Социально-экономическое развитие России после вступления в ВТО
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 21:36, дипломная работа
Описание работы
Целью работы является анализ социально-экономического развития России после вступления в ВТО. Для достижения цели в рамках работы необходимо решить следующие задачи: 1. ознакомиться с основными механизмами, принципами деятельности, историей создания и соглашениями ВТО; 2. проанализировать этапы, принятые меры и обязательства России; 3. оценить социально-экономические и политико-правовые последствия вступления России в ВТО на региональном и федеральном уровнях; 4. рассмотреть актуальность применения опыта Китая.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………..……...3 Глава 1. Общие сведения о ВТО.....................................................................................6 Глава 2. Вступление России к ВТО..............................................................................11 2.1. Этапы вступления….................................................................................................11 2.2. Принятые обязательства..........................................................................................12 2.3. Изменения в сфере законодательной базы............................................................19 Глава 3. Анализ последствий вступления для России...............................................22 3.1. Политические и правовые следствия...……………………………………...…....22 3.2.Социально-экономические следствия…………………………………………….24 3.2.1.Общие социально-экономические эффекты.............................................24 3.2.2.Эффекты по секторам экономики (отрасли промышленности, сельское хозяйство, сфера услуг)…………..…………………………………………….27 Глава 4. Прогнозы регионального развития после вступления в ВТО....................39 4.1.Общие тенденции регионального развития и уровень подготовленности властей к вступлению в ВТО……………………………………………………………………39 4.2. Факторный прогноз регионального развития........................................................40 4.3. Cоциально-экономические аспекты влияния членства в ВТО………….............47 Глава 5. Актуальность применения опыта Китая для России………………………51 5.1. История вступления, обязательства и меры адаптации ......…………………….51 5.2 Последствия членства в ВТО и выявленные проблемы........................................53 5.3. Применимость китайского опыта в России……………………….......................56 Заключение и рекомендации.......................................................................................60 Библиографический список………................................................................................66 Приложения......................................................................................................................71
Другими нерешёнными проблемами
отношений Китая и его торговых партнеров
на данный момент являются недостаточная
защита интеллектуальной
собственности, недостаточная ясность
и прозрачность политики государства,
законодательства, технических стандартов
и регламентов. Также рынок госзакупок
в Китае нельзя назвать открытым для иностранцев.
Он является крайне непрозрачным, и на
нем доминируют национальные компании.
Основную критику в области торговой политики
Китая вызывает субсидирование экспорта.
Китай поддерживает национальных производителей,
что является отступлением от принципов
ВТО.
Подводя итоги, среди самых
важных положительных результатов вступления
Китая в ВТО можно назвать расширение
экспорта и увеличение импо
(рис.2), интеграция в мировую
экономику, приток иностранных инвестиций,
рост производства и занятости, увеличение
уровня заработной платы, расширение предложения
услуг. После присоединения к ВТО экспортная
специализация Китая сместилась в
сторону продукции с высокой долей добавленной
стоимости, но в целом рост экспорта трудоемкой
продукции не столь значителен. Так как
Китай больше экспортирует, чем импортирует,
то происходит рост профицита торгового
баланса (2010 год – 309 млрд долл) и формирование
огромных золотовалютных резервов (3, 3
трлн. долл).98
Рис. 2 Экспорт и импорт
Китая до и после вступления в ВТО99
Рис. 3 Рост ВВП
на душу населения в Китае99
К отрицательным факторам, которые
негативно сказываются на ращвитие китайской
экономики можно отнести следующие: необходимость
взять на себя обязательства, связанные
с отказом от протекционистских мер в
отношении неконкурентоспособной китайской
продукции, что сдерживает развитие производства
в ряде отраслей экономики. Такого рода
обязательства включают в себя открытость
сферы ряда услуг, ликвидацию части внетаможенных
барьеров, снижение таможенных пошлин,
снятие ограничений на иностранные инвестиции.
5.3. Применимость
китайского опыта в России
Важно оценить применимость
опыта Китая для нашей страны. Присоединение
к ВТО России, как и Китая являлось
сложным и долгим процессом. Китай
добился вступления в ВТО в качестве развивающейся
страны, получив более благоприятный режим,
Россия вступила как развитая страна,
не получив тех преференций, что были у
Китая, но несмотря на это спектр обязательств
обеих стран схож.
Переговоры Китая происходили
параллельно с интенсивным проведением
внутренних реформ, модернизация экономики
была проведена до вступления в ВТО. В
России на уровне предприятий заметных
усилий по адаптации к членству ВТО не
предпринималось, со стороны государства
предпринимались меры по трансформации
законодательства и среды хозяйствующих
субъектов, на региональном уровне готовы
к вступлению лишь часть субъектов100 В Китае была проведена масштабная
информационно-образовательная программа
для государственных служащих, предпринимателей
и студентов, в России это делается только
сейчас в срочном порядке.
Стоит отметить, что в КНР ставка
была сделана на малый и средний бизнес,
данный опыт уместно использовать и в
России.
В Китае мощная финансовая система,
с помощью которой обеспечивается эффективное
распределение ресурсов, в нашей стране
на данный момент происходит реформирование
в данной области. В Китае одной из составляющих
успеха является дешевая рабочая сила.
Зато Россия, не располагая данными преимуществам,
богата природными ресурсами (металлы,
нефть, газ, рыба, лес) а также хорошей научно-технической
базой.
Несмотря
на существующие отличия, состояние экономики
России и условия вступления во Всемирную
Торговую Организацию сходны с Китаем.
В обеих странах в условиях социализма
основу внешней торговли составляли госпредприятия.
Для России и Китая членство в ВТО – это
в большей мере стимул для проведения
рыночных реформ и возможность получения
права голоса на международной арене.
В Китае и в России существуют проблемы
с охраной интеллектуальной собственности, прозрачностью политики государства,
законодательства, техническими стандартами
и регламентами, а также с системой госзакупок.
До вступления
обе экономики характеризовались высокой
степенью зависимости от внешней торговли.
Только в Китае внешнеэкономический обмен
ограничивался областью экспорта, реэкспорта и заимствования
технологий, то есть китайская внутренняя
экономика была изолированной. В России
последние пару десятилетий наблюдается
интенсивный приток импорта, таким образом
отечественные предприятия в большинстве
отраслей имеют небольшой опыт конкуренции
внутри страны с иностранными производителями.
В Китае,
как и в России наибольшую обеспокоенность
вызывали автомобильная отрасль, сельское
хозяйство и банковский сектор. Банковский
сектор Россия во время переговоров смогла
защитить, поэтому особых изменений в
нем не произойдет.
Автомобильная промышленность
Китая мало конкурентоспособна на внешнем
и внутреннем рынке, как и российская. Но
в стране ставка делается на заимствование технологий
и партнерство крупных госкомпаний с автохолдингами,
а частные предприятия занимают остаточную
нишу. В Китае высокие налоги на автомобили,
пошлины и льготный режим для иностранных
инвестиций. России возможно использование
таких механизмов только при резкой смене
экономической политики, поэтому опыт
Китая применим с ограничениями. Для России
с учетом имеющихся отличий наиболее актуальны
меры, связанные с функционированием особых
экономических зон, возможностью продолжения
защиты рынка при вступлении в ВТО, а также
с созданием совместных предприятий.
В сельском хозяйстве,
где как и в России, в Китае обострилась
обстановка, благодаря специальным
государственным программам стимулирования,
страна преодолела данную проблему. Китай
и Россия сохранили импортные квоты на
определенную продукцию, хоть они и были
снижены. Россия может применить
опыт Китая для решения своих проблем
в сельском хозяйстве, например, используя
неадресное субсидирование, “меры зеленой
корзины” и переориентацию людей из убыточных
секторов.
Очевидно, что для России,
как и в свое время Китая членство в ВТО
послужит сигналом для инвесторов. Но
Россия должна, как и Китай, проводить
активную национальную инвестиционную
политику.
Выводы
по главе
Положительный опыт Китая необходим
для детального изучения и применения
отдельных успешных адаптационных мер
в нашей стране. Китайские эксперты выделяют следующие
составляющие успеха: поддержание социально-экономической
стабильности в стране, экспортная ориентация
экономики, развитие и поддержка малого
и среднего бизнеса, емкий внутренний
рынок, дешевая рабочая сила, проведение
активной национальной инвестиционной
политики, постоянное совершенствование
юридической базы.101 Возможность Россией
применения основных составляющих успеха
Китая вероятно скажется положительно
на последствиях вступления нашей страны
в ВТО.
Китайский опыт показывает
как членство в ВТО дает шанс для продвижения
товаров на мировых рынках и вместе с тем
оставляет возможность различными, не
противоречащими праву ВТО, инструментами
и средствами защищать внутренний рынок.
Заключение
и рекомендации
В работе были проанализированы
основные механизмы, принципы деятельности
Всемирной Торговой Организации, исследованы
этапы, принятые меры и обязательства
России при вступлении, а также предоставлен
прогноз социально-экономического развития
на региональном и федеральном уровнях
власти, оценена актуальность применения
опыта Китая.
После вступления экономика
России будет функционировать согласно
принципам ВТО, таким как отсутствие дискриминации,
взаимность, транспарентность, либерализация
торговли, необходимость направления
положительных усилий на благо развивающихся
стран, разрешение торговых споров путем
проведения консультаций и переговоров.
Деятельность ВТО многообразна и сложна,
поэтому существуют определенные достоинства
и недостатки данной организации, которые
в каждой стране проявляются по-разному
в зависимости от экономической ситуации
в стране, мер адаптации и других факторов.
Россия спустя 18 лет вступила
в ВТО в качестве развитой страны, что
предполагает отсутствие каких-либо преференций.
Анализ законодательства показал, что
Россия ликвидировала правовые пробелы
в определенных областях, внесла изменения
в старые законы, создала новые, таким
образом приведя законодательство в соответсвии
с нормами ВТО. Были приняты обязательства
по особым экономическим зонам, снижению
импортных тарифов, фиксированию экспортных
пошлин, отмене тарифных квот, за исключением
некоторых сельскохозяйственных товаров,
по поддержке сельского хозяйства, по
доступу на рынки услуг, по охране прав
интеллектуальной собственности, инвестициям,
санитарным, фитосанитарным нормам и техническому
регулированию и другие.
В работе были проанализированы
социально-экономические и политико-правовые
следствия членства на федеральном уровне.
Было выявлено, что вступление в ВТО в
значительной мере было политическим
решением, так как повышает престиж страны
на международной арене, позволяет участвовать
в выработке правил международной торговли
с учетом своих национальных интересов,
использовать механизмы ВТО при разрешении
торговых споров, улучшает деловой имидж
страны. Также вступление в ВТО было оценено
как необходимое для проведение социально-экономических
реформ, структурной перестройки экономики,
внедрения систематизированного делового
законодательства, совместимого с международным
правом и ликвидации правовых пробелов.
Говоря о социально-экономических
последствиях, стоит отметить, что их крайне
сложно точно спрогнозировать, ввиду временных
лагов из-за разных сроков ведения тарифов,
запутанных межотраслевых связей, влияния
государственной политики и других факторов.
Основываясь на последних исследованиях
авторитетных источников, в работе были
выявлены определенные следствия членства.
Среди положительных последствий
были выделены: 1) рост благосостояния
экономики в долгосрочном периоде на
0,96 % в год;102 2) рост агрегированного потребления
приблизительно в 0.4%. (Всемирный Банк -
до 3.3%) 103; 3) приток иностранных инвестиций;
4) рост производительности труда и эффективности
производства; 5) повышение спроса на квалифицированный
труд (рост реальной заработной платы
– 0,85%)104.
Среди негативных:
1) сокращение поступлений в федеральный
бюджет (снизится в среднем на 5,5 %;104 2) общий спад производства
(не более 1%105); 3) сокращение
занятости (каждый процент падения производства
- утеря 0,2% рабочих мест)106; 4) ухудшение положения менее
квалифицированного персонала на рынке
труда (снижение реальной заработной платы
– 0,56%)104.
К неопредеенным социально-экономическим
последствиям в исследовании были отнесены
следующие: 1) изменение ВВП( российские
исследователи 1-3% (Ernst and Young, РЭШ, ЦЭФИР),
аналитики Мирового банка 3-5%, часть других
исследований предполагают спад ВВП(Исследовательский
центр Карнеги, аналитический центр ВТО-Информ)); 2) выигрыш потербителей
от падения закупочных цен (до 3%.107) –неочевиден (импортер
товара может оставить разницу в цене
себе в качестве маржи); 3) рост экспорта
и импорта может играть отрицательную
роль в краткосрочном периоде и положительную
в долгосрочном.
При рассмотрении последствий
вступления по секторам экономики к выигрывающим
от открытия рынков были отнесены: 1)экспортноориентированные
дискриминируемые отрасли: черная металлургия
(3,63% от базового года), цветную металлургию
(14,45%) химическое и нефтехимическое
производство (2,05%), оборонная, угольная
промышленность.108 ; 2) сфера услуг (снижение
цены услуг, расширение набора услуг,
повышение качества, большая ориентированность
на потребителя, нейтрализация правовых
пробелов, улучшение положеня ритейлеров).
В уязвимом положении
останутся: 1) неконкурентоспособные импортозамещающие
отрасли: машиностроение (сельхозтехника,
автомобильная промышленность, оборудование) (-2,77%,), пищевая и легкая
промышленность (-4,35%, в процентах от уровня базового
года), деревообработка,
целлюлозно-бумажное производство и производство
изделий из дерева (-6,74%) авиапромышленность,
электроника, фармацевтическая
промышленность ( от 0,5 %– 2%).108 2) сельское хозяйство
(наиболее уязвимые товары: мясо,
мясопродукты, молочные продукты с длительным
сроком хранения, рис, сахар, овощи), которое ранее было
наиболее защищено тарифно-таможенным
регулированием. Незначительные угрозы
предствляют захват определенных ниш рынка
опытными зарубежными компаниями и переток
высококвалифицированной рабочей силы
в иностраные компании.
Нейтральное влияние вступление
будет иметь на отрасли промышленности,
которые не регулируются правилами ВТО
(сырая нефть, газ и вооружение) и ранее
не дискриминируемые отрасли или с минимальными
барьерами (виды минерального
сырья и некоторая продукция химической
промышленности), а в сфере услуг - это
сектора, где до вступления был высокий
уровень проникновения иностранных компаний
на рынок (аудиторско - консультационные
, бухгалтерские, брокерские услуги) и
банковский сектор, как наиболее защищенный
в результате переговоров.
При исследовании вступления
в ВТО на региональном уровне были выявлены
проблемы по адаптации субъектов. Также
было выяснено, что членство в ВТО усилит
межрегиональную социально-экономическую
дифференциацию. Вхождение в ВТО будет
способствовать росту внешнеторгового
оборота, притоку иностранных инвестиций
прежде всего в более развитые и «открытые»
регионы с отраслями экспортной экономики,
растущим сектором услуг и решенными проблемами
корпоративного управления. Превалирующее
количество таких регионов локализируются
в Уральском, Северо-Западном, Центральном
и Приволжском федеральных округах.
Cлаборазвитость, «закрытость»
экономики регионов, локализация проблемных
отраслей, концентрация моногородов являются
главными факторами риска при вступлении
в ВТО. Большая часть проблемных регионов
расположены в Сибирском, Северо-Кавказском,
Центральном и Приволжском федеральных
округах.
При исследовании актуальности
применения опыта Китая, как страны по
многим параметрам вступления и состоянию
экономики до него, похожей на Россию,
было выяснено, что китайский опыт, применимый
в нашей стране с ограничениями, свидетельствует
о том, что участие в ВТО дает шанс для
продвижения товаров на мировых рынках
и вместе с тем оставляет возможность
различными, не противоречащими праву
ВТО, инструментами и средствами защищать
внутренний рынок. Для России важен опыт
Китая в преодолении проблем
в сельском хозяйстве, автомобильной отрасли,
а также в модернизации внутренней экономики.