Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 20:23, курсовая работа
Целью работы стало изучить потребительский спрос, его анализ и прогнозирование в торговле. Для этого мне нужно определить сущность и значение потребительского спроса, его виды и показатели, и факторы формирования спроса на потребительские товары. Я также должна проанализировать объем и структуру потребительского спроса Свердловской области, и факторы, влияющие на спрос. А также предложить пути совершенствования отрасли, предварительно дав прогноз развития потребительского спроса.
Введение 3
1 Сущность и значение потребительского спроса 5
1.1 Понятие, характеристика и виды потребительского спроса 5
1.2 Показатели и факторы формирования спроса на потребительские товары 14
2 Характеристика спроса Свердловской области 22
2.1 Анализ объема и структуры потребительского спроса 22
2.2 Анализ факторов влияющих на спрос 27
3 Перспективы развития отрасли 33
Заключение 40
Список литературы 43
д) степень удовлетворения потребностей за счет продукции, вовлекаемой в потребление нетоварным путем;
е) степень
обеспеченности населения потребительскими
товарами и наличный парк товаров
длительного пользования в
Поскольку существуют разные источники формирования расходов в соответствии с рисунком 2, то их носителей можно разделить на две группы:
Рисунок 2- Источники формирования доходов населения
К первой группе относятся люди, доходы которых не зависят от уровня занятости (пенсионеры, безработные, инвалиды, студенты). В эту же группу входит активная часть населения, работающего на предприятиях государственной сферы; их труд оплачивается по фиксированным ставкам из средств государственного бюджета. В число бюджетных организаций включены армия, правоохранительные органы, медицинские учреждения, учреждения системы образования и т. П.
Вторая группа семей - работающие по найму на производстве, предприниматели и интеллигенция; занятые в частном секторе экономики.
На структуру спроса значительно влияет дифференциация доходов разных групп населения: семьи с неодинаковым уровнем душевого дохода имеют разную структуру покупок товаров и структуру потребления. Поэтому в коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров необходим учет спроса не какого-либо абстрактного покупателя, а вполне определенных групп покупателей с их интересами, запросами, намерениями и мотивациями. Каждая группа покупателей образует некий сегмент рынка, на который должна ориентироваться та или иная программа коммерческих действий.
На формирование объема и структуры покупательского спроса существенно влияет также уровень цен на товары народного потребления.
Спрос
- одна из сторон многомерного процесса
рыночного ценообразования. Характерные
для него причинно-следственные зависимости
имеют вид устойчиво
Закон спроса выражает:
а) обратную зависимость между ценой и покупательным количеством товаров;
б) постепенное убывание спроса на данный товар или услугу;
отношение темпов прироста спроса к темпам прироста цены называется коэффициентом эластичности спроса от цены.
Эластичность спроса от цены характерна, прежде всего, для тех групп населения, доходы которых не обеспечивают полного удовлетворения потребности в данных товарах. В группах населения, доходы которых полностью обеспечивают удовлетворение спроса на какие-либо товары по более высоким ценам, снижение цен на них не приводит к увеличению спроса на эти товары. При этом денежные средства, сэкономленные при покупке товаров по сниженным ценам, направляются на покупку других товаров, на которые спрос еще не удовлетворен. Следовательно, реакция на изменение цены товара различными группами населения неодинакова. Для одних групп эта реакция выражена сильнее, для других – слабее.
Существенно воздействуют на спрос не только уровень цен на тот или иной товар, но и изменение его на другие товары, и в первую очередь на взаимозаменяемые и взаимодополняющие.
2. Социальные
факторы связаны
Согласованная
деятельность по улучшению условий
жизни называется социальной политикой.
В социальной политике выражаются конечные
цели и результаты экономического роста.
Она играет в экономической системе
двоякую роль: с одной стороны,
по мере экономического роста и накопления
национального богатства
Наряду
с социальной политикой государства
на потребительский спрос
а) формы собственности, господствующие в сфере производства и реализации потребительских товаров и соответствующие им формы распределения благ;
б) социальный состав (структура) населения;
в) уровень развития культуры и воспитательной деятельности в сфере просвещения и образования;
г) потребительские привычки;
д) мода и т.д.
3. Демографические факторы включают в себя:
а) численность и половозрастной состав населения;
б) численность, состав и возраст семей;
в) изменение среднего размера, состава, возраста семей;
г) миграционные процессы и т.п.
В
группе демографических факторов важнейшим
является число покупателей на рынке.
Очевидно, что увеличение на определенном
территориальном рынке каких-
Противоположным по действию фактором является число безработных, так как оно уменьшает численность реальных активных покупателей из-за отсутствия постоянного заработка.
4.Природно-климатические факторы:
а) географическое расположение страны и отдельных ее регионов;
б) климат, продолжительность отдельных сезонов года;
в) плодородные почвы и т.п.
5.Национально-исторические факторы - это традиции, обычаи, условия быта и т. п.
II По характеру воздействия на спрос факторы подразделяются на общие и специфические.
III По возможности измерения воздействия факторы, влияющие на спрос, подразделяются на:
Целенаправленная
деятельность по формированию потребительского
спроса предполагает совместные усилия
многих отраслей народного хозяйства
по единой социально-экономической
программе. Эта деятельность реально
проявляется в комплексе
а) сбалансирование доходов
б)
активное и дифференцированное воздействие
на потребителя общественно-
в) совершенствование ассортимента товаров и повышение их качества под влиянием достижений научно-технического прогресса с учетом спроса населения;
г) дальнейшее развитие инструментов торговой политики на основе маркетинга.
2. Характеристика спроса Свердловской области
2.1 Анализ
объема и структуры
В рамках спроса взаимодействие «производитель-потребитель» приобретает качественно новую характеристику как взаимодействие «покупатель-продавец». Поэтому объем спроса представляет собой сумму денежных средств, которые население обменивает на товары и услуги. Он определяется величиной покупательных фондов населения, а в условиях ненасыщенного рынка - размером неудовлетворенного спроса.
Покупательный
фонд населения – это часть
денежных доходов, которые население
предназначает для покупки
Баланс
денежных доходов и расходов населения
характеризует объем и
Для
разработки баланса привлекают данные
министерств и ведомств, многочисленные
отчетные и плановые показатели, а
также материалы бюджетных
Баланс доходов и расходов населения Свердловской области приведен в таблице.
Таблица –2 Денежные доходы и расходы населения
2007г., млн. рублей |
Январь- ноябрь 2007г. в % к январю-ноябрю 2006г. |
Ноябрь 2007гг. в % к ноябрю 2006г. | ||
Январь-ноябрь |
Ноябрь | |||
Денежные доходы населения |
387366 |
39422 |
127,8 |
101,2 |
Расходы населения |
384364 |
38517 |
124,2 |
96,9 |
Потребительские расходы |
276564 |
29836 |
132,5 |
102,3 |
обязательные платежи и |
30720 |
2840 |
136 |
87,9 |
сбережения |
48244 |
2926 |
95,7 |
60,7 |
из них во вкладах и ценных бумагах |
15209 |
2229 |
132,3 |
167,8 |
покупка валюты |
29136 |
3215 |
104,1 |
110,7 |
Превышение доходов над |
3102 |
1005 |
Х |
Х |
Номинальные денежные доходы, полученные населением Свердловской области в январе-ноябре 2007г., по данным ежемесячной оценки составили 387,3 млрд. рублей (7950,4 рубля на одного жителя в месяц) и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличились на 27,8%.
Денежные доходы населения области в ноябре 2007г. составили 39,3 млрд. рублей (8880 рублей на одного жителя) и возросли по сравнению с октябрем на 1,2%,
Величина расходов на покупку товаров и услуг, позволяющих оценить общий объем спроса населения, определяется как разница между величинами общих доходов и нетоварных расходов, формула (1):
ПФ=
Σ ДД – Σ ДР,
где ПФ - покупательный фонд, тыс.р.;
ДД - денежные доходы по статье, тыс.р.;
ДР - денежные расходы по статье, тыс.р.
В соответствии с формулой рассчитаем величину расходов на покупку товаров услуг
ПФ1= 387366-384364= 3002
ПФ2 =39422-38517=905
где ПФ1- покупательный фонд в январе-ноябре 2007г.,
ПФ2- покупательный фонд в ноябре 2007г.
Тогда возможный объем спроса (покупок товара) населения составит ПТ, формула (2):
ПТ=ПФ+(±Пр),
где Пр - сумма превышения доходов над расходами (-) или расходов над доходами (+)
Рассчитаем возможный объем спроса населения:
ПТ1=3002-3002=0
ПТ2=905-905=0
где ПТ1-объем спроса населения в январе-ноябре 2007г.
ПТ2- объем спроса населения в ноябре 2007г.
В соответствии с произведенными расчетами можно сделать вывод, что покупательский спрос на товары удовлетворяется полностью.
В
январе-ноябре 2007г. населением области
направлено на потребительские расходы
на 67,9 млрд. рублей больше средств, чем
за аналогичный период прошлого года.
В структуре использования
С начала 2007г. на обязательные платежи и разнообразные взносы населением затрачено на 36,0% больше средств, чем в январе-ноябре 2006г., удельный вес статьи в структуре использования денежных доходов возрос на 0,5 процентного пункта.
На организованные сбережения населением направлено на 2,2 млрд. рублей меньше средств, чем за одиннадцать месяцев прошлого года, в то же время на накопление во вкладах и ценных бумагах - на 3,7 млрд. рублей больше средств. В структуре использования доходов доля сбережений населения снизилась на 4,2 процентного пункта, доля накоплений во вкладах и ценных бумагах незначительно возросла (на 0,1 процентного пункта).
В
январе-ноябре 2007г. на приобретение валюты
населением израсходовано на 4,1% больше
средств, чем за аналогичный период
прошлого года, однако доля показателя
по структуре использования
Информация о работе Спрос на потребительские товары, его виды и необходимость их изучения в торговле