Современные миграционные процессы на территории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Целью работы являются анализ миграционных процессов в России, выявление проблем в области внутренних миграций населения и обозначение перспектив развития миграционной политики государства.
Задачами работы по данной теме выступают:
1.всестороннее изучение миграционных процессов на территории Российской Федерации.
2.выявление их последствий, анализ государственного регулирования миграционных потоков
3.выявление проблем и возможных вариантов их решения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Теоретические основы миграций…………………………………………...5
Сущность понятия миграция………………………………………………..5
Классификация миграций…………………………………………………...6
Последствия миграций……………………………………………………....8
Основные проблемы современной миграционной ситуаций в России…..12
Современная миграционная ситуация Российской Федерации…………..12
Проблемы в области регулирования миграционных процессов населения России, на современном этапе………………………………………………….23
Миграционная политика в Российской Федерации………………………..26
Управление миграцией на федеральном уровне…………………………..26
3.2 Цели, принципы направления и задачи регулирования миграционных процессов в России……………………………………………………………...32
3.3 Механизм реализации современной миграционной политики в Российской Федерации………………………………………………………….36
Перспективы развития миграционной политики…………………………..38
Заключение…………………………………………………………………….....45
Библиографический список…………

Файлы: 1 файл

готовая КУрсовая тон.docx

— 102.96 Кб (Скачать файл)

 

Основными направлениями  деятельности по регулированию миграционных процессов являются:

  1. В области обеспечения контроля за иммиграционными процессами в Российской Федерации разработка и создание единой системы иммиграционного контроля на территории России
  2. В области создания условий для интеграции вынужденных мигрантов в России установление квот распределения по субъектам РФ лиц, признанных беженцами, и лиц, получивших временное убежище на территории Российской Федерации
  3. В области вхождения Российской федерации в международный рынок труда и регулирования экономической миграции обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при решении проблем трудовой миграции путем усиления контроля за привлечением и использованием иностранных работников в целях защиты российского рынка труда, а также обеспечения права российских граждан на занятие в приоритетном порядке вакантных рабочих мест в Российской Федерации

4.     В области  создания условий для добровольного  возвращения в места прежнего  проживания российских граждан,  вынужденно покинувших места  своего постоянного проживания  в Российской Федерации и временно  находящихся на других территориях  страны

5. В области поддержки  и развития взаимоотношений с  соотечественниками за рубежом  содействие контактам и регулярным  встречам на основе семейных  связей

6.       В области  оптимизации внутренних миграционных  процессов и содействия эффективному  использованию трудовых ресурсов  решение проблем занятости населения  и достижение баланса между  использованием внутренних трудовых  ресурсов и привлечением иностранных  работников

7.  В области создания  условий для сохранения и дальнейшего  формирования населения в северных, восточных и приграничных регионах  Российской Федерации

8. В области содействия  добровольному переселению соотечественников  из государств – участников  Содружества Независимых государств  и государств Балтии

  • 3.3 Механизм реализации современной миграционной                       политики  на территории Российской Федерации
  • Особенности развития миграционной ситуации в Российской Федерации  в последнее десятилетие обусловлены  политическими и социально-экономическими переменами. Правительство России в  этих условиях формирует активную миграционную политику, для осуществления которой  в стране была принята «Концепция регулирования миграционных процессов  в Российской Федерации». Инициатором  ее разработки выступила Федеральная  миграционная служба МВД РФ. Основная работа по выявлению незаконных мигрантов  и применению к ним норм об административной ответственности возложена подразделения  по делам миграции министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации. Структура управления миграционными  потоками на федеральном и региональном уровнях (на примере Ставропольского  края) показана в Приложении 2.

    Российская Федерация  за последние десять лет стала  участником большинства международных  договоров в той или иной степени  затрагивающих сферу миграции и  право на свободу передвижения.

    Россия является участником:

    • Соглашения 1994 г. о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защите трудящихся – мигрантов. Соглашение между Правительством РФ и правительствами ряда государств СНГ и стран дальнего зарубежья по трудовой миграции;
    • Соглашения 1998 г. о сотрудничестве государств СНГ в борьбе с незаконной миграцией.

    До выхода из соглашения (Бишкек, 1992 г.) о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников Россия заключила со всеми странами СНГ многосторонние и двусторонние соглашения о взаимных безвизовых поездках граждан. Введены ограничения на передвижение только с Туркменистаном и Грузией.

    Законодательство, обеспечивающее государственное регулирование  миграционных процессов на территории Российской Федерации имеет ряд  пробелов и недоработок:

    1. Главным недостатком законодательства в области миграции является то, что законодательная база построена на созерцательной позиции и практически полной отстраненности государства от влияния на процессы миграции. Между субъектами миграции и государством отсутствуют партнерские отношения, основанные на взаимном признании прав и обязанностей.
    2. Необходима подготовка проекта федерального закона об оказании помощи лицам, пострадавшим в ходе разрешения локальных кризисных ситуации в субъектах Российской Федерации. Такой законопроект позволит установить порядок финансирования в единую систему расходования материальных ресурсов и денежных средств, направляемых на восстановление хозяйственных объектов, упорядочит и объединит усилия федеральных органов государственной власти  Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению этой проблемы.
    3. Отсутствие комплексного подхода к регулированию миграционных процессов привело к неравномерной миграционной нагрузке на субъекты Российской Федерации и существенно осложнило решение вопросов обустройства и интеграции беженцев и вынужденных переселенцев. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка проекта закона «О государственном регулировании миграционных потоков на территории России на основе установления субъектами Российской Федерации миграционных квот».

    Таким образом, миграционная политика служит для обеспечения  устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворения потребностей растущей российской экономики  в трудовых ресурсах, рационального  размещения населения на территории страны, использования интеллектуального  и трудового потенциала мигрантов  для достижения благополучия и процветания  России.

    Реализация миграционной политики обеспечивается путем взаимодействия Правительства РФ, федеральных органов  исполнительной власти, органов власти субъектов РФ. Основана государственная  миграционная политика на нормах международного права, положениях Конституции РФ, федеральных  законах и нормативных правовых актах.

      1. Перспективы развития миграционной политики и варианты решения государственных задач

    Влияние на качественное содержание миграционных потоков в соответствии со стратегическими ориентирами  предполагает использование метода целевого заселения. Оно вовсе не означает искусственного перемещения  групп населения из одной территории в другую, как это было в советской  истории. Речь идет, прежде всего, об оказании государственной помощи тем добровольным мигрантам, которые имеют прямую мотивацию к проживанию и работе в месте заселения и способны влиять на развитие региона в соответствии с интересами России. Целевое заселение  основано на учете социальных характеристик потенциальных мигрантов и их системном влиянии на социальную среду.

    Кроме того, такой метод  требует выявления наиболее важных и вместе с тем пригодных для  проживания участков расселения.

    По своей сути целевой  метод регулирования миграций имеет  много общего с методами селективной  миграционной политики, практикуемой в западных странах. Органы государственного управления США (где мигранты составляют 12% населения), Канады, Германии и других стран давно проводят политику, направленную на переселение в свои территории наиболее квалифицированных специалистов, способствующих экономическому росту  страны. Правда, акцент в такой политике ставится исключительно на экономической  составляющей мотивации переселения.

    Негативным следствием этого  является то, что часть мигрантов  рассматривают страну пребывания как  площадку для зарабатывания денег, не внося никакого вклада в социальное и культурное развитие государства, а скорее наоборот, способствуя маргинализации культурных и социальных ценностей. Зачастую это определяется низким социальным качеством иммигрантов, их примитивной  ценностной системой координат (материальное потребление как смысл жизни).

    В применении метода целевого заселения необходимо ориентироваться  в основном на тех, кто намерен  сменить место жительства из-за возможности  обретения условий для выполнения своего дела. Конечно, доля мигрантов, ищущих простор для реализации своего творческого потенциала, является наименьшей в общем миграционном потоке. Однако именно эта группа способна быть наиболее эффективной в плане социально-экономического развития территории поселения.

    Сегодня отчетливо видна  необходимость сосредоточения государственных  усилий в области миграционной политики под началом единого координационного центра, способного заложить комплексные основы современной миграционной политики.22

    Для обеспечения оптимизации  структуры и масштабов внутрироссийских миграционных потоков в рамках государственной  миграционной политики могут применять  такие предусмотренные нормативно-правовыми  актами методы миграционного регулирования (меры миграционной политики), как:

    – административные (предусматривающие  административную ответственность, в  том числе государственных служащих, за нарушение существующих нормативных  актов);

    – экономические (предусматривающие  налоговые льготы, предоставление финансовой помощи на осуществление переезда и  обустройство на новом месте, регулирование  стоимости аренды и покупки жилья  и др.);

    – пропагандистские, социально-психологические (предусматривающие целенаправленное воздействие на систему предпочтений и ценностных ориентаций, формирующих  миграционное поведение населения).23

    Государственная политика в  области регулирования внутренних миграций в Российской Федерации  должна сочетать в себе интересы личности, общества и государства. Ее фундаментальными целями должны стать:

    • защита прав и свобод граждан Российской Федерации, обеспечение наиболее полной
    • реализации экономического потенциала индивидов;
    • обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны,
    • рациональное размещение населения на территории страны с учетом потребностей экономического развития страны; защита национальных интересов и обеспечение безопасности Российской Федерации.

    В рамках реализации первой фундаментальной цели необходимо устранить (формальные и неформальные) административные барьеры внутренней миграции и обеспечить свободу передвижения граждан России и выбора ими своего места жительства и пребывания в пределах страны. Необходимо привести сложившуюся практику формальных и неформальных ограничений  внутренних переселений граждан  с помощью института регистрации  по месту жительства и месту пребывания в соответствии с нормами федерального законодательства.

    Целесообразным также  представляется создание единого централизованного  информационного ресурса (информационной системы), которая бы отражала перемещения  граждан и их постоянное местонахождение, а также о предоставленных  им государственных гарантиях и  социальной поддержке. Создание подобной информационной системы позволит улучшить статистический учет внутрироссийских миграций, а также необходимо для  разработки и проведения эффективной  государственной региональной политики. Для реализации первой и второй фундаментальных  целей необходимо устранить экономические  барьеры миграции, то есть обеспечить финансовую возможность перемещения  трудовых ресурсов из трудоизбыточных  регионов в трудодефицитные, а также  решить проблему занятости и обустройства мигрантов на новом месте.

    Необходимо разработать  меры государственной финансовой поддержки  отдельным категориям мигрантов.

    Такие меры должны быть адресованы, прежде всего, гражданам, вставшим на учет в региональных органах занятости  населения и проживающих в  депрессивных регионах, а также гражданам, направляющимся в важные с точки  зрения интересов национальной безопасности регионы страны. Еще одно значимое ограничение внутренней миграции — неразвитость институтов жилищного рынка. Решение этой задачи может быть обеспечено следующими методами:

    • содействие широкому распространению и развитию института ипотеки;
    • содействие развитию системы доступного муниципального и/или корпоративного жилья;
    • содействие созданию цивилизованного рынка аренды жилья;

    Значимым барьером внутренней миграции выступает сегментированность российского рынка труда. Повышению  миграционной подвижности индивидов  будет способствовать создание сети региональных (межрегиональных) информационно-правовых консультационных центров и бирж труда; формирования единого российского  банка вакансий (национального банка  вакансий) и национального банка  граждан, готовых сменить место  жительство (с учетом их пожеланий); поддержка рекрутинговых компаний; создание федеральной системы учета  сведений о потребностях в рабочей  силе в различных регионах; содействие развитию кредитования под самозанятость  и мелкое предпринимательство.

    В рамках реализации третьей  фундаментальной цели необходимо создать  условия для сохранения и дальнейшего  формирования населения в важных в геополитическом отношении  регионах северных, восточных и приграничных регионах Российской Федерации. Меры государственной  политики должны быть направлены на восстановление экономической активности предприятий, расположенных на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, путем проведения активной экономической  политики в них.

    Информация о работе Современные миграционные процессы на территории России