Социально-экономическое развитие России после вступления в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 21:36, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является анализ социально-экономического развития России после вступления в ВТО. Для достижения цели в рамках работы необходимо решить следующие задачи:
1. ознакомиться с основными механизмами, принципами деятельности, историей создания и соглашениями ВТО;
2. проанализировать этапы, принятые меры и обязательства России;
3. оценить социально-экономические и политико-правовые последствия вступления России в ВТО на региональном и федеральном уровнях;
4. рассмотреть актуальность применения опыта Китая.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..……...3
Глава 1. Общие сведения о ВТО.....................................................................................6
Глава 2. Вступление России к ВТО..............................................................................11
2.1. Этапы вступления….................................................................................................11
2.2. Принятые обязательства..........................................................................................12
2.3. Изменения в сфере законодательной базы............................................................19
Глава 3. Анализ последствий вступления для России...............................................22
3.1. Политические и правовые следствия...……………………………………...…....22
3.2.Социально-экономические следствия…………………………………………….24
3.2.1.Общие социально-экономические эффекты.............................................24
3.2.2.Эффекты по секторам экономики (отрасли промышленности, сельское хозяйство, сфера услуг)…………..…………………………………………….27
Глава 4. Прогнозы регионального развития после вступления в ВТО....................39
4.1.Общие тенденции регионального развития и уровень подготовленности властей к вступлению в ВТО……………………………………………………………………39
4.2. Факторный прогноз регионального развития........................................................40
4.3. Cоциально-экономические аспекты влияния членства в ВТО………….............47
Глава 5. Актуальность применения опыта Китая для России………………………51
5.1. История вступления, обязательства и меры адаптации ......…………………….51
5.2 Последствия членства в ВТО и выявленные проблемы........................................53
5.3. Применимость китайского опыта в России……………………….......................56
Заключение и рекомендации.......................................................................................60
Библиографический список………................................................................................66
Приложения......................................................................................................................71

Файлы: 1 файл

ВКР 2013.docx

— 1.13 Мб (Скачать файл)

В завершении, можно сказать, что последствия членства в ВТО в большей мере зависят от мер государственной и региональной политики по адаптации экономики страны и регионов. И при всей болезненности интеграции в мировую экономику, она необходима России, чтобы более интенсивно проводить структурную перестройку и повышать эффективность.  

В качестве рекомендаций к данной работе можно в первую очередь отнести составляющие положительного опыта Китая, которые применимы в нашей стране.  Среди них: постоянное совершенствование законодательства, активная инвестиционная политика, защита внутреннего рынка различными, не противоречащими правилам ВТО мерами, поддержка малого и среднего бизнеса, применение мер «зеленой корзины» в сельском хозяйстве (финансирование научно-исследовательских работ, модернизации транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры, строительства жилья для молодых специалистов), создание совместных предприятий в наиболее уязвимой отрасли промышленности – машиностроении, широкая информационно-образовательная деятельность. Данные меры, хотя и имеют меньший эффект в краткосрочной перспективе, но способствуют устойчивому развитию и повышению конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.

Для привлечения прямых иностранных инвестиций, которые, судя по опыту Китая, могут дать экономике необходимый импульс для развития при вступлении в ВТО, необходимо  улучшать бизнес-климат. Работа в России в данном направлении должна включать в себя: снижение административных барьеров, реформирование российской судебной системы, предоставление гарантии защиты прав собственности, борьбу с коррупцией, развитие инфраструктуры, осуществление инвестиций в современную систему профессионального образования.

Согласно китайскому опыту большой потенциал развития заложен в политике продвижения экспорта. В России необходимо создание условий для преодоления информационных, лицензионных, таможенных, административных и инфраструктурных барьеров в ходе экспортной деятельности.

Другая часть рекомендаций следует из анализа социально-экономических последствий на федеральном и региональном уровнях РФ и состоит в преодолении проблем и усилении положительного эффекта.

В первую очередь для минимизации потерь необходимыми являются меры социальной политики. Меры должны быть направлены на ускорение процесса перемещения рабочей силы из неконкурентоспособных предприятий и отраслей в те отрасли и регионы, которые имеют потенциал роста. Условия мобильности капитала и человеческих ресурсов  должны включать в развитие рынка съемного жилья, ипотеки, устранение коррупционного налога и ограничений конкуренции в ряде регионов. Наибольшую сложность представляют моногорода, где значительная часть населения работает на градообразующих предприятиях, находящихся в зоне риска. Меры федеральной и региональной политики в первую очередь должны быть направлены в моногорода.

 Развитие человеческого капитала позволит людям легче искать работу в других регионах или адаптироваться на месте. Необходимый набор специальностей должен соответствовать инфраструктурным проектам, важна начальная практическая подготовка по основам ведения бизнеса, обучение населения бухгалтерскому учету, информационным технологиям, специальностям, востребованным в сфере услуг.

С ростом безработицы необходимо повышение эфективности работы служб занятости.

Основными инструментами федеральной помощи регионам могут быть дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ, кредиты на создание инфраструктуры, инвестиционная поддержка градообразующих предприятий и субсидии на развитие малого и среднего бизнеса. Развитие транспортной инфраструктуры обеспечит связь регионов страны и откроет их для торговли.  На региональном уровне главная задача состоит в формировании внутренних источников развития, возможной диверсификации экономики моногородов.

В сфере сельского хозяйства отдельного упоминания заслуживает возможность применения санитарных и фитосанитарных мер в качестве барьеров для защиты внутреннего рынка (использование высоких санитарных стандартов, объясняемое защитой здоровья потребителей, нередко применяется дл ограничения доступа импортной продукции).

Таким образом, у государства остаются различные меры поддержки и регулирования, которые давно с успехом используются во многих странах. К ним, в частности относятся: государственная поддержка развития транспортной и социальной инфраструктуры, развитие информационно-консультативных служб, стимулирование экспортной дейтельности, использование антидемпинговых, специальных защитных, компенсационных и других мер.

 

 

Библиографический список


Нормативно-правовые акты

  1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 г. [Электронный ресурс] // ВТО: [Сайт]. URL: http://www. wto.ru/ru/content/documents/docs/gatt47ru (дата обращения: 20.02.2013)
  2. WTO, «Working Party seals the deal on Russia's membership negotiations», Geneva, 10 November 2011.URL: http://www.wto.org/english/news_e/news11_e/acc_rus_10nov11_e.htm (дата обращения 22.01.2013)
  3. Вступление России в ВТО :
изменение российского законодательства//Гарант: Версия Проф. [Электрон. ресурс]. -АО «Гарант» [Cайт]. URL: http://www.base.garant.ru/58045577/‎ (дата обращения 3.03.2013)
  4. Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации//Консультант Плюс: Версия Проф. [Электрон. ресурс] АО «Консультант» [Cайт]. URL:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_INT_53642/ (дата обращения 31.01.2013)
  5. Документы Министерства экономического развития РФ «Об обязательствах России по доступу на рынок товаров»: [Электронный ресурс].- Министерство экономического развития РФ [Сайт] URL: http// www.economy.gov.ru (дата обращения 2.04.2013)

 

Научная и учебная литература

  1. Вступление России в ВТО: мнимые и реальные социальные последствия / Кол. авт. Независимый институт социальной политики; авт. Л. Н. Овчарова, В. Е. Рыбалкин, Н. В. Зубаревич . – Москва , Поматур, 2004 .
  2. ВТОрична для России: Вступлении России в ВТО: аналитический обзор Ernst andYoung , РЭШ, 2011
  1. Земницкий А. В. Оценка возможных последствий присоединения России к ВТО для сектора финансовых услуг// Экономический журнал ВШЭ. Т. 5.  № 4. С. 533-563, 2001

  1. Зубаревич Н.В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. — М.: Независимый институт социальной политики, 2010
  2. Иванов И. Россия на пороге ВТО. //МЭ и МО 2007 №8. с 5.
  1. Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО // Национальный Инвестиционный Совет РАН. – Б.м., 2002.

  1. Немова Л.А. Проблемы функционирования ОЭЗ в условиях действия режимов ВТО. Государственно-частное партнерство: теория, методология и практика / Науч. ред.: А.Г. Зельднер; ред. коллегия: Э.Д. Матвиевская, Э.А. Паруль, О.М. Грибанова. — М.: ИЭ РАН, 2011. – 212 с
  2. Портанский А.П. Миссия России в ВТО. Россия в глобальной политике. №4, 2011
  3. Портанский А. П. ВТО и ее роль в глобализации мировой экономики. М.: Изд. РАГС, 2010
  4. Портанский А.П. Многосторонняя торгововая система в ХХI веке: возможности и  риски (Монография). М.: РАГС, 2010
  5. Портанский А. П. Что ждет энергетику, когда придет ВТО?//Газета № 01-02 (165-166) январь 2011
  6. Портанский А. П. Россия должна стать активным игроком в ВТО // Промышленник России. 2012. № 12. С. 26-28
  7. Проблемы и перспективы присоединения России к Всемирной торговой организации» сборник научных трудов преподавателей ВАВТ (под ред. Долгова С.И.) – М.: ВАВТ, 2003
  8. Отраслевой анализ присоединения России к ВТО / Российский национальный комитет Международной торговой палаты совместно с отраслевыми союзами и ассоциациями и Российской Академией наук (РАН) при участии специалистов Группы «Русский алюминий». – Б.м., 2001
  9. Разработка прогнозов социально-экономических последствий вхождения России в ВТО //Государственный Университет - Высшая Школа Экономики. – Б.м., 2003.
  10. Россия на пути к ВТО . Отраслевой анализ . М .: ИМЭМО РАН , 2001
  11. Россия в ВТО: мифы и реальность // ЦЭФИР. – Б.м., 2001
  1. Секторальный и региональный анализ последствий вступления России в ВТО: оценка издержек и выгод/ Юдаева К., Бессонова Е., Козлов К. и др. Рабочие материалы Московского центра Карнеги. №3, 2003

  1. Социальные последствия вступления России в ВТО / Бюро МОТ в Москве. - М., 22 - 23 февр. 2003
  2. Членство в ВТО – новый этап участия России в международной торговой системе / Под редакцией С.Ф. Сутурина и Н.А. Ломагина. Научное издание. – Издательский центр Экономического факультета СПбГУ Санкт-Петербург , 2013. – 264 стр.
  3. Шуйский В.П. Присоединение к ВТО как фактор ускорения интеграции России в глобальное научно-техническое пространство // Внешнеэкономический бюллетень. 2006. № 10. С. 8-11
  4. Analitical Report on Growth and Investment in Russia's Regions "Unleasing the Potential" // Center for Economic and Financial Research at New Economic School CEFIR. - Policy Paper series №24 , 2006
  5. Analysis of the Agribusiness Sector in Southern Russia // The European Bank for Reconstruction and Development (EBRD) and the Investment Centre of the Food and Agriculture Organization of the UnitedNations (FAO). - Report Series - N. 13, 2009
  6. Aslund A. Russia’s Accession to the World Trade Organisation // Eurasian Geography and Economics, Vol. 48, No.3. - 2007.- pp. 289-305
  1. Broadman H.E Unleashing Russia’s business potential: lessons from the regions for buildind market institutions // World Bank. Washington, 2002

  1. David G. Tarr Russian WTO accession: Achievements, impacts, challenges // OECD, 2008.
  2. Jensen J., Rutherford T., Tarr D. Economy Wide Effects of Russia’s Accession to the WTO / World Bank. - S. l., 2003
  3. Jensen, J., T. Rutherford, and D. Tarr The Impact of Liberalizing Barriers to Foreign Direct Investment in Services: The Case of Russian Accession to the World Trade Organization, Review of Development Economics, Vol. 11, No. 3.- 2007.-  pp. 482-506.
  4. Karen Halverson China’s WTO Accession: Economic, Legal, and Political Implications , 27 B.C. Int'l & Comp. L. Rev. 319, 2004
  5. Kiselev S. and Romashkin R. Possible Effects of Russia's WTO Accession on Agricultural Trade and Production // ICTSD. Issue Paper No. 40, 2012
  6. Liping He, Xiaohang Fan Foreign Banks in Post-WTO China An Intermediate Assessment in China & World Economy / p. 3-16, Vol. 12, No. 5, 2004
  1. Qin, Julia Ya WTO-Plus Obligations and Their Implications for the World Trade Organization Lecal System: An Appraisal of the China Accession Protocol /  Journal of World Trade, Vol. 37 No. 3, pp. 483-522, 2003

  1. Rutherford, T., D. Tarr, and O. Shepotylo Poverty Effects of Russia’s WTO Accession: Modelling ‘Real’ Households and Endogenous Productivity Effects /  World Bank Research,Washington, DC: World Bank, 2004.
  2. Sachs, Jeffrey D., and Wing Thye Woo China's Economic Growth After WTO Membership / Journal of Chinese Economics and Business Studies, January, Vol. 1 № 1, pp. 1-33, 2002
  3. Rutherford Thomas , Tarr David,. Regional impacts of Russia's accession to the World Trade Organization / Policy Research Working Paper.- Series 4015, The World Bank, 2006
  4. Special Economic Zones: Performance, Lessons Learned and Implications for Zone Development. FIAS, The World Bank Group. Washington DC. April 2008
  1. Tochitskaya, I. Russia’s Accession to the WTO: Impacts and Challenges, CASE Network E-briefs 01/CASE, Warsaw, 2012

Электронные ресурсы

  1. Волчкова Н., Турдыева Н. Россия и ВТО / ЦЭФИР [Электронный ресурс] // Цефир : [сайт]. UPL: www.cefir.ru/download.php?id=3182‎ (дата обращения: 3.03.2013).
  2. Всемирная торговая организация: портал [Электронный ресурс]. ВТО [Сайт]. URL: http://www.wto.org (дата обращения 6.01.2013)
  3. Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии портал[Электронный ресурс].-ВНИИ Экономики сельского хозяйства  [сайт]. URL: http://www.vniiesh.ru (дата обращения 4.04.2013)
  4. Дамм Т. ВТО: Куда же все-таки вступила Россия [Электронный ресурс] . -Международный кооперационный проект «Германо-Российский аграрно-политический диалог [Сайт]. URL: http://lenagro.org/stati/2096-vto-kuda-zhe-vse-taki-vstupila-rossiya.html
  5. Министерство  промышленности и торговли РФ:портал[Электронный ресурс].-URL: http://www.minpromtorg.gov.ru (дата обращения 3.03.2013)
  6. Министерство экономического развития РФ: портал[Электронный ресурс]. URL: http// www.economy.gov.ru (дата обращения 4.03.2013)
  7. О рисках и угрозах обеспечения конкурентоспособности продукции сельского хозяйства в условиях присоединения России к ВТО [Электронный ресурс]/ГНУ Всероссийский исследовательский институт экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии [Сайт] URL: http://www.vniiesh.ru/news/9651.html (дата обращения 11.04.2013)
  8. Россия в ВТО: мифы и реальность [Электронный ресурс]. - ЦЭФИР  [Сайт]. URL: www.wto.ru/ru/content/documents/docs/wto_rusCEFIR.doc (дата обращения 13.02.2013)
  9. Росстат РФ : портал [Электронный ресурс]. Ростат [Cайт]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения 3.03.2013)
  10. World Bank Moderating Risks, Bolstering Growth [Электронный ресурс] Russian Economic Report 27, URL: http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/document/rer'27'march2012'eng.pdf (дата обращения 11.02.2013)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Приложения


Приложение №1. Меры поддержки сельского хозяйства109

 

Зеленая «корзина» ВТО – меры не искажают воздействие на торговлю

Желтая «корзина» ВТО – меры искажают воздействие на торговлю

Голубая «корзина» ВТО – меры ограничивают производство

-поддержание и создание  инфраструктуры;

- компенсация потерь в  случае стихийных бедствий;

- страхование доходов  сельхозпроизводителей;

- научные исследования;

- подготовка кадров;

- и т.д. полный перечень  содержится в приложении 2 к Соглашению  по сельскому хозяйству

- ценовая поддержка интервенционной  закупки товара;

- субсидии на отдельные  виды продукции;

- компенсации части стоимости  комбикормов, минеральных удобрений  и др.

- льготы по оплате ГСМ;

- потребление электроэнергии  на льготных условиях;

- кредиты на льготных  условиях

- выплаты, привязанные к  фиксированным урожаям;

- выплаты производятся, если  достигнуто 85% и менее базового  уровня производства;

- животноводческие выплаты  производятся исходя из фиксированного  поголовья скота 

Информация о работе Социально-экономическое развитие России после вступления в ВТО