Способы и средства получения дополнительных доходов образовательными учреждениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть и проанализировать особенности получения дополнительного дохода образовательными учреждениями. Основными задачами являются:
1. Исследовать теоретические аспекты механизма привлечения в систему образования дополнительных финансовых ресурсов.
2. Изучить нормативно-правовую документацию по деятельности образовательных учреждений, приносящей доход.
3. Проанализировать доходы Муниципального общеобразовательного учреждения «Новоселовская средняя общеобразовательная школа №5» и разработать предложения по привлечению дополнительных доходов.

Содержание работы

Введение 2
ГЛАВА 1. Механизмы получения дополнительных доходов образовательными учреждениями 5
1.1.Взаимодействие с юридическими лицами 10
1.2.Взаимодействие с физическими лицами 14
1.3. Участие на конкурсной основе в деятельности фондов 17
ГЛАВА 2. Осуществление деятельности по привлечению дополнительных доходов образовательными учреждениями 21
2.1. Анализ нормативно-правовой документации по деятельности образовательных учреждений, приносящей доход 22
2.2. Анализ доходов ОУ «Новоселовская средняя общеобразовательная школа № 5» 29
2.3. Предложения по совершенствованию механизма привлечения дополнительных доходов в образовательные учреждения 44
Заключение 46
Источники 48

Файлы: 1 файл

курсовая последний вариант.doc

— 506.50 Кб (Скачать файл)

Дополнительные  платные образовательные услуги оказываются на основании индивидуальных договоров образовательного учреждения и родителей (законных представителей) обучающихся.  [13]

До потребителя  доводится информация, содержащая следующие  сведения:

  • место нахождения (юридический адрес) образовательного учреждения, а также сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера, срока действия и органа, их выдавшего;
  • уровень и направленность реализуемых дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;
  • перечень дополнительных образовательных услуг, порядок их предоставления;
  • стоимость образовательных услуг и порядок их оплаты;
  • форма документа, выдаваемого по окончании обучения, если такой документ выдается.
  • приказ руководителя об организации дополнительных платных образовательных услуг в образовательном учреждении и назначении ответственного за организацию ПДОУ;
  • реестр договоров с потребителями на оказание дополнительных платных образовательных  и иных услуг;
  • утвержденный перечень дополнительных платных образовательных услуг и расчёт их стоимости;
  • график оказания дополнительных платных образовательных услуг с указанием помещений и тех работников, кто их оказывает;
  • Сметы доходов и расходов деятельности
  • книгу "Замечаний и предложений по организации дополнительных платных образовательных услуг;
  • заявления родителей.

Стоимость оказываемых Образовательным учреждением дополнительных платных услуг устанавливается на основании рыночной стоимости аналогичного вида услуг на момент выполнения расчета с учетом наличия платежеспособного спроса на каждый вид услуг, а также стоимости дополнительных расходов, связанных с оказанием услуг.

Начиная с нынешнего  года государственные (муниципальные) образовательные учреждения должны вести предпринимательскую деятельность по новым правилам. Действующими нормами определено, что казенное учреждение может вести приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами.

Полученные доходы поступают  в соответствующий бюджет бюджетной  системы РФ. Основание – статья 13 Закона № 83-ФЗ. [9]

А вот бюджетное учреждение нового типа может (сверх установленного государственного (муниципального) задания) оказывать платные услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом. При этом они могут предоставляться для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Заниматься иными видами деятельности можно, только если это  служит достижению целей, ради которых  создано учреждение, при условии, что такая деятельность указана  в его учредительных документах. Соответствующие изменения были необходимы в связи с реформой бюджетной сферы. [9] В 2011 году, оказывая услуги (выполняя работы) в рамках внебюджетной деятельности, образовательному учреждению необходимо руководствоваться нормами приказа Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 88н «О Порядке осуществления федеральными казенными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности».

 

2.2. Анализ доходов ОУ «Новоселовская  средняя общеобразовательная школа  № 5»

Практика привлечения  образовательными учреждениями внебюджетных средств постоянно расширяется: увеличивается число учреждений, предусматривающих внебюджетное финансирование, возрастают объемы этого финансирования.

В современных  условиях перехода к рыночным отношениям большое значение приобрели внебюджетные средства, получаемые бюджетными учреждениями от выполнения работ, услуг, предпринимательской деятельности как дополнительный источник финансирования деятельности этих учреждений.

Внебюджетные  деньги - головная боль и надежда  всех без исключения руководителей образовательных учреждений. Организация работы по их привлечению связана с целым комплексом трудностей и проблем. Однако без дополнительных средств, привлеченных из внебюджетных источников, полноценное существование образовательного учреждения невозможно.

Село Новоселово является районным центром Новоселовского района, всего по району 21 образовательное  учреждение. Новоселовский район является дотационным и без помощи краевого бюджета привести школы в соответствие современным требованиям нереально. Одна из основных задач поставленных системой образования района  - участие в краевых целевых программах.

Бюджетное финансирование данных образовательных учреждений невелико, для многих школ его хватает  только для выплаты заработной платы учителям и решения самых неотложных материально-технических проблем. Однако финансовая основа деятельности школы может не исчерпываться финансированием из бюджета. Это показала на практике   муниципальное общеобразовательное учреждение «Новоселовская средняя общеобразовательная школа №5».

Данная школа  существует более 40 лет.  На сегодняшний  день в школе  обучаются 664 учащихся, опытный преподавательский состав - 83 педагога, среди которых Заслуженный  учитель Красноярского края, 6 победителей  конкурса «Лучший учитель России», 17 учителей имеют высшую квалификационную категорию,  27 педагогов первой категории. Школа является самой крупной в районе, она предоставляет достаточно широкие возможности  для личностной и профессиональной самореализации выпускников.

Одним из источников получения доходов является пожертвования, добровольные взносы юридических и  физически лиц. Согласно ст. 41.8 Закона РФ «Об образовании», школа имеет  право привлекать в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических или юридических лиц, в том числе иностранных граждан или иностранных юридических лиц.

Школа также  оказывает на договорной основе  платные дополнительные услуги:

а) проводит репетиторство  с  учащимися;

б) организовывает курсы по подготовке к поступлению  в высшие и средние профессиональные учреждения;

в) организовывает группу для взрослых по изучению немецкого  языка изучению культуры, традиции немецкого народа.

Необходимо  отметить, что сельская  школа  в отличие городских, оказывает   услуги по организации спортивных секций, по обучению танцам, пению на безвозмездной  основе.  Для детей среднего и старшего звена работает вокальная  студия  эстрадного танца «Авангард», вокальная студия «Ручеек», детское объединение «Художественные ремесла», ведутся секции легкой атлетики, баскетбола, волейбола, «Лыжные гонки», ведется курс  «Психология общения», детское телевидение «Эврика», «Друзья Светофора».

Для учащихся среднего и старшего звена школа попыталась создать условия для выбора таких форм внеклассной работы, которые, будучи сообразны среднему и старшему возрасту, в максимальной степени способствуют становлению ключевых компетентностей выпускника, проходящего период учебного, профессионального и социального самоопределения.

С этой целью  в школе организовано научное  общество учащихся, основной целью  которого является воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения и самореализации. Исходя из ресурсных особенностей школы и анализа анкетирования педагогов и учащихся в составе МОУ работают секции: лингвистическая, социальная, эколого-биологическая.

В школе разработана  «Программа – концепция по организации  деятельности научного общества учащихся».

Школой  пролицензировано 12 программ дополнительного образования:

  • комплексная образовательная программа ФСК «Сибирячок»,
  • программа вокально-хоровой группы «Ручеек»,
  • программа дополнительного образования «Лира»,
  • фольклорно-этнографический клуб «Сударушка»,
  • «Художественная обработка древесины»,
  • программа эстрадного танца «Авангард»,
  • «Познавательный туризм»,
  • «Друзья светофора»,
  • Спортивное единоборсто,
  • «Студия компьютерных технологий»,
  • «Дизайн – студия»,
  • Эстрадное пение.

Основной проблемой  в организации работы системы дополнительного образования ОУ является ограниченное количество ставок дополнительного образования.

Лица, занимающиеся танцами, пением и просто талантливые  ребята совместно с педагогами в  рамках ежегодной акции «Весенняя  неделя добрых дел» традиционно проходит большой благотворительный концерт «От сердца к сердцу», на котором школьные объединения дополнительного образования представляют свои результаты работы за прошедший год. Результаты благотворительных концертов представлены в таблице №1

 

Анализ  результатов благотворительных  концертов, организованных педагогическим коллективом МОУ»Новоселовская  средняя общеобразовательная школа» за 2007-2011 гг.

Таблица № 1

 

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Количество  зрителей

270

305

410

450

450

Количество  участников

30

45

60

80

102

Количество  собранных средств

2000

5000

15 000

19000

31300

Благополучатели

Коллега, попавшая в трудную жизненную ситуацию

Коллега, попавшая в трудную жизненную ситуацию

Коллега, попавшая в трудную жизненную ситуацию,

Многодетная семья

Дети  - инвалиды и Ветеран ВОВ, работник образования

Дети, находящиеся  на лечении и семья, оказавшаяся  в трудной жизненной ситуации

 

1 человек

2 человека

11 человек

12 человек

8 человек


 

На протяжении последних лет управлением образования совместно с образовательным учреждением проводится большая работа на подготовке документов  на конкурсы, организованные для учреждений образования и педагогов  Красноярского края.

Например,  в рамках конкурса проектов «Социальное партнерство во имя развития» МОУ «Новоселовская СОШ» в текущем году получила  150 тыс.руб. на оснащение класса ритмики. Школа ежегодно принимает участие на конкурсной основе в деятельности фондов (грантов).  За период с 2008 по 2010 год школа выиграла грант  в 3 миллиона рублей на благоустройство спортивного школьного двора, 1 миллион рублей на оборудование кабинета физики.

 Кроме того, школа получает дополнительный доход от  сдачи в аренду части помещений на первом этаже здания. Средства, полученные школой в качестве арендной платы, используются на обеспечении и развитие образовательного процесса в школе. 

 

Рис.2 Источники  финансирования деятельности МОУ «Новоселовская СОШ» за 2010 год

Как видно по диаграмме, несмотря на работу школы, по привлечению внебюджетных средств, бюджетные средства являются преобладающим финансовым источником.

С целью определения мнения населения о привлечении дополнительного дохода школой, был проведен социологический опрос. Опрос проводился среди жителей села  Новоселово Новоселовского района, всего приняло участие 60 респондентов, дети которых являются учащимися муниципального общеобразовательного учреждения «Новоселовская средняя общеобразовательная школа №5», из них 45 женщин, 15-мужчин. Возрастные рамки следующие: до 30 лет- 8 человек, с 31 до 40-  39 человек, после 40- 13.  Имеющееся образование: среднее - 4 человека, средне – профессиональное -47 человек, высшее - 9 человек.

На вопрос «готовы  ли Вы добровольно вносить пожертвования  школе?» ответили следующее:

 

Таблица № 2

Ответ

Количество, чел.

Да, готов

2

Нет, не готов

54

Затрудняюсь ответить

4


 

На вопрос «вносите ли Вы добровольные взносы в школе?»  ответили следующее:

Таблица № 3

Ответ

Количество, чел.

Да

58

Нет

2

Информация о работе Способы и средства получения дополнительных доходов образовательными учреждениями