Современные миграционные процессы на территории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Целью работы являются анализ миграционных процессов в России, выявление проблем в области внутренних миграций населения и обозначение перспектив развития миграционной политики государства.
Задачами работы по данной теме выступают:
1.всестороннее изучение миграционных процессов на территории Российской Федерации.
2.выявление их последствий, анализ государственного регулирования миграционных потоков
3.выявление проблем и возможных вариантов их решения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Теоретические основы миграций…………………………………………...5
Сущность понятия миграция………………………………………………..5
Классификация миграций…………………………………………………...6
Последствия миграций……………………………………………………....8
Основные проблемы современной миграционной ситуаций в России…..12
Современная миграционная ситуация Российской Федерации…………..12
Проблемы в области регулирования миграционных процессов населения России, на современном этапе………………………………………………….23
Миграционная политика в Российской Федерации………………………..26
Управление миграцией на федеральном уровне…………………………..26
3.2 Цели, принципы направления и задачи регулирования миграционных процессов в России……………………………………………………………...32
3.3 Механизм реализации современной миграционной политики в Российской Федерации………………………………………………………….36
Перспективы развития миграционной политики…………………………..38
Заключение…………………………………………………………………….....45
Библиографический список…………

Файлы: 1 файл

готовая КУрсовая тон.docx

— 102.96 Кб (Скачать файл)

Таким образом, внутренние миграции (столь значимые для социально-экономического развития страны и представляющие привычный  объект управления в дореволюционной  России в советский период) практически  игнорируются без всякого логичного  объяснения такого подхода государства. Это тем более не оправдано, учитывая, что масштабы внутренних перемещений  населения значительно превосходят  внешние миграции. Приходится констатировать тот факт, что в России до настоящего времени отсутствует официально одобренная государственная стратегии в области управления миграционными процессами, которая бы учитывала объективные факторы настоящего и будущего развития страны и связывала воедино все типы и виды миграционных движений, интересы федеративного государства и его отдельных, а также различных групп населения, включая мигрантов. Концепция регулирования миграционных процессов Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства РФ 1 марта 2003 г. (№ 256-р), не устраняет этот пробел, поскольку в ней вопросы совершенствования законодательства в области миграции рассматриваются в обобщенном виде и не содержится четких установок относительно миграционной политики страны. Однако самый большой провал нынешней государственной миграционной политики состоит в отсутствии какой-либо политики в отношении внутренней миграции.19

Состояние миграционных дел  в России показывает неэффективность  существующего миграционного законодательства и слабость официальных структур.

Отсутствует эффективный  государственный контроль над миграционными  процессами.

Медленно решаются долгосрочные проблемы многих вынужденных мигрантов, которые решили остаться в Российской Федерации. Часто они сталкиваются с серьезными проблемами в плане  социальной защиты. Не уделяется должного внимания решению задач организованного  расселения вынужденных мигрантов, перехода от оказания им первой чрезвычайной помощи к созданию условий для  нормальной жизни, обеспечению занятости  и соблюдению прав человека.

Продолжает сокращаться  позитивная, необходимая для развития экономики социально-экономическая  миграция населения внутри Российской Федерации. Это вызвано несбалансированностью  между оплатой труда в легальном  секторе экономики и рыночной стоимостью жилья, передачей объектов ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность, отсутствием механизмов обеспечения рабочей силой производств за счет территориального перераспределения внутренних трудовых ресурсов. Все это создает трудности для обеспечения рабочей силой новых и возрождающихся производств, не способствует экономическому росту.

Интенсивный отток населения  в последнее десятилетие из северных, восточных и приграничных районов  страны приводит к сокращению его  численности на этих территориях, богатых  сырьевыми ресурсами. В результате оттока населения изменяется его  этническая структура в ряде субъектов  Российской Федерации. 20

Крупные города и густонаселенные  регионы России наводнены мигрантами, что в условиях экономической  нестабильности вызывает напряжение, как в социальной инфраструктуре, так и на рынке труда.  Говоря в целом, проблема миграции в России должна рассматриваться в тесной связи с совершенствованием действующего миграционного законодательства и учетом демографического положения. У власти нет достаточно осмысленной специальной программы по упорядочению миграционных процессов и балансировки рынка труда. Правительство пытается что-то делать с миграционными потоками, намериваясь направлять их в опустевшие регионы, но последние естественным образом тянутся к Москве и другим крупным городам. Специальных исследований в этом направлении не проводилось в связи с отсутствием финансирования, а современные статистические данные по незаконной миграции весьма скупы. Государству необходимы обратная связь с мигрантами и координация с организациями по миграции, общинами, диаспорами и группами соотечественников для поддержки указанной деятельности. Миграция содержит в себе как возможности, так таит и опасности. Государству надо научиться управлять не мигрантами, а миграционными процессами. Не загонять их в подвалы и каптерки, а создавать им условия для честного труда при уважении российских законов и общественных устоев. Как сказал Президент В.В Путин: «Переезжающие в Россию люди должны с уважением относиться к российской культуре, к нашим национальным традициям». Тогда может и местные будут приветливее.21

Миграционная  ситуация в Кировской области  в 2010 году 

 

За 2010 год численность  населения Кировской области  за счёт миграции сократилась на 3,6 тысячи человек. Миграционная убыль  населения увеличилась по сравнению  с 2009 годом на 24,7 процента. Главными причинами роста миграционной убыли  являются увеличение отрицательного сальдо миграционного обмена области с  другими регионами России на 18,5 процента и снижение положительного сальдо миграционного  обмена области с государствами-участниками  СНГ и Грузией на 14 процентов. Общий миграционный оборот (сумма  прибывших и выбывших) в целом  по области в 2010 году  на 16,7 процента больше, чем в 2009 году. В расчёте на 1000 жителей области в истекшем году общий миграционный оборот составил 28 перемещений, в 2009 году – 23 перемещения. Миграционная активность сельского населения в 2010 году в 1,6 раза выше городского (соответственно 39 и 25 перемещений).

Отрицательное сальдо миграции в истекшем году сложилось по всем городским округам кроме городского округа «Город Киров» и по 37 муниципальным  районам области за исключением  Верхошижемского и Кирово-Чепецкого. Миграционная убыль по городской  местности составила 398 человек. Наибольшая убыль наблюдалась в  городском округе «Город Кирово-Чепецк» – 485 человек, г. Омутнинск – 211, г. Советск – 201, пгт Фалёнки – 101 человек. В сельской местности миграционная убыль составила 3171 человек и сложилась за счёт Малмыжского (360 человек), Зуевского   (218 человек), Верхнекамского (207 человек), Афанасьевского (188 человек), Вятскополянского (173 человека) и Омутнинского (158 человек) районов.

Миграция населения между  городскими и сельскими территориями области привела к увеличению численности горожан в 2010 году за счёт переселения сельских жителей  на 1706 человек (в 2009  году – на 688 человек).  

Основной объём миграции (сумма прибывших и выбывших) в 2010 году наблюдался в пределах области (64%) и с регионами России (34%). На долю международной миграции пришлось лишь 2 процента миграционного объёма. В расчёте на 1000 жителей внутриобластной  оборот составил 18 человек, межобластной – 10, международная миграция – 1 человек.

Основной причиной смены  места жительства 71 процент мигрантов  в возрасте 14 лет и старше указали  причины личного и семейного  характера, желание вернуться к  прежнему месту жительства – 9, в  связи с работой – 10, в связи  с учебой – 6 процентов мигрантов.

Кировская область является одним из миграционных «доноров»  для других территорий России. В 2010 году отрицательный миграционный баланс сложился со всеми федеральными округами Российской Федерации, кроме Дальневосточного федерального округа, как и в 2009 году. Наибольшее отрицательное сальдо миграции имело место с Центральным  и Приволжским федеральными округами. Более привлекательными для уезжающих  из области оказались город Москва и Московская область1) – 1592 человека, город Санкт-Петербург и Ленинградская область1) – 796 человек, Республики Татарстан – 720 человек и Марий Эл – 483 человека, а также Тюменская и Нижегородская области, соответственно – 544 и 523 человека.

Несмотря на отрицательное  сальдо миграции со многими территориями Российской Федерации, в Кировскую  область приезжают из Республик  Марий Эл, Татарстан, Удмуртия и Тюменской  области. Среди территорий с положительным  сальдо миграции Республика Коми стоит  на первом месте. Число прибывших из этой Республики в нашу область превышает число выбывших на 311 человек.

Приток лиц, переселяющихся из государств ближнего зарубежья, является главным фактором, сдерживающим сокращение численности населения области. Отрицательное сальдо миграции с  другими регионами России  частично компенсируется положительным сальдо миграции с государствами ближнего зарубежья, хотя его абсолютная величина составила 603 человека в 2010 году. По сравнению с 2009 годом, положительное сальдо миграции снизилось на 14 процентов за счёт сокращения числа прибывших и увеличения числа выбывших. Наибольший прирост числа жителей Кировской области сложился за счёт миграционного обмена с Узбекистаном, Азербайджаном, Украиной и Арменией. Эти четыре государства обеспечили 70 процентов миграционного прироста, при этом наибольший прирост приходился на Узбекистан  (134 человека или 22,2%). За последний год объём миграции с государствами-участниками СНГ и Грузией снизился на 8,6 процента.В общем объёме миграции наибольшую долю занимают женщины. Женщин больше, чем мужчин как прибывает, так и выбывает. В 2010 году среди прибывших в Кировскую область зарегистрировано 45 процентов мужчин и 55 процентов женщин, выбывших – 44 и 56 процентов соответственно. Аналогичная ситуация складывалась и в 2009 году.

В составе мигрантов преобладали  лица в трудоспособном возрасте. Их удельный вес в общем объёме мигрантов  в 2010 году составил 72 процент. В результате отрицательного сальдо миграции область  потеряла 3 тысячи человек в трудоспособном возрасте. Лица моложе трудоспособного  возраста составили 13 процентов, старше трудоспособного – 15 процентов.

По-прежнему остаётся актуальной проблема оттока из региона высококвалифицированных  кадров. В 2010 году число выбывших, имеющих среднее специальное и высшее образование, превысило число прибывших на  2 тысячи человек (в 2009 году этот показатель составлял 1,5 тысячи человек).

 

3.2 Цели, принципы и задачи  регулирования  миграционных  процессов  в России

Целями регулирования  миграционных процессов в России являются обеспечение устойчивого  социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения  на территории страны, использование  интеллектуального и трудового  потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания Российской Федерации.

Регулирование миграционных процессов в России основывается на следующих принципах:

  • защита прав и свобод человека на основе законности и неуклонного соблюдения норм международного права;
  • защита национальных интересов и обеспечение безопасности Российской Федерации;
  • сочетание интересов личности, общества и государства;
  • дифференцированный подход государства к решению проблем различных категорий мигрантов;
  • взаимодействие федеральных органов власти, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с общественными объединениями мигрантов.

Для достижения указанных  целей должны быть решены следующие  основные задачи во внешнеполитической области:

  • защита прав и свободы российских граждан;
  • выработка и реализация межгосударственных механизмов оказания целевой финансовой и  иной помощи лицам, ищущим временное убежище на территории Российской Федерации;
  • развитие сотрудничества России с другими государствами в целях предупреждения и предотвращения конфликтов, следствием которых является массовая миграция населения;
  • заключение Российской Федерацией международных договоров и соглашений о возврате, приеме и транзите лиц, незаконно находящихся на территории договаривающихся сторон (соглашение о реадмиссии), о борьбе с незаконной иммиграцией, поощрении двусторонних и региональных диалогов об урегулировании миграционных вопросов, приграничной торговле, туризме, культурных, спортивных и иных поездках, о гарантии социальных и экономических прав трудящихся – иммигрантов, содействии реализации прав соотечественников за рубежом, об обеспечении их равного с гражданами государства  положения перед законом и уважительного отношения к их духовным и иным связям с Россией, об обмене информацией о практике применения иммиграционного законодательства, имеющихся проблемах, с которыми сталкиваются государства при обеспечении защиты иммигрантов, а также информацией о новых методах иммиграционного контроля и паспортно-визовых технологиях.

В области науки и информации предполагается решение следующих  задач:

  • дальнейшее развитие фундаментальных научных исследований, касающихся социально - экономических, юридических, психологических основ регулирования миграционных процессов в России и мире;
  • организация проведения мониторинга и научного прогнозирования миграционной обстановки в Российской Федерации;
  • исследование и использование опыта зарубежных государств по предотвращению и пресечению незаконной миграции, представляющей угрозу национальной безопасности РФ;
  • автоматизация и унификация технологий паспортно-визового, налогового, таможенного, пограничного и иммиграционного контроля;
  • создание федеральной системы учета российских юридических лиц, филиалов и представительств иностранных юридических лиц, деятельность которых связана с организацией международного туризма, приема иностранных граждан для обучения и лечения, привлечением и использованием иностранных работников, а также с трудоустройством российских граждан за рубежом;
  • создание федеральной системы учета иностранных граждан, в том числе пребывающих в Россию в целях осуществления трудовой деятельности, а также обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации;
  • создание федерального автоматизированного банка данных дактилоскопической регистрации иммигрантов, подозреваемых в совершении уголовных преступлений, а также совершивших административные правонарушения;
  • формирование общественного мнения, способствующего эффективной реализации политики в области регулирования миграционных процессов в РФ;
  • содействие средствам массовой информации в объективном информировании населения России о проблемах мигрантов;
  • содействие в получении иностранными гражданами и соотечественниками за рубежом необходимой информации об условия х переезда, трудоустройства и проживания в России;
  • совершенствование автоматизированных систем сбора и распространения информации о социально-экономической обстановке в целях определения условий приема и размещения иммигрантов, о вакантных рабочих местах в субъектах Российской Федерации, а также о территориях и населенных пунктах, благоприятных или не рекомендуемых для их расселения.

Информация о работе Современные миграционные процессы на территории России