Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:42, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть и проанализировать особенности получения дополнительного дохода образовательными учреждениями. Основными задачами являются:
1. Исследовать теоретические аспекты механизма привлечения в систему образования дополнительных финансовых ресурсов.
2. Изучить нормативно-правовую документацию по деятельности образовательных учреждений, приносящей доход.
3. Проанализировать доходы Муниципального общеобразовательного учреждения «Новоселовская средняя общеобразовательная школа №5» и разработать предложения по привлечению дополнительных доходов.
Введение 2
ГЛАВА 1. Механизмы получения дополнительных доходов образовательными учреждениями 5
1.1.Взаимодействие с юридическими лицами 10
1.2.Взаимодействие с физическими лицами 14
1.3. Участие на конкурсной основе в деятельности фондов 17
ГЛАВА 2. Осуществление деятельности по привлечению дополнительных доходов образовательными учреждениями 21
2.1. Анализ нормативно-правовой документации по деятельности образовательных учреждений, приносящей доход 22
2.2. Анализ доходов ОУ «Новоселовская средняя общеобразовательная школа № 5» 29
2.3. Предложения по совершенствованию механизма привлечения дополнительных доходов в образовательные учреждения 44
Заключение 46
Источники 48
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева»
Институт математики, физики и информатики
Кафедра экономической теории и управления
Способы и средства получения дополнительных доходов образовательными учреждениями
(курсовая работа)
Выполнила: студент 4 курса
профиля «Экономика»
Ткаченко Марина Сергеевна
_______________(подпись)
Научный руководитель: к.э.н.,
доцент Соколовский А.А.
_______________(подпись)
«________________» (отметка)
Красноярск 2011
Оглавление
На сегодняшний день тема курсовой работы является актуальной, поскольку система образования все больше включает в себя рыночные формы организации работы. Бюджетные средства крайне ограничены и не всегда доступны, поэтому образовательные учреждения осваивают новую для себя задачу – привлечение дополнительных доходов. В связи с чем обязательным условием деятельности образовательных учреждений становится выявление и учет запросов различных категорий заказчиков.
Следует отметить, что любое образовательное учреждение имеет право привлекать и зарабатывать внебюджетные средства, закрепленное Гражданским Кодексом Российской Федерации и Законами Российской Федерации «О некоммерческих организациях» и «Об образовании».
Кроме того, образовательное учреждение может осуществлять предпринимательскую деятельность, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно и создано. Главное, чтобы образовательное учреждение, занимаясь предпринимательской деятельностью, не отклонялась от выполнения основной деятельности, направляла полученный доход полностью на выполнение уставных целей.
Объект исследования: Муниципальное
общеобразовательное учреждение «Новоселовская
средняя общеобразовательная
Предмет исследования: способы и средства получения дополнительного дохода образовательными учреждениями.
Цель работы: рассмотреть и проанализировать особенности получения дополнительного дохода образовательными учреждениями.
Основными задачами являются:
1. Исследовать теоретические аспекты механизма привлечения в систему образования дополнительных финансовых ресурсов.
2. Изучить нормативно-правовую документацию по деятельности образовательных учреждений, приносящей доход.
3. Проанализировать доходы Муниципального общеобразовательного учреждения «Новоселовская средняя общеобразовательная школа №5» и разработать предложения по привлечению дополнительных доходов.
Методологической основой исследования послужили нормативные акты по вопросам получения дополнительных доходов образовательными учреждениями, материалы периодической печати.
В ходе выполнения работы использовались различные методы научного познания: выборочное наблюдение, обследование, анализ и обобщение, систематизация теоретического и практического материала, системный и комплексный подходы.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
А.Б.Вифлеемский, занимающийся вопросами изучения деятельности в сфере образования, в своих статьях затрагивает ряд общих проблем и перспектив, характерных для организации внебюджетной деятельности всех муниципальных и государственных образовательных учреждений, обозначая при этом три основные категории внебюджетных источников финансирования образовательного учреждения: благотворительная помощь, платные образовательные услуги и предпринимательская (или иная приносящая доход) деятельность. [19]
Для решения
основных задач государственной
политики в сфере образования
по повышению качества и конкурентоспособности
образовательных услуг
Образовательные учреждения должны зарабатывать дополнительные средства в законных формах, на своей профильной деятельности (т.е. образовательной), не пытаясь конкурировать с предприятиями общественного питания или мебельными салонами. Образовательные учреждения должны реализовывать свой потенциал конкурентоспособности, зарабатывать на том участке, где они сильны по определению. Оптимальный вариант - оказание дополнительных образовательных услуг населению. [24; 314]
Развивающаяся
в России рыночная экономика создает
возможности осуществления
Рис.1 Структура финансирования образовательных учреждений
Этому способствует проводимое в стране совершенствование законодательства, принятие новых нормативных правовых актов, регулирующих процесс привлечения и использования внебюджетных средств в сфере образования с учетом особенностей функционирования внутрироссийских и зарубежных финансовых источников.
Дополнительное поступление средств из внебюджетных источников позволяет усиливать информатизацию отрасли образования, укреплять учебно-лабораторную базу, расширять инфраструктуру, повышать оплату труда работников образовательных учреждений и закреплять кадры в системе образования.
Понятие «механизм» можно определить как система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности.
Процесс привлечения и использования внебюджетных средств многообразный и весьма сложный. Чтобы наладить эффективное действие этого процесса, необходимо:
- четко определить его направления и записать это конкретно в свои уставы;
- установить
перечень структурных
- подготовить
и утвердить подробные
- составлять сметы доходов и расходов и отчеты об их исполнении;
- выделить и закрепить кадры за каждым видом внебюджетной деятельности;
- организовать
обучение этих кадров, обращая
особое внимание на изучение
нормативных правовых
-организовать
регулярный внутренний
- вопросам, связанным
с внебюджетными средствами, в
том числе в своей
- подготовке методических пособий;
- проведению
анализа изучения практики
- подготовке
и доведению до каждого
- поощрять образовательные
учреждения и отдельных
Кроме того, образовательное учреждение независимо от его организационно- правовой формы вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных образовательных и иных предусмотренных Уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц. [1]
Таким образом,
в настоящее время
- преподавание специальных курсов, циклов дисциплин за пределами
учебного плана: «Решение задач повышенной сложности по математике», «Решение задач повышенной сложности по химии», «Решение задач повышенной сложности по физике»;
- репетиторство с обучающимися другого образовательного учреждения;
- услуги логопедической и психологической помощи (коррекция речевого, психического и физического развития) для обучающихся Школы, оказываемые специалистами за пределами рабочего времени и вне рамок должностных инструкций специалистов;
- курсы по обучению второму иностранному языку (английский, немецкий);
- секции различного профиля, в том числе по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, катание на коньках, лыжах, восточные единоборства);
- группы по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение);
- создание студии бального танца, театрального мастерства, вокальной студии, группы ритмической, лечебной гимнастики;
- организация групп продлённого дня.
Платные образовательные
услуги, которые оказывают
Платные образовательные услуги являются необязательными не только для родителей, но и для образовательного учреждения. Следовательно, деньги на организацию этой деятельности в бюджете не предусмотрены. Однако, происходящие в стране позитивные процессы: повышение информатизации общества, положительная динамика общего уровня интеллекта детей, расширение сети многопрофильных школ, гимназий, лицеев, возросший размер родительских притязаний, рост населения с высоким достатком вызывают необходимость организации платных дополнительных услуг на базе государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Деятельность
по оказанию дополнительных платных
услуг относится к самостоятель
Тактика привлечения образовательными учреждениями внебюджетных средств весьма разнообразна. Учебные заведения, в особенности ВУЗы, постоянно разрабатывают и внедряют в порядке эксперимента все новые формы мобилизации средств из внебюджетных источников с учетом действия механизмов рыночных отношений в российской экономике.
Механизм по привлечению дополнительных доходов в учреждениях образования - это совокупность способов, методов и рычагов экономического воздействия на все стороны образовательной деятельности учебного заведения. Механизм состоит из трех звеньев:
Исследование различных подходов к определению сущности механизма привлечения дополнительных доходов образовательными учреждениями позволило выявить определенную связь финансового механизма в образовательной системе России с хозяйственным механизмом, посредством которого происходит реализация распределительной, контрольной, регулирующей и стабилизационной функций финансов в образовательной системе России.