Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и анализ системы управления персоналом, разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Достижение цели основывается на постановке и решении следующих задач:
- изучить теоретические аспекты управления персоналом;
- проанализировать систему управления персоналом в исследуемом предприятии;
- разработать рекомендации по совершенствованию управления персоналом.
Объектом исследования является ООО «ЮгСтройМонтажСервис».
Предметом исследования является управление персоналом ООО «ЮгСтройМонтажСервис».
Введение……………………………………………………………..……..3
Теоретико-методологические основы управления персоналом
Управление персоналом: понятие, сущность, функции…….……5
Особенности управления персоналом в России………………….10
Зарубежный опыт управления персоналом………………………12
2. Анализ и оценка системы управления персоналом предприятия на примере ООО «ЮгСтройМонтажСервис»
2.1 Общая характеристика ООО «ЮгСтройМонтажСервис»……....20
2.2 Основные социально-экономические показатели
ООО «ЮгСтройМонтажСервис»……………………………………..23
2.Анализ системы управления персоналом в
ООО «ЮгСтройМонтажСервис»……………………………………..29
3.Обоснование мероприятий по повышению эффективности
управления персоналом на предприятии.
3.1 Направления совершенствования системы управления персоналом в ООО «ЮгСтройМонтажСервис»………………………….34
3.2 Предложения по совершенствованию мотивации в
ООО «ЮгСтройМонтажСервис»…………………………………...…37
Заключение…………………………………………………………………43
Список использованной литературы……………………………………...45
Приложение А «Варианты местоположения кадровой службы в системе
управления организацией»………………………………………………...46
Российская философия управления персоналом многообразна и зависит от формы собственности, региональных и отраслевых особенностей и величины предприятия. Крупные предприятия сохраняют свои традиции дисциплины, коллективизма, эффективности, повышения уровня жизни работников и сохранения социальных благ и гарантий сотрудников в новых условиях хозяйствования. Предприятия малого бизнеса работают в условиях отсутствия четко сформулированной философии, достаточно жесткого и не всегда гуманного отношения к персоналу со стороны собственника и минимальной демократизации управления.
Результаты исследования, основанные на использовании экспертных оценок руководителей и специалистов российских предприятий и организаций, показали, что Россия может быть отнесена к группе стран с преимущественно коллективистскими наклонностями. Работники часто ожидают, что их организация будет заботиться о них и опекать их, если они окажутся в затруднительном положении, в то время как в индивидуалистских странах в таких ситуациях принято больше полагаться на свои собственные усилия. Принадлежность к группе, определенному социальному слою для многих россиян является достаточно сильным мотивирующим фактором, часто не менее значимым, чем материальное вознаграждение. Анализ также показал, что в России существует достаточно высокая дистанция власти. Страны с высокой дистанцией признают существенные отличия в поведении людей внутри организации, в зависимости от их статуса и служебного положения. Очень часто от работников ожидают почитание своих руководителей, и подчиненные демонстрируют его. Звания и статус имеют большой вес. Одна из особенностей российского менталитета -стремление контролировать ситуацию и свести риск к минимуму в экономической и социальной жизни общества. Подтверждением этого могут служить, политика поддержки наименее защищенных и социально уязвимых групп населения, линия на перераспределение средств и доходов между эффективно работающими предприятиями и теми, кто работал не очень успешно, уравнительные тенденции в области оплаты труда и занятости.
В странах, где отчетливо выражено стремление свести риск к минимуму, как правило, вырабатываются специальные механизмы, позволяющие минимизировать риск, например множество формальных правил и процедур, регламентирующих поведение. В таких странах может проявляться нетерпимость к нестандартным решениям и подходам, формам поведения, отличающимся от общепринятых.
Можно сформулировать ряд положений, характеризующих национальные особенности России:
- Существенная дифференциация социально-культурных ценностей городского и сельского населения
- Различия в системе ценностей тех, кто приступил к активной трудовой жизни до перестройки и в послеперестроечный период.
- Глубокие исторические корни российской ментальности, крайне противоречивый характер.
Например, подавляющее большинство руководителей и специалистов отнесли Россию к числу стран, которые стремятся с помощью жесткой регламентации, многочисленных законов и формальных правил контролировать развитие ситуации в обществе, в каждой конкретной организации. В то же время как многим предприятиям, организациям, так и отдельным работникам свойственно неуважительное отношение к законам и правилам, их игнорирование, а порой и сознательное нарушение этих правил. Более того, некоторые руководители отметили, что одним из важнейших условий успешной работы является как раз умение обходить законодательно установленные нормы, предписания и правила работы. [8-c. 154]
Особое значение имеет сравнительный анализ национальных особенностей управления в России и США, поскольку многие теории управления родились именно в этой стране (например, теории мотивации, лидерства).
В практике управления персоналом в последние годы прослеживается переплетение разных его моделей: американской, японской и западноевропейской. В этом проявляется процесс интернационализации современного менеджмента. Важным этапом этого процесса стала разработка разных моделей организации, как системы не только функционирующей, но и развивающейся.
В настоящее время на фирмах индустриально развитых стран доминируют два подхода к управлению персоналом— американский и японский.
Американский —
Американские менеджеры традиционно ориентированы на индивидуальные ценности и результаты. Вся управленческая деятельность в американских компаниях основывается на индивидуальной ответственности, оценке индивидуальных результатов, разработки количественных выражений целей, какие имеют краткосрочный характер. Управленческие решения, как правило, принимают конкретные лица и несут ответственность за их реализацию.
Характерными условиями труда является:
— уменьшение объемов работы в центральных службах и сокращения административного аппарата;
— более широкий перечень
профессий и должностных инстру
— переход на гибкие формы оплаты труда;
— объединение инженеров, ученых и производственников в сквозные коллективы — проектно-целевые группы. [4-с.186]
Оценка работников проводится один или два раза в год. Результаты оценки обсуждаются работником и начальником, при наличии недостатков выявляются пути их ликвидации.
Оплата труда в большинстве случаев повременная, так как из-за механизации и автоматизации труда выработка мало зависит от работников. Минимальная оплата труда регулируется законом. Повышение заработной платы осуществляется ежегодно для всех работников, чья работа оценена положительно.
Продвижение по службе связано с повышением квалификации через систему обучения. В большинстве американских фирм системы оплаты труда отличаются негибкостью, не обладают достаточным мотивационным эффектом и недостаточно стимулируют повышение производительности труда. Система оплаты труда в США построена таким образом, что фиксированная зарплата может только расти и практически никогда не уменьшается. Основные виды дополнительной оплаты труда в США: премии управленческому персоналу; компенсационные выплаты при выходе в отставку; специальные премии менеджерам, зависящие от величины прибыли; доплаты за повышение квалификации и стаж работы; продажа работникам акций компаний. Премии руководства зависят от финансового результата компании.
Преимуществом оплаты труда
в США являются программы участия
работников в прибылях. Система распределения
доходов предполагает создание определенного
механизма распределения дополн
Этот подход способствует повышению производительности
труда, качества продукции и сокращению
издержек производства. Кроме того, он
включает также элементы морального стимулирования
работников, например, за рационализаторскую
деятельность, новые положения о разделении
ответственности, стабильности состава
работников фирмы и текучести кадров.
Широко применяются нематериальные стимулы, такие как:
- льготы, связанные с графиком работы, работникам предоставляется возможность использования гибкого графика рабочего времени, а также "банка нерабочих дней". Банк нерабочих дней складывается из нормы отпуска и разумного количества отгулов, которыми работник может воспользоваться по своему усмотрению.
- вознаграждения-признательности
-вознаграждения, связанные
с изменением статуса
-вознаграждения, связанные с изменением рабочего места, то есть все меры, которые ведут к изменению технической оснащенности, улучшению рабочего места. [4-с.199]
В последнее время в некоторых американских компаниях появилась тенденция к использованию в качестве поощрений «пакета услуг». Работник получает возможность выбора из определенного количества вознаграждений более приоритетных для него форм поощрения. Кроме того широко используется делегирование, когда часть обязанностей, ответственности и полномочий по принятию решений передаются работникам, заслуживающим доверия. [3-с.200]
Японская модель предусматривает начальное изучение сильных и слабых сторон личности работника и подбор для него соответствующего рабочего места (система «работник — должность»).
Японская модель характерная ориентируется на:
— длинную перспективу работы на одном предприятии;
— качество образования и личный потенциал рабочего;
— оплата труда определяется комплексно, с учетом возраста, стажа работы, образования и способностей к выполнению поставленного задания;
— участие работников в профсоюзах, которые создаются в пределах организации, а не отрасли.
Основными принципами управления персоналом является:
— переплетение интересов и сфер жизнедеятельности фирмы и работников;
— высокая зависимость работников от фирмы, предоставление ему значительных гарантий в обмен на преданность фирме и желание защищать ее интересы;
— приоритет коллективным формам, поощрение трудовой кооперации в середине фирмы в рамках небольших групп;
— атмосфера равенства между работниками независимо от их должностей;
— поддержание баланса влияния и интересов трех основных сил, что обеспечивают деятельность фирмы: руководителей, инвесторов и работников.[4- с.276 ]
В Японии не существует традиции распределения работников на категории (высококвалифицированных, малоквалифицированных и неквалифицированных). Во время принятия на работу все работники являются не квалифицированными, они повышают свою квалификацию в процессе трудовой деятельности. Кроме того, в Японии нет четкого предела между инженерно-техническим персоналом и рабочими.
К основным методам стимулирования и оплаты труда в Японии относятся:
- Зависимость оплаты труда от стажа. Несмотря на тенденцию отхода от "зарплаты по старшинству", японцы все-таки считают, что со временем человек начинает трудиться эффективнее, в результате приобретения опыта. Решение об увеличении заработной платы принимает служба мотивации или непосредственный руководитель подразделения.
- Зависимость оплаты труда от жизненных пиков. Например, окончание колледжа или университета и поступление на работу, женитьбу, рождение ребенка, покупку жилья.
- Зависимость оплаты труда менеджеров от результатов работы предприятия. Ставки директоров предприятий, начальников цехов и других менеджеров меняются в зависимости от динамики себестоимости продукции, объема производства и других показателей.
- Зависимость оплаты труда от фактических результатов работников, что обеспечивает высокую эффективность системы мотивации и стимулирования труда.
- Для Японии характерна
низкая дифференциация в
- Использование бонусов, которые выплачиваются раз в год. Их размер зависит от деятельности компаний. [4- с.287]
К методам нематериального стимулирования, относятся активное вовлечение работников в различные производственные движения, налаживание «человеческих отношений». Руководство японских компаний придерживается стиля неформального делового общения с персоналом, этот метод заключается в том, что руководитель ежедневно обходит различные участки производства, обменивается с работниками приветствиями и информацией непосредственно на рабочих местах.
Важным элементом мотивационной системы на японских предприятиях является профессиональная переподготовка кадров, которая проводится внутри фирмы без отрыва от производства. Этой работой занимаются специальные отделы, входящие в структуру компании
Должностное перемещение персонала в японских компаниях осуществляется путем:
Информация о работе Совершенствование системы управления персоналом