Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 20:15, курсовая работа
Роль управления особенно возросла в условиях рынка. Потребности рынка привели к интенсификации маркетинговой деятельности и внешнеэкономических связей, особенно возросла роль управления в улучшении координации деятельности различных предприятий.
Введение………………………………………………………..……………………….3
Теоретические и научные основы структуры управления…………….…...5
Организационно – экономическая характеристика СПК - колхоза «Ленинец»………………………………………………………………………….….13
Анализ организационного устройства и сложившаяся структура управления в СПК - колхозе «Ленинец»…………………………………………………………..27
3.1 Современная организационная структура, ее анализ и оценка………………...27
3.2 Сложившаяся структура управления, ее достоинства и недостатки………………………………………………………………….………….28
3.3 Кадры управления…………………………………………………………..…….29
Совершенствование структуры управления в СПК - колхозе «Ленинец»…………………………………………………………….………….……33
4.1 Перспективы по организационному устройству и размерам производства предприятия и его подразделений…………………………………………………..33
4.2 Проект структуры управления и ее обоснование………………………..……...37
4.3 Экономическая оценка рекомендуемых мероприятий………………….……..40
Выводы и предложения………………………………………………………......42
Список использованной литературы………………………………….………….44
Приложения………………………………………………………………..……....45
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Вятская государственная сельскохозяйственная академия
Экономический факультет
Кафедра менеджмента
Курсовая работа
на тему: «Совершенствование структуры управления в СПК - колхозе «Ленинец» Пижанского района Кировской области»
Регистрационный номер:
Дата сдачи на проверку:
Оценка после защиты:
Киров-2011 г.
Содержание
Список использованной
литературы………………………………….………….
Приложения……………………………………………………
Роль управления особенно возросла в условиях рынка. Потребности рынка привели к интенсификации маркетинговой деятельности и внешнеэкономических связей, особенно возросла роль управления в улучшении координации деятельности различных предприятий.
С переходом к рыночной экономике происходят принципиальные изменения в системе управления предприятием. Они вызываются, прежде всего, уменьшением удельного веса и роли государственной формы собственности с присущими ей управленческими связями преимущественно «по вертикали» и административно – командными методами управления. Соответственно возрастает роль коммерческих структур, взаимосвязи между которыми строятся главным образом «по горизонтали», на договорных основах. Следствием таких изменений становятся новые подходы к организации и качеству управления предприятиями, а также к управленческим кадрам. Последние должны обладать не только профессиональными знаниями, но и организаторским искусством, специальной подготовкой в области экономики, социологии и психологии, менеджмента и маркетинга.
Я выбрала тему курсовой работы – « Совершенствование структуры управления в СПК - колхозе «Ленинец». Это обосновывается тем, что анализируемая проблема на предприятии не исследовалась, что не приемлемо в условиях рыночной экономики.
Целью написания курсового проекта является разработка предложений по совершенствованию структуры управления в СПК - колхозе «Ленинец». В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования является СПК - колхоз «Ленинец». Предметом исследования является совершенствование структуры управления предприятия. Теоретической основой написания курсового проекта являются законы, постановления Правительства РФ, а также труды ученых по исследуемой проблеме.
Методологической основой послужил диалектический метод познания. Информационной основой курсового проекта явились годовые отчеты, бизнес – план, статистическая бухгалтерская отчетность, штатное расписание, собственные наблюдения во время прохождения производственной практики.
При написании курсового проекта были использованы следующие методы: монографический, экономико-статистический, расчетно–конструктивный, структурно–функционального анализа, организационного нормирования и проектирования.
1. Теоретические и научные основы структуры управления
Понятие “управление” применяется к любым системам – биологическим, техническими, социальными. Поэтому выделяют три вида управления: в живой природе, технических системах и в обществе. Управление процессами, происходящими в живой природе, изучается биологическими науками, в неживой – техническими, в обществе – общественными с использованием данных других отраслей знаний. В самом общем виде управление может быть определено как процесс целенаправленного воздействия на какую-либо систему с целью поддержания ее в определенном воздействии или перевода в новое состояние с учетом ее объективных свойств и закономерностей [14].
Для управления производством
создается аппарат, в состав которого
входят различные категории
В структурах управления
компаниями следует различать
Горизонтальная структура отражает степень разделения труда между отдельными сферами, требующими специализированных знаний и умений. Горизонтальная специализация направлена на дифференциацию функций и установление взаимосвязи между различными видами работ. Структура управления по горизонтали состоит из звеньев. Звено – это структурное подразделение работников аппарата управления, выполняющих те или иные функции управления.
Вертикальная структура состоит из уровней власти, построенных в иерархическом порядке. Чем больше ступеней существует между высшим и низшим уровнем иерархии, тем более сложной является данная организация. Ступень – это совокупность звеньев находящихся на том или ином уровне управления.
Под структурой аппарата управления производством понимается количество, состав его подразделений, ступеней управления в взаимосвязанной единой системе. Ее обычно изображают в виде схемы. Если на ней, кроме структурных, отражены и производственные подразделения, и их взаимосвязь, то такая схема представляет собой организационную структуру предприятия. По горизонтали определяют количество звеньев одного уровня, а по вертикали – количество ступеней в их соподчиненности. К звеньям управления относятся руководители, управляющие несколькими структурными подразделениями, сами структурные подразделения и отдельные специалисты, выполняющие функции или часть этих функций. Ступень аппарата управления – это уровни по горизонтали в их последовательности снизу доверху. Первой (низовой) ступенью на предприятии является производственный участок. Чем сложнее структура, тем больше ступеней управления. От объема работ зависит квалификационно-должностной состав работников управления и их численность [2,14].
По мнению Пиличева, структура управления – это совокупность служб отдельных работников управления, определенный порядок их соподчиненности и взаимосвязи. Она фиксируется в схемах структуры управления, штатном расписании, положениях о структурных подразделениях, должностных инструкциях. В схемах обычно отражается состав исполнителей с указанием должностного оклада и общего фонда заработной платы. В положениях о подразделениях и в должностных инструкциях указывают права и обязанности подразделений и конкретных исполнителей [12].
В организационной структуре
и структуре управления различают
звено и ступень. Звено управления
– это самостоятельное
Ступень управления – это совокупность однородных звеньев управления конкретного иерархического уровня. В хозяйствах к низшей ступени в основных отраслях производства относится бригада, к высшим – хозяйство в целом и аппарат управления во главе с его руководителем. Промежуточное положение занимают отделения, производственные участки, цехи и др. Число ступеней в структуре управления всегда соответствует числу ступеней в организационной структуре предприятия [15].
Сложность структуры управления зависит от количества ступеней и звеньев; чем больше, тем сложнее структура. Связи по вертикали носят иерархический, субординационный характер (служебное положение младших старшим), по горизонтали – координационный (соглашение действий всех звеньев структуры управления). Между звеньями управления всех уровней устанавливаются связи консультационного, инспекционного или методического характера.
Структура аппарата управления
выражает форму разделения труда. От
того, насколько она правильно
построена, зависит эффективность
воздействия управляющей систем
Первое требование к
структуре аппарата управления –
оперативность. Это значит, что управляющее
решение должно достигнуть управляемого
объекта раньше, чем наступит очередное
изменение состояния
Другое требование –
надежность, то есть структура аппарата
управления должна обеспечивать абсолютную
достоверность и
В каждой управляющей системе должно быть небольшое количество звеньев по горизонтали и ступеней по вертикали, но этот минимум обязан обеспечить наилучшую эффективность управления, то есть система управления должна соответствовать требованию оптимальности.
Важным показателем качества структуры управления является ее экономичность, когда наибольший эффект достигается при наименьших затратах на содержание ее аппарата.
На организационную структуру управления оказывают воздействие цели, принципы, методы и функции управления.
Цель требует выделения подразделений, отвечающих за ее выполнение. Принципы и методы – создание или расширение структурных подразделений. Но самое большое влияние на структуру управления оказывают функции управления, их состав, содержание и объем. Поэтому установление их перечня и содержания, необходимых для достижения целей, должно предшествовать построению аппарата управления.
Сформулировать структуру – это, значит, закрепить функции за подразделениями аппарата управления. Если развивающиеся функции, это влечет за собой развитие структуры управления.
Научно-технический прогресс приводит к появлению новых функций и отмиранию действующих. В связи с этим формирование структуры аппарата управления должно базироваться на глубоком анализе системы функций.
Структура управления изменяется с развитием производственных сил и производственных отношений. Продолжая линию на создание наиболее эффективных организационных структур, их динамизм и целостность, необходимо настойчиво осуществлять меры, направленные на их оперативность, надежность и экономичность [12].
При разработке структуры управления предприятием учитываются и такие факторы, как количество работающих, объем производства, уровень механизации и автоматизации, вид и тип производства, количество и виды оборудования, организация труда и производства, номенклатура продукции.
Структура управления зависит также от централизации функций управления, которая сокращает количество подразделений. Концентрация производства и укрупнение фирм способствует дифференциации функций между различными уровнями системы управления. Целесообразно функции перспективного планирования, технического перевооружения, капитального строительства решать централизованно, на верхних уровнях системы управления, а вопросы оперативного управления – в низовых его звеньях. Дифференциация проблем, решаемых централизованно и децентрализованно, отражается на структуре аппарата управления [3].