Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:42, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть и проанализировать особенности получения дополнительного дохода образовательными учреждениями. Основными задачами являются:
1. Исследовать теоретические аспекты механизма привлечения в систему образования дополнительных финансовых ресурсов.
2. Изучить нормативно-правовую документацию по деятельности образовательных учреждений, приносящей доход.
3. Проанализировать доходы Муниципального общеобразовательного учреждения «Новоселовская средняя общеобразовательная школа №5» и разработать предложения по привлечению дополнительных доходов.
Введение 2
ГЛАВА 1. Механизмы получения дополнительных доходов образовательными учреждениями 5
1.1.Взаимодействие с юридическими лицами 10
1.2.Взаимодействие с физическими лицами 14
1.3. Участие на конкурсной основе в деятельности фондов 17
ГЛАВА 2. Осуществление деятельности по привлечению дополнительных доходов образовательными учреждениями 21
2.1. Анализ нормативно-правовой документации по деятельности образовательных учреждений, приносящей доход 22
2.2. Анализ доходов ОУ «Новоселовская средняя общеобразовательная школа № 5» 29
2.3. Предложения по совершенствованию механизма привлечения дополнительных доходов в образовательные учреждения 44
Заключение 46
Источники 48
Проведенный опрос показал, что 90 % респондентов не готовы делать добровольные пожертвования образовательному учреждению, и это говорит не столько о том, что материальное положение большей части сельского населения не позволяет сделать этого из – за ограниченности средств на существование, сколько о том, что возможно недостаточно информации о целевом использовании полученных средств, и наличии острой необходимости на пожертвования такого рода. Тем не менее, чтобы не прослыть скрягой, практически все родители учащихся вносят требуемые суммы. Аналогичные выводы можно сделать не только на примере рассматриваемого образовательного учреждения.
Необходимо обратить внимание на то, что внебюджетная деятельность образовательного учреждения, называемая ранее "предпринимательская и иная приносящая доход деятельность", согласно Закону № 83-ФЗ стала называться "приносящая доход деятельность" – внесены соответствующие изменения в ст. 47 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании".
Платные услуги могут быть реализованы образовательными учреждениями населению, предприятиям, учреждениям и организациям "постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям" (подп. "б" п. 11 ст. 3 Закона № 83-ФЗ). Они предоставляются с целью всестороннего удовлетворения потребности населения, улучшения качества услуг, привлечения дополнительных финансовых средств для их обеспечения, развития и совершенствования, расширения материально-технической базы образовательного учреждений, создания возможности организации занятий по месту жительства. [9]
При осуществлении
приносящей доход деятельности автономным,
бюджетным или казенным образовательным
учреждением используется имущество,
принадлежащее на праве собственности
публично-правовым образованиям –
муниципальным районам или
Однако учреждениям, в зависимости от их типа, в большем или меньшем объеме предоставлены правомочия по самостоятельному распоряжению движимым и недвижимым имуществом, а также доходами, получаемыми из разных источников. В частности, согласно законодательству все доходы автономного и бюджетного учреждения от деятельности, приносящей доход, поступают в самостоятельное распоряжение учреждений такого типа. При этом учредитель не вправе пользоваться и распоряжаться этими доходами.
Для казенных учреждений установлены иные правила. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы от разрешенной казенному учреждению приносящей доход деятельности считаются доходами бюджета и поступают в полном объеме в соответствующий бюджет. [4] Учредитель (главный распорядитель бюджетных средств) казенного учреждения по своему усмотрению определяет дальнейшие направления использования полученных казенным учреждением доходов.
Таким образом,
в настоящее время права, обязанности
и ответственность
Органам местного самоуправления предоставлено право регулирования цен на услуги, оказываемые муниципальными образовательными учреждениями, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, чем они зачастую и пользуются.
Начиная или развивая внебюджетную деятельность, следует по возможности оценить все влияющие на нее факторы. Особенно важно это сделать, если имеется несколько вариантов использования ресурсов. Но даже ограниченный потенциал, например, сельского детского сада, позволяет эффективно организовать его использование и получать дополнительные средства.
Одной из задач является правильное определение цены производимых товаров, работ и услуг. Получаемая выручка как минимум должна покрывать издержки по их производству и реализации. В цену платных услуг включаются:
• материальные, трудовые и другие затраты, которые подразделяются на прямые, связанные непосредственно с оказанием услуг (выполнением работ), и накладные, связанные с деятельностью учреждения по организации предоставления услуг;
• налоги по конкретным видам деятельности;
• плановая прибыль.
К прямым затратам относятся оплата труда с учетом страховых взносов во внебюджетные фонды непосредственных исполнителей работ и услуг и материальные затраты, необходимые для их производства; к накладным расходам – оплата труда с учетом страховых взносов во внебюджетные фонды административного и обслуживающего персонала, коммунальные платежи и услуги связи, затраты на ремонт и приобретение оборудования, текущий и капитальный ремонт здания, транспортные расходы, командировки, повышение квалификации и др. При этом важно определить, в какой части эти расходы относятся к данному виду работ и услуг.
Как известно, расходы образовательного учреждения подразделяются на текущие и капитальные. Текущие расходы включают в себя оплату труда с начислениями, а также материальные и приравненные к ним затраты.
Капитальные расходы связаны с приобретением оборудования и других основных средств, а также с затратами (отчислениями) на капитальный ремонт и амортизацию (износ основных средств).
Для расчета стоимости дополнительных платных образовательных услуг МОУ «Новоселовская общеобразовательная школа» установлены:
- стоимость одного учебного часа работы педагогического работника, осуществляющего оказания дополнительной платной образовательной услуги на основании анализа рыночной стоимости аналогичного вида услуг на момент выполнения расчета, далее рассчитывается заработная плата педагогического работника как произведение стоимости одного учебного часа на количество учебных часов, необходимых для освоения содержания учебной программы; затем рассчитывается объем трудозатрат административного и вспомогательного персонала, необходимых для обеспечения деятельности по оказанию дополнительной платной образовательной услуги, и устанавливается размер заработной платы в % от заработной платы педагогического работника;
- начисления на заработную плату педагогического работника, административного и вспомогательного персонала в % от размера оплаты труда указанных работников;
- сумма, необходимая для оплаты коммунальных услуг, потребленных в процессе оказания дополнительных платных образовательных услуг, а также содержания учебного помещения;
- сумма отчислений
на развитие учебно-
Общая стоимость услуги определяется путем суммирования всех рассчитанных величин.
Приведем месячный расчет стоимости услуги на одного ученика в виде таблицы:
Калькуляция затрат одного часа дополнительной платной
образовательной услуги на 2011 учебный год
Таблица № 4
№ п/п |
Статьи калькуляции |
Показатели расчета |
расчет |
% |
11. |
Заработная плата одного учителя |
Стоимость 1 часа учебной работы 6200 (средняя з/плата учителя) /72 часа = 86,11 руб. Компенсация отпуска: 86,11*2 мес. /8 мес.=21,53 руб. Итого 107,64 |
104,16 |
36% |
22. |
Заработная плата директора |
7% от зар.платы учителей (107,64*0,07) |
7,53 |
% |
33. |
Заработная
плата административного и |
30% от зар.платы учителей (107,64*0,30) |
32,29 |
11% |
44. |
Начисление страховых взносов от ФОТ |
(107,64+7,53+32,29)*,0,342 |
50,43 |
17% |
Итого |
197,89 |
67% | ||
Накладные расходы | ||||
15. |
Коммунальные услуги |
Количество светильников – 12 по 2 лампы 18 Вт (12*2*0,018=0,432 кВт Средняя стоимость 1 кВт.час. за 2010г. – 2,80 |
1,21 |
|
26. |
Услуги банка по кассовым операциям |
1,50 |
% | |
37. |
Развитие материально- технической базы (приобретение материалов, содержание имущества) |
30% от суммы расходов по зар.плате |
59,37 |
20% |
Итого |
62,08 |
20% | ||
Всего расходов |
259,97 |
|||
8 |
Рентабельность |
15% от суммы расходов |
40 |
13% |
Всего стоимость одного часа платной образовательной услуги |
299,97 |
100% |
Стоимость дополнительных платных образовательных услуг
МОУ «Новоселовская средняя общеобразовательная школа»
Таблица № 5
N |
Наименование
дополнительных платных |
Форма предос- |
Стоимость 1 занятия в месяц |
Количество занятий в месяц |
Сумма в месяц |
1 |
Студия современного танца |
Групповая |
30 |
4 |
120 |
2 |
Вокально-творческое развитие школьников |
Групповая |
30 |
4 |
120 |
3 |
Декоративно-прикладное искусство |
Групповая |
30 |
4 |
120 |
4 |
Рукопашный бой |
Групповая |
30 |
8 |
240 |
Согласно калькуляции (таблица № 4) стоимость одного занятия на дополнительных образовательных курсах составляет 300 рублей, из чего следует, что при групповых занятиях, при условии наполнения группы в 10 человек стоимость занятия составит 30 рублей, и соответственно 120 рублей в месяц при установленной норме занятий в месяц (таблица № 5).
Смета доходов и расходов является обязательным элементом организации платных образовательных услуг. Это закреплено в п. 19 раздела II Постановления Правительства РФ № 505. Состав статей и подстатей расходов и их значение приводятся в Приложении № 13 к «Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ». С введением 25 главы НК РФ (ст. 252 п.1) с 01.01.2002 года расходами признаются любые затраты, произведённые для осуществления деятельности, направленной на получение дохода».
СМЕТА
доходов и расходов
по дополнительным платным образовательным и иным услугам
в МОУ «Новоселовская средняя общеобразовательная школа»
на 2010год.
Таблица №6
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. | ||
Доходы: |
2603 |
693 |
845 |
242 |
823 |
Безвозмездные поступления |
1617 |
414 |
608 |
195 |
400 |
От оказания платных услуг, продажи услуг |
909 |
260 |
237 |
32 |
380 |
Доходы от аренды |
77 |
19 |
15 |
43 | |
Итого доходов |
2603 |
693 |
845 |
242 |
823 |
Зар.плата |
450 |
90 |
180 |
180 | |
Начисления на зар.пл. |
154 |
30 |
62 |
62 | |
Текущие содержание здания |
455 |
150 |
80 |
25 |
200 |
Прочие услуги |
180 |
40 |
140 |
||
Приобретение основных средств |
610 |
155 |
215 |
85 |
155 |
Приобретение материальных запасов |
730 |
222 |
162 |
126 |
220 |
Итого расходов |
2603 |
693 |
845 |
242 |
823 |
Анализ сметы доходов и расходов по дополнительным платным образовательным услугам показывает, что основными доходами являются безвозмездные поступления (62%), как правило, это целевые субвенции из краевого бюджета на выполнение определенных проектов, программ, доходы от дополнительных платных услуг составляют 34% внебюджетных поступлений, т.е. третью часть, а это достаточно высокий показатель среди образовательных учреждений Новоселовского района. Основными направлениями расходования средств, полученными от деятельности, приносящей доход является улучшение материально – технической базы, в первую очередь, содержание зданий и сооружений, материальное стимулирование педагогических работников.
В условиях рынка
допустимо устанавливать
Размер плановой
прибыли устанавливается
Анализ сметы доходов и расходов нашей услуги показал, что в целом она соответствуют целям, которые были поставлены при организации услуги и не противоречит требованиям Закона РФ от 07.02.92 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Рыночные преобразования
в России существенно расширили
возможности образовательных
На сегодняшний день, очевидно, что внебюджетные средства стали одним из важнейших экономических факторов, обеспечивающих школьную самостоятельность. Именно они дают школе недостающие для существования средства, позволяют ей выстроить собственную образовательную политику, удержать старых и привлечь новых квалифицированных учителей, поднять качество преподавания и обучения. Без умения работать с внебюджетными средствами, без развитой системы платных образовательных услуг успешная, «продвинутая» школа в настоящее время почти немыслима. И это постепенно понимают руководители всех уровней.