- Взаимность
Заключается в обоюдной выгодности
сторон, то есть приемлемым результатом
переговорного процесса является тот,
который каждый участник считает для себя
благоприятным.
- Транспарентность
Члены ВТО обязаны публиковать
нормативные акты, регулирующие сферу
внешней торговли, создавать и поддерживать
институты для анализа решений, затрагивающих
внешнюю торговлю, отвечать на запросы
других стран-членов о предоставлении
информации, уведомлять ВТО об изменениях
во внешне торговой политике.
- Либерализация торговли
Стороны должны стремиться
к достижению взаимовыгодных договоренностей,
направленных на значительное сокращение
тарифов и других препятствий. Основным,
а в перспективе единственным инструментом
регулирования экспорта и импорта должны
являться таможенно-тарифные средства.
Страны обязаны отказаться от применения
«любых» запретов и ограничений, будь
то в форме квот, импортных или экспортных
лицензий или других мер. Исключениями
являются сфера национальной безопасности,
здоровья, безопасности производства
и потребления, охраны окружающей среды.
5. Необходимость направления
положительных усилий на благо развивающихся
стран
Согласно положению о специальном
и дифференцированном (СИД) режиме развивающимся
странам предоставляется более длительный
переходный период и более гибкий режим.
6. Связывающие и подлежащие
исполнению обязательства
Связывающее обязательство
означает, что страна-участница не может
повысить свои тарифы сверх предельного
уровня, указанного в перечне, не договорившись
о компенсации с основными поставщиками
соответствующего продукта.
7. Предохранительные механизмы.
Данные механизмы включают
в себя специальные защитные меры, переговоры
о пересмотре уступок, антидемпинговые
действия и мероприятия, осуществляемые
в случае появления проблем, связанных
с платежным балансом. Условия, при которых
могут применяться предохранительные
механизмы предполагают причинение серьезного
вреда, вызванного увеличением импорта,
или наличие угрозы причинения такого
вреда.
Важно отметить, что правила
ВТО не устанавливают прямого запрета
субсидирования. В рамках ВТО
субсидии рассматриваются как важный
инструмент экономического развития,
особенно для стран с развивающейся экономикой.
В ВТО запрещены экспортные и импортозамещающие
субсидии.
Деятельность ВТО многообразна,
поэтому сложна и противоречива. Можно
выделить достоинства и недостатки функционирования
организации. К достоинствам относятся
понижение стоимости жизни, более широкий
выбор товаров и услуг, повышение доходов,
повышение уровня занятости, повышение
эффективности внешнеэкономической деятельности,
также политические выгоды в виде защиты
от лоббирования и борьбы с коррупцией,
эффективный механизма разрешения торговых
споров, укрепление мировой.
Недостатки ВТО состоят
в следующем: ухудшение положения развивающихся
стран при вступлении в ВТО, ухудшение
экологии, так как не существует строгих
правил охраны окружающей среды в рамках
организации; большая часть торговли и
инвестиционных отношений ведется между
промышленно развитыми странами. 4
Глава
2. Вступление России в ВТО
2.1. Этапы
вступления
Попытки выстраивания отношений
СССР и ГАТТ предпринимались с момента
возникновения последнего. В 1946 году Советский
Союз СССР отклонил предложение членства
в ГАТТ, а позже учредил Cовет экономической
взаимопомощи (СЭВ) - интегрированную организацию
социалистических стран, как заменитель
ГАТТ в торговле между странами социалистического
лагеря.
В 1979 Политбюро ЦК КПСС приняло
решение о получении СССР статуса наблюдателя
в ГАТТ, но только в 1990 такой статус
был предоставлен СССР после преодоления
жесткого сопротивления со стороны США
и других ведущих западных держав. Россия
унаследовала этот статус с 1992 года. 5
В 1993 Россия обратилась с
официальной заявкой о присоединении
к Генеральному соглашению по тарифам
и торговле и в соответствие с процедурами
была создана рабочая группа. После учреждения
ВТО в 1995 году Рабочая группа по присоединению
к ГАТТ была преобразована в Рабочую группу
по присоединению к ВТО. 5
На первом этапе переговоров в рамках
многосторонних соглашений рассматривалось
соответствие нормам ВТО экономического
механизма и торгово-политического режима
России. К 1998 была завершена подготовка
тарифных предложений и начались двусторонние
переговоры, направленные на согласование
тарифов. Начиная с 2000 года переговоры
стали охватывать все аспекты процесса
присоединения России к ВТО: тарифную
политику, доступ на рынки товаров и услуг,
сельское хозяйство, системные вопросы
касательно мер, которые необходимо предпринять
в области законодательства. К 2004 г.после
подписания Россией Киотского протокола,
удалось согласовать почти все вопросы,
вызывавшие озабоченность ЕС. Однако
в рамках двусторонних переговорах выявилось
немало трудностей. Наиболее сложные переговоры
состоялись с ЕС, США, Китаем и Грузией.
До последнего по политическим мотивам
Грузия препятствовала вхождению РФ в
ВТО. Другими основными спорными вопросами
являлись открытие рынков продовольствия,
субсидии сельскому хозяйству, стандарты
автомобильной сборки, пошлины на экспорт
и импорт древесины, обеспечение в России
защиты прав интеллектуальной собственности
и открытие финансовых рынков. 6 Воздействие
на длительность переговоров оказал экономический кризис 2008-2009 года. Также
на ход переговоров повлияло и создание
Таможенного Союза между РФ, Республикой
Белоруссией и Казахстаном. Россия приняла
на себя обязательства об обеспечении выполнения
требований ВТО и на уровне Таможенного
союза.
Российская Федерация
22 августа 2012 года официально стала 156м
членом Всемирной торговой организации
(ВТО) спустя 18 лет. Наша страна вступила
во Всемирную торговую организацию как
развитая страна, то есть приняла обязательства
в полном объеме, без особых преференций.
2.2. Принятые
обязательства
Особые
экономические зоны
Cогласно положениям ВТО, целый
ряд льгот и стимулов в российских ОЭЗ
являются нелегитимными, среди них: льготные
транспортные тарифы для экспортных поставок;
предоставление товаров и услуг производителям
экспортной промышленной продукции на
более выгодных условиях; освобождение
от налогов или льготы по налогам и прочим
сборам, экспортные кредиты на льготных
условиях и т.п.7
Согласно условиям вступления
в течение переходных периодов до 31 марта
2016 года и 31 декабря 2014 года в России останутся
две особых экономических зоны: в Калининградской
и Магаданской областях соответственно.18 Разрешено создание в соответствии
с положениями ВТО промышленно-производственных
и технико-внедренческих особых экономических
зон.
Эксперты Всемирного банка
считают данный переходный период достаточным.8 Минэкономразвития РФ готовит
комплекс предложений по изменению статуса
особых экономических зон. Российские
эксперты РАН РФ предполагают законодательную
модернизацию и поиск новых или обходных
путей поддержки, не запрещенных правилами
ВТО.9 Cкорее всего ОЭЗ будут модернизированы
в промышленно-производственные или технико-внедренческих
зоны. Согласно специалистам Всемирного
банка ключевым аспектом успешного функционирования
ОЭЗ является упрощение и упорядочение
процедур утверждения инвестиционных
проектов, предоставления иностранным
гражданам разрешений на работу, отмена
обязательных лицензий для импорта и экспорта.
Экспортные
пошлины
Применение экспортных пошлин
не регулируется соглашениями ВТО. Но
во время переговоров вопрос применения
экспортных пошлин стал предметом серьезных
дискуссий, так как, согласно мнению членов
ВТО, тарифные ограничения экспорта негативно
влияют на конкурентоспособность иностранных
компаний за счет роста издержек на приобретение
сырья, полуфабрикатов и энергоносителей.10 Таким образом, более чем 700
тарифных линий были зафиксированы ставки
экспортных пошлин. Список включает минеральное
топливо, нефть, товары рыбной промышленности,
недрагоценные металлы, дерево, бумагу,
необработанные шкуры и кожу. Переходный
период установлен для некоторых товаров
и составляет от 1-5 лет.11
Импортные
пошлины
О доступе на рынки товаров
Россия заключила 57 договоров. Средневзвешенная
ставка импортного тарифа была сокращена
с 10% до 7.8%. Средний сельскохозяйственный
тариф – с 13.2% до 10.8%, на промышленные товары
- с 9,5% до 7,3%. В таблице 1 показаны средние
максимальные пошлины по некоторым товарным
группа после оканчания периодов, отведенных
на исполнение обязательств. Стоит заметить,
что только четверть тарифов будут снижены
через три года после присоединения, остальная
треть – сразу. 12
Табл. 1 Средние максимальные
пошлины после окончания периодов, отведенных
на исполнение обязательств13
Товарные группы |
Действующий уровень,
% |
Сниженный уровень,
% |
молочная продукция |
19,8 |
14,9 |
зерновые |
15,1 |
10,0 |
масличные, жиры
и масла |
9,0 |
7,1 |
химическая продукция |
6,5 |
5,2 |
автомобили |
15,5 |
12,0 |
электрооборудование |
8,4 |
6,2 |
древесина и бумага |
13,4 |
8,0 |
готовые продукты
из рыбы |
15 |
12,5 -12 |
лекарства |
15 |
6,5 - 5 |
продукция информационныхтехнологий |
5,4 |
0 |
Наиболее длительный период
выполнения обязательств по установлению
максимальных ставок пошлин составит
восемь лет (для свинины). Следующим по
продолжительности будет период в семь
лет, установленный для пошлин на товары
для автомобилей, вертолетов и транспортных
средств гражданской авиации.
Наиболее длительный период
выполнения обязательств по установлению
максимальных ставок пошлин составит
восемь лет (для свинины). Следующим по
продолжительности будет период в семь
лет, установленный для пошлин на товары
для автомобилей, вертолетов и транспортных
средств гражданской авиации.
Россия согласилась снизить
пошлины по многим товарам. Уровни связывания
тарифов ниже, изначально предлагаемых
Россией, но с другой стороны уровень защиты
России выше, чем в развитых странах.
Рис. 2 Средний уровень
импортных пошлин РФ и некторых членов
ВТО13
Тарифные
квоты
Любые количественные ограничения
импорта вне правил ВТО, включая меры в
виде квот, запретов, разрешений на импорт,
требований сертификации будут отменены.
Но тарифное квотирование останется при
мипорте охлажденного и мороженого
мяса крупного рогатого скота, свинины
и мяса птицы и видов молочной сыворотки. В пределах квоты на эти товары
будут действовать одни ставки ввозных
пошлин, а за пределами квот — другие,
более высокие. Некоторые из тарифных
квот также предусматривают определенное
распределение между странами-экспортерами.
В таблице 2 указаны
основные ставки таможенных пошлин в пределах
и за пределами тарифных квот.
Табл. 2 Тарифные квоты российского
рынка в соответствии c обязательствами
России по вступлению в ВТО14
Продукты |
Внутриквотная ставка
(%) |
Внеквотная ставка
(%) |
Объем ТРК (тонн) |
Говядина (0201) |
15 |
55 |
40000 |
Говядина (0202) |
15 |
55 |
530000 |
Свинина(кроме 0203
29 550 2 , 0203 900 2) |
0 |
65 |
40000 |
Свиные субпродукты
(0203 29 550 2, 0203 29 900 2) |
0 |
65 |
30000 |
Мясо птицы(0207 14 200,
0207 600) |
25 |
80 |
250000 |
Мясо птицы(0207 14 200,
0207 600) |
25 |
80 |
100000 |
Мясо птицы (0207 27) |
25 |
80 |
14000 |
Сыворотка (0404 10 120,
0404 10 160) |
10 |
15 |
15000 |
Обязательства
по поддержке сельского хозяйства
В рамках ВТО внутренняя государственная
поддержка делится на три «корзины»: зеленую
(меры, не искажают воздействие на торговлю),
янтарная (меры искажают воздействие на
торговлю) и синюю (меры ограничивают производство).
(См. Приложение 1) Меры, предусмотренные
зеленой «корзиной», могут применяться
без ограничения и не подлежат обязательному
сокращению.
Переговоры по сельскому
хозяйству были направлены на достижение
договоренностей по объему внутренней
поддержки сельского хозяйства в рамках
«янтарного ящика». Обязательства по агрегированным
мерам поддержки (АМП) сельского хозяйства
для России предусматривают уровень внутренней
поддержки 9 млрд долларов США до 2013, который
будет снижен в переходный переиод до
2018 года до 4.4 миллионов долларов США. Ежегодный объем средств на
поддержку отдельных видов продукции
сельского хозяйства не превысит 30% от
всего объема средств, выделенных на развитие
этой отрасли. Это обязательство призвано
предотвратить концентрацию субсидий
в отдельных сегментах сельского хозяйства
и будет соблюдаться с момента присоединения
России к ВТО до 31 декабря 2017 года.15