Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:42, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть и проанализировать особенности получения дополнительного дохода образовательными учреждениями. Основными задачами являются:
1. Исследовать теоретические аспекты механизма привлечения в систему образования дополнительных финансовых ресурсов.
2. Изучить нормативно-правовую документацию по деятельности образовательных учреждений, приносящей доход.
3. Проанализировать доходы Муниципального общеобразовательного учреждения «Новоселовская средняя общеобразовательная школа №5» и разработать предложения по привлечению дополнительных доходов.
Введение 2
ГЛАВА 1. Механизмы получения дополнительных доходов образовательными учреждениями 5
1.1.Взаимодействие с юридическими лицами 10
1.2.Взаимодействие с физическими лицами 14
1.3. Участие на конкурсной основе в деятельности фондов 17
ГЛАВА 2. Осуществление деятельности по привлечению дополнительных доходов образовательными учреждениями 21
2.1. Анализ нормативно-правовой документации по деятельности образовательных учреждений, приносящей доход 22
2.2. Анализ доходов ОУ «Новоселовская средняя общеобразовательная школа № 5» 29
2.3. Предложения по совершенствованию механизма привлечения дополнительных доходов в образовательные учреждения 44
Заключение 46
Источники 48
В отличие от преподавателей вузов школьные учителя еще совсем недавно были в стороне от этого процесса. Они не ведут научных исследований, не ездят на стажировки и конференции, однако и для них участие в грантовых программах сегодня уже стало важной ступенькой в росте профессионального мастерства и признания своих заслуг окружающими.
Итак, что же
такое грант? В переводе с английского
слово «грант» означает «дар». По
сути, это деньги, выделяемые на реализацию
социально значимого проекта
или поощрение уже
«Сегодня главные темы конкурсов для педагогов: творческие педагогические инициативы и необычные педагогические разработки и использование интернет-технологий в обучении».
Высокий профессионализм педагогов, хороший интеллектуальный потенциал школьников и студентов, наличие учебно - методического комплекса является залогом успешного участия в различных социальных проектах, конкурсах на получение грантов от фондов. Каждый имеет возможность реализовать свои профессиональные умения и творческие способности.
Создание негосударственных некоммерческих организаций в системе российского общего образования получает все большее распространение. Такие организации создаются либо для оказания платных услуг, либо для привлечения внебюджетных средств (благотворительной помощи). На практике более распространен второй вариант, когда негосударственные некоммерческие организации аккумулируют и контролируют использование средств, полученных в качестве благотворительно помощи. Для этой цели создается благотворительный фонд как самостоятельное юридическое лицо, основной целью которого является финансовая помощь образовательному учреждению в реализации образовательных и иных программ. Источниками средств таких фондов могут стать не только потребители дополнительных образовательных услуг, но и предприниматели, выпускники и иные лица, желающие оказать помощь школе. Понятие «механизм» можно определить как система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности. Понятие «механизм» можно определить как система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности. [23; 65]
На сегодняшний день существуют множество фондов, российских и зарубежных, готовых вложить средства на реализацию конкретных, социально - значимых проектов, и образовательные учреждения имеют возможность участия.
С 1991 г. Фонд Макартуров предоставляет в России гранты в поддержку университетов и научной инфраструктуры. Финансирование получают как государственные, так и частные учреждения. На протяжении уже почти 20 лет Фонд Макартуров остается одним из ведущих частных спонсоров центров перспективных исследований и образования в области как естественных, так и гуманитарных наук при 16 российских университетах. Кроме того, Фонд предоставляет гранты передовым центрам общественных наук при государственных университетах совместно с Корпорацией Карнеги в Нью-Йорке, которая является ведущей финансирующей организацией по данному направлению. Фонд Макартуров также поддерживает три негосударственных учреждения высшего образования в России, при которых действует аспирантура и ведутся научные исследования в сфере общественных наук.
В условиях недостаточного финансирования деятельности ОУ огромную значимость приобретают законные способы привлечения доходов от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности. Именно законные, которые не повлекут за собой нарушение законов РФ. Законными возможностями привлечения ОУ дополнительных средств являются:
-оказание населению, предприятиям, учреждениям и организациям платных дополнительных образовательных и не образовательных услуг;
-использование благотворительной деятельности граждан и организаций, заключение договоров дарения, пожертвования;
-ведение предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной Уставом ОУ;
-быть в качестве арендодателя недвижимого имущества на условиях почасовой и полной аренды.
Закон РФ «Об образовании» разрешил оказание платных образовательных услуг и в общем определил порядок предоставления. В статье 45 сказано:
«Государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами, а также образовательными стандартами, устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона». [1]
Доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения используется данным образовательным учреждением в соответствии с уставными целями.
Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. [23;6]
В образовательном учреждении могут действовать только те организации и органы, которые прописаны в Уставе, и у них могут быть только те полномочия, которые определены этим документом и не противоречит действующим законам. Основные акты образовательного учреждения должны быть утверждены как приложение к Уставу.
Родителям в вестибюле
образовательных учреждений
Оказание платных услуг образовательными учреждениями регулируется следующими законами РФ и инструктивно-директивными материалами вышестоящих организаций:
Конституцией РФ (ст.43, п.5), Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», Законом РФ «О защите прав потребителей», Законом РФ «Налоговый кодекс» ( ст.39, ч.1,п.1), постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001г. № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг», приказом Министерства образования РФ от 10 июля 2003г. №2994 «Об утверждении примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере общего образования», и др.
Приносящая доход деятельность может быть предпринимательской деятельностью, согласно определению, приведенному в ст. 2 ГК РФ, либо иной приносящей доход деятельностью, связанной с получением несистематических, т. е. разовых доходов. [2]
Оказание благотворительной помощи регламентируется следующими законодательными актами: Законом РФ « Об образовании», Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Федеральным законом от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», а также «Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации» (письмо Центрального банка РФ от 04.10.93 №18), Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации (письмо Центрального банка РФ от 05.01.98№ 14-П).
Благотворительная помощь (со
стороны юридических и
Благотворительная деятельность в форме передачи имущества, в том числе денежных средств может оформляться на основании двух видов гражданско-правовых договоров: дарения (ст.572 ГК РФ) и пожертвования (ст.582 ГК РФ). [3]
На принятие пожертвования не требуется чьего- либо разрешения или согласия. [3] Расходование благотворительных пожертвований в форме денежных средств допускается только в соответствии с их целевым назначением, определенным в договоре пожертвования.
В частности, в качестве такой цели может выступать оплата охранных услуг, оказываемых образовательному учреждению специализированными организациями.
Деятельность образовательного учреждения, в том числе внебюджетную, определяет его устав, поэтому в нем должны быть отражены следующие положения. [16]
В разделе «Общие положения» устава образовательного учреждения необходимо указать, что образовательное учреждение имеет право получать средства и материальные ценности от органов исполнительной власти, юридических и физических лиц и использовать внебюджетные средства в порядке, установленном законодательством.
В разделе «Участники
учебно-воспитательного
В разделе «Финансово-
Добровольные
пожертвования могут
Уставом, а также «Положением о внебюджетной деятельности» образовательного учреждения кроме того предусмотрен контроль и ответственность за организацию и качество платных образовательных услуг в образовательном учреждении. [17] Управление или отдел образования несет ответственность за осуществление должного контроля над порядком предоставления и качеством платных образовательных услуг в ведомственных образовательных учреждениях, а руководитель образовательного учреждения непосредственно за организацию и качество предоставленных платных образовательных услуг.
В случае нарушения
образовательным учреждением
- руководитель
образовательного учреждения
- управление
или отдел образования вправе
приостановить или запретить
оказание платных
- изъять у
образовательного учреждения по
На руководителя
образовательного учреждения занимающегося
деятельностью приносящей доход
возлагаются следующие
Размер платы за оказание дополнительных образовательных услуг, согласно ст.424 Гражданского Кодекса РФ устанавливается по соглашению сторон. [3]
При этом должна
учитывается себестоимость
Перечень дополнительных платных образовательных услуг формируется на основе изучения спроса обучающихся и родителей (законных представителей) обучающихся на дополнительное образование и услуги, сопутствующие образовательному процессу. [23;6]
Изучение спроса осуществляется Образовательным учреждением путем опросов, собеседований, приема обращений и предложений от граждан.
Алгоритм оказания платных дополнительных образовательных услуг можно определить в выполнении следующих этапов: