился вступления
в ВТО в качестве развивающейся страны,
получив более благоприятный режим присоединения.
Принятие всего спектра обязательств
принесло бы значительные проблемы стране.
Китай параллено с проведением переговоров,
проводил структрные реформы в стране, масштабную информационно-образовательную
программу. Китайское правительство делало
ставку на поддержку малого и среднего
бизнеса.90
Проведя
внутренние реформы до вступления в организацию
и получив преференции при присоединении, стране удалось успешно
интегрироваться в международную экономику.
Интересен тот факт,
что Китай сознательно занижает курс национальной
валюты, который играет более значимую
роль, нежели таможенные ставки, так как
курс национальной валюты и механизм его
формирования определяет основные
соотношения в структуре национального
экспорта и импорта.90 В Китае он является
инструментом поддержания конкурентноспособности
страны.
Китай взял на себя обязательства,
охватывавшие все аспекты торговли, такие
как сельское хозяйство, лицензирование
импорта, аспекты прав интеллектуальной
собственности, технические барьеры и
инвестиционные меры. Китай был обязан
постепенно отменить нетарифные меры,
такие как квоты и лицензии на сотни видов
продукции, отменить монополию государства
на импорт сельскохозяйственных и промышленных
товаров, перестать субсидировать экспорт
сельскохозяйственной продукции и промышленных
товаров.90
В Китае было снижено более 7000 тарифов
и других торговых барьеров. Тарифы на
промышленную должны были снизиться с
25% до 7%, на сельскохозяйственную продукцию
- с 31% до 14%.91 Также Китай обязывался открыть
ряд направлений в сфере услуг, таких
как банковские услуги, страхование, телекоммуникации
и профессиональные услуги.
В рамках обязательств по присоединению
стране необходимо было провести реформы по повышению
прозрачности, обеспечить единообразное
применение законов и осуществление судебного
надзора. Нужно было провести структурную
перестройку отраслей, опубликовать ранее
закрытые законы и правила, установить
формальные процедуры для разрешения
споров в судебном порядке, унифицировать
условия деятельности для иностранных
и национальных компаний.91
5.2. Последствия
членства в ВТО и выявленные проблемы
Период членства Китая в ВТО
совпал с мощным ростом экономики и торговли
в стране, темпы экономического роста
страны составляют 9-11% в год.92 Сложно сказать, является ли
этот рост следствием вступления страны
в торговую организацию, или он произошел
бы и без него. Но в любом случае проведенные
внутренние реформы в период вступления
в международную организацию повысили
экономическую эффективность, что
смогло привести к экономическому росту.
Членство в ВТО явилось также
для инвесторов сигналом о соответствии
китайской экономики международным стандартам.
Емкий китайский внутренний рынок увеличил
приток прямых иностранных инвестиций.
Инвестиции и торговля способствовали
созданию рабочих мест и повышению уровня
доходов населения.
Благодаря иностранным компаниям
расширились международные связи Китая. 93
В свою очередь, Китай оказал
влияние на мировую торговую систему,
укрепив позиции ВТО в мире. Вступление
Китая в ВТО открыло китайские рынки иностранным
компаниям, а также снизило издержки производства.
В последние годы Китай стал
крупнейшим экспортером и вторым крупнейшим
импортером товаров в мире (доля Китая
в мировом товарообороте 8%, 10% - в мировом
экспорте)94.
Несмотря на быстрый рост прямых
иностранных инвестиций, предприятия,
созданные иностранным капиталом, конкурируют
с появляющимися и быстро развивающимися
китайскими производителями, а также вытесняют
их. Прямые иностранные инвестиции зачастую
предполагают использование только дешёвой
рабочей силы и направлены в отрасли с
низкой добавленной стоимостью.95
Наибольшие опасения при вступлении
в ВТО в Китае вызывали сельское хозяйство,
банковский сектор и автомобильная отрасль.
Либерализация банковского сектора в
стране началась сразу после вступления
в ВТО. Проблема в данной сфере была смягчена
постепенным привлечением иностранных
банков: сначала появились банки из Тайваня,
Южной Кореи и Гонконга, затем - крупные
международные банки. Китай установил
ограничение на долю иностранного капитала
в банках на уровне 25%, поэтому иностранные
банки открывали свои дочерние подразделения
и проводили слияния с китайскими банками.96
Особенно ярко проблемы членства
в ВТО для Китая проявляются в автомобильной
отрасли. Здесь китайские компании получают
наименьшие преимущества. Автомобильная
промышленность Китая пока мало конкурентоспособна
на внешнем и внутреннем рынках. Поэтому
после либерализации китайские компании
стали создавать совместные предприятия
с иностранными инвесторами, которые имели
право максимум на 50% доли. Например, Volkswagen создал
совместные предприятия с Shanghai Automotive Industry
(SAIC) и First Automotive Works (FAW). SAIC также создал
совместное предприятие с GM, а FAW - с Toyota.
Honda и PSA Peugeot Citroen создали совместные производства
с Dongfeng Motor Corp. 95
Иностранные инвесторы не были
заинтересованы в развитии китайских
технологий и переориентировали компании
на сборку автомобилей из готовых комплектующих,
эффективно защищая собственные технологии
от распространения в Китае.
В Китае при вступлении
обострилась ситуация в сельском хозяйстве,
но благодаря специальным государственным
программам стимулирования страна преодолела
данную проблему. Например, Китайское
правительство блокировало предстоящую
безработицу путем переориентации людей
на производство в легкой промышленности.
Другие сектора сельского хозяйства Китай
защитил неадресным субсидированием.
После вступления в ВТО правительство
направило немалые финансовые вложения
в развитие сельского хозяйства. Китай
использовал меры “зеленой корзины”
для поддержки этой отрасли. Были введены
с согласия ВТО импортные квоты на
кукурузу, хлопок, рис, пшеницу.97