Спрос и поведение потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что проблема потребительского выбора и рационального поведения потребителя в условиях конкурентного рынка широко исследуется многими учеными, но тем не менее не теряет своей популярности и в настоящее время, как и проблема конкуренции. Важность исследований мотивации и поведения потребителей известна во всем мире. За последние 30 лет возникла крупная и быстро развивающаяся междисплинарная область исследований - поведение потребителей. Главная забота и предпринимателей, и маркетологов состоит в том, чтобы повлиять на это самое поведение. В результате наука о потребителе приобретает первостепенную важность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………..……………………………………………………………………………………………………..……….....3
ГЛАВА 1СПРОС……....………………………………………………………………………………………….……………….....4
1.1Закон спроса………………………………….………………………………………………………………………………….….4
1.2Эластичность спроса…………………………………..……………………………………………………………………9
1.2.1 Практическое использование показателей эластичности………………………….9
1.2.2Эластичность спроса по цене…………………………………………………………………………..…….10
1.2.3Эластичность спроса по доходам……………………….……………………….………………………13
1.2.4Перекрёстная эластичность спроса………………………………………………………………......16
ГЛАВА 2. КОНКУРЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ…….………..18
2.1Конкурентное поведение потребителя…………………………………………………….………….20
2.2Бюджетные ограничения……………………………………………………………………………….……………20
2.3Оптимальный набор благ……………………………………………………………………………………………24
2.4Бюджетная линия……………………………….……………………………………………………………..……….….24
2.5Кривая безразличия….……………………….………………………………………………….……….……….…...25
2.6Полезность как основа выбора потребителя…………………………………………….………26
ГЛАВА 3.ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ КЛИЕНТОВ ОАО «ЖИВАЯ ВОДА»……………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….……….…………….…….……..….…..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..………………..…35

Файлы: 1 файл

курсовая_микроэкономика-Кегельтиева-Дфэб-21.docx

— 218.87 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим два товара, Х и Y. Если Х и Y являются товарами-заменителями, то при возрастании цены товара Y и неизменной цене товара Х  потребители будут склонны к увеличению спроса на товар Х. В этом случае кривая спроса для товара Х сдвинется вправо. Если же цена товара Y снизится,  кривая спроса товара Х сдвинется влево, указывая на уменьшение спроса на товар Х. Примером товаров-заменителей могут служить масло и маргарин.

Для взаимодополняющих товаров характерна обратная ситуация: уменьшение цены товара Y ведёт к увеличению спроса на товар Х, а увеличение цены товара Y  ведёт к снижению спроса на товар Х. Примером таких товаров являются автомобили и бензин.

5. Ожидания. Ожидания потребителей  относительно таких факторов, как  будущие цены на товары, наличие  товаров и будущий доход, способны  изменить спрос. Ожидания потребителей  относительно возможности повышения  цен в будущем могут побудить  их покупать теперь же. Ожидание  увеличения доходов способствует  тому, что потребители начинают  меньше ограничивать текущие  расходы. Наоборот, ожидание падения  цен и снижения доходов ведёт  к сокращению текущего (то есть  в настоящее время) спроса на  товары.

Понятие «изменение в спросе» не следует смешивать с понятием «изменение величины спроса». Уже указывалось, что изменение в спросе выражается в смещении всей кривой спроса либо вправо (увеличение спроса), либо влево (уменьшение спроса). Причиной этого является изменение одного и более неценовых факторов спроса.

Изменение величины спроса означает передвижение  с одной точки на другую точку на одной и той же кривой спроса, то есть переход от одной комбинации «цена – количество продукта» к другой их комбинации. Причиной изменения величины спроса служит изменение цены данного товара.

Влияние ценовых и неценовых факторов может быть представлено в виде формулы

QDa = f (Pa, Pn, Pm, I, М) (1)

где Pa – цена данного товара;

Pn – цена товаров-заменителей;

Pm – цена на дополняющие товары;

I – доход покупателя;

M – вкусы и предпочтения  покупателя. 

 

1.2. Эластичность  спроса

1.2.1 Практическое  использование показателей эластичности 

Существует зависимость между изменением цены и тем количеством товара, на которое люди увеличивают или уменьшают свои покупки. Это понятие обозначается как ценовая эластичность товара. Впервые оно было введено в экономическую теорию А. Маршаллом.

Эластичность (англ. elasticity) означает интенсивность реакции покупателей. Если небольшое изменение цены сильно изменяет объём покупок, то спрос эластичен. Если даже очень большое изменение цены лишь ненамного изменяет объём покупок, то говорят, что спрос неэластичен. [4, с. 51]

Коэффициент эластичности спроса по цене всегда отрицателен, т. к. цена и величина спроса находятся в обратной зависимости. Когда цена падает, величина спроса растёт, и наоборот: когда цена растёт, величина спроса падает.

Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов поднимется или опустится величина спроса на данный товар при изменении его цены на 1%.

Помимо словесного заключения об эластичности или, наоборот, неэластичности спроса часто требуется дать точную количественную оценку этой характеристике спроса. Степень эластичности спроса по цене экономисты измеряют при помощи коэффициента прямой эластичности.

Поскольку, как правило, объем спроса с увеличением цены снижается, ΔQ i / ΔP i < 0. (1)

 Чтобы избежать отрицательных  чисел, перед правой частью часто  вводят знак минус.

Пример применения формулы: цена масла увеличилась на 10% , что привело к сокращению количества продаваемого масла на 5%. Эластичность спроса в этом случае равняется 5% / 10% = 0,5

Для эластичности спроса вводят понятия эластичности по цене и доходу.

 

1.2.2  Эластичность  спроса по цене

Возможны три случая эластичности спроса по цене:

а) Неэластичный спрос (слабая реакция) E < 1. Имеет место в том случае, когда количество приобретаемого товара увеличивается меньше чем на 1% на каждый 1% снижения цены этого товара. На рис. 1.4, а понижение цены в два раза вызывает тройное увеличение спроса.

б) Эластичный спрос (сильная реакция) E > 1. Увеличение количества приобретаемого товара больше чем на 1% на каждый 1% снижения его цены. На рис. 1.4, б двойное понижение цены приводит к двойному увеличению спроса.

в) Единичная эластичность (промежуточный вариант) Е = 1. Имеет место, когда количество приобретаемого товара возрастает вдвое вследствие снижения его цены в два раза. На рис. 1.4, в сокращение цены в два раза вызывает лишь 50%-ное увеличение спроса. (риc. 1.4)

Формы ценовой эластичности спроса

Рисунок 1.4. Три формы ценовой эластичности спроса

Анализируя данную систему эластичности, можно отметить два крайних значения Ed  (рис 1.5)

Совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос

Рисунок 1.5  Совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос

1) при ΔQ = 0  Ed = 0 – при любом изменении цены количество товара, на которое предъявляется спрос, постоянно. Кривая спроса DD вертикальна, спрос абсолютно неэластичен по цене;

2) при ΔР = 0 Ed = ∞ - спрос на товар не зависит от изменения цены. Кривая спроса D`D` горизонтальна, спрос абсолютно эластичен.

В таблице 1.2 приведена связь эластичности спроса и выручки от реализации товара.

не изменяется

Таблица 1.2

 
Значения Ed

 
Определение эластичности

 
Взаимосвязь цены и                          спроса

 
Зависимость выручки от изменения цены

 
Цена уменьшается

 
Цена увеличивается

 
Ed = 0

 
Абсолютно неэластичный

 
Q не зависит от цены

 
        ↓

 
         ↑

 
Ed < 1

 
Неэластичный

 
ΔQ / Q cp < ΔP / Рcp

 
       ↓

 
         ↑

 
Ed =1

 
Единичная эластичность

 
ΔQ / Qcp = ΔP / Рcp

 
не изменяется

 
не изменяется

 
Ed > 1

 
Эластичный

 
ΔQ / Qcp > ΔP / Рcp

 
       ↑

 
           ↓

 
Ed = ∞

 
Абсолютно эластичный

 
ΔQ / Qcp << ΔP / Рcp

 
       ↓

 
         ↑


 

Товары с эластичным спросом по цене:

·               Предметы роскоши (драгоценности, деликатесы)

               Товары, стоимость которых ощутима  для семейного бюджета (мебель, бытовая  техника)

               Легкозаменяемые товары (мясо, фрукты)

Товары с неэластичным спросом по цене:

               Предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество)

               Товары, стоимость которых незначительна  для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки)

               Труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин)  

1.2.3  Эластичность  спроса по доходам. 

Эластичность спроса по доходу связана с изменением потребностей в товарах и услугах при росте или снижении доходов. В развитых странах рост доходов приводит к возрастанию потребностей в услугах, предметах роскоши, а в развивающихся – в товарах длительного пользования. Её можно определить аналогично эластичности спроса по цене.

Формула коэффициента эластичности спроса по доходу выглядит так:

EdI = Qd/Qd : I/I = Qd/ I ·I/Qd

где Qd и I - первоначальные уровни объема спроса и дохода.

Численное значение коэффициента эластичности спроса по доходам используется для классификации товаров по качеству.

Эластичность спроса по доходу на разные товары различна. Для товаров, спрос на которые с ростом доходов падает, E1 < 0. Это товары низкого качества – например, продовольственные недиетические товары. На западе к ним относят цельное молоко, сливочное масло и т. п. (рис. 1.6, а) [5, с. 74]  Например, статистика показывает, что по мере роста дохода снижается потребление хлеба. При положительных значениях коэффициента спроса по доходу товар характеризуется как «нормальный» (рис. 1.6, б - 1.6, г). «Нормальный» товар, в свою очередь, может быть «предметом первой необходимости» при 0 < E1< 1 (рис. 1.6, б), «предметом второй необходимости» — при E1 = 1 (рис. 1.6, в) и «предметом роскоши» — при E1 > 1 (рис. 1.6, г). Значение E1 = 0 (рис. 1.6, д) говорит о том, что изменение дохода на спросе не отражается.

 

Рисунок 1.6 Эластичность спроса по доходу

Об эластичности спроса по доходу можно также сказать, что чем доход выше, тем менее эластичен спрос (для богатого цена менее важна, чем для бедного).

Расчет эластичности спроса по доходу для разных видов товаров рассмотрим на конкретном примере.

Пример. В табл. 1.3  приведены данные о структуре расходов семьи за два года. Цены на товар за это время не меняются.

Таблица 1.3

 

 
 
 
Покупаемые товары 
 
  

 
Расходы на  
 
покупку,  
 
тыс. ден. ед. в    год 

 
Доля в  
 
бюджете, % 

 
Коэффициенты эластичности

спроса 

по 

доходу  
 
  

 
 
 
Характер товара 

 
1-й год 2-й  
 
 год 

 
1-й год 2-й  
 
    год

 
 Продукты  
 
   питания 

 
30 

 
50 

 
30 

 
26 

 
(50 – 30)/30 =  2/3     

 
Первой необходимости 

 
 Одежда 

 
25 

 
20 

 
25 

 
10 

 
 –1/5 

 
Недоброкачественный товар 

 
 Жильё и  
 
 коммунальные  
 
 услуги

 
30 

 
60 

 
30 

 
30 

 
30/30 = 1 

 
Второй необходимости 

 
 Отдых 

 
15 

 
70 

 
15 

 
35 

 
55/15 = 3,2/3 

 
Предметы роскоши 

 
 Итого: 

 
100 

 
200 

 
100 

 
100 

 
  

 

 
  

 

 

Из таблицы видно, что на 2-й год расходы семьи на покупку товаров (доход) вырастают в два раза.

Нетрудно рассчитать долю, которую данный товар составляет в бюджете за 1-й и 2-й годы.

Исходя из увеличивающегося дохода рассчитывается эластичность спроса по доходу (расчет приведен в таблице).

По величине коэффициентов эластичности спроса по доходу определяется характер товара. 

                   

1.2.4 Перекрёстная  эластичность спроса

Различают три вида перекрёстной эластичности спроса по цене:

-положительная;

-отрицательная

-нулевая.

Положительная перекрёстная эластичность спроса по цене относится к взаимозаменяемым товарам (товарам-субститутам). Например, масло и маргарин являются товарами-заменителями, они конкурируют на рынке. Повышение цены на маргарин, которое удешевляет масло по отношению к новой цене маргарина, вызывает рост спроса на масло. В результате увеличения спроса на масло кривая спроса на него сместится вправо и его цена поднимется. Чем больше взаимозаменяемость двух благ, тем больше величина перекрестной эластичности спроса по цене.

 

Отрицательная перекрёстная эластичность спроса по цене относится к взаимодополняемым благам (сопутствующим, комплементарным благам). Это блага, которые используются совместно. Например, обувь и гуталин являются взаимодополняемыми благами. Повышение цены на обувь вызывает сокращение спроса на нее, что, в свою очередь, уменьшит спрос на гуталин. Следовательно, при отрицательной перекрестной эластичности спроса с ростом цены одного блага сокращается потребление другого блага. Чем больше взаимодополняемость благ, тем больше будет абсолютное значение отрицательной перекрестной эластичности спроса по цене.

Нулевая перекрёстная эластичность спроса по цене относится к благам, которые не являются ни взаимозаменяемыми, ни взаимодополняемыми. Этот вид перекрестной эластичности спроса по цене показывает, что потребление одного блага не зависит от цены на другое.

Значения перекрёстной эластичности спроса по цене могут изменяться от "плюс бесконечности" до "минус бесконечности".

Перекрёстная эластичность спроса по цене применяется при осуществлении антимонопольной политики. Чтобы доказать, что та или иная фирма не является монополистом какого-то блага, она должна обосновать, что выпускаемое этой фирмой благо обладает положительной перекрестной эластичностью спроса по цене по сравнению с благом другой конкурирующей фирмы.

Информация о работе Спрос и поведение потребителя