Социально-экономическое развитие России после вступления в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 21:36, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является анализ социально-экономического развития России после вступления в ВТО. Для достижения цели в рамках работы необходимо решить следующие задачи:
1. ознакомиться с основными механизмами, принципами деятельности, историей создания и соглашениями ВТО;
2. проанализировать этапы, принятые меры и обязательства России;
3. оценить социально-экономические и политико-правовые последствия вступления России в ВТО на региональном и федеральном уровнях;
4. рассмотреть актуальность применения опыта Китая.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..……...3
Глава 1. Общие сведения о ВТО.....................................................................................6
Глава 2. Вступление России к ВТО..............................................................................11
2.1. Этапы вступления….................................................................................................11
2.2. Принятые обязательства..........................................................................................12
2.3. Изменения в сфере законодательной базы............................................................19
Глава 3. Анализ последствий вступления для России...............................................22
3.1. Политические и правовые следствия...……………………………………...…....22
3.2.Социально-экономические следствия…………………………………………….24
3.2.1.Общие социально-экономические эффекты.............................................24
3.2.2.Эффекты по секторам экономики (отрасли промышленности, сельское хозяйство, сфера услуг)…………..…………………………………………….27
Глава 4. Прогнозы регионального развития после вступления в ВТО....................39
4.1.Общие тенденции регионального развития и уровень подготовленности властей к вступлению в ВТО……………………………………………………………………39
4.2. Факторный прогноз регионального развития........................................................40
4.3. Cоциально-экономические аспекты влияния членства в ВТО………….............47
Глава 5. Актуальность применения опыта Китая для России………………………51
5.1. История вступления, обязательства и меры адаптации ......…………………….51
5.2 Последствия членства в ВТО и выявленные проблемы........................................53
5.3. Применимость китайского опыта в России……………………….......................56
Заключение и рекомендации.......................................................................................60
Библиографический список………................................................................................66
Приложения......................................................................................................................71

Файлы: 1 файл

ВКР 2013.docx

— 1.13 Мб (Скачать файл)

Табл. 3 Российские обязательства в области внутренней поддержки (общая величина АМП)15

Годы

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018  и далее

млрд. USD

9.0

9.0

8.1

7.2

6.3

5.4

4.4


 

Всероссийским НИИ экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии сделаны расчеты государственной поддержки зеленой и желтой «корзин», на основе проекта Государственной  программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг. 16 

Табл. 4 Размер государственной поддержки сельского хозяйства  на  период до 2020 года после вступления в ВТО, млрд. долл.16.

Наименование корзины

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Зеленая

3,8

5,7

6,1

6,1

6,5

6,7

7,1

7,3

Желтая

5,7

6,1

6,5

6,2

6,6

7,1

7,7

8,4

Итого:

9,5

11,8

12,6

12,3

13,1

13,8

14,8

15,7

Разрешенный размер желтой «корзины»

9,0

8,1

7,2

6,3

5,4

4,4

4,4

4,4


 

Очевидно, что в рамках обязательств ВТО, Россия не сможет предоставить необходимый уровень поддержки.

Доступ на рынки услуг

Россия заключила 30 двухсторонних договоров о доступе на рынки услуг. Были приняты обязательства в 11 секторах сферы услуг и 116 сегментов из 155, предусмотренных классификацией ВТО.17 Россия, как и остальные члены ВТО, обязана постепенно снимать все ограничения для иностранных лиц и компаний.

 В 39 секторах услуг, например, трубопроводный, железнодорожный, внутренний водный транспорт, большинство медицинских услуг, услуги в области НИР Россия не взяла на себя обязательства, то есть сможет вводить любые ограничения для иностранцев, но такие ограничения должны соответствовать принципу наибольшего благоприятствования ВТО.18

В 30 секторах, включая услуги в области рекламы, услуги по исследованию рынка, консультационные услуги и другие, Россия приняла обязательства без ограничений. Страна сможет лишь применять недискриминационное внутреннее регулирование например, регулирование, направленное на обеспечение качества услуг или защиту прав потребителей, такое как, лицензирование, квалификационные требования, аттестация и аккредитация.18

В телекоммуникационной сфере снимется ограничение в размере 49% на иностранных собственников. Иностранные страховые компании получат доступ на рынок для открытия своих отделений через 9 лет после вступления. Зарубежные банки смогут открывать дочерние банки, но останется запрет на открытие «прямых» филиалов. Ограничение  на долю участия иностранного капитала в отдельных банковских организациях, но общее иностранное участие в банковской системе будет ограничено 50%. В сфере розничной и оптовой торговли, франчайзинговых услуг Россия обязалась допустить компании с иностранным капиталом в размере 100%.19

Охрана прав интеллектуальной собственности

Сразу после присоединения в ВТО, без установления переходного периода, законодательство РФ должно полностью соответствовать Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

В России существует проблема незаконного распространения веб-сайтами контента, охраняемого авторскими и смежными правами. Поэтому будут приниматься меры против такого рода деятельности, а компании, незаконно распространяющие объекты авторских или смежных прав в Интернете, будут преследоваться в судебном порядке.20

 Россия обязалась ввести единый размер патентных пошлин для резидентов и нерезидентов страны (ранее он различался). Также была отменена оговорка России к статье 18 Бернской конвенции, согласно которой «действие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием».21 Это условие лишало правовой охраны большое количество произведений иностранных авторов.

Ценообразование на энергоносители

Нормы ВТО не устанавливают особых обязательств в данной сфере. В ГАТТ применяется унифицированный подход ко всем отраслям, который, таким образом, распространяется на отрасли, производящие топливные товары. Нормами ВТО до сих пор не урегулирован блок сложных вопросов в сфере энергоснабжения, таких как энергетическая и экологическая безопасность, международный транзит энергии, рациональное использование энергии, осуществление государственного суверинетета над природными энергетическими ресурсами.  Ранее ЕС выдвигали требования перехода на рыночные принципы ценообразования в России в основном в контексте относительно низких  регулируемых цен на природный газ для отечественных производителей, но на заключительном этапе вопрос был снят.22

Инвестиции

Все нормативно-правовые документы РФ, касающиеся Соглашения ВТО об инвестиционных мерах, связанных с торговлей, будут приведены в соответствие правилам ВТО, за исключением мер, принимаемых в соответствии с автомобильными инвестиционными программами № 1 и № 2. Согласно соглашению об инвестициях, будет запрещено требовать от зарубежных корпораций нанимать часть отечественных работников, использовать российские продукты, сырье и материалы, передавать  технологии. 23

Санитарные и фитосанитарные нормы

Все санитарные и фитосанитарные меры будут разрабатываться и приниматься в России и в Таможенном союзе в соответствии с соглашением ВТО и международными стандартами. Будет запрещено  приостанавливать импорт продукции отдельного предприятия по результатам инспекции на месте до предоставления возможности стране-экспортеру предложить корректирующие меры, за исключением случаев возникновения серьезных рисков для здоровья человека или животных. За Россией остается право применения более жестких требований по сравнению с международными стандартами, если того требует уровень защиты, установленный в Российской Федерации. 24

Техническое регулирование

Все нормативно-правовые документы, касающиеся технического регулирования, стандартов и процедур соответствия будут приведены в соответствие с данным соглашением. Требования к телекоммуникационному оборудованию к концу 2015 будут ограничены до требований технических регламентов. 33 Но обязательные требования будут сохранены в тех областях, где это необходимо с целью обеспечения целостности, стабильности и безопасности функционирования национальной системы связи РФ. Российская Федерация должна регулярно пересматривать перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации или декларации соответствия, также все технические регламенты, чтобы выяснить насколько они по-прежнему необходимы для достижения желаемых законных целей. 33

Грузоперевозки

Тарифы на транзитную перевозку грузов железнодорожным транспортом будут применяться в соответствии с порядком, соответствующем правилами ВТО. Платежи, связанные с провозом импортируемых грузов внутри России, будут совпадать с теми, которые установлены за провоз внутренних грузов.25

Cубсидии

Программы субсидий будут изменены таким образом, чтобы их получение не зависило от того, экспортируется ли конечная продукция, и дается ли преимущество российской продукции над импортной. Запрещено будет осуществлять прямое субсидирование экспортеров, а также предоставлять субсидии, получить которые возможно только при условии использования отечественных товаров. Россия будет ставить в известность ВТО о предоставляемых ею субсидиях.

Лицензирование

В России перестанут применять лицензии на импорт алкоголя и фармакологической продукции, а также на некоторые товары, содержащие шифрование. Продукция деревообрабатывающей промышленности, алкогольная и мясная продукция будут декларироваться и ввозиться в страну через специально отведенные таможенные пункты. 26

Государственные закупки

Россия стала наблюдателем Соглашения ВТО по государственным закупкам. Переговоры о присоединении к соглашению начнутся через четыре года после вступления в ВТО. 36

 

2.3. Изменения в cфере законодательной базы

 

Согласно обязательстам, России, как участнице ВТО, необходимо привести законодательство в соответствие с требованиями, поэтому в 2001 году был утвержден «План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО». Большая часть изменений была связана с регулированием внешнеторговой деятельности. (Полный список изменений в законодательной базе см. Приложение 2). В настоящее время вступили в силу следующие законы: Федеральный закон «Об основах регулирования внешнеторговой деятельности», в Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (был значительно изменен); закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»; Закон РФ «О таможенном тарифе» (был внесен ряд изменений); патентный закон; закон «Об авторском праве и смежных правах»,  закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»; закон «О коммерческой тайне»; Закон «О техническом регулировании».27

В законодательство были внесены поправки касательно лицензирования импорта товаров, в основном относительно алкогольной продукции и лекарственных средств.

Был принят Таможенным кодекс Таможенного союза в связи с образованием таможенного союза  между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией.28

Любые нормативно-правовые акты и судебные решения касающиеся торговли товарами, услугами и правами интеллектуальной собственности, принятые в Российской Федерации или в рамках Таможенного союза, должны публиковаться согласно правилам ВТО. Все нормативно-правовые акты будут предоставлены в ВТО для получения комментариев до полной разработки и принятия в силу. Исключениями являются случаи принятия мер, затрагивающих национальную безопасность, мер урегулирования денежно-кредитной политики и мер, которые препятствуют правоохранительным органам или иным образом противоречат общественным интересам, либо наносят ущерб законным коммерческим интересам отдельных предприятий.

Положения Соглашения ВТО будут применяться на всей территории России, включая особые экономические зоны и иные зоны и приграничные территории. 

 

 

 

Глава 3. Последствия вступления в ВТО для России


3.1. Политические и правовые следствия

В условиях глобализации Россия не может оставаться закрытой страной, которую дискриминируют на международном рынке. Большинство исследователей ВШЭ, РАН, Инвестиционного совета сходятся во мнении, что вступлении России в ВТО было политическим решением. Членство в ВТО повышает престиж страны, снижает политические риски для инвесторов, влияет на общую интегрированность в глобальную политическую систему.

Стоит заметить, что страны с развитой экономикой выигрывают больше от вступления в ВТО, нежели развивающиеся.29 Но если наша страна сможет эффективно провести экономико-социальные реформы, то доступ к международному рынку и возможность играть не последнюю роль в определении правил  международной торговле будет существенным плюсом присоединения. Очевидно, что на фоне глобализационных процессов роль международных организаций будет усиливаться, и Россия, чтобы участвовать в мировом регулировании, должна стать членом такой организации. Не вступив в ВТО, Россия была бы  в торгово-политической изоляции и была бы вынуждена сохранять громоздкую систему двусторонних торговых договоров со всеми своими партнерами.

 Как член ВТО Россия не только сама будет придерживаться строгих правил, но и будет вправе требовать от зарубежных партнеров соблюдения аналогичной процедуры. Россия сможет требовать пересмотра инструментов торговой политики, применяемых к отечественным производителям другими странами, а также использовать при необходимости механизм регулирования споров ВТО.

Для Казахстана и Белоруссии (членов Таможенного союза) вступление России в ВТО - это фактически способ добиться членства в этой организации. Находясь в Таможенном союзе с Россией, они получают доступ примерно к такой же инфраструктуре, приведут правовые базы в соответствие с требованиями ВТО. По мнению большинства экспертов, роль Таможенного союза как международной организации постепенно будет снижаться, и он растворится в ВТО, как объективно более слабая организация.30

Информация о работе Социально-экономическое развитие России после вступления в ВТО