Способы и средства получения дополнительных доходов образовательными учреждениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть и проанализировать особенности получения дополнительного дохода образовательными учреждениями. Основными задачами являются:
1. Исследовать теоретические аспекты механизма привлечения в систему образования дополнительных финансовых ресурсов.
2. Изучить нормативно-правовую документацию по деятельности образовательных учреждений, приносящей доход.
3. Проанализировать доходы Муниципального общеобразовательного учреждения «Новоселовская средняя общеобразовательная школа №5» и разработать предложения по привлечению дополнительных доходов.

Содержание работы

Введение 2
ГЛАВА 1. Механизмы получения дополнительных доходов образовательными учреждениями 5
1.1.Взаимодействие с юридическими лицами 10
1.2.Взаимодействие с физическими лицами 14
1.3. Участие на конкурсной основе в деятельности фондов 17
ГЛАВА 2. Осуществление деятельности по привлечению дополнительных доходов образовательными учреждениями 21
2.1. Анализ нормативно-правовой документации по деятельности образовательных учреждений, приносящей доход 22
2.2. Анализ доходов ОУ «Новоселовская средняя общеобразовательная школа № 5» 29
2.3. Предложения по совершенствованию механизма привлечения дополнительных доходов в образовательные учреждения 44
Заключение 46
Источники 48

Файлы: 1 файл

курсовая последний вариант.doc

— 506.50 Кб (Скачать файл)

В отличие от преподавателей вузов школьные учителя еще совсем недавно были в стороне от этого процесса. Они не ведут научных исследований, не ездят на стажировки и конференции, однако и для них участие в грантовых программах сегодня уже стало важной ступенькой в росте профессионального мастерства и признания своих заслуг окружающими.

Итак, что же такое грант? В переводе с английского  слово «грант» означает «дар». По сути, это деньги, выделяемые на реализацию социально значимого проекта  или поощрение уже существующего. Процесс подготовки грантовых заявок называется фандрайзингом (строго говоря, фандрайзинг - это комплекс мероприятий по привлечению спонсорских средств для организации, в повседневной российской реальности чаще всего сводится к поиску подходящих грантовых программ).

«Сегодня главные  темы конкурсов для педагогов: творческие педагогические инициативы и необычные  педагогические разработки и использование  интернет-технологий в обучении».

Высокий профессионализм  педагогов, хороший интеллектуальный потенциал школьников и студентов,   наличие учебно - методического комплекса является залогом успешного участия в различных социальных проектах, конкурсах на получение  грантов от фондов.  Каждый имеет возможность реализовать  свои профессиональные умения и творческие способности.  

Создание негосударственных  некоммерческих организаций в системе  российского общего образования  получает все большее распространение. Такие организации создаются  либо для оказания платных услуг, либо для привлечения внебюджетных средств (благотворительной помощи). На практике более распространен второй вариант, когда негосударственные некоммерческие организации аккумулируют и контролируют использование средств, полученных в качестве благотворительно помощи. Для этой цели создается благотворительный фонд как самостоятельное юридическое лицо, основной целью которого является финансовая помощь образовательному учреждению в реализации образовательных и иных программ. Источниками средств таких фондов могут стать не только потребители дополнительных образовательных услуг, но и предприниматели, выпускники и иные лица, желающие оказать помощь школе. Понятие «механизм» можно определить как система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности. Понятие «механизм» можно определить как система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности. [23; 65]

На сегодняшний  день существуют множество фондов, российских и зарубежных, готовых  вложить средства на реализацию  конкретных, социально - значимых проектов, и образовательные учреждения имеют возможность участия.  

С 1991 г. Фонд Макартуров предоставляет  в России гранты в поддержку университетов  и научной инфраструктуры. Финансирование получают как государственные, так  и частные учреждения. На протяжении уже почти 20 лет Фонд Макартуров остается одним из ведущих частных спонсоров центров перспективных исследований и образования в области как естественных, так и гуманитарных наук при 16 российских университетах. Кроме того, Фонд предоставляет гранты передовым центрам общественных наук при государственных университетах совместно с Корпорацией Карнеги в Нью-Йорке, которая является ведущей финансирующей организацией по данному направлению. Фонд Макартуров также поддерживает три негосударственных учреждения высшего образования в России, при которых действует аспирантура и ведутся научные исследования в сфере общественных наук.

 

 

ГЛАВА 2. Осуществление деятельности по привлечению дополнительных доходов образовательными учреждениями

В условиях недостаточного финансирования деятельности ОУ огромную значимость приобретают законные способы привлечения доходов от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности. Именно законные, которые не повлекут за собой нарушение законов РФ. Законными возможностями привлечения ОУ дополнительных средств являются:

-оказание населению, предприятиям, учреждениям и организациям платных дополнительных образовательных и не образовательных услуг;

-использование благотворительной деятельности граждан и организаций, заключение договоров дарения, пожертвования;

-ведение предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной Уставом ОУ;

-быть в качестве арендодателя недвижимого имущества на условиях почасовой и полной аренды.

Закон РФ «Об образовании» разрешил оказание платных образовательных услуг и в общем определил порядок предоставления. В статье 45 сказано:

«Государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами, а также образовательными стандартами, устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона». [1]

Доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения используется данным образовательным учреждением в соответствии с уставными целями.

Платные образовательные  услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой  за счет средств бюджета. В противном  случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. [23;6]

В образовательном учреждении могут действовать только те организации  и органы, которые прописаны в  Уставе, и у них могут быть только те полномочия, которые определены этим документом и не противоречит действующим законам. Основные акты образовательного учреждения должны быть утверждены как приложение к Уставу.

 Родителям в вестибюле  образовательных учреждений должна быть предоставлена полная информация на специальном стенде по платным образовательным услугам, реализуемых в ОУ.

2.1. Анализ нормативно-правовой  документации по деятельности  образовательных учреждений, приносящей  доход

Оказание платных  услуг образовательными учреждениями регулируется  следующими законами  РФ и инструктивно-директивными материалами вышестоящих организаций:

Конституцией РФ (ст.43, п.5), Гражданским кодексом  РФ, Законом  РФ «Об образовании», Законом  РФ «О защите прав потребителей», Законом  РФ «Налоговый кодекс» ( ст.39, ч.1,п.1), постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001г. № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг», приказом Министерства образования РФ от 10 июля 2003г. №2994 «Об утверждении примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере общего образования», и др.

Приносящая доход деятельность может быть предпринимательской  деятельностью, согласно определению, приведенному в ст. 2 ГК РФ, либо иной приносящей доход деятельностью, связанной  с получением несистематических, т. е. разовых доходов. [2]

Оказание благотворительной  помощи регламентируется следующими законодательными актами: Законом РФ « Об образовании», Гражданским кодексом  РФ, Налоговым  кодексом РФ, Федеральным законом  от 11.08.95   № 135-ФЗ «О благотворительной  деятельности и благотворительных организациях», а также «Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации» (письмо Центрального банка РФ от 04.10.93 №18), Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации (письмо Центрального банка РФ от 05.01.98№ 14-П).

Благотворительная помощь (со стороны юридических и физических лиц) может оказываться в денежной форме (наличной и безналичной), а  также в виде предоставления различных  товаров, имущества, работ, услуг.

Благотворительная деятельность в форме передачи имущества, в том числе денежных средств может оформляться на основании двух видов гражданско-правовых договоров: дарения (ст.572 ГК РФ) и пожертвования (ст.582 ГК РФ).  [3]

На принятие пожертвования  не требуется чьего- либо разрешения или согласия. [3] Расходование благотворительных пожертвований в форме денежных средств допускается только в соответствии с их целевым назначением, определенным в договоре пожертвования.

В частности, в качестве такой  цели может выступать  оплата охранных услуг, оказываемых образовательному учреждению специализированными организациями.

Деятельность образовательного учреждения, в том числе внебюджетную, определяет его устав, поэтому в  нем должны быть отражены следующие  положения. [16]

В разделе «Общие положения» устава образовательного учреждения необходимо указать, что образовательное учреждение имеет право получать средства и материальные ценности от органов исполнительной власти, юридических и физических лиц и использовать внебюджетные средства  в порядке, установленном законодательством.

В разделе «Участники учебно-воспитательного процесса» должно быть отражено, что родители (лица, которые их заменяют), имеют право принимать участие в мероприятиях, направленных на улучшение организации учебно-воспитательного процесса и оказывать финансовую помощь для укрепления учебно-материальной базы образовательного учреждения.

В разделе «Финансово-хозяйственная  деятельность» следует указать, что источниками формирования имущества образовательного учреждения могут являться добровольные пожертвования юридических и физических лиц.

Добровольные  пожертвования могут предоставляться  юридическими и физическими лицами в наличной и безналичной  форме, а также в виде товаров, работ, услуг. Непременным условием добровольных пожертвований является принцип добровольности, в противном случае данная деятельность будет считаться незаконной.

Уставом, а также  «Положением о внебюджетной деятельности»  образовательного учреждения кроме  того предусмотрен контроль и ответственность за организацию и качество платных образовательных услуг в образовательном учреждении. [17] Управление или отдел образования несет ответственность за осуществление должного контроля над порядком предоставления и качеством платных образовательных услуг в ведомственных образовательных учреждениях, а руководитель образовательного учреждения непосредственно  за организацию и качество предоставленных платных  образовательных услуг.

В случае нарушения  образовательным учреждением существующего  законодательства:

- руководитель  образовательного учреждения может  быть привлечен к дисциплинарной  ответственности,

- управление  или отдел образования вправе  приостановить или запретить  оказание платных образовательных  услуг,

- изъять у  образовательного учреждения полностью или частично доход от  оказания платных образовательных услуг.  

На  руководителя  образовательного учреждения занимающегося  деятельностью приносящей доход  возлагаются следующие дополнительные функции:

  • финансовое планирование: оценка и определение направлений деятельности, подготовка сметы и контроль за расходами;
  • подготовка документов финансовой и статистической отчетности (приказы, ведомости, отчеты);
  • разработка нормативно-правовой документации отделения;
  • участие в разработке программы повышения квалификации персонала;
  • анализ финансовых условий деятельности, приносящей доход, проведение работы по оптимизации расходов и налогов

Размер платы  за оказание дополнительных образовательных  услуг, согласно ст.424  Гражданского Кодекса РФ устанавливается по соглашению сторон. [3]

При этом должна  учитывается себестоимость услуги, цены конкурентов на аналогичную  услугу, уникальность видов услуг, спрос  на данную услугу и др. Регулировать «сверху» цены невозможно, поскольку  платные образовательные услуги не являются обязательным компонентом образования: материал, который учащиеся проходят на платных занятиях, не входит в программу образовательного учреждения, какой бы статус оно не имело (гимназия, школа, лицей).  Поэтому вопрос «Платить или не платить»?, «Ходить или не ходить»? решают сами родители и их дети.

Перечень дополнительных платных образовательных услуг  формируется на основе изучения спроса обучающихся и родителей (законных представителей) обучающихся на дополнительное образование и услуги, сопутствующие образовательному процессу. [23;6]

Изучение спроса осуществляется Образовательным учреждением  путем опросов, собеседований, приема обращений и предложений от граждан.

Алгоритм оказания платных дополнительных образовательных  услуг можно определить в выполнении следующих этапов:

  • Анализ потребностей рынка (анкетирование, опрос, изучение контингента учащихся, изучение спроса дисциплин, наличие конкурентов, уровень платежеспособности потребителей услуг).
  • Анализ материально-технической базы учреждения, кадрового и финансового ресурсов.
  • Создание условий для проведения платных дополнительных образовательных услуг, гарантирующих охрану жизни и безопасности здоровья обучающихся и воспитанников.
  • Указание в уставе образовательного учреждения перечня планируемых платных дополнительных образовательных услуг  и порядок их предоставления.
  • Наличие лицензии на образовательную деятельность (деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений, оказывающих платные дополнительные образовательные услуги, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, не подлежит лицензированию)
  • Обеспечение кадрового состава и оформление с ними трудовых соглашений или договоров подряда.
  • Издание приказа об организации конкретных платных дополнительных образовательных услуг, с указанием ответственных лиц за их проведение. Дополнительно к приказу утвердить расписание занятий, график работы сотрудников, выделить помещение, где будут проводиться дополнительные платные занятия.
  • Составление калькуляции на каждый вид услуг, сметы доходов и расходов за счет приносящей доход деятельности.
  • Разработка положения об организации платных дополнительных образовательных услуг и должностных инструкций педагогического, административного и технического персонала.
  • Оформление договоров с родителями (заказчиками) на оказание платных дополнительных образовательных услуг.

Информация о работе Способы и средства получения дополнительных доходов образовательными учреждениями