Приведем
еще ряд цифр, характеризующих
результаты ваучерной приватизации
в России. Если доля государственных
основных фондов (капитала) во всех
основных фондах страны в 1990
г. превышала 91% (остальное пришлось
в основном на колхозно-кооперативные организации),
то в 1994-1995 гг. она снизилась до 42-44% (разница
в оценках - результат использования разных
цен в связи с учетом переоценок основных
фондов в 1994-1995 гг.). В сельском хозяйстве
в 1990 г. личные подсобные хозяйства населения
и фермерские хозяйства произвели 26% всей
продукции, а в 1995 г. - уже 48%. В инвестициях
в основной капитал доля государства в
1990 г. была около 90%, а в 1995 г. - уже 31%, а в
подрядных работах доля государства за
тот же период снизилась со 100% до 13%. Такие
же примерно цифры характеризуют изменение
структуры розничного товарооборота.
Бесплатный
характер российской приватизации
очевиден: доходы от ваучерной
приватизации в течение примерно
трех лет ее проведения ни
разу не превысили 1% доходной части государственного
бюджета страны. При этом в 1993 г. эта цифра
была 0,4%, в 1994 г. - 0,1%. В абсолютных цифрах
доходы от приватизации в 1993 г. оказались
около 0,5 млрд. долларов.
Для сравнения
можно привести данные о результатах частичной приватизации, проведенной
в 1988-1992 гг. в такой маленькой стране как
Новая Зеландия. За пять лет бюджет этой
страны получил 8,5 млрд. долл. ежегодно
от приватизации всего лишь 3,5% активов
страны. Иными словами, приватизировав
за пять лет меньше 1/5 части производственных
активов страны, бюджет Новой Зеландии
получил 8,5 млрд. долл., а Россия, приватизировав
более 1/2 своих активов, получила вчетверо
меньшие доходы. К тому же нужно напомнить,
что Россия по объему своих производственных
активов накануне 1991 г. была, по крайней
мере, в первой десятке стран мира в отличие
от Новой Зеландии.
Другим
примером заметно более эффективной
приватизации можно считать Великобританию,
в которой за те же пять
лет была приватизирована примерно
1/20 часть производственного потенциала страны.
Однако это принесло бюджету более 44 млрд.
долл.
Денежная
приватизация началась в России
формально с 1 июля 1994 г., в большинстве
других постсоциалистических стран
примерно в те же сроки. Проводилась
и проводится она неровно, если судить по доходам бюджета
от продажи государственного имущества.
Однако по сравнению с ваучерным этапом
приватизации эти доходы в годовом долларовом
исчислении возросли в среднем в 2-3 раза.
В денежной приватизации в России можно
выделить два подэтапа: 1994-1999 годы и 2000-2002
годы.
Для первого
периода денежной приватизации
характерны постоянные скандалы,
которые еще больше обнажили
природу российской приватизации.
Так называемые залоговые инвестиционные
аукционы 1997 года еще больше усугубили олигархический характер
приватизации в России: собственники продаваемых
госпредприятий фактически назначались
путем доконкурсного выбора (назначения)
победителей. Однако эта подробность указывает
лишь на персональный состав победителей
этих конкурсов, не меняя факта общей ограниченности
круга тех, кто мог реально участвовать
в конкурсах и победить в них. Сам этот
круг был создан в предшествующий период
- главным образом, в период ваучерной
приватизации. Интересным является и тот
факт, что средства для выкупа предприятий
во многих случаях заимствовались из бюджета,
что также показывает природу этого процесса.
За период
денежной приватизации государство
продало еще примерно половину
имущества, оставшегося у него
после ваучерной приватизации.
Другие конкретные формы современного
первоначального накопления капитала.
Среди других массовых форм первоначального
накопления капитала в России после приватизации
госсобственности следует выделить разовую
отмену государственной монополии на
внешнюю торговлю в тогдашних особенных
условиях вхождения российской экономики
в мировую экономику. Например, в начале
90-х годов превышение мировых цен на многие
виды продукции, особенно нефть и газ,
ряд других сырьевых товаров, над внутренними
российскими ценами было почти стократным.
В этих условиях простая отмена монополии
внешней торговли и формальное акционирование
предприятий-экспортеров давала им мгновенные
миллиардные доходы без каких-либо изменений
в производстве, технологии, управлении,
сбыте.
В то
же время лишь одно введение квотирования
экспорта тех же товаров, то есть разрешение
на определённую долю экспорта, дало чиновникам
возможности извлекать колоссальные барыши
без каких-либо усилий за один лишь росчерк
их пера - простое внесение в реестр экспортеров
какой-либо фирмы. Тогда только для этого
возникали фирмы-однодневки, создатели
которых за взятки становились экспортерами,
ничего не добывая, не производя, но всего
лишь перекупая сырье в стране по внутренни
очень низким ценам для последующей перепродажи
на мировом рынке. Миллионные состояния
возникали практически мгновенно. Вчерашние
директора становились хозяевами гигантских
финансовых потоков, которые еще недавно
были государственными.
Одноактная
отмена монополии на производство
и сбыт алкогольной продукции и акционирование предприятий
спирто-водочной промышленности сразу
сказочно обогатила вчерашних "государственных
людей" - прежде всего и более всего
руководителей предприятий этой отрасли.
Масштаб этого обогащения хорошо известен:
до 1991 г. на протяжении многих десятилетий
эта отрасль давала от четверти до трети
доходов государственного бюджета страны,
которая, между прочим, была третьей в
мире по объему ВВП. Отмена той же монополии
привела к возникновению множества новых
предприятий по производству алкоголя,
куда ринулся криминал, став легальным
производителем столь прибыльной продукции.
Страновые,
национальные особенности первоначального
накопления капитала в новейшей
истории можно выразить следующим
образом. Уличное ограбление может быть совершено с разным исходом для
потерпевшего: с летальным (смертельным)
исходом, с проломленным черепом, с синяком
под глазом, а в самом лучшем - почти фантастическим
по редкости случае - может сопровождаться
галантным обхождением вплоть до "подарка"
со стороны грабителя - сотней из кошелька
ограбленного для доставки последнего
домой на такси.
Лучше всего
обошлись с трудящимися бывшей
Германской Демократической Республики:
они были юридически отделены
от ранее формально принадлежавшей
им солидарно собственности на средства производства
так, что 9/10 граждан увеличили свои реальные
доходы. Это случилось потому, что ГДР
была поглощена, вошла в состав объединенной
Германии, западная часть которой сразу
вложила огромные средства в экономику
Восточной Германии. Достаточно привести
одну лишь цифру: инвестиции ФРГ в восточные
земли составили за 10 лет примерно 110 тыс.
марок на душу населения (в долларах в
годовом исчислении это дает огромную
цифру - примерно 5-6 тыс. долларов; правда,
следует отчетливо сознавать, что эти
цифры показывают все вложения немецкого
капитала в восточногерманские земли,
а не только те, что пошли на улучшение
положения граждан восточных земель).
Сравним
с Россией. Если пересчитать
приведенные цифры на численность
нашего населения, то объем вливаний, притока иностранных
инвестиций в ходе первоначального накопления
капитала составил бы в России за 10 лет
не менее 7-8 трилл. долл. А фактический
приток оказался почти в тысячу раз меньше.
Да к тому же отток, бегство российского
капитала за рубеж за те же 10 лет составил,
по разным оценкам, 200-300 млрд. долл.
Конкретные
особенные условия первоначального
накопления капитала, формирования
национальных особенностей нового
капитализма в этих странах
оказали весьма несовпадающие
последствия для их последующего развития.
1.3. Собственность и ее формы в переходной
экономике
Одной из фундаментальных
характеристик любой экономической
системы является господствующая форма
собственности. Собственность можно
рассматривать с двух сторон - экономической и юридической.
Собственность с юридической
точки зрения есть закрепленная государством
систематизированная совокупность
норм, правил, регулирующих имущественные
и прочие виды экономических отношений,
и обязательных для всех субъектов
права.
Собственность с экономической
точки зрения есть фактические, "волевые"
отношения между субъектами разного
рода по поводу производства, распределения
и присвоения условий и результатов
производства.
Существование этих фактических
отношений совсем не обязательно может быть санкционировано и оформлено
государством, что тем самым превращает
их в юридические нормы, поддерживаемые
мощью государственного принуждения.
Правовое оформление отношений собственности,
как правило, следует, развивается за изменениями
фактических, волевых отношений.
Между фактическими,
волевыми отношениями и их
государственным санкционированием,
юридическим оформлением лежит
сфера отношений, принятых различными
частями, слоями, группами в обществе
в виде норм, правил, традиций, обычаев, которым в разной степени подчиняются,
следуют различные субъекты отношений.
Часть таких отношений носит название
обычного права, хотя оно в большей части
вообще не оформлено юридически. Другая
часть норм, правил, обычаев, традиций
вообще долгое время никак не оформляется,
но, тем не менее, является для разных сообществ
регулирующей нормой отношений и поведения.
Для все
более полной характеристики
собственности как единства экономических,
общественных и юридических форм
используется метод аналитического дробления реальных волевых отношений,
выделение различных правомочий. Сначала
собственность можно охарактеризовать
как отношения владения, распоряжения,
пользования. Затем каждое из них можно
раздробить на составные элементы по разным
основаниям. Это очень условно напоминает
разные уровни организации материи в природе:
молекулярный, атомный, субатомный.
Если попробовать
перечислить составные части
указанных правомочий, то таких
элементов можно насчитать более
десятка. Среди них - владение,
пользование, присвоение, отчуждение, управление,
контроль, получение дохода, и некоторые
другие. К этому следует добавить наличие
степени, меры действия всех этих правомочий,
а также наличие разнотипных объектов
собственности (например, средств производства,
предметов потребления, услуг, способности
к труду, способности к творчеству). Далее
вводятся особые параметры существования
этих правомочий: например, исключительность
пользования и доступа, остаточный характер,
ответственность, их срочность и т.д.
Уже из простого перечисления некоторых координат,
в которых существует собственность, очевидна
ее многомерность, многообразие и сложность.
Возможных комбинаций только перечисленных
параметров собственности практически
бесконечное число. Из них реализуется
небольшая часть в связи с тем, что в реальной
жизни не все из них формально совместимы
и распространены. Но количество реально
существовавших в человеческой истории
разновидностей собственности, по некоторым
оценкам, больше тысячи. Прежде всего,
этим объясняется колоссальное многообразие
видов и форм собственности в сотнях стран
мира, их изменение в пределах кажущихся
принципиально одинаковыми экономическими
и правовыми системами. Тем не менее, этот
факт наличия множества разновидностей
собственности не значит, что все они равнозначимы
и что для понимания базисных черт того
или иного исторического типа собственности
мы не можем рассмотреть ее в весьма абстрактном,
следовательно, упрощенном виде, что, впрочем,
мы делали и до сих пор при рассмотрении
любой сложной проблемы. В истории выделяются
базисные виды собственности, наличие
которых предопределяло и предопределяет
второстепенные и третьестепенные как
по их роли в развитии экономики и общества,
так и по их распространенности.
Таким упрощением,
позволяющим, тем не менее, выразить сущность, глубинную
природу любого типа собственности, является
выделение исторического типа собственности
на решающие ресурсы практически любой
экономики - собственности на средства
производства и рабочую силу. Для рыночных,
товарно-денежных отношений таким адекватным
видом собственности является частная
собственность на основные ресурсы. Для
классической рыночной экономики характерно
господство и преобладание особого вида
такой частной собственности - капиталистической
частной собственности на средства производства.
В классической
рыночной экономике подавляющее
большинство средств производства
сосредоточено в руках капиталистов.
Последние фактически монополизируют
большинство средств производства
и, следовательно, доступ к
ним со стороны других классов общества. Непосредственные
производители - работники - отделены от
средств производства, и, для того чтобы
прокормить себя (и свои семьи), вынуждены
продавать единственный ресурс, имеющийся
у них - способность к труду, что делает
эту способность - рабочую силу - товаром.
Купив на рынке труда этот особый товар
"самым честным образом", то есть
в соответствии с условиями, диктуемыми
рынком труда, по стихийно складывающимся
ценам и на определенное время, капиталист
приобретает фактическое право использовать,
потреблять этот товар по своему назначению
- для капиталистического производства,
в котором труд наемного работника и реализуется.
Это право не обязательно может быть признано
государством, но оно признается обществом,
в данном случае - капиталистами и рабочими.
Затем капиталист покупает на другом рынке
средства производства и организует свой
бизнес.
Капиталист
на своем предприятии является
владельцем всех факторов производства
(средств производств и рабочей
силы) и руководит этим процессом непосредственно или через
наемных управляющих. Отсюда следует,
что и результаты этого производства принадлежат
ему же, для признания чего опять-таки
не обязательно государственное санкционирование
в форме юридических норм.
Рабочий,
отработав оговоренный срок, получает эквивалент
стоимости своей рабочей силы, тратит
ее на воспроизводство себя как работника
и к началу следующего цикла купли-продажи
товара рабочая сила у него то же, что он
имел перед предыдущим подобным циклом:
он отделен от средств производства и
вынужден вновь продавать единственный
имеющийся в его распоряжении ресурс -
способность к труду. Так воспроизводится,
поддерживается, сохраняется исходная
отделенность непосредственного производителя
от средств производства.