Социально-экономическое развитие России после вступления в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 21:36, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является анализ социально-экономического развития России после вступления в ВТО. Для достижения цели в рамках работы необходимо решить следующие задачи:
1. ознакомиться с основными механизмами, принципами деятельности, историей создания и соглашениями ВТО;
2. проанализировать этапы, принятые меры и обязательства России;
3. оценить социально-экономические и политико-правовые последствия вступления России в ВТО на региональном и федеральном уровнях;
4. рассмотреть актуальность применения опыта Китая.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..……...3
Глава 1. Общие сведения о ВТО.....................................................................................6
Глава 2. Вступление России к ВТО..............................................................................11
2.1. Этапы вступления….................................................................................................11
2.2. Принятые обязательства..........................................................................................12
2.3. Изменения в сфере законодательной базы............................................................19
Глава 3. Анализ последствий вступления для России...............................................22
3.1. Политические и правовые следствия...……………………………………...…....22
3.2.Социально-экономические следствия…………………………………………….24
3.2.1.Общие социально-экономические эффекты.............................................24
3.2.2.Эффекты по секторам экономики (отрасли промышленности, сельское хозяйство, сфера услуг)…………..…………………………………………….27
Глава 4. Прогнозы регионального развития после вступления в ВТО....................39
4.1.Общие тенденции регионального развития и уровень подготовленности властей к вступлению в ВТО……………………………………………………………………39
4.2. Факторный прогноз регионального развития........................................................40
4.3. Cоциально-экономические аспекты влияния членства в ВТО………….............47
Глава 5. Актуальность применения опыта Китая для России………………………51
5.1. История вступления, обязательства и меры адаптации ......…………………….51
5.2 Последствия членства в ВТО и выявленные проблемы........................................53
5.3. Применимость китайского опыта в России……………………….......................56
Заключение и рекомендации.......................................................................................60
Библиографический список………................................................................................66
Приложения......................................................................................................................71

Файлы: 1 файл

ВКР 2013.docx

— 1.13 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Региональные последствия вступления в ВТО


4.1.Общие тенденции регионального развития и уровень подготовленности властей к вступлению в ВТО

В данной главе будут проанализированы последствия вступления в ВТО в региональном аспекте, так как территориальное развитие России крайне неоднородно. Вступление в ВТО отразится на регионах в различной мере ввиду высокой неоднородности территориального развития субъектов Российской Федерации.

Регионы отличаются не только обеспеченностью природно-сырьевыми ресурсами, но и географическим положением, финансовыми, человеческими и информационными ресурсами, обеспеченностью транспортной инфраструктурой. Также регионы России крайне неравномерно вовлечены во внешнеэкономические связи. Значительную долю экспорта  в валовом региональном продукте имеют фактически 10 субъектов РФ69Многие субъекты РФ отрезаны от внешних рынков плечами транспортировки 4-5 тысяч км, железнодорожными тарифами и общей неразвитостью деловой инфраструктуры.74

 В России  усиливается  межрегиональная социально-экономическая  дифференциация, существуют межрегиональные  различия в ценах на группы товаров, в оплате труда отдельных профессиональных групп, в рентабельности капитала в разных производствах, уровне безработицы и дефиците рабочей силы.

На региональном уровне прослеживается тенденция ослабления межрегионального экономического сотрудничества и  затруднение в проведении единой социально-экономической политики.70

Стоит отметить, что ввиду важной роли региональной политики властей при адаптации к членству в ВТО, стоит оценить подготовленность регионов.  Аудиторы Счетной палаты считают, что существуют нерешенные проблемы по адаптации регионов России к условиям членства в ВТО. Разработаны программы адаптации экономики регионов к условиям членства России в ВТО в 32 субъектах.71 Среди них: Санкт-Петербург, Амурская, Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Вологодская, Калининградская, Калужская, Кировская, Курская, Липецкая, Московская, Мурманская, Нижегородская, Пермская, Самарская, Свердловская, Тамбовская, Томская, Тульская, Тюменская, Челябинской области, Республики Бурятия, Башкортостан, Карелия, Мордовия, Татарстан, Удмуртская Республика, Краснодарский, Приморскмй, Ставропольский края. Активная работа по гармонизации регионального законодательства ведется в 18 субъектах федерации (Амурской, Владимирской,  Воронежской, Иркутской, Кировской, Костромской, Курской, Новгородской, Новосибирской, Ростовской, Тульской, Томской,  Тюменской,  Челябинской областях, Республиках Дагестан, Татарстан, Тыва, Хакасия, Красноярском крае). В 15  субъектах Федерации ведется активное обучение  специалистов хозяйствующих субъектов и органов местного самоуправления районов и городов области, подготовка кадров в ВУЗах,  проводятся семинары по проблематике ВТО, информирование граждан и предпринимателей по вопросам ВТО - в Амурской, Белгородской, Владимирской,  Воронежской,  Иркутской,  Кировской, Курской, Свердловской, Тульской, Ярославской областях, Республиках Башкортостан, Бурятия, Карелия, Мордовия, Татарстан, Удмуртской Республике . 72

Большинство регионов отмечает отсутствие нормативных правовых актов и методических рекомендаций по вопросам адаптации их экономики к функционированию в условиях ВТО. Кроме того, отсутствует постоянная система взаимодействия федеральных и региональных органов госвласти по данному вопросу.73    

4.2.Факторный прогноз регионального развития

 

Независимыми аналитиками ВТО-Информ был сделан прогноз развития регионов до 2020 года на основе актуального состояния экономики регионов, при условии, что государство будет полностью следовать обязательствам в рамках ВТО. Прогноз регионального развития подготовлен и Всемирным банком и Международной организацией труда, Национальным инвестиционным советом и Российской академией наук, Независимым институтом социальной политики, а также Зубаревич Натальей были проведены исследования развития регионов России. В исследованиях последствия присоединения России к ВТО для отдельных субъектов РФ оценивались с учетом степени их вовлеченности во внешнеэкономическую деятельность и регионального потенциала импортозамещения.

В данной работе будет проанализирован прогноз развития регионов после вступления в ВТО на основе факторов, влияющих на развитие регионов, данные факторы были выделены Независимым институтом социальной политики. К ним относятся: уровень экономического развития региона, степень «открытости» экономики, диверсификация экономики, роль крупнейших предприятий в доходах региональных и местных бюджетов, развитие малого бизнеса, состояние потребительского рынка и уровень доходов населения, качество экономического населения, расселенческий фактор 74. Для данного исследования были выбраны следующие факторы: уровень экономического развития региона, степень «открытости» экономики, отраслевая структура, диверсификация экономики или концентрация монообразующих городов, географическое положение (близость к границе, наличие портов). Таким образом, это экономические и географический факторы.  Данные факторы более всего походят для моделирования последствий открытия региональных рынков, так как не усложняют исследование. Большее количество факторов приводит к неоднозначно интерпретируемым результатами. Для классификации регионов при составлении таблицы была использована традиционная классификация по субъетам федерации (83 региона по Конституции РФ). Данная классификация была выбрана ввиду сложности укрупнения до экономических округов из-за  крайне неоднородного влияние вступления на регионы РФ.

Географический фактор (местоположение региона)

  По существующим прогнозам, присоединение России к ВТО усилит миграцию населения с Востока и Севера на Запад и Юг России, концентрацию капитала, знаний и рабочих мест у приграничных портов.75 Приграничные регионы и регионы с наличием приграничных портов имеют потенциал развития. На данный момент выделяются субъекты федерации, активно участвующие в приграничной торговле со странами, не входящими в СНГ. К ним относятся: Ленинградская область, Республика Карелия, Приморский край, Псковская область, Белгородская область.

Экономические факторы: уровень экономического развития региона, степень «открытости» экономики, отраслевая структура, диверсификация экономики/концентрация моногородов

Уровень экономического развития региона 

Россия, как писалось выше, характеризуется высокой степенью дифференциации регионов по уровню экономического развития. По показателю душевого валового регионального продукта (ВРП) с поправкой на региональный прожиточный минимум пять наиболее и наименее развитых субъектов РФ в 2011–2012 гг. различались в 4,5–5 раз, а лидер (Москва, Тюменская область) и аутсайдеры (Ингушетия, Бурятский АО) – в 12–14 раз. 76

Согласно рейтингу социально-экономического развития субъектов РФ по итогам 2011 года, который складывался из агрегирования групп показателей, характеризующих экономическую, социальную и бюджетные сферы. Каждая группа показателей состояла из отдельных количественных индикаторов, данные покоторым доступны на официальных ресурсах Росстата и Минфина. 77 Верхушку рейтинга занимают Москва, Санкт-Петербург, Ханты- Мансийский АО, Тюменская область, Московская область и Ямало-Ненецкий АО, Свердловская, Ленинградская, Белгородская области, Красноярский край, Республика Татарстан. На эти регионы приходится почти половина отечественного ВВП, они являются основными донорами федерального бюджета, здесь формируется большая часть потребительского спроса и отсюда исходит основной экспортный поток страны. В этих же регионах работают или базируется большинство крупнейших корпораций страны, в том числе все основные российские монополисты. В нижней части рейтинга республики Северного Кавказа, небольшие национальные республики Поволжья, Сибири и Дальнего Востока (Республики: Бурятия, Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Алтай, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Адыгея, Тыва, Еврейская АО). Эти регионы демонстрируют худшие результаты практически по всем показателям – как экономическим, так и социальным. (См. Приложение 3)

Таким образом, при неблагоприятных  экономических изменениях после вступления в ВТО регионы-аутсайдеры первыми проявят негативную динамику из-за общей недоразвитости и уязвимости их экономики. Федеральное правительство будет скорее всего перераспределять дополнительные доходов от вступления в ВТО в пользу слаборазвитых регионов, это позволит увеличить их бюджетную обеспеченность и улучшить условия адаптации, но главная задача для таких регионов - формирование внутренних источников развития.

Степень открытости экономики

Открытие рынков активизирует развитие большинства проявлений глобализационного процесса, таких как рост внешнеторгового оборота, приток иностранных инвестиций и другие. Но далеко не все регионы России уже накопили опыт взаимодействия с мировым рынком товаров и услуг. По уровню внешнеторгового обмена субъекты РФ можно условно разделить на три группы: открытые, полуоткрытые и закрытые.

Для «открытых» регионов, включенных в мировой обмен (преимущественно экспортно-сырьевых и транзитных), вступление в ВТО мало что меняет, так как  они уже начали адаптироваться к конъюнктурным изменениям на мировых рынках. Но к данному типу относится менее четверти субъектов РФ, в которых проживает треть населения страны.

В “полуоткрытых регионах”, где существуют экспортные и импортозамещающие проивзводства наиболее сложно прогнозировать воздействие вступления в ВТО. К таким регионам относят регионы Урала (Республика Башкортостан, Курганская, Пермская, Свердловская, Челябинская области) и Поволжья (Республики Марий Эл, Мордовия, Удмуртская и Чувашская Республики, Кировская, Нижегородская, Пензенская, Оренбургская, Самарская , Саратовская, Ульяновская области).

Треть субъектов РФ со специализацией на отраслях импортозамещения(машиностроение, пищевая и легкая промышленность) относятся к «закрытым» регионам. 78

Отраслевая структура  

Аналитики предполагают, что наибольшая угроза вступления в ВТО ожидается в регионах, где имеются возможности замещения импортом собственного производства.79 Открытие региональных рынков приведет к свертыванию части производств из-за низкой конкурентноспособности. Протекционистские меры на данный момент смягчают данную угрозу.

Многие уязвимые отрасли России локализованы в небольшом числе регионов, где они являются важнейшими отраслями специализации. Особенно велик уровень локализации в автомобильной и текстильной промышленности.  Доля автомобилестроения составляет 60% в объеме промышленного производства Республики Бурятия, 43% - Калининградской области, 37% - Самарской области, 36% - Ульяновской области, 29% - Приморского края. Доля текстильной промышленности в объеме промышленного производства Ивановской области составляет 43%80.

Среди регионов, где концентрируются наиболее уязвимые (с точки зрения возможностей их импортозамещения) отрасли промышленности выделяются: Хабаровский край, Нижегородская, Самарская, Ульяновская области (автомобильная и авиационная промышленность); Республика Мордовия, Владимирская, Калужская, Курганская, Пензенская области (другие виды машиностроения); Ивановская, Владимирская, Костромская, Курская, Московская , Тульская области (легкая промышленность); Алтайский Краснодарский, Ставропольский края, республики Северного Кавказа, Камчатская и Мурманская области (пищевая промышленность).81

Экспортно ориентированные сектора экономики и регионы выиграют больше всего от снижения тарифов. К ним относятся регионы: Республика Татарстан, Республика Хакасия,  Красноярский край, Новгородская, Томская, Вологодская, Липецкая, Челябинская, Тюменская области, Ямало-Ненецкий автономный округ (химическая промышленность, отрасли топливно-энергетического комплекса и металлургия).81

Диверсификация экономики/концентрация моногородов

В целом регионы с диверсифицированной структурой более жизнеспособны. Сочетание экспортных с динамично растущими импортозамещающими отраслями является наиболее благоприятным сочетанием. К регионам с диверсифицированной структурой экономики относят в основном регионы Урала  (Республика Башкортостан, Пермский край, Свердловская, Челябинская области) и Поволжья (Республики Марий Эл и Чувашская; Кировская, Оренбургская, Саратовская области), несколько областей Центральной России (Белгородская, Воронежская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Ярославская области).82

Моноотраслевая структура, представленная неконкурентоспособными отраслями импортозамещения, наименее благоприятна. Уязвимость монофункциональных городов при вступлении в ВТО связано с депрессивным состояния промышленных предприятий, отсутствием городской инфраструктуры, социокультурной среды, низкой мобильностью населения. Регионы с высокой концентрацией моногородов с неконкурентноспособными предприятиями первыми ощутят негативные экономические и социальные последствия.  В 13 регионах РФ доля таких городов превышает 60%, это и промышленные регионы Центра, Урала, и северо-восточные регионы. В Свердловской области в монофункциональных городах проживает 1,5 млн человек (42% городского населения), в моногородах республики Коми, Архангельской области – более половины всего городского населения.83 Среди регионов с самой высокой долей монофункциональных городов только в Ивановской, Нижегородской и, в меньшей степени, в Свердловской областях большинство таких городов имеют текстильную или машиностроительную специализацию.94 Для этих трех областей концентрация монофункциональных городов увеличивает риски негативных последствий вступления в ВТО.

Анализ влияния членства в ВТО на региональном уровне показал распределение положительного и отрицательного эффектов в зависимости от географических и экономических факторов.

Табл. 6 Влияние вступления в ВТО на регионы РФ в зависимости от     экономических и географических факторов

Факторы

положительное воздействие

негативное воздействие

Экономические

уровень экономического развития региона

Москва, Санкт-Петербург;

 

Республика Татарстан;

 

Красноярский край;

 

Области: Белгородская, Ленинградская, Московская, Свердловская, Тюменская;

 

Ханты- Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО

Республики:

Адыгея, Алтай, Бурятия, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия-Алания, Тыва

 

Еврейская АО

степень открытости экономики и

отраслевая структура

Республики: Татарстан, Хакасия;

Красноярский край;

 

Области: Вологодская, Липецкая, Новгородская, Томская, Тюменская, Челябинская;

 

Ямало-Ненецкий автономный округ

Республики:

Адыгея, Бурятия; Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Ингушетия, Северная Осетия-Алания;

 

Края: Алтайский, Краснодарский,

Приморский, Ставропольский, Хабаровский;

Области:

Владимирская, Ивановская, Калининградская, Калужская, Камчатская, Костромская, Курская, Курганская, Московская, Мурманская Нижегородская, Новосибирская, Пензенская, Самарская, Тульская, Ульяновская

диверсификация экономики/концентрация моногородов

Республики:

Башкортостан, Марий Эл

Пермский край

 

Области: Белгородская, Воронежская, Кировская,

Оренбургская, Орловская, Рязанская, Саратовская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Челябинская,

Ярославская

Республики: Коми;

 

Области: Архангельская, Ивановская, Нижегородская, Свердловская

Географические

Республика Карелия;

Приморский край;

Области: Белгородская, Ленинградская, Псковская

остальные

Информация о работе Социально-экономическое развитие России после вступления в ВТО