Совершенствования лизинговых операций в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть экономическое содержание и развития лизингового бизнеса в Казахстане.
Задачи работы:
рассмотреть теоретические аспекты развития видов лизинговых операций;
провести анализа практики развития лизинговых отношений в Казахстане на примере лизинговых компаний;
3. Изучить перспективы лизинга в РК и внести предложения по развития
лизинга в стране в системе финансирования инвестиций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1 ЛИЗИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ – ВАЖНЫЙ ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
6
1.1 Сущность и виды лизинговых операций и их отличия
6
1.2 Правовые основы функционирования лизинга в РК
11
1.3 Развитие и организация проведения лизинга в странах СНГ
16
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
22
2.1 Организации деятельности по проведению лизинговых операции
22
2.2 Анализ лизинговых операций организаций в РК за 2009-2011 гг.
24
2.3 Риски лизинговых операций и методы их управлением
30
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РКСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
39
3.1 Проблемы развития финансового лизинга
39
3.2 Мероприятия по совершенствованию лизинговых операций в Республике Казахстан
47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Лизинг финансовый РК КАЗФЭА 2011.doc

— 421.00 Кб (Скачать файл)

— Неразвитость инфраструктуры лизингового рынка. Инфраструктура, способствующая развитию лизинга в  Казахстане, должна включать в себя более широкую сеть лизинговых компаний, специализированных консалтинговых фирм и соответствующую систему информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг. Неразвитость инфраструктуры (сложившихся механизмов финансирования, расчетов, минимизация рисков, эффективных маркетинговых и сбытовых структур и т. п.) предъявляет нереально высокие требования к руководителям и служащим лизинговых компаний.

— Недостаток квалифицированных  кадров для лизинговых компаний.

В странах СНГ, в том  числе в России и Казахстане, формирование лизинговых структур на внутреннем рынке начинается с 1989 года. Из тех организационных форм лизинга, которые приняты за рубежом, здесь пока получили развитие только финансовые лизинговые компании и коммерческие банки, занимающиеся лизинговыми операциями.

Вновь создаваемые лизинговые фирмы, особенно на первых порах, в значительной мере в своей деятельности зависят  от внешнего источника привлечения  ресурсов в виде банковского кредита (до 75% всех ресурсов). Это делает их слишком зависимыми от этого источника и поэтому уязвимыми. Эффективность их деятельности в этих условиях зависит от возможности получения банковских кредитов, колебаний ссудного процента и других обстоятельств, определяемых общими установками кредитно-банковской политики. Здесь возникают проблемы. Дело в том, что основной формой заемных средств в настоящее время являются краткосрочные кредиты коммерческих банков, тогда как классические лизинговые операции носят характер долгосрочных.

Лизинговые сделки относятся к числу банковских операций с достаточно высокой степенью риска. Риск банка возрастает при оперативном лизинге, когда существует необходимость возместить высокую остаточную стоимость объекта лизинга при отсутствии спроса на него после окончания срока лизингового договора. Поэтому, с точки зрения банковского риска, экономическим интересам лизингодателей в наибольшей степени отвечает финансовый лизинг.

В то же время в условиях высокой инфляции любые банковские операции, носящие среднесрочный  и долгосрочный характер (а именно к таким относятся операции финансового лизинга), становятся для коммерческих банков слишком рискованными. Поэтому в настоящее время лизинг на долгосрочной основе практически не получил развития в странах СНГ. Коммерческие банки предпочитают передавать имущество в лизинг на сроки, не превышающие 3—6 месяцев.

Вместе с тем необходимо отметить, что лизинговые операции пока еще не стали для банков традиционными, а их масштабы несоизмеримы с имеющимися возможностями. Доля имущества, приобретаемого для лизинга, не превышает 3—4% общей стоимости основных средств банков.

Лизинговые операции на внутреннем рынке, несомненно, имеют хорошие перспективы для своего развития. Необходимость стабилизации экономики в переходный период, период преодоления спада производства, обновления устаревшего производственного аппарата и осуществления структурной перестройки, способствуют быстрому росту лизинговых услуг.

В то же время следует  сказать, что лизинг, не найдя четкого  отражения в законодательных актах и нормативных документах, слабо приживается в Казахстане. Для успешного совершения лизинговых операций необходимо внести дополнения в Гражданский кодекс об имущественном найме, в налоговое законодательство об импорте оборудования и экспорте готовой продукции по лизингу, в Закон об иностранных инвестициях, изменить систему бухгалтерского учета.

Таким образом, с учетом мирового опыта развитие лизингового  бизнеса может и должно стать  для Казахстана одним из наиболее перспективных направлений активизации инвестиционного процесса, а также мощным импульсом технического перевооружения производства и структурной перестройки.

В настоящее время  предприятия Казахстана располагают в основном физически изношенными и морально устаревшими основными фондами, отсталыми ресурсоемкими технологиями. Потребность в модернизации и обновлении потенциала крайне велика. Однако в республике практически отсутствует производство основных видов оборудования, необходимых для предприятий различного профиля.

При этом из-за разрыва хозяйственных связей и неплатежеспособности предприятий сокращается или прекращена поставка из стран СНГ и Балтии энергетического, химического, нефтяного и транспортного оборудования, электрооборудования, комбайнов и тракторов повышенной мощности, большегрузных автомобилей, продукции радиоэлектронной промышленности. Ныне, с одной стороны, предприятия Казахстана остро нуждаются в машинно-техническом импорте из стран ближнего и дальнего зарубежья, с другой — не имеют возможности из-за отсутствия средств и трудностей в получении кредита самостоятельно импортировать эту технику.

Поэтому одним из эффективных  средств преодоления структурного кризиса и модернизации основных фондов является лизинг как специализированная форма финансирования капиталовложений.

Наиболее ощутимый эффект для развития казахстанской экономики в первую очередь могут дать такие объекты лизинговых сделок, как машины и оборудование для переработки сельхозпродукции, фармацевтической, легкой промышленности, нефте- и газопереработки, производства нержавеющей стали и проката из нее, металлического алюминия и сплавов, других потребностей черной и цветной металлургии, а также транспортные средства (автомашины, самолеты, вертолеты, суда), средства теле- и дистанционной связи, вычислительная техника.

Негативное влияние  на развитие этого нового типа инвестиционной деятельности оказывают небольшой  опыт работы лизинговых фирм, отсутствие квалифицированных кадров, специалистов в этой области. Многие фирмы не имеют четко выраженной специализации на определенных видах оборудования и переключаются на конкретный его тип по заказу очередного клиента. В рамках лизинговой сделки лизинговая фирма выполняет роль финансового агента, который лишь оплачивает поставку оборудования, выбранного и заказанного будущим лизингополучателем. В итоге сами лизинговые фирмы слабо ориентируются в конъюнктуре специализированных рынков оборудования, и им трудно найти для него дальнейшее применение в случае разрыва договора с лизингополучателем.

Как уже указывалось выше, существенным недостатком и фактором, обесценивающим классические преимущества лизинга и сдерживающим его развитие в Казахстане, является краткосрочный характер сделок. Согласно общепринятой схеме, лизинговая фирма выступает в сделке по закупке оборудования в качестве посредника, который, получив банковский кредит и оплатив поставку оборудования, переносит все свои расходы на лизингополучателя, обязанного постепенно расплатиться с ним в течение всего срока действия договора.

При этом в лизинговые платежи, помимо оплаты стоимости самого оборудования и процентов за кредит, включаются и комиссионные, или маржа лизинговой фирмы (лизингодателя) как плата за предоставленные услуги. Исходя из этого, в абсолютном выражении, приобретение оборудования через лизинг обходится дороже, чем покупка оборудования напрямую или при помощи взятого у коммерческого банка кредита. Однако на деле лизинговая сделка обладает явными преимуществами для покупателя» так как позволяет в течение длительного срока постепенно выплачивать стоимость оборудования, в том числе за счет доходов от его эксплуатации, а затем, по окончании срока договора, получить его в полное владение по символической остаточной стоимости.

Однако конкретные особенности  заключения лизинговых сделок в реальных условиях Казахстана вносят в механизм лизинга значительные коррективы, зачастую обесценивая классические преимущества этого способа инвестирования.

Вследствие постоянного  изменения темпов инфляции и привязанных  к ним учетных ставок, общей неопределенности правового поля сроки лизинговых соглашений сжаты до минимума и, как правило, не превышают одного года. Если для оперативного лизинга такие сроки вполне приемлемы, то в случае с финансовым лизингом это в значительной мере обесценивает саму его суть и сводит почти на нет потенциальную выгоду лизингополучателя.

За это предельно  короткое время клиент лизинговой фирмы  должен сполна расплатиться за полученное оборудование путем погашения лизинговых платежей. Часто регулярные выплаты (как правило, ежемесячные) полностью покрывают всю причитающуюся лизингодателю сумму, так что по окончании срока лизинга смена владельца оборудования происходит без оплаты остаточной стоимости. Даже если лизингодатель сможет получить льготы по ускоренной амортизации оборудования (что на практике осуществить весьма трудно), ясно, что имущество, срок эксплуатации которого оценивается в 8—10 лет, за один год окупить себя не в состоянии.

Еще одной немаловажной причиной слабого развития лизинга в Казахстане является отсутствие государственной поддержки и стимулирования лизингового бизнеса с помощью льготного кредитования, налоговых и амортизационных льгот.

Как известно, в большинстве  индустриально развитых стран для  стимулирования развития лизингового  бизнеса широко используются такие инструменты государственного регулирования, как ускоренная амортизация и инвестиционный налоговый кредит (скидка).

Меры для стимулирования лизингового бизнеса в Казахстане впервые были предприняты в указе  президента Республики Казахстана, имеющем силу закона, "О налоговых и других обязательных платежах в бюджет" от 24 апреля 1995 г. В нем введено понятие "лизинг (финансовая аренда)** и перечислены условия, согласно которым сделка признается финансовым лизингом в целях льготного налогообложения, а также существенно сокращены нормативные сроки амортизации основных средств.

Таким образом, из всего  вышеизложенного вытекает следующее. Усилия и меры, предпринимаемые президентом Республики Казахстан, а также правительством по углублению хода экономических реформ, созданию благоприятного инвестиционного климата в стране, интенсивная работа по подготовке законодательной и нормативной базы, государственная поддержка и стимулирование лизинга откроют широкие перспективы для быстрого и масштабного развития лизингового бизнеса в Казахстане.

 

 

3.2 Мероприятия по совершенствованию лизинговых операций в Республике Казахстан

 

 

В последние годы государство  принимает различные меры, направленные на активизацию деятельности банков по кредитованию реального сектора экономики, включая малый бизнес и сельское хозяйство. Весомая роль в решении этих вопросов отводится использованию финансового лизинга, благодаря которому предприятия имеют возможность получать необходимую финансовую и материальную поддержку для технического перевооружения производства, даже при отсутствии и них залогового имущества.

Однако пока отмечается некоторая пассивность банков второго  уровня в финансировании лизинговых сделок, которую можно объяснить  несколькими обстоятельствами. Во-первых, банки ведут многоплановую деятельность с учетом собственной кредитной политики, которая не всегда может включать вопросы финансового лизинга.

Во-вторых, определенная часть банков по-прежнему предпочитает получать доходы от операций, не связанных с финансированием производственной деятельности. А отсутствие  четких процедур организации и проведения лизинга в различных отраслях производства пока не позволяет банкам разработать соответствующие  стандарты его обслуживания и определить эффективность своего участия в них.  Проведение лизинговых сделок пока сопряжено с множеством дополнительных формальностей. В их числе требование о государственной регистрации договора финансового лизинга движимого имущества, выполнение  условий по сертификации и стандартизации приобретаемого оборудования, когда оно поступает из-за рубежа, проблемы правильного отражения в бухгалтерском учете объекта лизинга. Значителен и круг участников (прямых и косвенных) лизинговых отношений, от добросовестности и платежеспособности которых зависит выполнения цепочки обязательств. Но, несмотря на всевозможные сложности в оформлении документов, производители заинтересованы в участии в лизинговых сделках.

Перспективный рынок  лизинговых услуг в Казахстане столкнулся на сегодняшний день с определенными трудностями, которые сдерживают его потенциал. Преодолевая препятствия, он может выйти на новый уровень развития 

В настоящее время  лизинг и лизинговые отношения в  Республике Казахстан являются наиболее развитыми, если сравнивать с другими странами региона Центральной Азии. Однако нет предела совершенству, и можно совершенствовать и улучшать и эту сферу. Дальнейшее развитие лизинговых отношений должно идти следующими путями:

1. Дальнейшее развитие  финансовой основы лизинговых  отношений: расширение Перечня оборудования, импорт которого освобождается от НДС при импорте и дальнейшей передаче в лизинг;

пересмотр пруденциального  норматива К3 для банков при кредитовании лизинговых компаний;

снятие ограничений  по применению налоговых льгот в  отношении сделок сублизинга;

внесение изменений  в «Правила государственной регистрации  транспортных средств и прицепов к ним в Республике Казахстан», утвержденных приказом Министерства внутренних дел Республики Казахстан от 12 октября 1998 г. N 343   с учетом появления нового механизма приобретения автотранспорта, как финансовый лизинг;

Информация о работе Совершенствования лизинговых операций в Республике Казахстан