Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 20:23, курсовая работа
Целью работы стало изучить потребительский спрос, его анализ и прогнозирование в торговле. Для этого мне нужно определить сущность и значение потребительского спроса, его виды и показатели, и факторы формирования спроса на потребительские товары. Я также должна проанализировать объем и структуру потребительского спроса Свердловской области, и факторы, влияющие на спрос. А также предложить пути совершенствования отрасли, предварительно дав прогноз развития потребительского спроса.
Введение 3
1 Сущность и значение потребительского спроса 5
1.1 Понятие, характеристика и виды потребительского спроса 5
1.2 Показатели и факторы формирования спроса на потребительские товары 14
2 Характеристика спроса Свердловской области 22
2.1 Анализ объема и структуры потребительского спроса 22
2.2 Анализ факторов влияющих на спрос 27
3 Перспективы развития отрасли 33
Заключение 40
Список литературы 43
Микро - и макроспрос целесообразно рассматривать в двух аспектах: с точки зрения классификации товаров и с точки зрения территориальной определенности рынка.
В соответствии с первым подходом макроспрос- спрос на конкретную группу товаров, объединенных либо по потребительскому, либо по отраслевому признаку.
В зависимости от второго подхода выделяют макроспрос на уровне определенного рыночного пространства- страны, республики, экономического района, края и т.д.
Микроспрос по первому признаку - спрос на отдельные разновидности товара, а по второму - спрос на уровне отдельного торгового субъекта.
а) спрос на потребительские товары без подразделения на группы;
б) спрос на укрупненные группы товаров, сформированные по различным признакам (торговому, потребительскому);
в) спрос на отдельные товары;
г) спрос на детализированные ассортиментные позиции внутри отдельных видов товаров, т.е. спрос на отдельные марки, модели и пр.
а) спрос населения страны в целом;
б)
региональный - спрос населения определенного
административно-
в) местный - спрос населения определенного района, города, входящего в состав определенного региона.
В каждом регионе, как и по стране в целом, целесообразно выделять спрос городского и сельского населения, спрос жителей центра и периферии.
Базовый спрос реализуется населением в местах постоянного проживания и потребления данных товаров и услуг.
Мобильный спрос-сумма денег, направляемая на покупку товаров и услуг в местах временного проживания и потребления.
В связи с этим выделяют:
а) маятниковую миграцию населения;
б) сезонное перемещение в курортные зоны и за рубеж в период отпусков;
в)
межрегиональные и
г) бизнес и шоп-туры и т.п.
изучение межрегионального движения спроса служит основой для совершенствования работы территориальной торговли.
а) первичный спрос- потребность в сумме денег, предназначенных на покупку товаров, приобретаемых покупателями впервые;
б) спрос на замену- спрос, возникающий в связи с утратой потребительских свойств товаров, находящихся в потреблении. Чаще всего он относится к товарам длительного пользования, подвергшимся физическому или моральному износу
в) дополнительный спрос-спрос, предъявляемый на вторые, третьи и т.д. экземпляры уже имеющихся товаров. Обычно это товары семейного пользования, имеющие качественные различия;
г) спрос про запас- результат ажиотажного спроса, вызванного дефицитом товара или угрозой его возникновения.
Повседневный
спрос- спрос на насущные товары, обеспечивающие
текущую жизнедеятельность
Периодический
спрос- спрос, направленный обычно на товары
сезонного потребления и
Эпизодический спрос проявляется изредка, от случая к случаю (ювелирные изделия, деликатесы)
Постоянный спрос- спрос на товары разового или кратковременного пользования и обеспечивающий жизненно важные потребности покупателей.
Потенциальный
- это спрос на товары, которые
еще не поступали на рынок. Они
либо готовятся к выпуску на отечественных
предприятиях, либо уже освоены зарубежными
производителями, предполагающими
их импорт в Россию. Потенциальный
спрос преимущественно
Формирующийся
спрос- спрос на новые для рынка
и его покупателей товары, еще
не прочно укрепившиеся в сфере потребления.
Значительная часть покупателей
консервативна или осторожна
в выборе товаров и ограничивает
покупки незнакомых продуктов. Поэтому
усилия торговли, целенаправленная деятельность
в сфере рынка могут
Сложившийся
спрос выступает как
Интенсивность спроса может зависеть не только от новизны товара, но и от уровня развития торговли, доходов населения, темпов внедрения достижений научно-технического прогресса и их влияния на жизненные стандарты.
Четко сформулированный спрос - заранее обдуманный, согласованный с другими членами домохозяйств, выражающие намерение приобрести вполне определенный товар или услугу; обычно это товары длительного пользования, которые соотносят с уже имеющимися.
Альтернативный спрос
Импульсивный спрос- сумма денег, которая может быть направлена на заранее не планируемую покупку товара. Возникает под влиянием различных побудительных импульсов (реклама, яркое оформление)
Действительный спрос- это объем спроса населения страны или региона в условиях сбалансированного рынка, когда объем и структура спроса полностью обеспечиваются объемом и структурой товарного предложения в определенных границах места и времени.
Реализованный
спрос - фактически реализованный спрос
при покупке товаров или услуг
на рынке с ограниченным товарным
предложением или несовпадающим
по структуре. В этом случае часть
действительного спроса не находит
соответствующего товарного эквивалента
на рынке и остается нереализованной.
Реализованный спрос
Неудовлетворенный спрос- часть фактически предъявляемого населением спроса, которая в определенный момент не была реализована по каким-либо причинам: из-за отсутствия необходимых потребителю отдельных видов товаров, из-за низкого качества, высокого уровня цен и т.д. неудовлетворенный спрос можно определить как разницу между действительным и реализованным.
Неудовлетворенный спрос имеет свои разновидности:
1)
явный спрос, не
2)
скрытый - неудовлетворенный спрос,
который также возникает на
рынке из-за недостаточного
Особо выделяют отложенный спрос- это сумма денег, предназначенная для покупки товара или услуг, которые имеются на рынке, но не покупаются из-за отсутствия условий для их использования. Отложенным спросом можно считать денежные средства, предназначенные, например, для покупки товаров сезонного потребления.
Накапливаемый спрос- это спрос, не удовлетворяемый из-за того, что сумма денег, предназначенная на покупку определенного товара, недостаточна для его покупки и накапливания в течение определенного времени.
Спрос является достаточно подвижной категорией, поэтому в реальной жизни его разновидности в чистом виде выделить достаточно сложно. Они переплетаются, переходят из одного вида в другой, образуют различные сочетания, отдельно и в совокупности воздействуя на хозяйственную деятельность торговых предприятий. Такое влияние и сочетание индивидуальны, и чем конкретнее информация о спросе, тем эффективнее используются товарные ресурсы торговли, и осуществляется процесс реализации товаров и услуг.
1.2 Показатели и факторы формирования спроса на потребительские товары
Показатели, характеризующие спрос и его развитие на рынке потребительских товаров, соответствуют основным характеристикам любой рыночной категории - натурально-вещественной, стоимостной, временной и пространственной.
а) баланс денежных доходов населения;
б) структура денежных расходов населения;
в)
общий объем потребления
г)
среднегодовой объем
д) степень соответствия душевого потребления рекомендуемым нормам потребления.
а)
общий объем покупательных
б) объем розничного товарооборота (тыс.р.) по территории за определенный период;
в) степень удовлетворения покупательных фондов (%);
г) структура розничного товарооборота по товарным группам;
д) объем и структура неудовлетворенного спроса по товарным группам;
е) структура товарооборота по формам обслуживания;
ж) среднедушевой оборот по потребительским товарам по России за изучаемый период.
а) темпы изменения объема товарооборота: в % - к предыдущему и базисному периодам в целом и по структуре - в действующих ценах;
б) величины абсолютных отклонений объемов спроса за изучаемый период;
в) индексы сезонных колебаний спроса;
г) индексы структурных сдвигов в товарообороте.
а) территориальные индексы общего оборота по потребительским товарам;
б)
территориальные индексы
в) отклонение территориального объема спроса от среднероссийского;
г) отклонение среднедушевых показателей по товарообороту от среднероссийских.
Развитие покупательского спроса осуществляется под воздействием множества факторов: одни действуют в сторону уменьшения, другие - наоборот, и т.д.
Классификация факторов формирования и развития спроса в соответствии с рисунком 1 позволяет торговли выбрать наиболее приемлемый вариант рыночного поведения, обеспечивающий экономический и социальный эффект от предпринимаемых мероприятий.
Рисунок 1- Классификация факторов развития покупательского спроса
I По природе возникновения все факторы формирования и развития спроса подразделяются на экономические, социальные, демографические, природно-климатические и национально-исторические.
1. К экономическим факторам относятся экономические процессы и явления общегосударственного и регионального значения, влияющие прямо или косвенно на величину и структуру покупательского спроса. В число этих факторов входят:
а) уровень
развития материального производства
и степень общественного
б) размеры товарного предложения и его структура (в разрезе отдельных групп потребительских товаров)
в) денежные доходы населения и распределение их между отдельными группами населения;
г) уровень и соотношение цен на потребительские товары и услуги;
Информация о работе Спрос на потребительские товары, его виды и необходимость их изучения в торговле