Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 13:15, курсовая работа
Цель работы: определение роли менеджера на предприятии.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассматриваются требования, предъявляемые к современному менеджеру;
- анализируется существующая классификация менеджеров и их функции;
- изучаются функции менеджера по персоналу на примере ООО «Стройдом».
Введение
4
1
Сущность и особенности менеджера по управлению персоналом
6
1.1
Роль менеджера в управлении персоналом
6
1.2
Классификация менеджеров
10
2
Анализ деятельности менеджера по персоналу в ООО «Стройдом»
24
2.1
Краткая хозяйственная и организационная характеристика предприятия ООО «Стройдом»
24
2.2
Анализ функции менеджера по персоналу на ООО «Стройдом»
26
3
Рекомендации по совершенствованию и эффективности использования системы подбора персоналом ООО «Стройдом»
43
Заключение
45
Список литературы
48
Рисунок 3 - Показатели по полу
Рисунок 4 - Показатели по возрасту
Рисунок 5 - Показатели по стажу
Рисунок 6 - Показатели по образованию
Как видно из представленных данных, численность промышленно-производственного персонала на ООО «Стройдом» увеличилась с 37 до 44 чел., то есть на 7 чел., что объясняется ростом предприятия и увеличением объема работ. Структура промышленно-производственного персонала за отчетный период изменилась - удельный вес рабочих увеличился, удельный вес специалистов незначительно сократился, численность руководителей и осталась прежней.
Вопросы на собеседовании
задавались следующие: образование, опыт
работы в данной области, почему не работают
на прежнем месте, какими качествами обладает
претендент, как видит свою работу на ООО
«Стройдом», существует ли цель карьерного
роста и ряд других не основных вопросов.
По результатам собеседования были набраны
необходимые сотрудники со всеми подходящими
требованиями.
Определение заработной платы и льгот. Вид и количество вознаграждений, предлагаемых организацией, имеют важное значение для оценки качества трудовой жизни.
Исследования показывают, что
вознаграждения влияют на решения людей
о поступлении на работу, на прогулы, на
решения о том, сколько они должны производить,
когда и стоит ли вообще уйти из организации.
Многими исследованиями установлено,
что количество прогулов и текучесть кадров
прямым образом связаны с удовлетворенностью
получаемым вознаграждением. При хорошей
работе, которая дает чувство удовлетворения,
количество прогулов имеет тенденцию
к снижению. Когда же работа неприятна,
число прогулов значительно возрастает.
Термин «заработная плата» относится
к денежному вознаграждению, выплачиваемому
организацией работнику за выполненную
работу. Она направлена на вознаграждение
служащих за выполненную работу (реализованные
услуги) и на мотивацию достижения желаемого
уровня производительности. Организация
не может набрать и удержать рабочую силу,
если она не выплачивает вознаграждение
по конкурентоспособным ставкам и не имеет
шкалы оплаты, стимулирующей людей к работе
в данном месте.
Разработка структуры заработной
платы на ООО «Стройдом» является обязанностью
отдела кадров и менеджера по персоналу.
Структура заработной платы в организации
определяется с помощью анализа обследования
уровня заработной платы, условий на рынке
труда, а также производительности и прибыльности
организации. Разработка структуры вознаграждения
административно-
Помимо заработной платы организация
предоставляет своим работникам различные
дополнительные льготы, которые раньше
называли «мелкими привилегиями». Однако,
так как эти доплаты составляют значительную
часть пакета вознаграждений, выплачиваемых
организацией, сейчас их называют дополнительными
льготами.
Традиционный подход к предоставлению дополнительных льгот заключается в том, что одинаковые льготы имеют все работники одного уровня. Однако при этом не учитываются различия между людьми. Анализ показал, что не все служащие ценят такие льготы. Воспринимаемая ценность дополнительных льгот зависит от таких факторов, как возраст, семейное положение, размер семьи и т.д. Так, например, люди с большими семьями обычно весьма сильно озабочены размером льготного медицинского обслуживания и страхованием жизни, пожилые люди - льготами, предоставляемыми при выходе на пенсию, молодые работники - немедленным получением наличных денег. На ООО «Стройдом» разработана система, которую иногда называют «системой вознаграждения по принципу кафетерия». Работнику разрешается самому выбрать в установленных пределах тот пакет льгот, который наиболее его устраивает.
Развитие трудовых ресурсов.
Когда-то работа с кадрами заключалась
исключительно в мероприятиях по набору
и отбору рабочей силы. Идея заключалась
в том, что если вам удалось найти нужных
людей, то они смогут выполнить нужную
работу. Современные организации, в которых
хорошо поставлено дело управления, считают,
что набор подходящих людей является всего
лишь началом. В то время как большая часть
ресурсов организации представлена материальными
объектами, стоимость которых со временем
снижается посредством амортизации, ценность
людских ресурсов с годами может и должна
возрастать. Таким образом, как для блага
ООО «Стройдом», так и для личного блага
служащих всей организации, менеджер должен
постоянно работать над всемерным повышением
потенциала кадров.
Успешная программа по развитию кадров
способствует созданию рабочей силы обладающей
более высокими способностями и сильной
мотивацией к выполнению задач, стоящих
перед организацией. Естественно, что
это должно вести к росту производительности,
а значит, и к увеличению ценности людских
ресурсов на ООО «Стройдом».
Подготовка кадров ООО «Стройдом» имеет постоянную потребность в повышении производительности труда своих работников. ООО «Стройдом» при этом заботится и об общем качестве трудовых ресурсов. Одним из способов достижения этой цели является набор и отбор наиболее квалифицированных и способных новых работников. Однако этого недостаточно. Менеджер должен также проводить программы систематического обучения и подготовки работников, помогая полному раскрытию их возможностей в организации.
Подготовка представляет собой обучение работников навыкам, позволяющим поднять производительность их труда. Конечная цель обучения заключается в обеспечении ООО «Стройдом» достаточным количеством людей с навыками и способностями, необходимыми для достижения целей организации.
Значение обучения широко признано.
К сожалению, многие менеджеры не осознают
всех связанных с этим сложностей.
Обучение полезно и требуется в трех основных
случаях.
Во-первых, когда человек поступает в организацию.
Во-вторых, когда служащего назначают на новую должность или когда ему поручают новую работу.
В-третьих, когда проверка установит, что у человека не хватает определенных навыков для эффективного выполнения своей работы.
Обучение - это большая, специализированная область. Специфические методы обучения весьма многочисленны, причем их нужно приспосабливать к требованиям профессии и организации. Некоторые основные требования, обеспечивающие эффективность программ обучения, сводятся к следующему:
1. Для обучения нужна
мотивация. Люди должны понимать
цели программы, каким образом
обучение повысит их
2. Менеджер должен создать
климат, благоприятствующий обучению.
Это подразумевает поощрение
учащихся, их активное участие
в процессе обучения, поддержку
со стороны преподавателей, желание
отвечать на вопросы. Важным моментом
может оказаться и создание
определенной физической среды.
3. Если навыки, приобретаемые
посредством обучения, являются
сложными, то процесс обучения
следует разбить на
4. Учащиеся должны почувствовать
обратную связь по отношению
к результатам обучения, необходимо
обеспечить положительное
В основном, оценка результатов деятельности служит трем целям: административной, информационной и мотивационной.
Административные функции: повышение по службе, понижение, перевод, прекращение трудового договора.
Менеджер по персоналу ООО «Стройдом» должен выполнять оценку труда своего персонала для принятия административных решений о повышении, переводе и прекращении трудового договора. Продвижение по службе помогает организации, поскольку позволяет ей заполнить вакансии служащими, которые уже проявили свои способности. Оно помогает служащим, поскольку удовлетворяет их стремление к успеху, достижениям и самоуважению. Продвижение по службе - отличный способ признания выдающегося исполнения работы. Однако при принятии решений о продвижении по службе менеджер должен повышать только тех, кто имеет способности для эффективного исполнения обязанностей на новой должности. Проведенный анализ показал, что к сожалению, иногда повышают тех работников, которые хорошо исполняют свои нынешние обязанности, но не располагают потенциалом для эффективной работы в новой должности. Перевод можно использовать, чтобы расширить опыт работника, а также в тех случаях, когда менеджер считает, что он или она будут работать более эффективно на другой должности. Иногда перевод используется и в тех случаях, когда человек работает неудовлетворительно, но в связи с его большим стажем или прошлыми заслугами менеджер считает, что прекращение трудового договора с ним было бы неэтичным. В такой ситуации перевод представляет собой понижение в должности, и бедняга оказывается на такой должности, где он или она еще могут приносить какую-то пользу, но не будут блокировать карьеру способному молодому работнику или фактически препятствовать реализации целей организации.
В тех случаях, когда работнику сообщили оценку результатов его труда и предоставили достаточные возможности для ее улучшения, но работник не хочет или не может работать по стандартам ООО «Стройдом», трудовой договор с ним должен быть расторгнут во имя реализации целей организации. Какова бы ни была административная ситуация, ясно, что без эффективного метода оценки результатов деятельности невозможно принять обоснованное решение.
Методы подготовки управленческих кадров. Подготовка управленческих кадров может проводиться путем организации лекций, дискуссий в составе небольших групп, разбора конкретных деловых ситуаций, чтения литературы, деловых игр и ролевого тренинга. Вариантами этих методов являются организуемые ежегодно курсы и семинары по проблемам управления. Другим широко применяемым методом является ротация по службе. Перемещая руководителя низового звена из отдела в отдел на срок от трех месяцев до одного года, менеджер по персоналу знакомит нового руководителя со многими сторонами деятельности. В результате, молодой менеджер познает разнообразные проблемы различных отделов, уясняет необходимость координации, неформальную организацию и взаимосвязь между целями различных подразделений. Такие знания жизненно необходимы и для успешной работы на более высоких должностях, но особенно полезны для руководителей низших уровней управленческой иерархии.
Другим важным приемом является подготовка руководящих кадров в процессе их работы.
В одном из исследований была установлена тесная связь между уровнем требований в процессе обучения новых менеджеров и их последующим продвижением по службе. Те лица, перед которыми с самого начала ставились более трудные задачи, выработали в себе более высокие рабочие качества и оказались лучше подготовленными к будущим задачам, чем те, которым давались менее сложные задания. Первая группа менеджеров и по службе продвигалась тоже быстрее.
Объем проведенных исследований пока еще недостаточен для окончательных выводов о результативности программ по реорганизации условий труда, но уже имеющиеся данные показывают, что такие программы способствуют развитию чувства удовлетворения работой, снижению количества прогулов и текучести кадров и повышению качества продукции. Вместе с тем было установлено, что во многих случаях повышения производительности труда не отмечалось, что, видимо, было обусловлено крайней степенью его специализации.
В ходе исследования была проведена оценка профессиональных качеств менеджера по персоналу: знание и опыт, творческая активность, авторитет, целеустремлённость, коммуникабельность, требовательность, трудолюбие, восприимчивость к критике, ответственность.
По результатам оценки профессиональных качеств менеджера можно сделать вывод: являясь целеустремлённым квалифицированным руководителем с опытом работы в торгом бизнесе, необходимо проявлять твёрдую позицию по отношению к своим подчинённым, адекватно реагировать на критику в свой адрес.
Таким образом, учитывая, что трудовые ресурсы относятся к социально-экономической категории, и на основании всего вышеизложенного, являющегося ярким тому подтверждением, можно сделать вывод, что управление этими самыми трудовыми ресурсами способно повлечь за собой изменения как в экономической, так и в социальной сферах деятельности общества.
3 Рекомендации по совершенствованию и эффективности использования системы подбора персоналом ООО «Стройдом»
Анализ работы менеджера по
персоналу в компании ООО «Стройдом» показал:
ООО «Стройдом» предпочитает проводить
набор в основном внутри своей организации.
Продвижение по службе своих работников
обходится дешевле. Кроме того, это повышает
их заинтересованность, улучшает моральный
климат и усиливает привязанность работников
к фирме.
Собеседования на ООО «Стройдом» являются
наиболее широко применяемым методом
отбора кадров. Всех работников, даже неуправленческого
состава не принимают на работу без хотя
бы одного собеседования. Вместе с тем,
анализ данной практики выявил целый ряд
проблем, снижающих эффективность собеседований
как инструмента отбора кадров.
Основа этих проблем имеет эмоциональный и психологический характер. Так, например, существует тенденция принятия решения о кандидате на основе первого впечатления, без учета, сказанного в остальной части собеседования. Другая проблема заключается в тенденции оценивать кандидата в сравнении с лицом, с которым проводилось собеседование непосредственно перед этим. Если предыдущий собеседник выглядел особенно плохо, то последующий посредственный кандидат будет выглядеть хорошо или даже очень хорошо. Есть у менеджера, проводящего интервью и такая тенденция, как оценка более благоприятно тех кандидатов, внешний вид, социальное положение и манеры которых в большей мере напоминают его собственные.
Анализ работы менеджера по персоналу также показал, что структурированные интервью со стандартизированными и записанными вопросами и ответами повышают точность этого метода. Вместе с тем, собеседование следует сконцентрировать на тех вопросах, которые конкретно относятся к данной работе.
Анализируя выше изложенный материал и проведенный анализ, можно дать следующие рекомендации: