Содержание переходной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 20:25, лекция

Описание работы

В настоящей теме мы более подробно рассмотрим особенности переходной экономики, ее отличия от современной рыночной экономики, в направлении которой развивается переходная экономика нового типа, и ее отличия от централизованно планируемой экономики, на базе которой она сформировалась.

Содержание работы

1.1. Централизованно планируемая экономика и ее распад
1.2. Сущность и важнейшие особенности переходной экономики
1.3. Собственность и ее формы в переходной экономике
1.4. Экономическая роль государства
1.5. О критериях завершения переходного периода

Файлы: 1 файл

Сущность перех.экономики.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

     Из приведенных  примеров видно, что с точки  зрения обогащения индивида первоначальное  накопление капитала не занимает  много времени - столетия, например. Это дело нескольких месяцев  или лет. Столетия нужны были для того, чтобы в макроэкономическом (национальном) масштабе возникло множество индивидуальных капиталов, которые постепенно вытесняют другие, докапиталистические способы производства, а формирующиеся отношения между индивидуальными капиталами и наемными рабочими вытесняют докапиталистические отношения.

     Сопоставим  количественно два принципиально  разных способа первоначального  происхождения капитала - трудовой (примеры с крестьянином и "челноком") и перераспределенческий (примеры  с разбойниками - на суше и на море) - в истории первоначального накопления в 15-18 веках. Ответ будет совершенно определенным: второй способ, источник первоначального капитала заведомо преобладал.

     Первоначальное  накопление капитала является  обязательной стадией, фазой становления капитализма в любой стране. В классической форме оно происходило в эпоху формирования капитализма в 15-18 веках. Классическую форму оно имело потому, что это был естественно-исторический, эволюционный переход от феодализма к капитализму. Возможность этого создавало то обстоятельство, что буржуазные экономические отношения формировались в недрах феодализма, в котором товарно-денежные отношения давно существовали и постепенно развивались.

     1. Первая  принципиальная особенность современного первоначального накопления капитала состоит в том, что в новейшей истории происходит переход не от феодализма к капитализму, а от социализма к капитализму. А при социализме, в его недрах буржуазные отношения не развивались, а подавлялись (хотя и не всегда успешно) всей мощью социалистического государства. Эта первая принципиальная особенность современного первоначального накопления капитала, его отличие от классического случая порождает ряд вторичных, но важных особенностей такого перехода по сравнению с классическим.

     2. Вторым, возможно, самым важным отличием современного  первоначального накопления капитала  является преобладание такой  его конкретной формы как массовая  приватизация бывшей социалистической  государственной собственности.  В классическом случае, естественно, не было и не могло быть ни предшествующей социалистической собственности, ни ее приватизации.

     3. Третья  особенность: современное первоначальное  накопление капитала происходит  исторически очень быстро - вместо  нескольких веков его продолжительность может составить лишь два десятилетия.

     4. Четвертая  особенность в том, что этот  процесс происходит в странах,  окруженных сложившимися зрелыми  капиталистическими странами, а  не в окружении моря феодальных  стран, как это было в классическом случае.

     5. Отсюда  следующая особенность современного  первоначального накопления капитала: вторичный, производный и зависимый  характер преобразований в переходных  экономиках, так как эти преобразования  происходят в условиях массированного  вмешательства и влияния зарубежного капитала на первоначальное накопление отечественного капитала. Следует понимать это вмешательство не как помощь или противодействие в обычном смысле слова, а как воздействие на создание внешних и частично внутренних условий для превращения социалистических стран в буржуазные, для создания условий, делающих эти преобразования необратимыми. Ясно, что такое вмешательство не может не быть противоречивым в своем воздействии на переходные экономики.

     6. Следующая  черта современного первоначального накопления капитала: возможность массового оттока национального капитала за рубеж.

     7. Наконец,  сами конкретные формы первоначального  накопления капитала в новейшей  истории не могут полностью  совпадать с классическими. Например, огораживание как в классическом случае сейчас невозможно.

Современные конкретные формы первоначального накопления капитала в России, например, таковы:

отмеченная выше массовая приватизация государственной социалистической собственности,

массированное использование и присвоение государственных финансов,

коррупция,

использование политического  и административного влияния (ресурса),

массовое мошенничество,

использование законодательных  рычагов как инструмента перераспределения  собственности (инвестиционные конкурсы, залоговые аукционы, законы о банкротстве, об арбитраже и др.),

многообразные криминальные способы обогащения,

использование войн и  локальных конфликтов,

использование некоторых  страновых особенностей вхождения  национальной экономики в мировую (например, для России очень важным источником первоначального накопления капитала был огромный разрыв внутренних и мировых цен на многие товары).

 

Перечисленные конкретные формы первоначального накопления капитала не исчерпывают весь список таких форм, примененных во всех переходных экономиках. Перед нами не стоит и задача выявления общего и специфически российского в этих формах. Поэтому мы ограничимся рассмотрением лишь важнейших из них, оказавшихся характерными для большинства переходных экономик.

 

Приватизация как форма современного первоначального накопления капитала

 

Рассмотрим более внимательно  приватизацию государственной собственности  в современных условиях как важнейший  источник возникновения новых капиталов  и главное средство отделения  непосредственных производителей от ранее государственных (общественных) средств производства. Приватизация государственной социалистической собственности - это процесс передачи (на возмездной или безвозмездной основе) ресурсов и предприятий, принадлежащих государству или местным органам власти частным лицам или их группам, организованным в разных юридических формах для совместного хозяйствования (товарищества и общества).

     Можно выделить  ряд коренных и общих для  двух с половиной десятков  стран черт приватизации государственной собственности.

Прежде всего, общим  является стихийный этап приватизации, называемой стихийной (спонтанной) приватизацией  государственных социалистических предприятий.

Затем достаточно четко  выделяются два этапа и формы  организованной и узаконенной приватизации: почти во всех постсоциалистических странах сначала проводилась ваучерная (чековая) приватизация, срок которой составляет 3-5 лет.

После этого наступила пора и  этап денежной приватизации, которая  продолжается неопределенно долго.

 

Стихийная приватизация не имеет четких начальных границ. Это был сначала медленный процесс, начавшийся еще в недрах социализма и выступавший в разных странах как процесс совершенствования именно социалистических производственных отношений. Однако фактически первой приватизацией государственной социалистической собственности как особой формы и стадии первоначального накопления капитала была нелегальная деятельность "цеховиков".

     Это были "социалистические" предприниматели, осуществлявшие  свою деятельность в недрах социализма на средствах производства и с использованием ресурсов социалистических по форме предприятий с целью извлечения частной прибыли. Естественно, это была полностью нелегальная, противозаконная деятельность, преследовавшаяся органами правопорядка. Существуют только экспертные оценки масштабов такой деятельности. Можно сослаться лишь на одну официальную оценку Госкомстата России масштабов доходов, полученных за счет различного рода несоциалистической деятельности. По этой оценке, уже в 1980 г. 1/16 часть всех доходов населения СССР была предпринимательским, то есть нетрудовым доходом.

     Собственно стихийная  приватизация как "незаконная  приватизация под прикрытием  закона" в СССР связывается  больше всего с рядом законодательных  актов, принятых во второй половине 80-х годов. Самыми мощными импульсами стихийной приватизации оказались Постановления Верховного Совета СССР и РСФСР и Закон о разграничении государственной собственности на федеральную, республиканскую и местную, Законы о кооперативной деятельности, о государственном предприятии, об аренде. В течение примерно четырех лет, еще до законодательного признания частной собственности на средства производства фактически возникли массовые условия, позволившие, прежде всего и более всего руководителям государственных социалистических предприятий, использовать финансовые ресурсы и активы своих государственных предприятий в частных интересах.

     Кооперативы, созданные  после 1987 г., стали правовым инструментом  и формой прикрытия сугубо  капиталистической предпринимательской деятельности в условиях формального господства социалистической собственности. Это был период фактического развала социалистического государства и социалистического хозяйствования, бурный процесс обогащения небольшой части самых предприимчивых - от руководителей государственных предприятий до криминальных элементов, формирования и консолидации идеологических и политических сил, выражавших интересы складывавшегося нового класса буржуазии. В конечном счете, эти силы и захватили политическую власть в стране.

     Начался новый этап  приватизации. Оформившая свое политическое  господство новая власть, выражавшая  коренные интересы нарождавшейся  новой буржуазии, должна была  поставить под свой контроль  и управление процесс стихийной  приватизации огромной государственной собственности, сделать этот процесс более планомерным и эффективным (со своей точки зрения). При этом необходимо было нейтрализовать массы трудящихся, которые формально оставались еще совладельцами всей этой государственной собственности, быстрейшим образом сделать невозможной реставрацию старого строя.

     Ваучерная приватизация  стала первоначальной и распространенной  формой приватизации государственной  собственности в бывших социалистических  странах по нескольким причинам. Она проводилась от имени народа и в интересах народа - так официально заявлялось новой властью.

     Такая форма приватизации  выглядит вполне справедливым  способом отделения непосредственного  производителя, работника от ранее  общей (представлявшейся всенародной) государственной собственности. Это отделение именно выглядит как добровольное и справедливое разделение (дележка) накопленных ранее трудом всего народа средств производства между всеми гражданами страны. Задача этой акции заключалась более всего в том, чтобы обеспечить социальную поддержку буржуазных преобразований широкими массами населения, создать видимость равного участия всех граждан в дележе созданной ранее трудом всех государственной собственности, тем самым политически и социально нейтрализовать большую часть населения страны.

     Фактически народ  был поставлен перед выбором:  брать свой ваучер (пай) и попробовать  получить хоть что-то или отказаться  от ваучера и не получить  вообще ничего. Потом, после получения  ваучера, появился другой выбор:  что делать с ваучером, как наиболее эффективно его использовать. Вот здесь, на этой стадии преобразований, кроме принципиальной недостижимости социальной справедливости самой приватизации, следует различать природу дележки государственной собственности и фактически, реально использованные способы этой дележки.

     В разных странах,  где проводилась ваучерная приватизация, возможности выгодного использования  ваучеров оказались весьма не  совпадающими. Наиболее цивилизованной, поэтому и наиболее эффективной  технология ваучерной приватизации оказалась в Чехии, Словакии, Венгрии, Польше. В этих странах относительная эффективность ваучерной приватизации обеспечивалась рядом решений: ваучеры были именными, их можно было использовать только целевым образом - на приобретение акций приватизируемых предприятий, оценка инвестиционной привлекательности приватизируемых предприятий была гласной и направленной на сохранение эффективной деятельности этих предприятий, а также рядом других мер.

     Результатом такой  приватизации оказалось значительное реальное наполнение стоимости ваучеров, их большее соответствие провозглашенной функции ваучерной приватизации - разделению в частную собственность значительной части общегосударственной собственности. В России же ваучер благодаря "техническим особенностям" проведения этого этапа приватизации оказался обесцененным - его стоимость во многих случаях оказалась равной двум бутылкам водки.

     В России все было  сделано для того, чтобы ваучеры  оказались как можно скорее  сконцентрированными в руках немногих, чтобы как можно быстрее создать новых частных собственников. Идеологи такой приватизации госсобственности при этом ссылались на один из тезисов западной экономической теории: неважно, каким будет новый частный собственник, важно, чтобы он появился как можно скорее. Лишь затем рынок, конкуренция выдвинет на авансцену эффективного собственника. Вполне вероятна правильность этого постулата, если его рассматривать абстрактно. В российских же условиях такой подход привел к ряду явно негативных последствий долговременного характера.

     Другим  аргументом в пользу реализации  такой модели и практики ваучерной  приватизации было утверждение  о том, что у населения и  предприятий не было средств  на выкуп крупных и средних предприятий. Однако в ряде других стран, проводивших ваучерную приватизацию, в которых население также было не в состоянии выкупать крупные и средние предприятия, решение оказалось не таким разрушительным для их экономик. Кроме того, ряд событий последовавшей затем в России денежной приватизации еще убедительнее доказал лукавство тех, кто отстаивал указанный тезис.

     За период  ваучерной приватизации в течение  3-4 лет в подавляющем большинстве  постсоциалистических стран в  частную собственность перешла  примерно половина активов (или капитала) нации. К середине 1994 г. в России было приватизировано около 100 тысяч предприятий - чуть больше 2/3 всех промышленных предприятий страны, примерно 40 млн. человек стали владельцами акций, чуть больше 1 млн. человек стали владельцами малого бизнеса.

Информация о работе Содержание переходной экономики