Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 14:42, курсовая работа
Целью работы являются анализ миграционных процессов в России, выявление проблем в области внутренних миграций населения и обозначение перспектив развития миграционной политики государства.
Задачами работы по данной теме выступают:
1.всестороннее изучение миграционных процессов на территории Российской Федерации.
2.выявление их последствий, анализ государственного регулирования миграционных потоков
3.выявление проблем и возможных вариантов их решения.
Введение………………………………………………………………………….3
Теоретические основы миграций…………………………………………...5
Сущность понятия миграция………………………………………………..5
Классификация миграций…………………………………………………...6
Последствия миграций……………………………………………………....8
Основные проблемы современной миграционной ситуаций в России…..12
Современная миграционная ситуация Российской Федерации…………..12
Проблемы в области регулирования миграционных процессов населения России, на современном этапе………………………………………………….23
Миграционная политика в Российской Федерации………………………..26
Управление миграцией на федеральном уровне…………………………..26
3.2 Цели, принципы направления и задачи регулирования миграционных процессов в России……………………………………………………………...32
3.3 Механизм реализации современной миграционной политики в Российской Федерации………………………………………………………….36
Перспективы развития миграционной политики…………………………..38
Заключение…………………………………………………………………….....45
Библиографический список…………
Основными направлениями деятельности по регулированию миграционных процессов являются:
4. В области
создания условий для
5. В области поддержки
и развития взаимоотношений с
соотечественниками за рубежом
содействие контактам и
6. В области
оптимизации внутренних
7. В области создания
условий для сохранения и
8. В области содействия
добровольному переселению
Особенности развития миграционной
ситуации в Российской Федерации
в последнее десятилетие
Российская Федерация за последние десять лет стала участником большинства международных договоров в той или иной степени затрагивающих сферу миграции и право на свободу передвижения.
Россия является участником:
До выхода из соглашения (Бишкек, 1992 г.) о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников Россия заключила со всеми странами СНГ многосторонние и двусторонние соглашения о взаимных безвизовых поездках граждан. Введены ограничения на передвижение только с Туркменистаном и Грузией.
Законодательство, обеспечивающее государственное регулирование миграционных процессов на территории Российской Федерации имеет ряд пробелов и недоработок:
Таким образом, миграционная
политика служит для обеспечения
устойчивого социально-
Реализация миграционной политики обеспечивается путем взаимодействия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ. Основана государственная миграционная политика на нормах международного права, положениях Конституции РФ, федеральных законах и нормативных правовых актах.
Влияние на качественное содержание миграционных потоков в соответствии со стратегическими ориентирами предполагает использование метода целевого заселения. Оно вовсе не означает искусственного перемещения групп населения из одной территории в другую, как это было в советской истории. Речь идет, прежде всего, об оказании государственной помощи тем добровольным мигрантам, которые имеют прямую мотивацию к проживанию и работе в месте заселения и способны влиять на развитие региона в соответствии с интересами России. Целевое заселение основано на учете социальных характеристик потенциальных мигрантов и их системном влиянии на социальную среду.
Кроме того, такой метод требует выявления наиболее важных и вместе с тем пригодных для проживания участков расселения.
По своей сути целевой
метод регулирования миграций имеет
много общего с методами селективной
миграционной политики, практикуемой
в западных странах. Органы государственного
управления США (где мигранты составляют
12% населения), Канады, Германии и других
стран давно проводят политику, направленную
на переселение в свои территории
наиболее квалифицированных
Негативным следствием этого является то, что часть мигрантов рассматривают страну пребывания как площадку для зарабатывания денег, не внося никакого вклада в социальное и культурное развитие государства, а скорее наоборот, способствуя маргинализации культурных и социальных ценностей. Зачастую это определяется низким социальным качеством иммигрантов, их примитивной ценностной системой координат (материальное потребление как смысл жизни).
В применении метода целевого
заселения необходимо ориентироваться
в основном на тех, кто намерен
сменить место жительства из-за возможности
обретения условий для
Сегодня отчетливо видна необходимость сосредоточения государственных усилий в области миграционной политики под началом единого координационного центра, способного заложить комплексные основы современной миграционной политики.22
Для обеспечения оптимизации
структуры и масштабов
– административные (предусматривающие
административную ответственность, в
том числе государственных
– экономические (предусматривающие налоговые льготы, предоставление финансовой помощи на осуществление переезда и обустройство на новом месте, регулирование стоимости аренды и покупки жилья и др.);
– пропагандистские, социально-психологические
(предусматривающие
Государственная политика в
области регулирования
В рамках реализации первой
фундаментальной цели необходимо устранить
(формальные и неформальные) административные
барьеры внутренней миграции и обеспечить
свободу передвижения граждан России
и выбора ими своего места жительства
и пребывания в пределах страны.
Необходимо привести сложившуюся практику
формальных и неформальных ограничений
внутренних переселений граждан
с помощью института
Целесообразным также представляется создание единого централизованного информационного ресурса (информационной системы), которая бы отражала перемещения граждан и их постоянное местонахождение, а также о предоставленных им государственных гарантиях и социальной поддержке. Создание подобной информационной системы позволит улучшить статистический учет внутрироссийских миграций, а также необходимо для разработки и проведения эффективной государственной региональной политики. Для реализации первой и второй фундаментальных целей необходимо устранить экономические барьеры миграции, то есть обеспечить финансовую возможность перемещения трудовых ресурсов из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные, а также решить проблему занятости и обустройства мигрантов на новом месте.
Необходимо разработать меры государственной финансовой поддержки отдельным категориям мигрантов.
Такие меры должны быть адресованы, прежде всего, гражданам, вставшим на учет в региональных органах занятости населения и проживающих в депрессивных регионах, а также гражданам, направляющимся в важные с точки зрения интересов национальной безопасности регионы страны. Еще одно значимое ограничение внутренней миграции — неразвитость институтов жилищного рынка. Решение этой задачи может быть обеспечено следующими методами:
Значимым барьером внутренней
миграции выступает сегментированность
российского рынка труда. Повышению
миграционной подвижности индивидов
будет способствовать создание сети
региональных (межрегиональных) информационно-правовых
консультационных центров и бирж
труда; формирования единого российского
банка вакансий (национального банка
вакансий) и национального банка
граждан, готовых сменить место
жительство (с учетом их пожеланий);
поддержка рекрутинговых
В рамках реализации третьей фундаментальной цели необходимо создать условия для сохранения и дальнейшего формирования населения в важных в геополитическом отношении регионах северных, восточных и приграничных регионах Российской Федерации. Меры государственной политики должны быть направлены на восстановление экономической активности предприятий, расположенных на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, путем проведения активной экономической политики в них.
Информация о работе Современные миграционные процессы на территории России