Совершенствования лизинговых операций в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть экономическое содержание и развития лизингового бизнеса в Казахстане.
Задачи работы:
рассмотреть теоретические аспекты развития видов лизинговых операций;
провести анализа практики развития лизинговых отношений в Казахстане на примере лизинговых компаний;
3. Изучить перспективы лизинга в РК и внести предложения по развития
лизинга в стране в системе финансирования инвестиций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1 ЛИЗИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ – ВАЖНЫЙ ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
6
1.1 Сущность и виды лизинговых операций и их отличия
6
1.2 Правовые основы функционирования лизинга в РК
11
1.3 Развитие и организация проведения лизинга в странах СНГ
16
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
22
2.1 Организации деятельности по проведению лизинговых операции
22
2.2 Анализ лизинговых операций организаций в РК за 2009-2011 гг.
24
2.3 Риски лизинговых операций и методы их управлением
30
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РКСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
39
3.1 Проблемы развития финансового лизинга
39
3.2 Мероприятия по совершенствованию лизинговых операций в Республике Казахстан
47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Лизинг финансовый РК КАЗФЭА 2011.doc

— 421.00 Кб (Скачать файл)

Также имеет  место деление источников инвестиционного  финансирования по следующим видам:

- Венчурный капитал — это термин, применяемый для обозначения 
рискованного капиталовложения. Венчурный капитал представляет собой 
инвестиции в форме выпуска новых акций, производимые в новых сферах 
деятельности, связанных с большим риском. Венчурный капитал инвестируется в не связанные между собой проекты в расчете на быструю окупаемость вложенных средств.

- Прямые инвестиции (более 10 % по Закону «Об иностранных инвестициях») вложения в уставный капитал хозяйствующего субъекта с целью извлечения дохода и получения, прав на участие в управлении данным хозяйствующим субъектом.

- Портфельные инвестиции (10 % в уставном капитале) связаны с 
формированием портфеля и представляют собой приобретение ценных бумаг и других активов. Портфель — совокупность собранных воедино различных инвестиционных ценностей, служащих инструментом для достижения конкретной инвестиционной цели вкладчика. В портфель могут входить ценные бумаги одного типа (акции) или различные инвестиционные ценности (акции, облигации, сберегательные и депозитные сертификаты, залоговыесвидетельства, страховой полис и др.).

- Аннуитет — инвестиции, приносящие вкладчику определенный доход через регулярные промежутки времени, обычно после выхода на пенсию. В основном это вложение средств в страховые и пенсионные фонды.

В современных условиях в мире существует острая конкуренция  за инвестиции. Так, если сегодня имеются 400 млрд. долларов, которые могут  направлены на инвестиции, то 60% этой суммы  инвестируется в развитых странах, 36% направляется в развивающиеся страны, только 4% - в страны с перестроечной экономикой.

В 2006 году освоение инвестиций на создание и воспроизводство основных фондов в республике по оперативным данным составило 114,9 млрд. тенге с учетом малочисленных предприятий и организаций -119 млрд. тенге, что в сопоставимых ценах больше соответствующего периода 2004 года на 20,2%. Освоение инвестиций в основной капитал (без учета малочисленных предприятий и организаций) по регионам республики представлено выше.

Однако, процесс инвестирования связан с определенными рисками для зарубежных предпринимателей, причем помимо коммерческих существуют так называемые некоммерческие риски, которые обусловлены политической, экономической и правовой нестабильностью в стране. В этой связи поэтапное финансирование с надежной страховой защитой могут сыграть существенную роль в формировании инвестиционной привлекательности страны. В этой связи, наименее рискованной формой вложения становится лизинговая сделка [5, C.89].

Понятие лизинга вошло  в казахстанскую официальную финансовую лексику на рубеже 1989 — 1990 г.г., когда в лицензии коммерческих банков на право осуществления банковских операций был введен лизинг как вид банковской деятельности по предоставлению банковских услуг. Лизинг стал находить отражение и в некоторых нормативных документах, регулирующих банковскую деятельность. Банки оценили целесообразность использования в своей практике лизинговых операций по-разному.

На первом этапе для  большинства банков были характерны попытки осуществления лизинговых сделок, в которых они непосредственно выступали в роли лизингополучателя. Это вносило изменения в структуру банков — выделялись самостоятельные подразделения либо секторы лизинга в их инвестиционных департаментах и управлениях. Однако широкого развития на этом этапе лизинг не получил.

Анализ полувековой  истории развития мирового лизингового  рынка позволяет говорить о четырех  основных вариантах организации  лизинга:

лизинговые службы, созданные в структуре банков;

‚ универсальные лизинговые компании, создаваемые банками;

ƒ специализированные лизинговые компании, создаваемые крупными производителями машин и оборудования, и лизингующими часть своей продукции;

„ лизинговые компании, создаваемые крупными фирмами, специализирующимися на поставке и обслуживании техники.

В казахстанских условиях выделяются еще два варианта организации  лизинга:

  • лизинговые компании, создаваемые как дочерние предприятия банков второго уровня («БТА - лизинг», «Халык - лизинг» и др.)
  • лизинговые компании, созданные иностранными инвесторами.

Первые два вариант  характерны в основном для финансового  лизинга, последний — для оперативного.

В Казахстане организация  лизинга, в которой лизингодателем выступает банк, была характерна для  этапа становления рынка лизинговых услуг. Однако широкого развития на этом этапе лизинг пока не получил. Это объясняется рядом причин:

1. Для банков (в основном средних  и мелких) всегда является обременительным  введение нового департамента  в свою и без того сложную  организационную структуру.

2. Специфика лизинговой деятельности трудно “ вписывается ” в деятельность банка. Нужна специальная квалифицированная экспертиза, новые маркетологи, менеджеры.

3. Неудобства в бухгалтерском  учете, связанные с обобщением  информации о лизинговом имуществе,  амортизации лизингового имущества, лизинговых платежей.

Тем не менее, привлекательность  лизинга как инструмента для  осуществления инвестиционной деятельности, снижающего риски, продолжает интересовать финансовые институты, которые начали искать оптимальные пути и формы его применения [10, с.11].

 

 

1.2 Правовые основы функционирования лизинга в РК

 

Лизинг регулируется:

    1. Таможенным кодексом Республики Казахстан
    2. Гражданским кодексом Республики Казахстан (особенная часть)
    3. Законом Республики  Казахстан от 5 июля 2000 года № 78-II "О финансовом  лизинге "
    4. Кодексом Республики Казахстан о налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)

Закон Республики Казахстан от 05.07.2000 N 78-II "О финансовом лизинге".

Законодательство  о финансовом лизинге основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из норм настоящего Закона, Гражданского кодекса и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Если международным  договором, ратифицированным Республикой  Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Казахстан о финансовом лизинге, то применяются правила международного договора.

Согласно Ст 4. предметом лизинга могут быть здания, сооружения, машины, оборудование, инвентарь, транспортные средства, земельные участки и любые другие непотребляемые вещи. Предметом лизинга не могут быть ценные бумаги и природные ресурсы.

Законодательными  актами могут быть установлены иные ограничения на использование в  качестве предмета лизинга отдельных  категорий вещей и земельных участков.

Предмет лизинга, оставшийся в собственности лизингодателя  в случае прекращения или расторжения  договора лизинга, может быть использован  лизингодателем для последующей  передачи в лизинг другому лизингополучателю.

При последующей  передаче в лизинг такого предмета лизинга считается, что выбор продавца и предмета лизинга осуществлен лизингодателем.

Защита прав лизингополучателя производиться по ст. 7 данного Закона.

Лизингополучателю обеспечивается защита его права  на предмет лизинга наравне с защитой права собственности.

Лизингополучатель имеет право предъявлять иски и иным образом защищать принадлежащие  ему права от своего имени в  период действия договора лизинга.

Договором лизинга  может быть предусмотрено право  либо обязательство лизингополучателя приобрести предмет лизинга в собственность по заранее определенной цене (ст.8).

Во второй Главе настоящего Закона рассматриваются  правовые основы лизинговых отношений, а в третьей заключительные положения.

Применение  таможенных пошлин и налогов при временном ввозе товаров (Статья 191)

Перечень  товаров, временно ввозимых с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, определяется Правительством Республики Казахстан.

Предметы  лизинга, включенные в перечень, утвержденный Правительством Республики Казахстан, полностью освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов при условии соблюдения требований законодательства Республики Казахстан о финансовом лизинге.

В отношении  товаров, не включенных в перечни, предусмотренные  пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов. При частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Республики Казахстан уплачивается три процента от суммы, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения.

Исчисление  сумм таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате при частичном освобождении, производится в валюте контракта  на дату регистрации таможенной декларации. Периодичность уплаты сумм таможенных пошлин и налогов определяется декларантом. При этом конкретные сроки уплаты сумм таможенных пошлин и налогов определяются исходя из того, что уплата этих сумм должна производиться до начала соответствующего периода.

В случае помещения  временно ввезенных товаров под  таможенный режим выпуска товаров  для свободного обращения сумма  таможенных пошлин и налогов, уплаченная при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов, засчитывается в суммы таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате в соответствии с таможенным режимом выпуска товаров для свободного обращения.

В случае, предусмотренном  пунктом 1 статьи 190 настоящего Кодекса, суммы таможенных пошлин и налогов, уплаченные в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, считаются уплаченными лицом, являющимся правопреемником в отношении временно ввезенных товаров.

Общая сумма  таможенных пошлин и налогов, взимаемых  при временном ввозе товаров  с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, не должна превышать сумму таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате на момент помещения товаров под таможенный режим временного ввоза товаров и транспортных средств, если бы товары были выпущены для свободного обращения.

8. При помещении  товаров под иные таможенные  режимы суммы таможенных пошлин  и налогов, уплаченные при частичном  освобождении от уплаты таможенных  пошлин и налогов, возврату  не подлежат.

Срок временного ввоза товаров определяется декларантом в соответствии с целями и обстоятельствами такого ввоза, но не может превышать три года с даты помещения товаров под таможенный режим временного ввоза, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ст. 192).

По письменному  заявлению декларанта сроки временного ввоза товаров могут быть продлены таможенным органом. Для решения вопроса о продлении сроков временного ввоза товаров декларант не позднее пятнадцати рабочих дней до истечения указанных сроков представляет в таможенный орган заявление о необходимости такого продления с приложением подтверждающих документов. Срок рассмотрения заявления о продлении срока временного ввоза товаров не может превышать десять рабочих дней с даты получения заявления.

При продлении  сроков временного ввоза товаров таможенные сборы за таможенное оформление не взимаются, таможенная декларация не подается.

Решение таможенного  органа о продлении сроков временного ввоза предоставляется декларанту в письменной форме, второй экземпляр  решения хранится в таможенном органе вместе с грузовой таможенной декларацией.

При представлении  заявления о продлении сроков временного ввоза товаров декларант  обязан представить таможенному  органу данные товары для таможенного  осмотра, а в случае нахождения товаров  вне зоны деятельности таможенного органа, осуществлявшего таможенное оформление, заключение таможенного органа, в зоне деятельности которого они находятся, о наличии и нахождении товаров в неизменном состоянии.

В случае, предусмотренном  пунктом 1 статьи 190 настоящего Кодекса, срок временного ввоза товаров исчисляется с момента фактического ввоза товаров на таможенную территорию Республики Казахстан. Изменение сроков временного ввоза свыше трех лет осуществляется в соответствии с частью второй пункта 1 настоящей статьи.

Для предметов лизинга, включенных в перечень, указанный в статье 191 настоящего Кодекса, сроки временного ввоза товаров устанавливаются в соответствии с условиями договора лизинга. Сроки временного ввоза товаров для указанных предметов лизинга изменяются таможенными органами при обращении лица, временно ввезшего предмет лизинга на основании представленных изменений, внесенных в договор лизинга, при условии соблюдения требований законодательства Республики Казахстан о финансовом лизинге.

Информация о работе Совершенствования лизинговых операций в Республике Казахстан