Способы и средства получения дополнительных доходов образовательными учреждениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть и проанализировать особенности получения дополнительного дохода образовательными учреждениями. Основными задачами являются:
1. Исследовать теоретические аспекты механизма привлечения в систему образования дополнительных финансовых ресурсов.
2. Изучить нормативно-правовую документацию по деятельности образовательных учреждений, приносящей доход.
3. Проанализировать доходы Муниципального общеобразовательного учреждения «Новоселовская средняя общеобразовательная школа №5» и разработать предложения по привлечению дополнительных доходов.

Содержание работы

Введение 2
ГЛАВА 1. Механизмы получения дополнительных доходов образовательными учреждениями 5
1.1.Взаимодействие с юридическими лицами 10
1.2.Взаимодействие с физическими лицами 14
1.3. Участие на конкурсной основе в деятельности фондов 17
ГЛАВА 2. Осуществление деятельности по привлечению дополнительных доходов образовательными учреждениями 21
2.1. Анализ нормативно-правовой документации по деятельности образовательных учреждений, приносящей доход 22
2.2. Анализ доходов ОУ «Новоселовская средняя общеобразовательная школа № 5» 29
2.3. Предложения по совершенствованию механизма привлечения дополнительных доходов в образовательные учреждения 44
Заключение 46
Источники 48

Файлы: 1 файл

курсовая последний вариант.doc

— 506.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Красноярский государственный  педагогический университет имени  В.П. Астафьева»

Институт математики, физики и информатики

Кафедра экономической теории и управления

 

 

 

Способы и средства получения дополнительных доходов образовательными учреждениями

(курсовая работа)

 

 

Выполнила: студент 4 курса

профиля «Экономика»

Ткаченко  Марина Сергеевна

                                                                                                                                                     ФИО (полностью)

 

_______________(подпись)

Научный руководитель: к.э.н.,

доцент Соколовский А.А.

_______________(подпись)

«________________» (отметка)

 

 

Красноярск 2011

 

 

Оглавление

 

 

 

Введение

На сегодняшний  день тема курсовой работы является актуальной,  поскольку система образования все больше включает в себя рыночные формы организации работы. Бюджетные средства крайне ограничены и не всегда доступны, поэтому образовательные учреждения осваивают новую для себя задачу – привлечение дополнительных доходов.  В связи с чем обязательным условием деятельности образовательных учреждений становится выявление и учет запросов различных категорий заказчиков.

Следует отметить, что любое  образовательное учреждение имеет  право привлекать и зарабатывать внебюджетные средства, закрепленное Гражданским Кодексом Российской Федерации и Законами Российской Федерации «О некоммерческих организациях» и «Об образовании».

Кроме того, образовательное  учреждение может осуществлять предпринимательскую  деятельность, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно и создано. Главное, чтобы образовательное учреждение, занимаясь предпринимательской деятельностью, не отклонялась от выполнения основной деятельности, направляла полученный доход полностью на выполнение уставных целей.

Объект исследования: Муниципальное  общеобразовательное учреждение «Новоселовская средняя общеобразовательная школа  №5».

Предмет исследования: способы  и средства получения дополнительного  дохода образовательными учреждениями. 

Цель работы: рассмотреть и проанализировать особенности получения дополнительного дохода образовательными учреждениями.

Основными задачами являются:

1.  Исследовать теоретические аспекты механизма привлечения в систему образования дополнительных финансовых ресурсов.

2. Изучить нормативно-правовую  документацию по деятельности  образовательных учреждений, приносящей  доход. 

3. Проанализировать  доходы Муниципального  общеобразовательного  учреждения  «Новоселовская средняя  общеобразовательная школа №5» и разработать предложения по привлечению дополнительных доходов.

Методологической  основой исследования послужили  нормативные акты по вопросам получения  дополнительных доходов образовательными учреждениями, материалы периодической  печати.

В ходе выполнения работы использовались различные методы научного познания: выборочное наблюдение, обследование, анализ и обобщение, систематизация теоретического и практического материала, системный и комплексный подходы.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

ГЛАВА 1. Механизмы получения дополнительных доходов образовательными учреждениями

А.Б.Вифлеемский, занимающийся вопросами изучения деятельности в сфере образования, в своих статьях затрагивает ряд общих проблем и перспектив, характерных для организации внебюджетной деятельности всех муниципальных и государственных образовательных учреждений, обозначая при этом три основные категории внебюджетных источников финансирования образовательного учреждения: благотворительная помощь, платные образовательные услуги и предпринимательская (или иная приносящая доход) деятельность. [19]

Для решения  основных задач государственной  политики в сфере образования  по повышению качества и конкурентоспособности  образовательных услуг необходимы значительные ресурсы и прежде всего финансовые, образуемые как за счет бюджета, так и разнообразных внебюджетных источников.  

Образовательные учреждения должны зарабатывать дополнительные средства в законных формах, на своей  профильной деятельности (т.е. образовательной), не пытаясь конкурировать с предприятиями общественного питания или мебельными салонами. Образовательные учреждения должны реализовывать свой потенциал конкурентоспособности, зарабатывать на том участке, где они сильны по определению. Оптимальный вариант - оказание дополнительных образовательных услуг населению. [24; 314]

Развивающаяся в России рыночная экономика создает  возможности осуществления многоисточникового, многоканального поступления средств  в учреждения системы образования. Термин многоуровневое финансирование применяется в тех случаях, когда финансирование тех или иных мероприятий или учреждения образования осуществляется из бюджетов различных уровней. В тех случаях, когда применяется термин многоканальное финансирование, то имеется в виду, что источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования различных уровней, но и разные виды внебюджетных средств. Эти различия иллюстрируются на рис.1.

Рис.1 Структура  финансирования образовательных учреждений

 

 Этому способствует проводимое в стране совершенствование законодательства, принятие новых нормативных правовых актов, регулирующих процесс привлечения и использования внебюджетных средств в сфере образования с учетом особенностей функционирования внутрироссийских и зарубежных финансовых источников.

Дополнительное  поступление средств из внебюджетных источников позволяет усиливать  информатизацию отрасли образования, укреплять учебно-лабораторную базу, расширять инфраструктуру, повышать оплату труда работников образовательных учреждений и закреплять кадры в системе образования.

Понятие «механизм» можно определить как система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности.

Процесс привлечения  и использования внебюджетных средств  многообразный и весьма сложный. Чтобы наладить эффективное действие этого процесса, необходимо:

        • в образовательных учреждениях:

- четко определить  его направления и записать  это конкретно в свои уставы;

- установить  перечень структурных подразделений  и привлекаемые и используемые ими внебюджетные средства;

- подготовить  и утвердить подробные локальные  нормативные акты по этим вопросам, формы заключаемых договоров; 

- составлять  сметы доходов и расходов и  отчеты об их исполнении;

- выделить и  закрепить кадры за каждым  видом внебюджетной деятельности;

- организовать  обучение этих кадров, обращая  особое внимание на изучение  нормативных правовых требований;

-организовать  регулярный внутренний контроль  на всех стадиях получения  и расходования внебюджетных  средств, обеспечение целевого, эффективного использования и сохранности денежных средств и материальных ценностей;

        • в органах управления образованием придавать должное значение:

- вопросам, связанным  с внебюджетными средствами, в  том числе в своей нормотворческой  деятельности;

- подготовке  методических пособий; 

- проведению  анализа изучения практики привлечения  и использования внебюджетных  средств; 

- подготовке  и доведению до каждого образовательного  учреждения обзоров этой практики  и рекомендаций, обучению кадров, распространению положительного опыта в этом деле;

- поощрять образовательные  учреждения и отдельных работников  за результативную деятельность  в этом направлении в соответствии  со ст.41 Закона РФ «Об образовании»  основным источником финансирования  государственных и муниципальных образовательных учреждений является бюджетное финансирование на основе нормативов, утвержденных исполнительными органами власти. 

Кроме того, образовательное  учреждение независимо от его организационно- правовой формы вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных образовательных и иных предусмотренных Уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц. [1]

Таким образом, в настоящее время образовательные  учреждения имеют смешанную систему  финансирования:

  • Бюджет
  • Внебюджетная деятельность:
  • платные дополнительные образовательные услуги:

- преподавание специальных курсов, циклов дисциплин за пределами

учебного плана: «Решение задач повышенной сложности по математике», «Решение задач повышенной сложности  по химии», «Решение задач повышенной сложности по физике»;

- репетиторство с обучающимися другого образовательного учреждения;

- услуги логопедической и психологической помощи (коррекция речевого, психического и физического развития) для обучающихся Школы, оказываемые специалистами за пределами рабочего времени и вне рамок должностных инструкций специалистов;

- курсы по обучению второму иностранному языку (английский, немецкий);

- секции различного профиля, в том числе по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, катание на коньках, лыжах, восточные единоборства);

- группы по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение);

- создание студии бального танца, театрального мастерства, вокальной студии, группы ритмической, лечебной гимнастики;

- организация групп продлённого дня.

  • предпринимательская деятельность
  • сдача в аренду основных фондов школы;
  • организация работы платного гардероба и накрывания столов в столовой;
  • торговля покупными товарами, оборудованием;
  • оказание посреднических услуг (при организации охраны в школе);
  • долевое участие в деятельности других учреждений и организаций (турфирм и т.д.);
  • Целевое финансирование и благотворительность
  • гранты;
  • благотворительность;
  • целевое финансирование.

Платные образовательные  услуги, которые оказывают образовательные  учреждения, являются распространённым видом деятельности по привлечению внебюджетных средств.

Платные образовательные  услуги являются необязательными не только для родителей, но и для  образовательного учреждения. Следовательно, деньги на организацию этой деятельности в бюджете не предусмотрены.     Однако, происходящие в стране позитивные процессы: повышение информатизации общества, положительная динамика общего уровня интеллекта детей, расширение сети многопрофильных школ, гимназий, лицеев, возросший размер родительских притязаний, рост населения с высоким достатком  вызывают  необходимость организации платных дополнительных услуг на базе государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Деятельность  по оказанию дополнительных платных  услуг относится к самостоятельной хозяйственной деятельности образовательного учреждения, и регулируются соответствующими нормативно-правовыми документами. Законодательная база в части  оказания платных образовательных услуг на сегодняшний день разработана в достаточной степени.

Тактика привлечения образовательными учреждениями внебюджетных средств весьма разнообразна. Учебные заведения, в особенности ВУЗы, постоянно разрабатывают и внедряют в порядке эксперимента все новые формы мобилизации средств из внебюджетных источников с учетом действия механизмов рыночных отношений в российской экономике.

    1. Взаимодействие с юридическими лицами

Механизм по привлечению  дополнительных доходов в учреждениях образования - это совокупность способов, методов и рычагов экономического воздействия на все стороны образовательной деятельности учебного заведения. Механизм состоит из трех звеньев:

  • организационное воздействие и правовое регулирование (основные нормативные акты по регламентации финансовых отношений);
  • финансовые методы (финансовое планирование и финансирование);
  • финансовые рычаги (финансовые рычаги и финансовый контроль).

Исследование различных  подходов к определению сущности механизма  привлечения дополнительных доходов образовательными учреждениями позволило выявить определенную связь финансового механизма в образовательной системе России с хозяйственным механизмом, посредством которого происходит реализация распределительной, контрольной, регулирующей и стабилизационной функций финансов в образовательной системе России.

Информация о работе Способы и средства получения дополнительных доходов образовательными учреждениями