Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 19:31, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что проблема потребительского выбора и рационального поведения потребителя в условиях конкурентного рынка широко исследуется многими учеными, но тем не менее не теряет своей популярности и в настоящее время, как и проблема конкуренции. Важность исследований мотивации и поведения потребителей известна во всем мире. За последние 30 лет возникла крупная и быстро развивающаяся междисплинарная область исследований - поведение потребителей. Главная забота и предпринимателей, и маркетологов состоит в том, чтобы повлиять на это самое поведение. В результате наука о потребителе приобретает первостепенную важность.
ВВЕДЕНИЕ………………..……………………………………………………………………………………………………..……….....3
ГЛАВА 1СПРОС……....………………………………………………………………………………………….……………….....4
1.1Закон спроса………………………………….………………………………………………………………………………….….4
1.2Эластичность спроса…………………………………..……………………………………………………………………9
1.2.1 Практическое использование показателей эластичности………………………….9
1.2.2Эластичность спроса по цене…………………………………………………………………………..…….10
1.2.3Эластичность спроса по доходам……………………….……………………….………………………13
1.2.4Перекрёстная эластичность спроса………………………………………………………………......16
ГЛАВА 2. КОНКУРЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ…….………..18
2.1Конкурентное поведение потребителя…………………………………………………….………….20
2.2Бюджетные ограничения……………………………………………………………………………….……………20
2.3Оптимальный набор благ……………………………………………………………………………………………24
2.4Бюджетная линия……………………………….……………………………………………………………..……….….24
2.5Кривая безразличия….……………………….………………………………………………….……….……….…...25
2.6Полезность как основа выбора потребителя…………………………………………….………26
ГЛАВА 3.ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ КЛИЕНТОВ ОАО «ЖИВАЯ ВОДА»……………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….……….…………….…….……..….…..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..………………..…35
Федеральное агентство по рыболовству
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Астраханский государственный технический университет»
Кафедра «Экономическая теория»
Курсовая работа
по дисциплине
«Микроэкономика»
на тему:
«Спрос и поведение потребителя»
Выполнил:
студент группы ДФЭБ-21
Кегельтиева Эльза Вячеславовна
Научный руководитель:
доц. Гвоздарева Лариса Павловна
Астрахань 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………..……………………………………
ГЛАВА 1 СПРОС……....…………………………………………………
1.1 Закон спроса………………………………….…………………………
1.2 Эластичность спроса…………………………………..………………………
1.2.1 Практическое использование показателей эластичности………………………….9
1.2.2 Эластичность спроса по цене……………………………………………………………………
1.2.3 Эластичность спроса по доходам……………………….……………………….………
1.2.4 Перекрёстная эластичность
спроса………………………………………………………………
ГЛАВА 2. КОНКУРЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ…….………..18
2.1 Конкурентное поведение потребителя…………………………………………………
2.2 Бюджетные ограничения…………………………………………………
2.3 Оптимальный набор благ……………………………………………………………………
2.4 Бюджетная линия……………………………….………………………………
2.5 Кривая безразличия….……………………….…………………
2.6 Полезность как основа выбора
потребителя…………………………………………….…
ГЛАВА 3.ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ КЛИЕНТОВ ОАО «ЖИВАЯ ВОДА»……………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..………………..
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что проблема потребительского выбора и рационального поведения потребителя в условиях конкурентного рынка широко исследуется многими учеными, но тем не менее не теряет своей популярности и в настоящее время, как и проблема конкуренции. Важность исследований мотивации и поведения потребителей известна во всем мире. За последние 30 лет возникла крупная и быстро развивающаяся междисплинарная область исследований - поведение потребителей. Главная забота и предпринимателей, и маркетологов состоит в том, чтобы повлиять на это самое поведение. В результате наука о потребителе приобретает первостепенную важность.
Поведение потребителя - это деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними.
На промышленном, как и на потребительском
рынке как правило, предложение превышает
спрос, а значит идет борьба за каждого
конкретного потребителя. Здесь купить
можно все в любое время, а продать бывает
достаточно сложно. Поэтому производители
и продавцы борются за своих настоящих
и потенциальных покупателей. С ростом
объемов продаж, количества покупателей
и рынков у продавцов возникает необходимость
в изучении своих покупателей - кто они,
их потребности, поведение при покупке,
мотивация и т.д. Каждый продавец пытается,
изучив потребителя, создать стандартную
модель (правила поведения продавца), способствующую
продажам.
Поведение потребителя действительно
выступает решающим фактором экономического
развития. Например, в США и Канаде проживает
5,2% населения планеты, но на эти страны
приходится примерно 31,5% мировых потребительских
затрат.
Целью курсовой работы является
исследование спроса и конкурентного
поведения потребителя.
Задачи:
1. Изучить закон спроса и рассмотреть различные виды эластичности.
2. Исследовать
конкурентное поведение
ГЛАВА 1 Спрос.
1.1 ЗАКОН СПРОСА
Как известно, потребности людей чрезвычайно разнообразны, и в основе любого спроса лежит именно потребность. У каждого человека она самая разнообразная: материальная, духовная, социальная. Непрерывное развитие производительных сил общества, технический и научный прогресс ведут их к неуклонному возрастанию. Человеческие потребности кажутся беспредельными, однако в условиях рыночных отношений каждая из них может быть удовлетворена только за определённую плату. Поэтому разнообразные и кажущиеся беспредельными потребности человека ограничиваются его денежными доходами. Потребность, подкреплённая денежными доходами, называется платежеспособным спросом.
Каждый человек предъявляет рынку не свои потребности, а спрос. Ограниченность денежных доходов в каждый данный момент времени ведёт к тому, что для удовлетворения одной потребности человеку приходится отказываться (полностью или частично) от удовлетворения других. Следует обратить внимание на то, что удовлетворение любой потребности человека (покупка какого-либо товара или услуги) связано с проблемой выбора. Человеку каждый раз приходится выбирать в соответствии со своими возможностями, что и сколько купить. Покупка одного блага обязательно связана с отказом от покупки другого.
Человечество уже давно обнаружило существование зависимости между количеством покупаемых товаров и их ценой. Эта зависимость носит обратный характер. Чем выше цена товара, тем меньшее количество его купят, и наоборот, чем ниже рыночная цена, тем будет куплено больше единиц этого товара при прочих равных условиях. Это имеет своё логическое объяснение.
Во-первых, понижение цены привлекает новых покупателей товара. Тот, кто раньше не мог позволить себе купить товар по высокой цене, может купить его по более низкой. Если цены на фрукты высокие, то их смогут купить лишь люди с высокими доходами. При понижении цены фрукты могут покупать лица со средними доходами и т. д.
Во-вторых, понижение цены позволяет увеличить потребление данного товара и «старыми» покупателями без ущерба для потребления ими других товаров. Например, если человек любит кофе, то понижение цены на кофе позволит ему (при прежнем доходе) выпивать не одну, а две чашечки в день, не уменьшая при этом потребления других товаров и услуг.
В-третьих, существуют взаимозаменяемые товары. Например, сливочное масло и маргарин, говядина и свинина. Вполне понятно стремление людей переключить свой спрос с дорогих товаров на более дешёвые, взаимозаменяемые.
В-четвёртых, общее понижение цен делает потребителей фактически богаче. Они располагают доходом сравнительно большим, чем до понижения цен и могут себе позволить купить товар в больших количествах, чем раньше.
В-пятых, цена товара является для потребителя неким психологическим барьером, который надо преодолеть для совершения покупки. Цена товара – это величина той «жертвы», которую приносит потребитель, отказываясь от покупки других товаров для приобретения данного товара. Понятно, что чем ниже барьер, тем легче его преодолеть; чем меньше жертва, тем легче её принести. Указанная зависимость носит фундаментальный и универсальный характер, поэтому она возведена в ранг закона спроса.
Законом спроса называется обратная зависимость между ценой и величиной спроса и заключается в том, что при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведёт к увеличению цены спроса и, наоборот, повышение цены (при прочих равных условиях) ведёт к соответствующему уменьшению величины спроса (обратная зависимость)
Функция спроса — функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него факторов.
Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в форме таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Как следует из определения, спрос обычно рассматривают с позиции выгодности цены; иначе говоря, мы считаем, что спрос показывает качество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам. Пример шкалы спроса одного потребителя, покупающего какой-то товар представлен в таблице 1.1:
Таблица 1.1 Спрос индивидуального покупателя на товар
ЦЕНА ТОВАРА (усл.ед) |
ВЕЛИЧИНА СПРОСА ЗА НЕДЕЛЮ |
5 |
10 |
4 |
20 |
3 |
35 |
2 |
55 |
1 |
80 |
Эта таблица отражает связь между ценой товара и его количеством, которое некоторый потребитель желает и в состоянии купить по каждой из этих цен. Фразы «желает» и «в состоянии» не случайны, так как одного лишь желания на рынке недостаточно, необходимо ещё иметь определённое количество денег. Кроме того, чтобы величины спроса имели какое-то значение, они должны относиться к определённому отрезку времени – дню, неделе, месяцу и т. д. Заявление о том, что «потребитель купит 10 единиц товара по цене 5 условных единиц» неопределённо и бессмысленно. А вот заявление о том, что «потребитель купит 10 единиц товара по цене 5 условных единиц» ясно и наполнено смыслом.
На графике (см. рис. 1.1) отражена зависимость между ценой (Р) и объёмом спроса (Q). Он показывает, какое количество экономических благ готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. Если влияет ценовой фактор, то изменится величина спроса.
Такое поведение потребителя можно объяснить эффектом дохода и эффектом замещения. (Движение вниз и вверх вдоль кривой D). QD=f(P) [14]
Рисунок 1.1 График спроса
Если рассматривается спрос, независимо от того, идёт ли речь о деньгах, товарах или капитале, необходимо всегда оговаривать вопрос о том, о каком спросе идёт речь. Спрос и предложение могут быть потенциальными, если существуют или возникают условия или предпосылки их появления. Спрос и предложение могут быть выявленными, когда в магазине товары сверкают своими ярлычками, а вы не знаете, на чём остановить свой взгляд, или когда маркетолог представляет доклад о возможном объёме продаж.
Наконец, спрос и предложение могут быть реализованными, когда продавцы и покупатели договорились и разошлись. Правда, потом они ещё думают: продавец о том, не продешевил ли он, а покупатель – не переплатил ли он. Но дело сделано: между спросом и предложением достигнут баланс, определённое равенство.
Карта кривых спроса
Рисунок 1.2 Карта кривых спроса
Факторы, влияющие на спрос (неценовые):
1. Вкусы или предпочтения потребителей;
2. Число потребителей на рынке;
3. Денежные доходы потребителей;
4. Цены на взаимосвязанные товары;
5. Потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.
Под влиянием неценовых факторов происходит изменение спроса. Перемещение кривой D в положение D1, при увеличении спроса, при уменьшении — в D2. Например, уменьшение доходов населения вследствие общего ухудшения экономической ситуации приведёт к уменьшению спроса. Теперь при любой цене люди купят меньше, чем раньше (D2 ). Появление же в публикации об огромной пользе рыбы для здоровья человека может привести к росту спроса на рыбу (D1 ). (см. рис. 1.2). [14] ; [8, с. 112]
Рассмотрим теперь влияние, которое оказывает на спрос каждый из перечисленных выше неценовых факторов.
1. Потребительские вкусы.
Благоприятное для данного
2. Число покупателей. Очевидно,
что увеличение числа
3. Доход. Воздействие на
спрос этого фактора несколько
более сложно. В отношении большинства
товаров повышение дохода
4. Цены на взаимосвязанные
товары. Термин «взаимосвязанные
товары» относится к товарам,
для которых изменение в цене
одного товара приводит к