Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 13:15, курсовая работа
Цель работы: определение роли менеджера на предприятии.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассматриваются требования, предъявляемые к современному менеджеру;
- анализируется существующая классификация менеджеров и их функции;
- изучаются функции менеджера по персоналу на примере ООО «Стройдом».
Введение
4
1
Сущность и особенности менеджера по управлению персоналом
6
1.1
Роль менеджера в управлении персоналом
6
1.2
Классификация менеджеров
10
2
Анализ деятельности менеджера по персоналу в ООО «Стройдом»
24
2.1
Краткая хозяйственная и организационная характеристика предприятия ООО «Стройдом»
24
2.2
Анализ функции менеджера по персоналу на ООО «Стройдом»
26
3
Рекомендации по совершенствованию и эффективности использования системы подбора персоналом ООО «Стройдом»
43
Заключение
45
Список литературы
48
Оглавление
Введение |
4 | |
1 |
Сущность и особенности менеджера по управлению персоналом |
6 |
1.1 |
Роль менеджера в управлении персоналом |
6 |
1.2 |
Классификация менеджеров |
10 |
2 |
Анализ деятельности менеджера по персоналу в ООО «Стройдом» |
24 |
2.1 |
Краткая хозяйственная и организационная характеристика предприятия ООО «Стройдом» |
24 |
2.2 |
Анализ функции менеджера по персоналу на ООО «Стройдом» |
26 |
3 |
Рекомендации по совершенствованию и эффективности использования системы подбора персоналом ООО «Стройдом» |
43 |
Заключение |
45 | |
Список литературы |
48 |
Введение
Менеджер по персоналу - это человек, который отвечает за самое главное на предприятии или фирме - людей. Именно человеческий ресурс в современном мире стоит очень дорого. Профессиональные навыки и умения многих специалистов оцениваются в огромные суммы. А все потому, что благодаря их усилиям, успех многих предприятий и фирм стал возможен. Но в начале этого пути всегда стоит менеджер по персоналу.
Прежде всего, менеджер по персоналу
ведет набор специалистов на
конкретные должности. С первого
взгляда ничего сложного в
этом нет. Но хороший менеджер
по персоналу перед тем, как
вести набор претендентов, проведет
подготовку к этому. Сделав анализ
того, какие обязанности и права
будут у будущего кандидата, и
с чем ему придется работать,
он составит приблизительный
портрет потенциального
Менеджер по персоналу
обязан владеть основами психологии. Владеть
всеми тонкостями работы своего предприятия
или фирмы. Обладать высоким уровнем концентрации
внимания, хорошей памятью, устойчивой
нервной системой, способностью проводить
сравнительный анализ и быстро учиться
новому.
Актуальность
данной темы заключается в том, что именно
от работы менеджера по персоналу зависит
успех всей фирмы или предприятия. Именно
поэтому их подбор ведется так тщательно
и скрупулезно.
Менеджер по персоналу — это привлекательная
должность для всех, кто хочет хорошо зарабатывать,
при этом, считая, что придется просто
заведовать кадрами. Но это все не так
просто. Работа менеджера по кадрам изнурительная
и требующая большой самоотдачи. Порой
в его обязанности входит не просто найти
нужного кандидата на должность. Он должен
переманить самого лучшего кандидата
у конкурирующей фирмы, предложив ему
более выгодные условия и сумев заинтересовать
большим, чем он имеет на данный момент.
В его обязанности входит среди сотни
претендентов отдать предпочтение одному,
кто справится с работой лучше всех остальных.
И самое главное, это уметь мотивировать
своих работников на продуктивную работу
и максимальную самоотдачу.
Цель работы: определение
роли менеджера на предприятии.
Для достижения поставленной цели в работе
решаются следующие задачи:
- рассматриваются требования, предъявляемые к современному менеджеру;
- анализируется
существующая классификация
- изучаются функции менеджера по персоналу на примере ООО «Стройдом».
Объектом исследования является сущность и особенности менеджера по управлению персоналом.
Предметом исследования являются должностные обязанности и роль менеджера по персоналу в фирме ООО «Стройдом». Структурно, работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении раскрывается актуальность, цели и задачи проведенного исследования.
В 1 главе рассматриваются теоретические аспекты изучаемой темы. Дается определение менеджера, требования, предъявляемые к менеджерам и виды менеджеров на предприятии с выполняемыми ими функциями.
Во 2 главе анализируется работа менеджера по персоналу в фирме ООО «Стройдом». Отмечаются положительные и отрицательные моменты в деятельности этого руководителя.
В 3 главе даны рекомендации по совершенствованию и эффективности использования системы подбора персоналом ООО «Стройдом».
В заключении обобщаются, полученные в результате исследования данные и делаются основные выводы по работе.
1 Сущность и особенности менеджера по управлению персоналом
1.1. Роль менеджера в управлении персоналом
Любая организация – это совокупность стабильных социальных групп. Формирование этих групп осуществляется как на основе структурных и функциональных особенностей организации, так и на основе общности черт и интересов индивидов, которые собираются в группы для совместного решения общих проблем. Формальные и неформальные группы замысловатым образом переплетаются, образуя живой и единый организм конкретной организации.
Энергия этих групп может быть, как созидательной, так и разрушительной. Она может быть сфокусирована в едином направлении, но может также быть направлена на противоречивые цели, в результате чего распыляются организационные ресурсы, что в итоге понижает степень эффективности коллективной деятельности.
Компетентный менеджер способен организовать эффективную деятельность формальных групп и управлять ею. Неформальный лидер может создать и управлять неформальной группой. И только формальный лидер, владеющий искусством эффективного лидерства, может оптимально управлять как формальными, так и неформальными группами.
В каждой группе
существует совокупность проблем, связанных
с групповой динамикой. Групповая динамика
– это очень сложный и многоплановый процесс
развития группы, изменения взаимоотношений
между ее членами, а также мотивации, настроений,
отношений и положения всех членов. Групповая
динамика определяет энергию развития
группового поведения и степень эффективности
решения группой, стоящих перед ней задач.
Процессы групповой динамики закономерны
для любой группы и организации вне зависимости
от ее численности, характера и особенностей
лидерства. Лидер может осуществлять свою
деятельность с учетом особенностей групповых
процессов или игнорировать их. В последнем
случае он закономерно отказывается от
наиболее эффективного способа решения
стоящих перед ним задач. Только управляя
процессами групповой динамики на всех
уровнях формальный лидер обеспечивает
возможности эффективной групповой деятельности
и эффективность своего лидерства.
Групповая динамика непосредственно связана
со стадиями группового развития. Специалисты
выделяют четыре стадии развития группы,
каждая из которых имеет свои особенности,
определяя способность группы решать
стоящие перед ней задачи. Таковыми являются:
Стадия формирования.
Стадия взрыва недовольства.
Стадия выработки групповых норм.
Стадия выполнения задания.
Каждая стадия характеризуется особенностью факторов, вызывающих доминирующее влияние на поведение индивидов и развитие группы. К этим факторам относят индивидуальные потребности, ожидания группы и потребности конкретного задания.
На первой стадии группового развития пока еще разрозненные индивиды обмениваются идеями и другой информацией относительно того, что им предстоит сделать. Стадия формирования группы характеризуется доминированием индивидуальных мотивов поведения. Выявляя суть задания, свою роль в его выполнении и место в группе, члены группы ориентированы на личные потребности, они заинтересованы в прояснении системы положительного и отрицательного подкрепления их предстоящей деятельности.
На этой стадии группа представляет
собой конгломерат индивидов, которые
по-разному относятся к факту необходимости
участия в групповой деятельности. Одни
понимают ее целесообразность, но испытывают
отрицательные эмоции. Другие не в полной
мере понимают цели и содержание групповой
деятельности, но проявляют положительные
эмоции и готовность участвовать в составе
группы. Третьи никак не обозначают своего
отношения и не испытывают каких-либо
эмоций по этому поводу.
Тем не менее, несмотря на все разнообразие
отношений к группе и своему членству
в ней, все индивиды испытывают потребность
в конкретизации задания, своей роли в
его выполнении, согласовании деятельности
с другими членами группы и оформлении
отношений лидерства.
Потребность в лидерстве и руководстве
становится общей для всех членов группы
на первой стадии ее создания. Поэтому
управленческий лидер на этой стадии должен:
- обеспечить лидерство;
- прояснить групповые цели и задачи, роли членов группы, условия;
- обеспечить положительное и отрицательное подкрепление;
- обеспечить неформальную коммуникацию, обмен информацией.Стадия взрыва недовольства, к сожалению, является обязательным элементом группового развития. Степень недовольства и продолжительность этой стадии могут варьироваться. Процесс обмена информацией между членами группы относительно их ожиданий и представлений по поводу групповой деятельности объективно характеризуется определенным несогласием друг с другом. Это несогласие обусловлено различиями в уровне профессионализма, личностных амбиций, индивидуальной силы и влияния, а также различиями в представлениях о цели задания и способах его выполнения.
Индивидуальные представления членов группы относительно их роли и влияния, а также о характере групповой деятельности не сбываются. Мало того, усилия группы сконцентрированы на борьбе за власть и влияние в группе, а не на выполнении задания. Расхождение между индивидуальными ожиданиями и реальностью выражается в росте разочарования и недовольства членов группы результативностью ее деятельности и эффективности лидерства. Это недовольство выплескивается в претензиях к официальному руководителю, организатору группы, ее членам и сопровождается взаимными обвинениями. Неосознанное желание каждого избавить себя от персональной ответственности за отсутствие удовлетворенности групповым взаимодействием и результативностью деятельности приводит к поиску виноватого, так называемого «козла отпущения». Им и становится в глазах большинства членов группы групповой лидер.
Его поведение и деятельность
по установлению целей и задач, а также
по управлению группой подвергаются критике.
В этой ситуации, если лидер проявит неуверенность
и, признавая законность критики, принимает
обвинения в свой адрес, меняя тактику
или задачи группы по выполнению задания,
то он неизбежно теряет авторитет и влияние
в группе. Одновременно происходит возврата
группы к первой стадии своего развития.
Если менеджер продолжает контролировать
ситуацию, последовательно осуществляя
воздействие на членов группы (дабы прояснить
их индивидуальные роли и задачи, а также
согласовать групповую деятельность),
то постепенно атмосфера в коллективе
начинает меняться по мере сближения мнений
и проявления готовности членов группы
к компромиссам.
Конфликты и проявления индивидуальных мотивов подводят членов группы к пониманию важности согласия и групповой сплоченности как факторов эффективности групповой деятельности. В группе возрастает персональная ответственность членов за конечный результат групповой деятельности. В этой ситуации группа переходит к третьей стадии развития – выработке групповых правил взаимодействия и норм деятельности. Фиксируется сложившийся баланс силы и влияния членов группы, их социальные роли и статус в группе [9].
Даже небольшой опыт работы позволяет менеджеру заметить различия, подчиненных в проявлении склонности к определенному типу задания и реакции на усилия руководителя по контролю и обеспечению обратной связи. Специалисты выделяют два разных типа подчиненных:
- подчиненных, ориентированных на цель;
- подчиненных, ориентированных на задание.
Сотрудник, относящийся к первому типу подчиненного, предпочитает совместно с лидером прояснить конечную цель, свои ресурсы и возможности (полномочия и ответственность) и оставляет за собой право самостоятельно доработать план мероприятий по выполнению задания. Он с энтузиазмом принимает вызов постоянно изменяющейся среды и воспринимает себя как агента перемен.
Подчиненный второго типа предпочитает
получить от управленческого лидера детальную
инструкцию по выполнению задания, включающую
сроки выполнения, описание ресурсов и
т. д. Он комфортно ощущает себя в стабильной
обстановке, при устоявшихся правилах
и процедурах.
Каждый тип подчиненного требует от менеджера
специфического подхода для максимально
эффективного использования индивидуального
потенциала любого сотрудника.
Если менеджер не предпринимал специальных мер по отбору персонала, отвечающего определенным требованиям, то, скорее всего, в составе группы будут представители обоих типов подчиненных. В данном случае эффективность менеджер и групповой работы будут определяться тем, в какой степени он способен обеспечивать лидерство всеми типами подчиненных. Ведь основная проблема менеджера – поддержание консенсуса и единства группы на основе общей цели и групповых ценностей.