Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:42, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть и проанализировать особенности получения дополнительного дохода образовательными учреждениями. Основными задачами являются:
1. Исследовать теоретические аспекты механизма привлечения в систему образования дополнительных финансовых ресурсов.
2. Изучить нормативно-правовую документацию по деятельности образовательных учреждений, приносящей доход.
3. Проанализировать доходы Муниципального общеобразовательного учреждения «Новоселовская средняя общеобразовательная школа №5» и разработать предложения по привлечению дополнительных доходов.
Введение 2
ГЛАВА 1. Механизмы получения дополнительных доходов образовательными учреждениями 5
1.1.Взаимодействие с юридическими лицами 10
1.2.Взаимодействие с физическими лицами 14
1.3. Участие на конкурсной основе в деятельности фондов 17
ГЛАВА 2. Осуществление деятельности по привлечению дополнительных доходов образовательными учреждениями 21
2.1. Анализ нормативно-правовой документации по деятельности образовательных учреждений, приносящей доход 22
2.2. Анализ доходов ОУ «Новоселовская средняя общеобразовательная школа № 5» 29
2.3. Предложения по совершенствованию механизма привлечения дополнительных доходов в образовательные учреждения 44
Заключение 46
Источники 48
Образовательные учреждения не могут существовать только за счет бюджетного финансирования, выделяемого для выполнения государственного заказа по подготовке специалистов. Уже более десяти лет образовательные учреждения имеют право зарабатывать средства и самостоятельно распоряжаться ими, т.е. заниматься предпринимательской деятельностью, под которой понимается инициативная, самостоятельная, приносящая доход деятельность учреждения. Но при этом главной целью является не максимизация прибыли, а получение средств на решение уставных задач и прежде всего на развитие образовательной деятельности. Кроме того, привлечение дополнительных источников на цели образования может осуществляться как через предпринимательскую деятельность самого образовательного учреждения, так и путем взаимодействия с юридическими и физическими лицами, способными выступать спонсорами в пользу образовательного учреждения.
Как показывает отечественный опыт, образование не может в полной мере развиваться на коммерческих началах. Существенное бремя расходов на образование должно нести государство, поскольку процесс выполнения образовательного учреждения своих уставных функций обладает свойствами общественного блага, потребление которого является всеобщим.
Для привлечения дополнительных финансов, образовательные учреждения используют интеллектуальный капитал и материальную базу. Интеллектуальный капитал обеспечивает развитие образовательной и научной деятельности, материальная база позволяет с наименьшими затратами развивать непрофильные для учебного заведения направления. Конечно, для привлечения дополнительных доходов необходимо взаимодействие с организациями и предприятиями, которых необходимо убедить в сотрудничестве.
Учебные заведения, имеющие сильную научную базу, способны привлечь дополнительные средства за счет увеличения объемов научно-исследовательских работ. Образовательные учреждения, обладающие мощным типографским оборудованием, увеличивают ассортимент (перечень) и объем типографских услуг, оказываемых организациям. Учреждения, имеющие санатории-профилактории и медсанчасти, расширяют спектр платных медицинских услуг. Учебные заведения, в составе которых имеются столовые и комбинаты питания, стремятся как можно эффективнее использовать их для привлечения финансовых ресурсов. К способам получения дополнительных средств можно отнести производство и реализацию фирменной атрибутики вуза, строительно-монтажные и ремонтные работы, изготовление строительных конструкций и мебели и пр. Для многих учебных заведений ощутимой прибавкой к доходам стали средства, получаемые от сдачи в аренду свободных от учебного процесса помещений.
Все эти способы получения
дополнительных средств выработаны
образовательными учреждениями за годы
относительной автономности.
Качество подготовки специалистов - один из основных показателей, определяющий конкурентоспособность учебного заведения, поэтому его позиционирование на рынке образовательных услуг в решающей степени зависит от эффективности его взаимодействия с предприятиями-потребителями выпускников образовательных учреждений.
Но учебные заведения заинтересованы в сотрудничестве с предприятием не только как с поставщиком информации, необходимой для подготовки полноценного специалиста, но и как с дополнительным источником внебюджетных доходов. Ведь предприятие может быть не только потребителем выпускников образовательного учреждения, но и заказчиком научно-исследовательских работ, поставщиком докторантов, аспирантов и соискателей, слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации, специалистов для получения второго образования и пр. Таким образом, предприятие заинтересовано в получении практически всех видов образовательных услуг, предоставляемых высшим учебным заведением.
Предприятию, которое желает добиться и удерживать лидирующую позицию на рынке, такие услуги нужны постоянно, для чего необходимы длительные и устойчивые связи с учебными заведениями.
На сегодняшний день можно привести множество примеров взаимодействия предприятий и образовательных учреждений по Красноярскому краю. Например, компания «Каравай» плотно взаимодействует с профессиональными училищами, техникумами и ВУЗами города Красноярска. В учебных заведениях дают базовые теоретические знания, которые студенты применяют на практике в компании, получая путевку в трудовую жизнь. Студенты отрабатывают навыки, понимание профессии в универсамах. Более того, в 2010 г. компания «Каравай» запустила новую программу «Хочу учиться» Генеральный директор компании, Манакова Э. Г., и ректор Красноярского Аграрного Университета, Цугленок Н. В., заключили договор, по условиям которого компания оплачивает обучение своих сотрудников на протяжении всего срока обучения и предоставляет места для прохождения практики и дальнейшей работы по специальности. Данную практику ввели многие организации Красноярского края: ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Газпром нефть» и другие.
Кроме того, предприятия, юридические лица зачастую оказывают спонсорскую помощь, либо вносят добровольные пожертвования, что также является дополнительным доходом образовательного учреждения.
Основным источником
получения дополнительного
Одним из средств получения дохода является внесение денежных средств (пожертвований) физическими лицами (в частности, обучающимися (их родителями, законными представителями)), оно осуществляется только на добровольной основе целевым назначением на расчетный счет образовательного учреждения. Но зачастую указанные выше нормы образовательными учреждениями не соблюдаются, добровольные пожертвования превращаются в принудительный сбор денежных средств, что противоречит законодательству.
Образовательные учреждения
оказывают различные услуги населению,
позволяющие получать дополнительные доходы, например, оказывают услуги репетиторства; организовывают курсы по подготовке
к поступлению в высшие и средние профессиональные
учреждения. Кроме того, организовывают различные
кружки (по обучению игре в шахматы, игре
на музыкальных инструментах, танцам и
др.), секции (футбол, волейбол и др.), организовывают
различные группы (для обучения детей
с отклонениями в развитии и их родителей, для будущих родителей
и др.). Учебные заведения занимаются научно-
Еще одним источником дополнительного дохода является деятельность по предоставлению услуг библиотек, транспорта, спортивных сооружений, вычислительной техники, оргтехники; проведение культурных, спортивно-оздоровительных мероприятий и выставок, предоставление в аренду ресурсов образовательного учреждения - помещений, оборудования, земельных участков, юридического адреса.
Хочется отметить, что образовательным учреждением выбираются те виды внебюджетной деятельности, для осуществления которых имеются потенциальные возможности. Например, наличие необходимого учебного оборудования определяет возможность качественного осуществления образовательной деятельности, использования новых методик преподавания. Информационные ресурсы - создают условия для поддержки современных образовательных технологий (в том числе дистанционного обучения), реализации дополнительных образовательных услуг, оказание услуг по использованию Интернета. Библиотечный фонд - дает возможность оказывать услуги по пользованию своими фондами, ксерокопированию, поддержке широкого спектра образовательных услуг. Помещения создают условия для наращивания платного контингента в соответствии с лицензионными требованиями. Наличие площадей - определяет возможность сдачи их в аренду. Наличие достаточного числа преподавательского и учебно-вспомогательного персонала соответствующей квалификации дает возможность увеличения видов и объема платных дополнительных образовательных услуг. Методическая база является источником получения прямых доходов от реализации методических материалов, создает возможность расширения спектра и повышения качества образовательных услуг, способствует росту привлекательности учебного заведения. Уровень общественного признания, известные выпускники, имидж образовательного учреждения способствуют созданию эффективно работающих попечительских советов, рекламе учебного заведения, привлечению заказов, спонсорских средств и пожертвований. Ведь в наше время рейтинг образования достаточно высок.
Помимо того, ни одно образовательное учреждение не сможет работать успешно, даже если у руководителя есть прекрасные идеи, но нет предпринимательских способностей. И еще одно не маловажное значение для привлечения дополнительного дохода, является территориальное расположение образовательного учреждение, уровень благосостояния населения, потребности населения в определенных образовательных и иных услугах, наличие других образовательных учреждений, предоставляющие похожие услуги.
В российском законодательстве существует несколько легальных определений понятия «грант». Однако, чтобы не попасть в ситуацию необоснованного налогообложения благотворительной помощи, полученной в форме гранта, рекомендуется пользоваться определением, данным в главе 25 Налогового кодекса РФ (налог на прибыль организаций):
«К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования в виде полученных грантов. В целях настоящей главы грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:
- гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
- гранты предоставляются
на осуществление конкретных
программ в области
-гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта» (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). [5]
При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования в виде гранта, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках такого целевого финансирования и представить в налоговые органы соответствующий отчет.
Доходы от грантов, удовлетворяющих перечисленным условиям, не учитываются при определении налоговой базы налога на прибыль организаций.
Предоставление гранта оформляется заключением договора между школой и грантодателем, содержание которого зависит от назначения гранта, вида передаваемого имущества, устанавливаемых грантодателем параметров отчета о целевом использовании гранта и других конкретных условий. По своему содержанию такой договор близок к договору пожертвования.
Понятие гранта, еще несколько лет назад считавшееся западной экзотикой, сегодня прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Это важный источник финансирования для некоммерческих организаций, а также для многих образовательных и научно-исследовательских учреждений. Известно, что среднестатистический преподаватель на Западе около 30% рабочего времени тратит на заполнение грантовых заявок. Российские коллеги немного отстают, но и для них гранты стали важной частью финансирования. Поездки на конференции, стажировки в зарубежных вузах, покупка оборудования и финансирование исследований - чаще всего все это проходит за счет фондов - грантодателей.
С помощью грантов оказывается необходимая поддержка проектам, которые не являются прибыльными, но играют важную роль в развитии общества, города или учебного заведения. Деятельность, не получающая адекватного финансирования со стороны государства, также может быть поддержана с помощью грантов. Например, некоммерческие организации, существующие в стране, часто опираются на гранты как на основной или даже единственный источник своего дохода (он необходим для оплаты помещения и техники, работы сотрудников).