Способы и средства получения дополнительных доходов образовательными учреждениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть и проанализировать особенности получения дополнительного дохода образовательными учреждениями. Основными задачами являются:
1. Исследовать теоретические аспекты механизма привлечения в систему образования дополнительных финансовых ресурсов.
2. Изучить нормативно-правовую документацию по деятельности образовательных учреждений, приносящей доход.
3. Проанализировать доходы Муниципального общеобразовательного учреждения «Новоселовская средняя общеобразовательная школа №5» и разработать предложения по привлечению дополнительных доходов.

Содержание работы

Введение 2
ГЛАВА 1. Механизмы получения дополнительных доходов образовательными учреждениями 5
1.1.Взаимодействие с юридическими лицами 10
1.2.Взаимодействие с физическими лицами 14
1.3. Участие на конкурсной основе в деятельности фондов 17
ГЛАВА 2. Осуществление деятельности по привлечению дополнительных доходов образовательными учреждениями 21
2.1. Анализ нормативно-правовой документации по деятельности образовательных учреждений, приносящей доход 22
2.2. Анализ доходов ОУ «Новоселовская средняя общеобразовательная школа № 5» 29
2.3. Предложения по совершенствованию механизма привлечения дополнительных доходов в образовательные учреждения 44
Заключение 46
Источники 48

Файлы: 1 файл

курсовая последний вариант.doc

— 506.50 Кб (Скачать файл)

 

Проведенный опрос  показал, что 90 % респондентов не готовы делать добровольные пожертвования образовательному учреждению, и это говорит не столько о том, что материальное положение  большей части сельского населения не позволяет  сделать этого из – за ограниченности средств на существование, сколько о том, что возможно недостаточно информации о целевом использовании полученных средств, и наличии острой необходимости на пожертвования такого рода. Тем не менее, чтобы не прослыть скрягой, практически все родители учащихся вносят требуемые суммы. Аналогичные выводы можно сделать не только на примере  рассматриваемого образовательного учреждения.

Необходимо  обратить внимание на то, что внебюджетная деятельность образовательного учреждения, называемая ранее "предпринимательская  и иная приносящая доход деятельность", согласно Закону № 83-ФЗ стала называться "приносящая доход деятельность" – внесены соответствующие изменения в ст. 47 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании".

Платные услуги могут быть реализованы образовательными учреждениями населению, предприятиям, учреждениям и организациям "постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям" (подп. "б" п. 11 ст. 3 Закона № 83-ФЗ). Они предоставляются с целью всестороннего удовлетворения потребности населения, улучшения качества услуг, привлечения дополнительных финансовых средств для их обеспечения, развития и совершенствования, расширения материально-технической базы образовательного учреждений, создания возможности организации занятий по месту жительства. [9]

При осуществлении  приносящей доход деятельности автономным, бюджетным или казенным образовательным  учреждением используется имущество, принадлежащее на праве собственности  публично-правовым образованиям –  муниципальным районам или городским  округам, субъектам РФ, Российской Федерации. Законодательство в принципе не допускает для учреждения обладание на праве собственности каким-либо имуществом, включая денежные средства, все имущество находится у учреждения на праве оперативного управления.

Однако учреждениям, в зависимости от их типа, в большем или меньшем объеме предоставлены правомочия по самостоятельному распоряжению движимым и недвижимым имуществом, а также доходами, получаемыми из разных источников. В частности, согласно законодательству все доходы автономного и бюджетного учреждения от деятельности, приносящей доход, поступают в самостоятельное распоряжение учреждений такого типа. При этом учредитель не вправе пользоваться и распоряжаться этими доходами.

Для казенных учреждений установлены иные правила. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы от разрешенной казенному учреждению приносящей доход деятельности считаются доходами бюджета и поступают в полном объеме в соответствующий бюджет. [4] Учредитель (главный распорядитель бюджетных средств) казенного учреждения по своему усмотрению определяет дальнейшие направления использования полученных казенным учреждением доходов.

Таким образом, в настоящее время права, обязанности  и ответственность государственных  и муниципальных учреждений разных типов регулируются разными специальными законами и ГК РФ.

Органам местного самоуправления предоставлено право  регулирования цен на услуги, оказываемые  муниципальными образовательными учреждениями, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, чем они зачастую и пользуются.

Начиная или  развивая внебюджетную деятельность, следует по возможности оценить  все влияющие на нее факторы. Особенно важно это сделать, если имеется несколько вариантов использования ресурсов. Но даже ограниченный потенциал, например, сельского детского сада, позволяет эффективно организовать его использование и получать дополнительные средства.

Одной из задач  является правильное определение цены производимых товаров, работ и услуг. Получаемая выручка как минимум должна покрывать издержки по их производству и реализации. В цену платных услуг включаются:

• материальные, трудовые и другие затраты, которые  подразделяются на прямые, связанные непосредственно с оказанием услуг (выполнением работ), и накладные, связанные с деятельностью учреждения по организации предоставления услуг;

• налоги по конкретным видам деятельности;

• плановая прибыль.

К прямым затратам относятся оплата труда с учетом страховых взносов во внебюджетные фонды непосредственных исполнителей работ и услуг и материальные затраты, необходимые для их производства; к накладным расходам – оплата труда с учетом страховых взносов во внебюджетные фонды административного и обслуживающего персонала, коммунальные платежи и услуги связи, затраты на ремонт и приобретение оборудования, текущий и капитальный ремонт здания, транспортные расходы, командировки, повышение квалификации и др. При этом важно определить, в какой части эти расходы относятся к данному виду работ и услуг.

Как известно, расходы  образовательного учреждения подразделяются на текущие и капитальные. Текущие  расходы включают в себя оплату труда  с начислениями, а также материальные и приравненные к ним затраты.

Капитальные расходы связаны с приобретением оборудования и других основных средств, а также с затратами (отчислениями) на капитальный ремонт и амортизацию (износ основных средств).

Для расчета  стоимости дополнительных платных  образовательных услуг  МОУ «Новоселовская общеобразовательная школа» установлены:

- стоимость одного учебного часа работы педагогического работника, осуществляющего оказания дополнительной платной образовательной услуги на основании анализа рыночной стоимости аналогичного вида услуг на момент выполнения расчета, далее  рассчитывается заработная плата педагогического работника как произведение стоимости одного учебного часа на количество учебных часов, необходимых для освоения содержания учебной программы; затем рассчитывается объем трудозатрат административного и вспомогательного персонала, необходимых для обеспечения деятельности по оказанию дополнительной платной образовательной услуги, и устанавливается размер заработной платы в % от заработной платы педагогического работника;

- начисления на заработную плату педагогического работника, административного и вспомогательного персонала в % от размера оплаты труда указанных работников;

- сумма, необходимая для оплаты коммунальных услуг, потребленных в процессе оказания дополнительных платных образовательных услуг, а также содержания учебного помещения;

- сумма отчислений  на развитие учебно-материальной  базы образовательного учреждения;

Общая стоимость услуги определяется путем суммирования всех рассчитанных величин.

Приведем месячный расчет стоимости услуги на одного ученика в виде таблицы:

 

Калькуляция затрат одного часа дополнительной платной                    

образовательной услуги на 2011  учебный год

Таблица № 4

№ п/п

Статьи калькуляции

Показатели  расчета

расчет

%

11.

Заработная  плата одного учителя

Стоимость 1 часа учебной работы 6200 (средняя з/плата учителя) /72 часа = 86,11 руб.

Компенсация отпуска: 86,11*2 мес. /8 мес.=21,53 руб.

Итого 107,64

104,16

36%

22.

Заработная  плата директора

7% от зар.платы  учителей (107,64*0,07)

7,53

%

33.

Заработная  плата административного и бухгалтерского персонала

30% от зар.платы  учителей (107,64*0,30)

32,29

11%

44.

Начисление  страховых взносов от ФОТ

(107,64+7,53+32,29)*,0,342

50,43

17%

   

Итого

197,89

67%

Накладные расходы

15.

Коммунальные  услуги

Количество  светильников – 12 по 2 лампы 18 Вт

(12*2*0,018=0,432 кВт

Средняя стоимость 1 кВт.час. за 2010г. – 2,80

1,21

 

26.

 

Услуги банка  по кассовым операциям

1,50

%

37.

Развитие материально- технической базы  (приобретение материалов, содержание имущества)

30% от суммы  расходов по зар.плате

59,37

20%

 

Итого

 

62,08

20%

 

Всего расходов

 

259,97

 

8

Рентабельность

15% от суммы  расходов

40

13%

 

Всего стоимость одного часа платной образовательной услуги

 

299,97

100%


 

 

 

 

Стоимость дополнительных платных образовательных услуг

МОУ «Новоселовская средняя общеобразовательная  школа»

 

 

Таблица № 5

N  
п/п

Наименование  дополнительных платных 
образовательных услуг   

Форма предос-  
тавления (ока- 
зания) услуг   

Стоимость  1 занятия   в месяц

Количество  занятий в месяц

Сумма в месяц

1

Студия современного танца

Групповая

30

4

120

2

Вокально-творческое развитие школьников

Групповая

30

4

120

3

Декоративно-прикладное искусство

Групповая

30

4

120

4

Рукопашный  бой

Групповая

30

8

240


 

Согласно калькуляции (таблица № 4) стоимость одного занятия на дополнительных образовательных курсах составляет 300 рублей, из чего следует, что при групповых занятиях, при условии наполнения группы в 10 человек  стоимость занятия составит 30 рублей, и соответственно 120 рублей в месяц  при установленной норме занятий в месяц (таблица № 5).

Смета доходов и расходов  является обязательным элементом организации платных образовательных услуг. Это закреплено в п. 19 раздела II Постановления Правительства РФ № 505. Состав статей и подстатей расходов и их значение приводятся в Приложении № 13 к «Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ». С введением 25 главы НК РФ (ст. 252 п.1) с 01.01.2002 года расходами признаются любые затраты, произведённые для осуществления деятельности, направленной на получение дохода».   

 

СМЕТА

доходов и расходов

по дополнительным платным образовательным и иным услугам

в МОУ «Новоселовская средняя общеобразовательная школа»

на 2010год.

Таблица №6

   

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

Доходы:

2603

693

845

242

823

Безвозмездные поступления

1617

414

608

195

400

От оказания платных  услуг, продажи услуг

909

260

237

32

380

Доходы от аренды

77

19

 

15

43

Итого доходов

2603

693

845

242

823

Зар.плата

450

90

180

 

180

Начисления  на зар.пл.

154

30

62

 

62

Текущие содержание здания

455

150

80

25

200

Прочие услуги

180

40

140

   

Приобретение основных средств

610

155

215

85

155

Приобретение материальных запасов

730

222

162

126

220

Итого расходов

2603

693

845

242

823


 

Анализ сметы  доходов и расходов по дополнительным платным образовательным услугам показывает, что основными доходами являются безвозмездные поступления (62%), как правило, это целевые субвенции из краевого бюджета на выполнение  определенных проектов, программ, доходы от дополнительных платных услуг составляют 34% внебюджетных поступлений, т.е. третью часть, а это достаточно высокий показатель среди образовательных учреждений Новоселовского района. Основными направлениями расходования средств, полученными от деятельности, приносящей доход является улучшение материально – технической базы, в первую очередь, содержание зданий и сооружений, материальное стимулирование педагогических работников.

В условиях рынка  допустимо устанавливать льготные цены применительно к конкретному  перечню или контингенту воспитанников. Такая дифференциация должна быть отражена в локальных актах учреждения (положение, приказы и др.). При этом восполнение затрат возможно за счет привлечения к занятиям большего числа воспитанников, сокращения расходов по обеспечению учебного процесса, повышения цены на услуги, пользующиеся повышенным спросом, и иными способами.

Размер плановой прибыли устанавливается соответствующим  органом управления образовательного учреждения (например, попечительским советом) в процентах от совокупных затрат для каждого конкретного вида деятельности.

Анализ сметы  доходов и расходов нашей услуги показал, что в целом она соответствуют  целям, которые были поставлены при  организации услуги и не противоречит требованиям Закона РФ от 07.02.92 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

2.3. Предложения по совершенствованию механизма привлечения дополнительных доходов в образовательные учреждения

Рыночные преобразования в России существенно расширили  возможности образовательных учреждений по привлечению денежных средств по финансированию своей основной деятельности.

На сегодняшний день, очевидно, что внебюджетные средства стали одним из важнейших экономических  факторов, обеспечивающих школьную самостоятельность. Именно они дают школе недостающие  для существования средства, позволяют ей выстроить собственную образовательную политику, удержать старых и привлечь новых квалифицированных учителей, поднять качество преподавания и обучения. Без умения работать с внебюджетными средствами, без развитой системы платных образовательных услуг успешная, «продвинутая» школа в настоящее время почти немыслима. И это постепенно понимают руководители всех уровней.

Информация о работе Способы и средства получения дополнительных доходов образовательными учреждениями